4 класс Литературное чтение (учебник В.Ю. Свиридовой ) Сочинение по картине М.В.Васнецова «Иван-царевич на Сером волке» Технологическая карта урока
план-конспект урока по чтению (4 класс)

Цыганова Галина Викторовна

Урок позволяет ознакомить с жизнью и творчеством М.В.Васнецова, учить «читать» картину, воспитывать интерес и уважение к культуре своего народа, развивать умение составлять текст на заданную тему, соблюдать структуру текста, последовательность в  его изложении, устанавливая связь между частями текста и отдельными  его предложениями.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 4_klass_literaturnoe_chtenie.docx25.01 КБ

Предварительный просмотр:

    4 класс  Литературное чтение (учебник В.Ю. Свиридовой с.179 «Картинная галерея»)

 Тема:    Сочинение по картине  М.В.Васнецова «Иван-царевич на Сером волке»

Педагогическая цель

Создать условия для развития умения составлять рассказ по репродукции картины (под руководством учителя)

  Задачи урока:

Познакомить с жизнью и творчеством М.В.Васнецова, учить «читать» картину, воспитывать интерес и уважение к культуре своего народа, развивать умение составлять текст на заданную тему, соблюдать структуру текста, последовательность в  его изложении, устанавливая связь между частями текста и отдельными  его предложениями.

Планируемые
результаты
(предметные)

Проявляют позитивное отношение к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека; ориентируются в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирают адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов

Личностные
результаты

Иметь эстетические потребности, ценности и чувства; проявлять этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей; проявлять интерес к культуре и истории своего народа, родной страны; оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу  

Универсальные учебные действия
(метапредметные)

Познавательные: общеучебные – используют иллюстрации для решения учебной задачи; логические – 
осуществляют анализ объекта с выделением существенных и несущественных признаков;
постановка и решение проблемы – самостоятельно создают способы решения проблем творческого и поискового характера.

Регулятивные: проговаривают вслух последовательность производимых действий, составляющих основу
осваиваемой деятельности.

Коммуникативные: адекватно используют речевые высказывания для решения различных коммуникативных задач; строят монологические высказывания, владеют диалогической формой речи

Формы организации деятельности детей

коллективная, индивидуальная.

Основное содержание темы, понятия и термины

Развитие речи. Сочинение. Текст-описание картины, текст-отзыв о картине

Оборудование

компьютер, мультимедийный проектор;

мультимедийное приложение к уроку (презентация,);

Образовательные ресурсы

Учебник, с.179. Репродукция картины М.В. Васнецова «Иван-царевич на сером волке», презентация к уроку

Ход урока 

1. Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент)

2. Самоопределение к учебной деятельности

3. Постановка учебной задачи

4. Усвоение новых знаний и способов действий.

5. Закрепление знаний и способов действий

6.  Итог

7. Рефлексия учебной

деятельности на уроке

    Учитель:

Подровнялись.Тихо сели.

На соседа посмотрели.

Дружелюбно улыбнулись.

И ко мне все повернулись.

Учитель:

Где работают дружно,А спорят по делу,

Там и сказке можно Появиться смело!

 -Догадались, куда мы с вами сегодня на уроке отправляемся?  (в сказку).

-А поможет нам попасть в сказку художник М.В. Васнецов.

-Где вы слышали это имя?  (на уроке литературного чтения, когда читали  «Иван-царевич и серый волк»  рассматривали иллюстрации художника)

- На уроке мы будем писать сочинение по картине  художника М.В.Васнецова «Иван-царевич на сером волке».

-Какие цели вы поставите перед собой на уроке?  (учиться описывать картину, правильно строить предложения,  составлять текст и др.)

Рассказ о жизни художника М.В.Васнецова.

-Давайте  сначала посмотрим на портрет художника и немного узнаем о нём. С творчеством В.М.Васнецова мы с вами ещё не знакомы. Но у нас сегодня есть удивительная возможность узнать много интересного об этом замечательном художнике.

 В.М.Васнецов родился в селе Лопьял Вятской губернии. Его отец, священник, страстный любитель природы, он привил это чувство и своим сыновьям, будущим художникам Виктору и Аполлинарию. С детских лет слышал Васнецов былины и сказки о русских богатырях, протяжные грустные песни, которые пели девушки. Все это не могло не оказать влияние на развитие таланта.С 1868 по 1875 год Васнецов учился в Петербургской академии художеств. Первыми его произведениями были рисунки и картины на бытовые темы. Однако только в Москве он полностью нашел себя как художник. Именно в Москве и в знаменитом Абрамцеве работал Васнецов над своими широко известными картинами.

-Посмотрите, какие замечательные картины написал В.И.Васнецов. Пока вы их будете рассматривать , я вам зачитаю слова А.И.Успенского , сказанные им о В.М.Васнецове : « Тщательно изучивши нашу древность, русский быт и все формы древнерусского художественного творчества, Виктор Михайлович Васнецов является неподражаемым в изображении деталей русского костюма, убранства, украшения и вооружения, начиная с древнейших времён». Действительно, рассматривая его картины, мы видим,  как он изобразил богатырей на своей картине, какая у него замечательная Снегурочка, посмотрите на задумчивую  Алёнушку и Прекрасную Елену с Иваном –царевичем.

-Сегодня у нас великолепная возможность ближе изучить картину « Иван-царевич на Сером волке». Для того чтобы лучше нам понять замысел художника,  мы должны провести подготовительную работу. Мир живописи богат и сложен. Для того чтобы вступать в него не как в темный лес, давайте познакомимся с основными жанрами живописи. Живопись подразделяется на следующие жанры: пейзаж (изображение природы), натюрморт (изображение различных предметов, цветов, фруктов), портрет (изображение человека). Главный признак, отличающий живопись от графики или скульптуры,- цвет. Только в живописи цвет играет основную  роль, донося до нас все красочное богатство мира.

Перед вами картина известного русского художника Виктора Михайловича Васнецова « Иван – царевич на Сером волке»  

Посмотрите внимательно на эту картину. Опираясь на цветовое решение картины, можно сделать вывод о переданных художником чувствах и настроении изображенных на ней героях. Последовательность анализа картины может быть разной в зависимости от особенностей картины. Обычно используют такую последовательность: низ картины (земля, вода, фон), средняя часть (основная, где, как правило, находится композиционный центр картины), верх картины (фон, небо).

Беседа по содержанию сказки.

- Перед  тем, как начать работу над сочинением, вспомните  содержание сказки «Иван-царевич и серый волк».  

Работа по картине.

-Рассмотрите более внимательно  репродукцию картины М.В.Васнецова «Иван-царевич на сером волке», найдите её в «Картинной галерее» учебника.

- Давайте представим себя в мастерской Виктора Михайловича Васнецова. Тишина. Пахнет красками, скипидаром, деревом. Берет художник в руки кисть, и видится ему лес. Зловеще сплелись ветки деревьев-великанов. Мхом, лишайником заросли почерневшие от времени стволы. Сыро. Топко. Что-то недоброе мерещится. Вспоминает Васнецов одну из своих любимых сказок: "Помчался серый волк с Иваном-царевичем, с Еленой Прекрасной обратной дорогой - синие леса мимо глаз пропускает, реки, озера хвостом заметает." 
Картина написана по сюжету русской народной сказки. Сказка волшебная, о преодолении трудностей, связанных с нарушением Иваном-царевичем запретов. 
Какой эпизод запечатлел художник на картине? На картине запечатлён эпизод бегства Ивана-царевича с Еленой Прекрасной от царя Далмата к царю Кусману. 
Что видим на первом плане картины? Болото с кувшинками, старая кривая яблоня с цветущей веткой. 
Что изображено в центре картины? На среднем плане - всадники на волке. 
А что изображено на дальнем плане картины? Могучие стволы вековых дубов. 
Какую цветовую гамму использовал Васнецов? Почему? Васнецов использовал преимущественно тёмные тона, так как всадники мчатся по тёмному ночному лесу , они преследуются. Тёмная гамма передаёт состояние страха, чувство опасности. 
Что в картине контрастирует с основным тоном? Почему? Светлыми тонами написаны всадники, так как они совершают доброе дело. Белые кувшинки в болоте и белая цветущая ветвь справа - символ надежды на успех, веры в счастливый финал. 
Рисует художник, как волк перелетает через болото, покрытое ... лилиями. ... туман окутывает деревья. ...лес обступил беглецов со всех сторон. Иван-царевич ... озирается - нет ли погони? Он ... держит Елену Прекрасную. На ... фоне леса выделяются всадники и ... яблонька. Как по волшебству расцвела она в ... чаще и дает ... надежду на спасение, указывает путь из ... леса. Коробочка подсказок: белый, сизый, враждебный, тревожно, бережно, темный, молодой, лесной, робкий, страшный. 
I. Вступление (о Васнецове, о сказке).II. Основная часть. 1. Эпизод сказки.2. Стремительный бег волка.3. Всадники. а) Иван-царевич (поза, взгляд, одежда, оружие);б) девушка (поза, лицо, волосы одежда);в) чувства героев. III. Заключение (мои мысли о картине). 
Итак, в центре картины - всадники на волке. Как Васнецову удалось передать стремительный бег волка? Стремительный бег волка передаёт его поза: вытянутые в прыжке лапы, прижатые к голове уши. А также развевающиеся волосы Елены Прекрасной и то, что Иван - царевич бережно придерживает её. 

       Для написания сочинения нам помогут подготовительные упражнения :

  1. Рассмотрите картину, определите ее тему.( Дети рассматривают картину и высказывают свои предположения)
  2. Назовите предметы и героев, которые изображены на картине. Составьте предложения. (Дети перечисляют героев и фиксируют в своих тетрадях)
  3. Опишите, что вы видите на переднем плане, на заднем плане, в центре картины, слева, справа. (Дети описывают основные детали, что они видят - это Серый волк, Иван-царевич, Елена Прекрасная и конечно обращаем внимание на дремучий непроходимый лес)
  4. Опишите ситуацию, изображенную на картине. (Обращаем внимание детей на то, как сильно переживает Иван-царевич, бережено обняв Елену Прекрасную, как стремительно скачет Серый волк через дремучую чащу)  

Ребята обязательно все свои высказывания фиксируют в тетрадях.

  1. Опишите персонажей картины: их лица, волосы, руки, одежду, позу, состояние. (По позе, по выражению лица Ивана-царевича видно, что он боится погони, настороженно и внимательно смотрит вокруг. Лицо спасителя выражает тревогу и в тоже время отвагу. Он нежно обнял свою суженую, готов защитить её от недруга. Царевна обессилена. Серый волк быстро мчится вперёд.)
  2. Выразите свое отношение к героям, к картине. (Обратите внимание, что герои картины как бы заключены в красный четырёхугольник: красная шапка героя, красные ножны, красные сапоги, красный язык Серого волка). Красный цвет позволяет художнику выразить тревогу, ощущение опасности.
  3. Опишите чувства, которые вызывает у вас эта картина. (Дети могу высказать разные мысли и чувства, мы подробно каждое разбираем и записываем)

         При написании сочинения по картине вам помогут вопросы:

  1. Нравится ли вам цветовой контраст пейзажа? (Художник прекрасно смог отразить настроение картины, используя цветовой контраст красок. В его картине удивительным образом сочетаются светлые и тёмные тона.)
  2. Какое слово в названии картины несет наибольшую смысловую нагрузку? (Дети могут высказать разные предположения, каждое мы выслушиваем и разбираем. Конечно же, главным героем является Серый волк,  который спасает от погони своих друзей)
  3. Какие изобразительно – выразительные средства использует художник? (Выслушиваются ответы детей)
  4. Какое значение имеет фон картины? (Фон картины передаёт настроение героев. Деревья-великаны могучего леса встают непроходимой стеной. Но перед добрыми героями лес расступается. Как в сказке он помогает им.)
  5. Как художник относится к своим героям? Почему?( Выслушиваются ответы детей)
  6. Много ли на картине света, воздуха? (Света не очень много, так как наших героев окружает дремучий лес, но всё-таки достаточно, так как художник изобразил яблоньку, которая становится символом счастья, светлого предзнаменования, предвестием хорошего конца.)
  7. К какому жанру вы отнесете эту картину? (Выслушиваются ответы детей с подробным разбором каждого)
  8. Как художнику удалось изобразить природу? (Художник смог прекрасно передать настроение картины с помощью изображения природы. Даже в природе идёт борьба тёмных и светлых сил. С одной стороны это дремучий лес, а с другой – образ цветущей яблоньки, которая привносит в полотно свою веру в справедливость.)
  9. Какова основная мысль картины? (Выслушиваются ответы детей)

Все вопросы у вас на столе вам в помощь.

Для написания сочинения нам потребуется план, мы вместе его составим. Примерный план:

  1. Художник и его картина.
  2. Иван-царевич , Елена прекрасная и серый волк . (Описание места действия и внешнего вида героев картины) 
  3. Цвет и настроение картины.
  4.  Тайны волшебного леса.
  5.  Вера в счастливый конец.
  6. Моё отношение к картине.

-Составьте примерный текст по плану.  (заслушиваются 1-2 ученика)

Словарно- орфографическая работа.

- Ребята, давайте подробно рассмотрим каждый образ картины.

Елена Прекрасная: грустная, печальная, задумчивая, невеселая, опечаленная, молодая, прекрасная.

Иван-царевич: смелый, мужественный, безбоязненный, правильные черты лица, губы сжаты, будущий богатырь земли русской.

Скачка: быстрая, стремительная.

(запись в черновиках нужных слов).

Лес:  дремучий,  глухой, густой,  древний,  вековой, косматый мох, черная тина болота.

Серый волк:  волшебный помощник, человеческие глаза, мчащийся через лес, быстро мчится.

    1.Сочинение по картине.  

Самостоятельная работа над сочинением.  (Письмо по плану и опорным словам)

2.Проверка работы. Дети читают свои сочинения.

-Чья работа вам больше понравилась? Почему?

 Закончите предложения: Я сегодня узнал… Я научился… Мне было… Я рад…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сочинение по картине Ивана Билибина "Иван-царевич и лягушка-квакушка"

Разработка урока, технологическая карта, презентация к уроку....

Сочинение по картине И.Билибина "Иван-царевич и лягушка-квакушка".

План сочинения.Слова-помощники1.Художник и его картина. Перед нами картина художника  И.Я Билибина «Иван-царевич и лягушка-квакушка». 2.Иван-царевич и лягушка-квакушка.на первом п...

Сочинение по картине Виктора Васнецова "Иван-царевич на Сером Волке"

Раздаточный материал содержит план с опорными словами...

Технологическая карта урока по литературному чтению по теме «Саша Чёрный «Дневник фокса Микки»» 4 класс, УМК Л.В. Занкова, учебник Свиридова В.Ю.

Данный конспект может быть исползован на уроках литературного чтения в 3-4 классе. Урок составлен по технологии системно-деятельностного подхода и технологии творческого чтения....

Урок литературного чтения во 2 классе "Сочинение по картине В.Васнецова "Иван Царевич на сером волке".

Урок и презентация к уроку литературного чтения во 2 классе "Сочинение по картине В.В. Васнецова "Иван Царевич и Серый Волк"....

Технологическая карта урока русского языка "Сочинение по картине В.М. Васнецова "Иван Царевич на Сером Волке" ( 4 класс) , УМК "Школа России"

Цель урока: формирование умений у обучающихся написать сочинение- описание по картине.Задачи урока:Дидактические:1. Познакомить обучающихся с творчеством В.М. Васнецова.2.Учить обучающихся писать сочи...

Технологическая карта урока по литературному чтению "Русские народные сказки. Иван - царевич и Серый волк" ( УМК "Школа России" 3 класс)

Тема: Русские народные сказки «Иван-царевич и Серый волк»Цели деятельности учителя: совершенствовать навыки выразительного чтения; формировать умение анализировать текст; называть признаки...