П. П. Бажов «Серебряное копытце»
план-конспект урока по чтению

Конспект урока и самоанализ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_samoanaliz_serebryanoe_kopyttse.docx46.71 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока:  П. П. Бажов «Серебряное копытце»

Тип урока: освоение нового материала

Педагогические задачи: познакомить учащихся с жизнью и творчеством уральского сказочника Павла Петровича Бажова; показать своеобразие, необыкновенность, красоту его сказов; создать условия для формирования нравственных позиций на основе чтения высокохудожественных текстов, освоения основных литературоведческих понятий: рассказ, герой, сюжет; способствовать развитию умений работать с прозаическим текстом (определять основные сюжетные линии, главную мысль произведения, характеризовать героя), с книгой (определять необходимую информацию по обложке книги, с оглавлением книги; соотносить иллюстрацию с содержанием книги)

Планируемые результаты

Предметные:

познакомятся: с понятием «сказ», с творчеством П. П. Бажова и содержанием произведения «Серебряное копытце»;

научатся: понимать содержание литературного произведения; называть героев произведения, воспринимать и понимать их эмоционально-нравственные переживания, находить в произведении средства художественной выразительности (сравнение, олицетворение)

Метапредметные:

Познавательные: работать с текстом: осмысливать структурные особенности рассказа, характеризовать героев, понимать главную мысль, осуществлять поиск необходимой информации в книге; уметь ориентироваться в учебной и художественной книге; самостоятельно и целенаправленно выбирать книги на основе заданного материала.

Регулятивные: осознавать смысл и назначение позитивных установок на успешную работу, пользоваться ими в случае неудачи на уроке, проговаривая во внешней речи.

Коммуникативные: осмысливать правила взаимодействия в паре и группе (распределять обязанности, составлять план совместных действий, уметь договариваться о совместных действиях) 

Личностные: осмысливать базовые ценности: благородство, дружба, понимание, сочувствие; предлагать собственные правила работы в группе и на уроке в зависимости от формы урока

Организационная структура урока

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающегося
(осуществляемые действия)

Формируемые способы деятельности учащегося

I. Актуализация опорных знаний.

Проверка домашнего задания

Проверяет домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе

Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают о выполненной дома работе.

Читают из тетради сравнительную характеристику жабы и розы. Выразительно читают отрывки из произведения, которые их тронули, объясняя свой выбор

Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта

II. Сообщение темы урока. Определение целей урока

Задает вопросы. Комментирует ответы, предлагает сформулировать цель урока.

– На карточке зачеркните все одинаковые гласные буквы, из оставшихся букв составьте слово.

– Какое слово составили?

– Какие бывают сказки?

– Какие сказки называют авторскими?

– Назовите фамилии писателей-сказочников, произведения которых вы читали.

– Сегодня мы начнем знакомство с произведением писателя, имя которого знакомо вам с раннего детства, а его сказы с удовольствием читают не только дети, но и взрослые. Прочитайте тему урока.

Хотелось бы вам узнать, как создавались сказы?

Тогда слушайте внимательно

Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы учителя, формулируют цель урока. По названию произведения определяют тематическую и эмоциональную направленность текста, выделяют главных героев. Под руководством учителя
определяют задачи чтения и составляют план чтения
.

Карточка.

с

о

е

у

о

э

о

к

о

е

у

э

э

ы

а

о

о

е

ы

о

я

з

я

о

я

у

о

е

к

е

э

о

е

о

я

и

– Сказки.

– Сказки народные и авторские.

– Авторские сказки бывают обработанные или пересказанные авторами.

– А. С. Пушкин, П. П. Ершов, П. П. Бажов

Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Анализировать, находить общее и различия, делать выводы. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме

III. Знакомство с творчеством автора

Рассказывает о творчестве писателя.

– Прочитайте отрывки из сказов. Вспомните их названия. Кто автор этих удивительных сказов? (П. П. Бажов.)

– В один из жарких июльских дней 1936 года в саду, под развесистой липой, собралась семья Бажовых: дочери, жена – Валентина Александровна и он – Павел Петрович. Пришли соседи, родственники, друзья, знакомые. Отмечалась серебряная свадьба Павла Петровича и Валентины Александровны.

Когда были высказаны самые теплые пожелания, съедены пироги, приготовленные хозяйкой дома, выпита не одна чашка чаю, поднялся Павел Петрович и сказал:

– Я вот подарок приготовил своей супруге Валентине Александровне. – Он отложил в сторону давно потухшую трубку и не спеша достал из внутреннего кармана пиджака исписанные крупными четкими буквами листы.

– Подарок-то какой, – Павел Петрович обвел глазами гостей.

– Сказ «Медной горы Хозяйка». Спешил к этому дню закончить. Успел…

Глуховатым голосом, изредка поглядывая в рукопись, он начал рассказывать:

– Пошли раз двое наших заводских траву смотреть. А покосы у них дальние были…

– Существует мнение, что «Малахитовая шкатулка» оказалась полнейшей неожиданностью в творческой деятельности Павла Бажова. До появления сказов Бажова как писателя знали немногие, несмотря на то что он, активный журналист, был автором не только многочисленных газетных очерков, фельетонов, корреспонденций, но также автором двух книжек – очерков о Сысертских заводах, которые находились недалеко от Екатеринбурга, а позднее – автором историко-революционных книг. Первое издание «Малахитовой шкатулки» вышло в 1939 году, когда ее автору исполнилось 60 лет. Но появление сказов не было случайностью. Бажовские сказы – итог всей его долгой жизни.

Родился Павел Петрович Бажов 28 января 1879 года в семье рабочего Сысертского завода Петра Васильевича Бажова. Работал Петр Васильевич в пудлингово-сварочном цехе, где из чугуна выплавляли железо особого качества. Был он талантливым, высококвалифицированным рабочим, славился своим мастерством и умением. Поэтому и дорожили Петром Васильевичем владельцы завода, хотя ненавидели его люто: правду всегда говорил им в глаза, давал меткие сатирические характеристики. Жил Петр Васильевич со своей женой Августой Степановной бедно, случалось, что и хлеба у них не было. Но между ними всегда было согласие.

Когда Павел немного подрос, мать показала ему буквы (она обучилась грамоте самостоятельно), а потом мальчик учился в заводской школе в Сысерти, учился отлично. То, что Павел увидел, услышал и пережил в детстве и юности, не забывалось им никогда, в том числе рассказы бабушки. От нее впервые он услышал рассказы о Медной горе, которые позже стали основой бажовских сказов. Много сказов узнал Павел от Василия Алексеевича Хмелинина – дедушки Слышко. Через много лет он вернется к сказам дедушки Слышко, и они станут своеобразной канвой его сказов.

Сказы П. П. Бажова очень полюбились читателям. Они издавались миллионными тиражами на многих языках мира. Необычайно высока была популярность Павла Петровича и его сказов в трудные военные годы. Поэт-фронтовик Алексей Сурков говорил о сказах Бажова: «В волшебный мир старых уральских сказок Бажов погружал живых русских людей, и они своей реальной, земной силой побеждали условность сказки, как земная любовь простой русской девушки победила волшебную силу Хозяйки Медной горы». В своих сказах Павел Петрович удивительно чутко воплощает «глубокую, большую душу народа – могучего работника, великого труженика, которого не сломило вековое рабство, который нес в себе негасимую правду и творческую красоту» (Федор Гладков). «Мастер и мастерство – главные герои бажовских сказов. А Мудрость, Талант, Трудолюбие, Доброта – главные их свойства» (Л. Татьяничева).

По мотивам сказов П. П. Бажова были созданы кинофильм «Каменный цветок» (режиссер А. Л. Птушко), балет «Сказ о каменном цветке» (автор С. С. Прокофьев), опера «Сказ о каменном цветке» (автор К. В. Молчанов), симфоническая поэма «Азов-гора» (автор А. А. Муравлёв)

Читают текст на карточках и отгадывают название произведения и фамилию автора.

Карточка 1.

– Ну что, Данило-мастер, не вышла твоя дурман чаша?

– Не вышла, – отвечает.

– А ты не вешай голову-то! Другое попытай. Камень тебе будет по твоим мыслям.

– Нет, – отвечает, – не могу больше. Измаялся весь, не выходит. Покажи каменный цветок.

– Показать-то, – говорит, – просто, да потом жалеть будешь.

– Не отпустишь из горы?

– Зачем не отпущу! Дорога открыта, да только ко мне же ворочаются. («Каменный цветок».)

Карточка 2.

Вдруг из самой середины вынырнула девчонка махонькая. Вроде кукленки, а живая. Волосенки рыженькие, сарафанчик голубенький и в руке платочек, тоже сголуба.

Поглядела девчонка веселыми глазками, блеснула зубеньками, подбоченилась, платочком махнула и пошла плясать. И так у ней легко да ловко выходит, что и сказать нельзя…

Девчонка сперва по уголькам круги давала, потом – видно, ей тесно стало, – пошире пошла. Старатели отдвигаются, дорогу дают, а девчонка как круг пройдет, так и подрастет маленько. («Огневушка - Поскакушка».)

Карточка 3.

Сказала это и прищурилась:

– Понял ли, Степанушко? В горе, говоришь, робишь, никого не боишься? Вот и скажи приказчику, как я велела…

И опять похлопала в ладошки, и все ящерки разбежались. Сама тоже на ноги вскочила, прихватилась рукой за камень, подскочила и тоже, как ящерка, побежала по камню-то. Вместо рук-ног – лапы у ее зеленые стали, хвост высунулся, по хребтине до половины черная полоска, а голова человечья. Забежала на вершину, оглянулась и говорит:

– Не забудь, Степанушко, как я говорила… Сделаешь по-моему, замуж за тебя выйду! («Медной горы Хозяйка».)

Осуществлять анализ произведения. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, обосновывать свое мнение. Согласовывать усилия по решению учебной задачи. Договариваться и приходить к общему мнению при работе в паре. Строить понятные для собеседника высказывания. Аргументировать свою точку зрения. Осуществлять анализ с целью нахождения соответствия заданному эталону. Уметь слушать в соответствии с целевой установкой. Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания. Учитывать мнение соседа по парте.
Осуществлять контроль по результату

IV. Первичное чтение произведения

Заранее подготовленные учащиеся читают сказ.

– Прежде чем знакомиться с произведением, давайте уточним смысл отдельных слов и выражений.
За помощью обратимся к толковому словарю
С. Ожегова.

– Сегодня мы начнем читать сказ «Серебряное копытце», который впервые был опубликован в альманахе «Уральский современник» в 1938 году, позже, в 1942 году, произведение было отредактировано для сборника «Ключ-камень».

– Что хотите сказать? Поделитесь своими впечатлениями от прочитанного. Понравилась ли вам сказка? Чем?

– Почему, по вашему мнению, Кокованя решил взять Дарёнку к себе в дом?

– А почему девочка согласилась идти жить к Коковане?

– Каким вам показался старик Кокованя?

– Подтвердите ваше мнение словами произведения.

– Какой представили себе Дарёнку? Как о ней говорит Бажов? Прочитайте.

– Как, по вашему мнению, автор относится к девочке? Почему так считаете?

– Что вы можете сказать о семье, в которой жила Дарёнка?

Читают произведение. Отвечают на вопросы учителя.

Объясняют значения слов:

Барская рукодельня – ручной труд (преимущественно вышивание, вязание, шитье).

Взъесться – невзлюбив, рассердившись, начать упрекать, обвинять, бранить.

Голбчик – приступка для выхода на печь.

Пожитки – мелкое имущество, домашние вещи.

Похлебка – жидкая пища, род супа из картофеля или крупы.

Несподручно – неудобно, неловко.

Пособник – помощник в делах.

Покосные ложки – широкие, пологие овраги, покрытые травой.

Статочное ли дело (устар.) – хорошее ли дело.

Приказчик – управляющий имением помещика
(хозяйством).

Очаг – устройство для разведения и поддерживания огня.

Горюн – горевать.

Балаган – временная легкая деревянная
постройка.

Бирюзовый – зеленовато-голубой цвет.

Душной – запах, идущий от животного.

Угрузнешь в снегу – утонешь, погрузишься в снег.

– Кокованя был одинок, тоскливо ему было одному. Кокованя не был счастлив, одиночество его угнетало.

– После смерти родителей Дарёнка тоже оказалась в одиночестве. Она чувствовала себя в приемной семье лишней и никому не нужной. Потому то и «кошку драную» подобрала, и на предложение Коковани согласилась. Девочка, как и Кокованя, нуждалась в любви, заботе, внимании

Аргументировать свою позицию. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, обосновывать свое мнение. Согласовывать усилия по решению учебной задачи. Договариваться и приходить к общему мнению при работе в паре

V. Анализ произведения

Перечитывание текста произведения с предварительным заданием.

– К какому жанру относится произведение? Что такое сказ?

– Что лежит в основе сказа?

– Какие жанры умело сочетает писатель?

– Назовите отличительные черты сказа от сказки.

– Как зажили втроем Кокованя, Дарёнка и Мурёнка? Как они относились друг к другу?

– Можно сказать, что они были счастливы?

– Почему же им так хотелось увидеть Серебряное копытце? Выберите один из вариантов ответа и обоснуйте свой выбор: каждый из героев верил в сказки и хотел увидеть чудо; герои были бедными, надеялись продать камни и зажить богато.

– У Коковани с Дарёнкой не было корыстных побуждений. Серебряное копытце испытывает, искушает героев богатством, но они не подаются искушению, не жадничают на дармовщинку, прекрасно понимая, что богатство не синоним счастья.

– Почему все-таки «чудо» произошло именно с Дарёнкой и Кокованей?

– Чем был необычен Серебряное копытце? Как говорится о нем в сказе?

– Почему Кокованя решил взять Дарёнку с собой в лес?

– Как вы думаете, увидит Дарёнка Серебряное копытце?

– Как произошла встреча Дарёнки с Серебряным копытцем? Прочитайте об этом.

– Как вы думаете, почему Дарёнка не разрешила Коковане собрать все камни?

– Какую роль в сказе отводит П. П. Бажов Мурёнке? Подтвердите ваше мнение словами произведения

Перечитывают текст произведения. Отвечают на вопросы учителя. Высказывают предположения.

– В основе сказа лежат события, которые реально происходили когда-то давно.

– Автор сочетает сказы и рассказы.

– Зажили они дружно, весело. Относились друг к другу с любовью и вниманием, заботясь и помогая друг другу.

– Да. Кокованя заменил Дарёнке умерших родителей, а Дарёнка вернула Коковане семью. У каждого человека должна быть семья, родная или приемная. Человек не может быть счастлив без семьи, без детей, без друзей.

– Герои были вознаграждены за любовь и доброту, за душевность и ласку

Осуществлять анализ объектов с опорой на визуализацию, выделять последовательность развития сюжета. Адекватно использовать
речевые средства для решения различных коммуникативных задач. Делать выводы, извлекать информацию из различных источников. Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации

VI. Домашнее задание

Объясняет домашнее задание.

Перечитать сказ. Выписать в тетрадь по литературному чтению слова и выражения, характеризующие Дарёнку и Кокованю (по вариантам). Подготовить выразительное чтение понравившегося отрывка

Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы

Осознавать, принимать, сохранять учебные
задачи

VII. Итог урока. Рефлексия

Оценка результатов выполнения заданий на уроке, в том числе и чтения. Организация подведения итогов урока обучающимися.

Учитель предлагает оценить работу на уроке. Проводит беседу:

– На этом уроке вы трудились не только головой, но и сердцем.

– Скоро прозвенит звонок, подведем сейчас итог.

– Легко ли читать сказы и почему?

– Что особенно заинтересовало вас во время урока?

– Что нового узнали на уроке?

– Что было непонятно, сложно?

– Чем вам запомнился урок? Какие открытия
сделали?

– Почему Бажова называют волшебником?

– Как называется знаменитый сборник сказов
П. Бажова?

– Часто сказки заканчиваются такими словами: «Сказка – ложь, да в ней намек». А какой урок извлекли вы? Какие выводы, сделанные на этом уроке, вам пригодятся в жизни?

– Перед каждым из вас на парте лежат по 3 цветных кружка-камушка. А на доске – изображение покосного ложка. Если вам после сегодняшнего урока захотелось узнать больше о сказах Бажова, приклейте зеленый камушек, если вы на уроке работали хорошо, но могли бы лучше, то приклейте голубой, а если испытывали трудности, то красный. Давайте все вместе полюбуемся на наш луг, сияющий волшебными камнями

Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию.

Заранее подготовленный ученик читает стихотворение:

Не стой в стороне равнодушно,

Когда у кого-то беда.

Рвануться на выручку нужно

В любую минуту, всегда.

И если кому-то, кому-то поможет

Твоя доброта и улыбка твоя,

Ты знай, что сей день не напрасно

                                             был прожит,

Что годы живешь ты не зря!

                                    М. Пляцковский

Читают и объясняют пословицы и поговорки:

•  Без семьи, без детей, без друзей нет смысла жизни.

•  Богатство не синоним счастья.

•  Желаешь себе добра – делай добро другим

Осуществлять
самоконтроль учебной деятельности

Самоанализ урока.

Урок составлен в соответствии с требованиями ФГОС и рабочей программой по литературному чтению для 4 класса. Он является 4-м уроком в системе уроков по разделу «Литературные сказки». Тема «Серебряное копытце» - сказы П.П. Бажова, изучается на протяжении 2 уроков. Данный урок является 1-м уроком. По типу – это урок-освоение нового материала.

Его цель – познакомить учащихся с творчеством  П. П. Бажова и содержанием произведения «Серебряное копытце».

К задачам урока я отнесла

Метапредметные: способствовать формированию универсальных учебных действий:

Познавательные: 

- работать с текстом: осмысливать структурные особенности рассказа, характеризовать героев, понимать главную мысль, осуществлять поиск необходимой информации в книге;

- уметь ориентироваться в учебной и художественной книге;

- самостоятельно и целенаправленно выбирать книги на основе заданного материала.

Регулятивные: 

- осознавать смысл и назначение позитивных установок на успешную работу, пользоваться ими в случае неудачи на уроке, проговаривая во внешней речи.

Коммуникативные: 

- осмысливать правила взаимодействия в паре и группе (распределять обязанности, составлять план совместных действий, уметь договариваться о совместных действиях) 

Личностные: 

- осмысливать базовые ценности: благородство, дружба, понимание, сочувствие;

- предлагать собственные правила работы в группе и на уроке в зависимости от формы урока

В целом урок направлен на формирование и развитие УУД, на достижение личностных результатов, обеспечивающих школьникам умение учиться. Вырабатывать умение высказывать своё мнение, выражать свои эмоции, способствовать саморазвитию и самосовершенствованию. Прививать интерес к произведениям разных жанров, учить познавать мир во время чтения и слушания.

На уроке мною использовалась технология формирования типа правильной читательской деятельности (технология продуктивного чтения), которая  обеспечивает понимание текста за счёт овладения приемами его освоения на этапах до чтения, во время чтения и после чтения. Эта технология направлена на формирование коммуникативных  универсальных учебных действий, обеспечивая умение истолковывать прочитанное и формулировать свою позицию, адекватно понимать собеседника (автора), умение осознанно читать вслух и про себя тексты учебников. На всех этапах урока ученики были вовлечены в активную мыслительную и практическую деятельность исследовательского характера, детям надо было не только использовать уже имеющиеся знания, но и найти новый способ выполнения уже известного им действия. 
Этапы урока были тесно взаимосвязаны между собой, чередовались различные виды деятельности. Умственные действия опирались и подкреплялись практическими.
Для каждого ученика была создана ситуация успеха, что также способствовало повышению мотивации и поддержанию познавательного интереса к учению.
При постановке вопросов и определении заданий на уроке я учитывала индивидуальные особенности учеников, давала только положительную характеристику результатам их деятельности, что стимулировало детей и повышало их активность на уроке.
 Учебная информация была привлекательна для детей. За счёт привлекательности содержания заданий и подачи учебного материала, повысились возможности учеников в достижении поставленных целей на уроке. Учебное время на уроке использовалось эффективно, запланированный объём урока выполнен. Интенсивность урока была оптимальной с учётом физических и психологических особенностей детей. Доброжелательная обстановка, позитивный настрой на урок, подбор современных методов и приёмов помог каждому ребёнку продвинуться  в своём индивидуальном развитии. 

Рефлексия: в конце урока совместно с детьми был подведён итог работы, оценена деятельность обучающихся.

В целом урок считаю прошел успешно, интересно и плодотворно, все поставленные задачи достигнуты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

УРОК ЧТЕНИЯ В 4 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ П.П.БАЖОВ "СЕРЕБРЯНОЕ КОПЫТЦЕ"

УРОК-ЗАКРЕПЛЕНИЕ ПО СКАЗКЕ П.П. БАЖОВА "СЕРЕБРЯНОЕ КОПЫТЦЕ" .ЦЕЛЬЮ ДАННОГО УРОКА ЯВЛЯЕТСЯ РАЗВИТИЕ УМЕНИЯ ХАРАКТЕРИЗОВАТЬ ПОСТУПКИ ГЕРОЕВ ЧЕРЕЗ СОСТАВЛЕНИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ И РЕЗЮМЕ, ЧЕРЕЗ РАБОТУ НАД ПО...

Павел Бажов.Серебряное копытце. 2 класс

Презентация с биографическими данными Павла Бажова и немного о сказах. Программа 2 класса "Школа 2100"....

Урок чтения в 4 классе"П.П.Бажов"Серебряное копытце".Анализ произведения."

Урок имеет комбинированную структуру. Цели урока конкретны и доступны:- развитие умения в глубоком понимании смысла  текста;-формировать умение  опрелелять и анализировать композицию произве...

Урок литературного чтения по теме:"П.П.Бажов. Серебрянное копытце"

Урок литературного чтения по  теме: "П.П.Бажова. Серебрянное копытце"....

по произведению П. П. Бажов «Серебряное копытце»

Литературное чтение 4 класс УМК "Школа России"                      ТЕСТ по произведению П...

Презентация к уроку чтения по теме П.П. Бажов "Серебряное копытце".

Презентация к уроку чтения 2 класс УМК "Школа-2100" . Тема урока: П.П. Бажов "Серебряное копытце"....

Урок чтения в 4 классе. Бажов "Серебряное копытце"

Цели урокаОбучающие:   обучать умению рассматривать характеры героев и их  взаимоотношения.Развивающие:  развивать умения работать с текстом, продолжить формировать нав...