Конспект урока литературного чтения «Черты героя рассказа Л. Муур «Крошка енот и тот, кто сидит в пруду» 3 класс
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Лепехина Наталья Сергеевна

Тип урока: урок открытия новых знаний                  

Класс:

Тема: «Черты героя рассказа Л. Муур «Крошка енот и тот, кто сидит в пруду»

Цель: создать условия формирования умения выделять черты характера героя, понимать его интересы, определять тему и главную мысль текста, совершенствовать умения объяснять названия произведения, определять жанр произведения.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literaturnoe_chtenie_13.03.docx176.8 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Студент: Лепехина Н.С.                                                Дата: 13.03.20
Тип урока: урок открытия новых знаний                   Класс: 3 Б
Тема: «Черты героя рассказа Л. Муур «Крошка енот и тот, кто сидит в пруду»
Цель: создать условия формирования умения выделять черты характера героя, понимать его интересы, определять тему и главную мысль текста, совершенствовать умения объяснять названия произведения, определять жанр произведения.
Дидактические:
   - познакомить учащихся с главным героем и научить определять черты его характера;
Развивающие:
развивать:
- устную речь и беглое чтение;
Воспитывающие:
воспитывать:
- воспитание духовно – нравственных качеств, способности сопереживать, сочувствовать всему живому.

Характеристика этапов урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Образовательная задача этапа урока

Методы и приемы работы

Форма организации учебной деятельности

Дидактические средства,
интерактивное оборудование

Формы контроля, взаимоконтроля и самоконтроля

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

I. Мотивация к учебной деятельности.

Приветствие учащихся.

Приветствие учителя.

Словесные (рассказ, беседа).

Ф

Самоконтроль

ПУУД: научатся проводить анализ учебного материала. КУУД: научатся выражать свои мысли.

Научатся проявлять положительное отношение к учебе и своим знаниям.

II. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

Задание на соответствие.

Подведение к теме с помощью загадки.

Работа по слайду.

Отгадывание загадки.







Закрепить знания о ранее изученном.

Словесные (рассказ, беседа), наглядные.

Ф

Слайд

Словесное оценивание

Обучающиеся закрепят знания о пройденном материале.

РУУД: научатся совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке.
ПУУД:
научатся ориентироваться в учебнике и отбирать нужную информацию.

Научатся  проявлять уважительное отношение к мнению собеседника, положительное отношение к учебе и своим знаниям.

III. Выявление места и
причины затруднения.

Работа по вопросам.
Выявление затруднений.

Отвечают на вопросы учителя.

Закрепить знания о ранее изученном.

Словесные (беседа).

Ф

Обучающиеся закрепят знания о пройденном материале.

ПУУД:  научатся проводить анализ учебного материала.

Научатся проявлять уважительное отношение к мнению собеседника

IV. Построение проекта
выхода из затруднения.

Вопросы с целью постановки темы и цели урока.

С помощью учебника и учителя формулируют тему и цель урока.

Закрепить знания о ранее прочитанной сказке.

Словесный (беседа).

Ф

Учебник

Словесное оценивание, самоконтроль

Обучающиеся закрепят знания о прочитанной сказке.

РУУД: научатся определять и формулировать тему и цель на уроке.

Научатся проявлять уважительное отношение к мнению собеседника

V. Реализация
построенного проекта.

Работа с биографией.

Работа с учебником.

Физкультминутка.


Работа с учебником.

Научить правильно выделять черты главного героя.

Словесные (рассказ, беседа, учебник) метод.

Ф
И

Слайд
Учебник

Самоконтроль, самооценивание, словесное оценивание

Обучающиеся научатся правильно выделять черты главного героя.

ПУУД:
научатся ориентироваться анализировать материал и отбирать нужную информацию.
КУУД: научатся работать в парах.

Научатся  проявлять уважительное отношение к мнению собеседниа, полож-ое отношение к учебе и своим знаниям.

VI. Первичное
закрепление с
проговариванием во
внешней речи.

Работа по вопросам из учебника.

Работа по учебнику.

Научить правильно анализировать прочитанный материал.

Словесные (беседа)

Ф
И

Учебник.

Самоконтроль, словесное оценивание.

Обучающиеся научатся правильно выделять черты главного героя в соответствии с поставленным вопросом.

ПУУД:  научатся проводить анализ учебного материала.

Научатся устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.

VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Самостоятельная работа по карточкам.у

Самостоятельная работа по карточкам.

Закрепить знаний о прочитанном материале.

Словесные (инструктаж, беседа)

Ф
И

Карточки с заданием

Оценивание самостоятельной работы учащихся.

Обучающиеся закрепят знания о прочитанном.

ПУУД: научатся анализировать материал и предвосхищать результат. 

Научатся проявлять уважительное отношение к сверстникам

VIII. Включение нового
знания в систему
знаний и повтор-ие.

Игра «Дополни».

Просмотри видео.

Фронтальная игра.

Просмотр видео.

Закрепить знания о прочитанном материале.

Словесные (беседа, рассказ)

Ф

Учебник

Фронтальная проверка, словесное оценивание.

Обучающиеся закрепят и углубят знания о прочитанном материале.

ПУУД:  научатся проводить анализ учебного материала.

Научатся проявлять уважительное отношение к мнению сверстников

XIX. Рефлексия учебной
деятельности на уроке.

Подведение итогов. Оценка работы на уроке с помощью лесенки успеха.

Оценка своей деятельности на уроке.

Обобщить знания по изученной теме.

Словесные (беседа, рассказ), наглядный.

Ф
И

«Лесенка успеха»

Самооценивание.

Обучающиеся обобщат знания по изученной теме.

РУУД: обучающиеся научатся давать оценку деятельности на уроке.

Продолжать формир-ть пол-ое отношение к изучению русского языка.

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Мотивация к учебной деятельности

- Здравствуйте, дети. Меня зовут Наталья Сергеевна,  и сегодня я проведу у вас урок литературного чтения.

Приветствуют учителя и проверяют свою готовность к уроку.

 

- И для начала мы проведем речевую разминку, чтобы потом читать все четко и внятно.

https://ds05.infourok.ru/uploads/ex/0c01/00014480-8505286f/img3.jpg

- Давайте все вместе проговорим скороговорки, представленные на слайде.
1. Фараонов фаворит на сапфир сменил нефрит.

2. Два щенка щека к щеке щиплют щётку в уголке.

3. Ехал грека через реку, видит грека – в реке рак, сунул грека руку в реку, рак за руку греку цап!

4. На дворе — трава, на траве — дрова. Не руби дрова на траве двора!

5. Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

- А знаете ли вы, что такое чистоговорка?

1. но – но – но – завтра мы пойдем в кино;

2. та – та – та – у нас дома чистота;

3. ро – ро – ро – на полу стоит ведро;

4. су – су – су – было холодно в лесу.

- Сейчас я буду читать маленькие отрывки, а вам необходимо определить, что это за  отрывки:

рассказ, пословица, сказка, скороговорка, стихотворение, загадка.

1.Грустный грачонок горестно улыбнулся галчонку. (скороговорка)

2.Нет друга – ищи, а нашёл – береги. (пословица)

3. Одна половинка окна отворилась,

Одна половинка души показалась.

Давай – ка откроем и ту половинку,

И ту половинку окна. (стихотворение)

4. «…Петя был тяжело болен. Он упорно отказывался от сорок пятой ложки супа, от четвёртой котлеты…» (рассказ)

5. На ночь два оконца

Сами закрываются,

А с восходом солнца

Сами открываются. (загадка)

- Это фразы, в которых часто повторяется какой-либо звук.

3. Выявление места и причины затруднения

- Какое слово осталось? Верно, в гостях сегодня сказка.

Узнаем, кто будет героем сказки. Отгадайте загадку:

Он обычно спит в дупле,

А не на сырой земле.

Не помыв, не тянет в рот

Даже вкусное ….  (енот)
- А что же это за животное такое?
Знаете ли вы какие-нибудь сказки про енотов?

- Сказка

- Л. Муур «Крошка Енот и тот , кто сидит в пруду»

4. Построение проекта выхода из затруднения

- Как вы думаете,  чем же мы займемся сегодня?

Какие же задачи мы поставим перед собой?

5. Реализация построенного проекта

- И для начала давайте повторим биографию Лилиан Мур.

Лилиан Муур выросла в Нью-Йорке, получила высшее педагогическое образование в Хантер-колледже. Она написала много-много чудесных сказочных историй для малышей. Эти истории разлетелись по всему свету. А история про «маленького, но храброго» Крошку Енота, сначала ужасно боявшегося того, кто сидел в пруду, а потом подружившегося с ним, — самая известная из сказок Лилиан Муур. Она впервые была издана в Америке в 1963 г, но от времени ничуть не утратила популярность.

- Теперь же начнем знакомиться с этой сказкой. Читаем по цепочке.

- Давайте вспомним, о чем говорилось в начале сказки?

- Крошка Енот действительно маленький, но храбрый? Кого он встретил на пути к пруду? На какие части можно поделить этот отрывок? А сколько здесь похожих частей? Чем они похожи?

- На какие части можно поделить прочитанный отрывок.

Физкультминутка

Встали прямо, подтянулись

И друг другу улыбнулись.

Не беда, что места мало.

Разомнемся для начало:

Два хлопка над головой,

Два хлопка перед собой,

По коленкам бьём ладошкой,
Прыгаем на правой ножке

И на левой непременно

Вместе прыгаем сейчас.

Также дружно повертелись

И за парты все уселись.

1. Мама Енотиха посылает сына за раками.

2. Крошка Енот встречает Старого Дикобраза.

3. Крошка Енот встречает Большого Скунса.

4. Крошка Енот встречает Толстого Кролика.

Полный план сказки.

  1. Поручение мамы
  2. Старый дикобраз
  3. Большой скунс
  4. Толстый кролик
  5. Предупреждение
  6. Страшная рожа
  7. Енот берет камень
  8. Енот берет палку
  9. Енот прибегает домой
  10. Совет мамы
  11. Просто улыбка
  12. Раки и раскрытие тайны.

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

- Теперь ответим на вопросы.
1. Настоящему герою на пути к цели обязательно должно встретиться препятствие. Встретил ли такое препятствие Крошка Енот? Ты догадываешься, что это за препятствие?

2. Миша сказал:
   - Всё-таки Крошка Енот оказался трусишкой!
  Маша возразила:
   -  Если бы он был трусишкой, он бы сразу вернулся к маме!

Что имел в виду Миша, когда назвал Крошку Енота трусишкой? Почему Маша не согласилась с братом?

3. Как ты думаешь, почему мама Енотиха не сразу сказала Крошке Еноту, что в пруду он видел своё отражение? Чему  она хотела научить своего сына? Как ты считаешь, по-настоящему, храбрый – это тот, кто совсем ничего не боится? Или это тот, кто побеждает свой страх? Можно ли Крошку Енота считать настоящим храбрецом? Докажи свою точку зрения строчками из текста.

4. Подумай, является ли Крошка Енот настоящим героем сказки?

- Настоящему сказочному герою на пути к цели обязательно должны встретиться трудности и препятствия. Встретил их и Крошка Енот. (Правда, его препятствие оказалось надуманным – напуганный Толстым Кроликом, Крошка Енот испугался собственного отражения в воде). 


- Мама Енотиха хотела, чтобы её сын сам справился с препятствием и со своим страхом. Более того, она хотела, чтобы сын понял: проще, лучше и эффективнее решать проблемы дружеской улыбкой, нежели чем корча рожи или держа за пазухой палку и камень.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Тест по сказке Л. Муур «Крошка Енот и тот , кто сидит в пруду»

     1. Зачем отправила мама крошку Енота к быстрому ручью?

  • а) Принести раков на ужин

б) Поймать рыбу на ужин

  • в) За полезной травкой

     2. Какой будет луна, когда надо сходить к ручью?

  • а) Полной и светлой
  • б) Неполной и тёмной
  • в) Жёлтой и круглой

     3. Расставь по порядку героев, которых встречает Крошка Енот по дороге к пруду

а) Толстый Кролик  ___    

б) Старый Дикобраз  ___  

в) Большой Скунс  ___  

     4. Кто предупредил крошку Енота о том, кто сидит в пруду?

а) Старый Дикобраз

б) Большой Скунс

в) Толстый Кролик

     5. Кто посоветовал крошке Еноту захватить с собой камень?

а) Старый Дикобраз

б) Большой Скунс

в) Толстый Кролик

     6. Кто посоветовал крошке Еноту захватить с собой палку?

а) Старый Дикобраз

б) Большой Скунс

в) Толстый Кролик

     7. Кто посоветовал крошке Еноту улыбнуться тому, кто сидит в пруду?

а) Большой Скунс

б) Толстый Кролик

в) Мама

     8. Кого Крошка Енот видел в пруду?

а) Отражение

б) Чудовище

в) Другого Енота

  1. а)
  2. а)
  3. б), в), а)
  4. в)
  5. б)
  6. а)
  7. в)
  8. а)

8. Включение нового знания в систему знаний и повторение

- Теперь давайте попробуем охарактеризовать каждого героя этой сказки.

  1. Крошка Енот, маленький, но очень храбрый.
  2. Мама, добрая и ласковая, все понимающая.
  3. Старый Дикобраз, привык полагаться на свои колючки
  4. Большой Скунс, защищается с помощью вонючей жидкости
  5. Толстый Кролик, просто всего боится
  6. Тот, кто сидит в пруду.

Игра «Я начну, а ты продолжи»
1. Крошка Енот был маленьким, но …
2. Можешь ли ты один сходить к быстрому ручью и принести на ужин …
3. Крошка енот вошёл в густой-прегустой …
4. Там отдыхал Старый…
5. Вскоре он пришёл на зелёную полянку. Там сидел Большой …
6. Недалеко от пруда он увидел Толстого …
7. Крошка Енот скорчил …

8. Ну хорошо, - сказал Большой Скунс. – Тогда захвати с собой …

9. Ну, тогда захвати с собой …, - сказал Старый Дикобраз.

10. Потом заставил себя …

11. Там, на берегу быстрого ручья, крошка Енот принялся …

- Так что же Крошка Енот увидел в пруду?

- Чему же учит нас сказка «Крошка Енот и тот, кто сидит в пруду»?

- Как вы думаете, какая пословица может отражать главный смысл сказки?

А может ли человек жить без улыбки?

– У каких людей чаще улыбка на лице?

– Когда человек улыбается?

Просмотри видеоролика.

- Чему же учит нас сказка «Крошка Енот и тот, кто сидит в пруду»?

1. храбрым.

2. раков.

3. лес.

4. Дикобраз.

5. Скунс.

6. Кролика.

7. рожу.

8. камень.

9. палку.

10. улыбнуться.

11. раков.

- Эта сказка учит нас тому, что нельзя пытаться кого-то обидеть или запугать просто потому, что сам боишься. Что улыбка обезоруживает, что именно благодаря улыбке мы легко можем везде найти себе друзей. Эта сказка учит нас тому, что большинство наших страхов не имеет под собой никаких оснований.

«Находит друзей тот, кто сам встречает их улыбкой».

«Где слова привета, там улыбка для ответа».

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке

- Ну что ж, наш урок подходит к концу!

Давайте вспомним, чем мы сегодня занимались? Какие задачи мы ставили вначале урока? Выполнили ли мы их?

- Теперь я предлагаю оценить вам свою работу на уроке, с помощью лесенки успеха.

- Спасибо за урок, мне было очень приятно с вами работать. Урок окончен!

Отвечают на вопросы учителя.

Оценивают свою работу на уроке с лесенки успеха.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий праздника для 1 класса "Прощание с "Букварем" по сказке Л.Муур "Крошка Енот и тот, кто сидит в пруду".

Сценарий праздника для 1 класса "Прощание с "Букварем" по сказке Л.Муур "Крошка Енот и тот, кто сидит в пруду".Презентация к празднику....

Конспект урока литературного чтения по теме: "Рассказы Л.Н.Толстого". 1 класс.

Конспект урока литературного чтения в послебукварный период в первом классе содержит основные этапы урока, блоки: деятельность учителя, деятельность учащихся, формируемые УУД....

Технологическая карта ПНШ для проведения урока литературного чтения в 3 классе Лилиан Муур «Крошка Енот и тот, кто сидит в пруду»

Технологическая карта урокаЛилиан Муур «Крошка Енот и тот, кто сидит в пруду»Предмет: «Литературное чтение»Класс: 3Тема урока: Лилиан Муур «Крошка Енот и тот, кто сидит в пруду»Цели урока: учить выдел...

Урок литературного чтения в 4 классе. Лилиан Муур. «Крошка Енот и Тот, кто сидит в пруду»

На уроке литературного чтения с помощью системы вопросов учитель сможет побудить детей внимательно перечитывать и просматривать текст, работать над развитием умения пересказывать основные моменты текс...

Конспект урока литературного чтения "Характеристика героя. Картина Огюста Ренуара "Девочка с лейкой" ("УМК Перспективная начальная школа", 3 класс)

Цели деятельности учителя:  создание условий для формирования умений  у учащихся создавать  целостное впечатление от картины;  понимать, в чём заключается главное переживание автор...