Библиотечное занятие, посвящённое Дню защитника Отечества "На героя и слава бежит" (о былинных богатырях)
методическая разработка по чтению (3, 4 класс)

Юрикова Светлана Геннадьевна

Данная методическая разработка может быть использована в работе учителей начальных классов, библиотекарей общеобразовательных учреждений, педагогов дополнительного образования в целях воспитания уважения и гордости к русским воинам через создание целостного литературно-художественного образа былинного богатыря.

Время проведения данного внеурочного занятия - канун празднования Дня защитника Отечества или как дополнительное внеклассное занятие по теме «Былины» по литературному чтение согласно календарно-тематическому планированию.

Данная методическая разработка рассчитана на обучающихся 3-4 классов и требует определённой подготовительной работы.

Местом проведения данного занятия может стать школьная библиотека, учебный класс или фойе школы.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Библиотечное занятие, посвящённое Дню защитника Отечества «На героя и слава бежит» (о былинных богатырях)

Пояснительная записка

Данная методическая разработка может быть использована в работе учителей начальных классов, библиотекарей общеобразовательных учреждений, педагогов дополнительного образования в целях воспитания уважения и гордости к русским воинам через создание целостного литературно-художественного образа былинного богатыря.

Время проведения данного внеурочного занятия - канун празднования Дня защитника Отечества или как дополнительное внеклассное занятие по теме «Былины» по литературному чтение согласно календарно-тематическому планированию.

Данная методическая разработка рассчитана на обучающихся 3-4 классов и требует определённой подготовительной работы.

Местом проведения данного занятия может стать школьная библиотека, учебный класс или фойе школы.

Цели: воспитание уважения и гордости к русским воинам через создание целостного литературно-художественного образа былинного героя.

Задачи:

1. Вспомнить понятия: «фольклор», «пословица», «былина».

2. Формировать представление и углублять знания детей о прошлом Руси, о её защитниках – богатырях.

3. Вспомнить, кто такие былинные герои: Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович, Святогор.

4. Познакомить обучающихся с литературой, имеющейся в школьной библиотеке, по данной теме через обзор выставки «Книги о смелых и храбрых».

5. Продолжать знакомить обучающихся с богатым языком былин.

6. Показать образы былинных героев в творчестве русских художников: В. М. Васнецова, И. Я. Билибина, М. А. Врубеля, С. Москвитина и композитора А. П. Бородина.

7. Воспитывать любовь к Родине, опираясь на литературно-художественные образы былинных богатырей.

8. Развивать творческие способности детей, навыки устной речи, выразительного чтения.

9. Формировать регулятивные умения: отвечать за результат работы; осуществлять первоначальный контроль своих действий; понимать цели и смысл выполняемых заданий на каждом этапе работы.

10. Формировать познавательные умения: учить делать выводы, анализировать, рассуждать; воспитывать интерес к чтению.

11. Формировать коммуникативные умения: формировать культуру общения в группе, умение определять свою роль в ней.

Подготовительная работа:

  1. Оформление в библиотеке книжной выставки ко Дню защитника Отечества «Книги о смелых и храбрых».
  2. Чтение детьми былин об Илье Муромце, Добрыне Никитиче, Алёше Поповиче и др.
  3. Подготовить одного обучающегося к прочтению наизусть стихотворения А. Толстого «Илья Муромец».
  4. Создание презентации Microsoft PowerPoint к методической разработке «На героя и слава бежит».

Оборудование, реквизит:

- компьютер или ноутбук для демонстрации презентации;

- книги с былинами о богатырях;

- аудиозапись второй симфонии Александра Порфирьевича Бородина «Богатырская»; 

- аудиозапись стихотворения А. Толстого «Илья Муромец»;

- прямоугольные листочки-«кирпичики»;

- ручки, карандаши для записи;

- мультипликационный фильм «Илья Муромец» (реж. И. Аксенчук, 1975 г.).

Ход занятия

Слайд № 1 - «С Днём защитника Отечества!»

Библиотекарь: Добрый день, дорогие ребята! Среди множества отмеченных в календаре дней есть один особый – 23 февраля. Какой праздник отмечается в этот день в России?

Обучающиеся: День защитника Отечества.

Библиотекарь: Кого мы поздравляем в этот день?

Обучающиеся: Военных, солдат, мужчин и женщин, которые служили или служат в армии, защищают или защищали когда-то нашу страну. Ветеранов войн. А также будущих защитников Отечества.

Библиотекарь: В самом названии этого праздника заложено благородное призвание и обязанность защищать Родину и свой народ. Именно в этот день – 23 февраля – в 1918 году был подписан закон о создании в нашей стране специальных войск для защиты государства от нападения врагов. Россия всегда славилась своими воинами – от простых солдат до генералов.

Слайд № 2 - Александр Васильевич Суворов

Библиотекарь: Знаете ли вы этого известного русского полководца? (Дети смотрят на слайд. Если не узнают, то тогда библиотекарь продолжает.)

Библиотекарь: Это знаменитый полководец Александр Васильевич Суворов. Он считал, что лучше русского солдата нет нигде в мире: он и сам не пропадёт, и товарища спасёт.

Откуда же у русских воинов такая сила?

(Библиотекарь слушает предположения детей.)

Библиотекарь: Говорят, она досталась им в наследство от далёких предков, о которых сложены песни и сказания – былинных богатырей. Вот этим заступникам земли русской мы посвятим наше мероприятие, которое называется «На героя и слава бежит».

 

Слайд № 3 - «На героя и слава бежит»

Библиотекарь: Как вы думаете, к какому виду русского фольклора относится высказывание: «На героя и слава бежит». Что оно означает для вас?

Обучающиеся: (рассуждают, выдвигают свои предположения) Высказывание «На героя и слава бежит» - это пословица, которая может означать, что если ты настоящий герой, то слава и почести тебя сами найдут, потому что герой не боится трудностей и всегда готов помочь людям, своей стране.

Библиотекарь: Запомните, пожалуйста, свои рассуждения и предположения. В конце нашего занятия мы посмотрим, были ли они верны.

Слайд № 4 – «Славянский посёлок» 

Библиотекарь: Давным-давно Россия называлась Русью. Люди жили в таких поселениях, трудились неустанно: пахали землю пахари, скотоводы занимались выращиванием домашних животных.

Слайд № 5 – «Корабль» 

Библиотекарь: На берегах реки строили корабельщики ладьи. За городами и сёлами тянулись леса дремучие, по которым бродили охотники.

Слайд № 6 – «Степь»

Библиотекарь: А за лесами – степи без конца и без края. И шло из этих степей на Русь много горюшка. Налетали на русские сёла кочевники, жгли и грабили дворы, уводили русских людей в плен.

Чтобы сберечь от врагов землю русскую, стали ставить в степи маленькие крепости – заставы богатырские, чтобы оберегали они путь на Русь, защищали от врагов и от чужих людей. А по степям стали разъезжать богатыри на могучих конях.

Заставу богатырскую изобразил русский художник Виктор Васнецов на картине «Богатыри». Думаю, этот шедевр известен каждому из вас. Назовите, что за богатыри на ней изображены.

Обучающиеся: называют имена трёх богатырей: Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович.

Слайд № 7 - картина «Богатыри» Виктора Михайловича Васнецова и демонстрация репродукции картины в школьной «картинной галерее» на третьем этаже, рядом с библиотекой

(Звучит вторая симфония Александра Порфирьевича Бородина «Богатырская») 

Библиотекарь: проводит беседу возле картины.

Приблизительные вопросы для беседы:

1. Кто из богатырей самый старший по возрасту? (Илья Муромец)

2. Где художник изобразил Илью Муромца? И почему? (В центре картины, потому что Илья – самый опытный, самый сильный и самый популярный на Руси богатырь.)

3. Каким Виктор Васнецов изобразил Илью Муромца? (Грозным, сильным, серьёзным. Он внимательно следит за тем, что происходит вдалеке, даже поднял руку к голове, чтобы лучше видеть границы Руси.)

4. Кто находится по правую руку от Ильи? И почему? (Добрыня Никитич. Он моложе Ильи, но ему, наверное, Илья Муромец больше доверяет.)

5. А кто же третий, самый молодой богатырь? (Алёша Попович. Он молодой, но тоже очень смелый, находчивый, смотрит хитро и даже весело. Любит веселье, ведь недаром с собой возит гусли.)

6. Какое оружие есть у богатырей? (Идёт беседа по картине о богатырском оружии, одежде, конях и других деталях.)

После беседы у картины дети возвращаются в библиотеку.

Библиотекарь: Итак, богатыри охраняли границы Руси, не пускали врагов, жили в специальных крепостях-заставах. Я предлагаю вам тоже сейчас построить такую крепость-заставу, только материалом для вашего строительства будут слова, связанные с богатырями, воинами, солдатами. На каждом «кирпичике» напишите одно слово. Чем больше слов вы напишите, тем крепче и выше крепость у вас получится.

В качестве «кирпичиков» можно использовать прямоугольные листы бумаги. Можно внести соревновательный момент, разделив группу на две команды. Если дети не поняли задание, то дать им подсказку: какие богатыри? Дети могут писать прилагательные и существительные, может быть, словосочетания.

Возможные варианты слов, написанных на «Кирпичиках»: смелость, храбрость, сила, мужество, бесстрашие, смекалка, находчивость, суровость, честность, ловкость, любовь к Родине, преданность, верность друзьям, доброта, бескорыстие и т. д.

Когда дети напишут слова, команды должны их зачитать и посчитать, сколько «кирпичиков» получилось у каждой команды.

Библиотекарь: Замечательные получились у вас крепости, но ведь для богатыря ещё очень важно амуниция и снаряжение. Вспомните, как называется…

1. … головной убор богатыря. (Шлем)

Слайд № 8

2. … тяжёлый панцирь, сплетённый из металлических колец. (Кольчуга)

Слайд № 8

3. … рубящее холодное оружие, которое состояло из клинка и рукоятки. (Меч)

Слайд № 9

4. … колющее оружие на длинном древке. (Копьё, пика)

Слайд № 9

5. … оружие оборонительного назначения, при сражении воин прикрывал им своё тело. (Щит)

Слайд № 10

6. … оружие для удара по противнику, которое состояло из рукоятки и тяжёлой круглой ударной части. (Булава)

Слайд № 10

Слайд № 11 – картина «Святогор» Ивана Яковлевича Билибина

Библиотекарь: Про этого богатыря говорили так: «Ростом он выше тёмного леса, головой облака подпирает, скачет по горам – горы под ним шатаются, в реку заедет – вся воды из реки выплеснется. Не держала его земля – только каменные утёсы под его тяжестью не рушились». Может, поэтому у него и меня такое, связанное с горами? Кто-нибудь из вас узнал этого богатыря?

Обучающиеся: Так говорили про Святогора.

Библиотекарь: В памяти народной богатыри славились силой сказочной. Едут на конях – земля под ними прогибается. И кони у них богатырские, скачут выше дерева стоячего, ниже облака ходячего. Вот такой богатырь изображён на следующей картине.

Слайд № 12 – картина «Богатырь» Михаила Александровича Врубеля

Библиотекарь: Посмотрите, от великой тяжести конь богатырский словно в землю врос. И сам богатырь – как гора или тёмная туча. Неподвижен богатырь, пока всё спокойно кругом. А появится враг – взмахнёт плетью, взовьётся его конь, и пойдёт богатырь крушить неприятеля.

Библиотекарь: Приходилось богатырям сражаться со злом, они побеждали чудовищ, освобождали из плена людей и любимых. Так Добрыня Никитич отбил у змея красу Забаву Путятичну.

Слайд № 13 – картина «Бой Добрыни Никитича с семиглавым Змеем Горынычем» Виктора Михайловича Васнецова

Слайд № 14 – картина Станислава Москвитина «Добрыня»

Библиотекарь: …Тут побился он, Добрыня, еще три часу,

А побил змею да он проклятую…

Слайда № 15 – картина «Добрыня и Забава Путятична» Ивана Яковлевича Билибина

Библиотекарь: …Много он прошел пещер змеиныих,

И заходит он в пещеру во последнюю,

Он нашел же там Забаву дочь Потятичну

В той последнею пещеры во змеиною,

А выводит он Забаву дочь Потятичну

А из той было пещерушки змеиною,

Да выводит он Забавушку на белый свет…

Библиотекарь: Какого богатыря причислили к числу российских святых, и у него остался в истории день рождения – 1 января?

Обучающиеся: Илья Муромец.

Слайд № 16 – фрагмент картины «Богатыри» В. М. Васнецова

Библиотекарь: Вы правы, больше всего любили, да и теперь уважают богатыря Илью Муромца.

Об этом великом богатыре поэт Алексей Толстой написал замечательное стихотворение, которое так и назвал – «Илья Муромец».

Стихотворение может прочитать библиотекарь, можно заранее дать выучить произведение кому-нибудь из детей или включить аудиофайл с этим стихотворением.

Под бронёй, с простым набором,

Хлеба кус жуя,

В жаркий полдень едет бором

Дедушка Илья.

Едет бором, только слышно,

Как бряцает бронь.

Топчет папоротник пышный

Богатырский конь.

И ворчит Илья сердито:

«Ну, Владимир, что ли?

Посмотрю я, без Ильи-то

Как ты проживёшь?

Двор мне, княже, твой не диво!

Не пиров держусь!

Я мужик неприхотливый,

Был бы хлеба вкус!

Но обнёс меня ты чарой

В очередь мою –

Так шагай же, мой чубарый,

Уноси Илью!

Правду молвить для княжого

Не гожусь двора!

Погулять по свету снова

Без того пора!

Вновь изведаю я, старый,

Волюшку мою.

Ну же, ну, шагай, чубарый,

Уноси Илью!

И старик  лицом суровым

Просветлел опять,

По нутру его здоровым

Воздухом дышать.

Снова веет воли дикой

На него простор,

И смолой и земляникой

Пахнет тёмный бор.

Библиотекарь: А ведь Илья Муромец не сразу богатырём стал. Давайте посмотрим, что за беда с ним приключилась, и кто его из этой беды вызволил.

Демонстрируется фрагмент мультипликационного фильма «Илья Муромец, реж. И. Аксенчук, 1975 г. После просмотра детям можно задать вопросы.

Библиотекарь: Сколько лет болел Илья? (30 лет)

Кто его вылечил? (Вылечили его трое паломников, старцев.)

Вспомните, пожалуйста, былины об этом богатыре. Какие подвиги совершил Илья Муромец?

«Илья Муромец и Соловей-разбойник»

… А и тут старыя казак да Илья Муромец

Да берет-то он свои тугой лук разрывчатый,

Во свои берет во белы он во ручушки,

Он тетивочку шелковеньку натягивал,

А он стрелочку каленую накладывал,

То он стрелил в того Соловья-разбойника,

Ему выбил право око со косицею.

Он спустил-то Соловья да на сыру землю,

Пристегнул его ко правому ко стремечку булатному,

Он повез его по славну по чисту полю…

«Илья Муромец и Идолище»

«Илья Муромец и Калин-царь»

Библиотекарь: Сегодня мы с вами вспомнили былинных героев, от которых, по преданию, и пошла сила русских воинов. Эти герои сражались, защищая родную землю. Конечно, я рассказала не про всех богатырей. Если вам интересно узнать о других героях, то вы можете прочитать эти книги.

Библиотекарь демонстрирует книги о богатырях.

В качестве рефлексии можно спросить ребят, кто из богатырей им нравится больше и почему.

В конце занятия делается вывод, были ли правы дети в начале занятия, высказывая свои предположения по поводу пословицы «На героя и слава бежит».

Список используемой литературы:

1. Былины : сказания о богатырях земли русской / пересказ А. Нечаев; худож. О. Подивилова. – М. : Самовар, 2010. – 96 с. : ил. – (Школьная библиотека).

2. Добрыня Никитич : былина. – Режим доступа: http://russkay-literatura.ru/literatura/694-bylina-dobrynya-nikitich-polnaya-foto-s-illyustracziyami.html

3. Илья Муромец и Соловей разбойник : былины / пересказ А. Нечаев; худож. А. Лебедев. – М. : Стрекоза, 2010. – 64 с. : ил. – (Библиотека школьника).

4. Илья Муромец и Соловей-разбойник : былина. – Режим доступа: http://vseskazki.su/narodnye-skazki/russkie-byliny/bylina-ilya-muromec-solovei-razboinik.html

5.Толстой А. К., Илья Муромец : стихотворение. – Режим доступа: http://lit-classic.ru/index.php?fid=1&sid=17&tid=1922


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Александр Васильевич Суворов

Слайд 3

НА ГЕРОЯ И СЛАВА БЕЖИТ

Слайд 7

«Богатыри» Виктор Михайлович Васнецов

Слайд 8

Шлем Кольчуга

Слайд 9

Мечь Копьё, пика

Слайд 10

Щит Булава

Слайд 11

«Святогор» Иван Яковлевич Билибин

Слайд 12

«Богатырь» Михаил Александрович Врубель

Слайд 13

«Бой Добрыни Никитича с семиглавый Змеем Горынычем» Виктор Михайлович Васнецов

Слайд 14

«Добрыня» Станислав Москвитин

Слайд 15

«Добрыня и Забава Путятична » Иван Яковлевич Билибин

Слайд 16

Илья Муромец


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Смородинова Елена Эдуардовна Праздник песни и строя, посвящённый Дню Защитника Отечества для учащихся начальной школы

Праздник песни и строя традиционно проводится в канун Дня Защитника Отечества....

Конкурс посвящённый Дню защитника Отечества.

Праздничный конкурс, посвященный Дню защитника Отечества....

Спортивно-игровой праздник "Богатырские потешки", посвящённый Дню Защитника Отечества

Спортивно-игровой праздник "Богатырские потешки", посвящённый Дню Защитника Отечества проводится с учащимися 1-4 классов.Девочки подготовили выступления(стихи, частушки, песни) для мальчиков.Мальчики ...

Презентация "Слава Армии Российской" к занятию о Дне защитника Отечества

Презентация для занятия,  посвященного  Дню Защитника Отечества...

Тематическое занятие ко Дню защитника Отечества для 2 класса «Слава армии российской».

Материал будет полезен воспитателям и классным руководителям....