РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ. Способы объяснения понятий.
статья по чтению

Наталья Анатольевна Галанина

Важнейшей задачей начального образования в рамках ФГОС является развитие коммуникативных учебных действий младших школьников, что неотделимо от развития их речи.
Словарные занятия на уроках русского языка и литературного чтения  в начальных классах направлены на расширение активного словаря детей и на формирование у них умения использовать в своей речи доступные их возрасту и развитию лексические ресурсы родного языка. Рассмотрим основные способы объяснения понятий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл galanina_n_a_sposoby_obyasneniya_ponyatiy_.docx50.55 КБ

Предварительный просмотр:

Галанина Н.А.., учитель начальных классов

высшей категории

МБОУ Каликинская СШ

Городской округ город Бор

Нижегородской области

РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Способы объяснения понятий

            Важнейшей задачей начального образования в рамках ФГОС является развитие коммуникативных учебных действий младших школьников, что неотделимо от развития их речи.
           Словарные занятия на уроках русского языка и литературного чтения  в начальных классах направлены на расширение активного словаря детей и на формирование у них умения использовать в своей речи доступные их возрасту и развитию лексические ресурсы родного языка.

Выделим основные способы объяснения понятий: 

1.Морфемный и словообразовательный анализ слова.

Для начальных классов простейшим подходом к  словообразовательному анализу служит вопрос: «От какого слова образовано новое слово?» или: «Почему так назвали?» Таким способом могут быть объяснены слова шапка-ушанка (закрывает уши), подосиновик (растет под осиной)

2.Этимологический анализ слова.

Например: лукавый - от лука - "изгиб", лукавый - криводушный.

Можно предложить детям такие задания:  «Послушайте небольшой забавный рассказ и определите, значение какого слова не знала мартышка. С каким словом она его перепутала.  Почему?»

       - А твоя бабушка какая? - спросила мартышка

       - Она такая…, такая - сказал удав, вглядываясь вдаль, - очень хвостливая?!

       - Хвастливая? - удивилась мартышка.

       - Нет! - обиделся удав. - Ничего она не хвастливая. Просто у нее хвост очень длинный.

       - Как у тебя?

       - Длиннее. И от этого она очень хвостливая.

                                                                 (Г.Остер)
3.Показ предмета, иллюстрации, действия.

О значении рисунка для объяснения непонятных слов К.Д.Ушинский писал следующее: «Детская природа ясно требует наглядности. Учите ребёнка каким-нибудь пяти неизвестным ему словам, и он будет долго и напрасно мучиться над ними; но свяжите с картинками двадцать таких слов - и ребёнок усвоит их на лету».
Например, слово «кафтан» можно объяснить, используя иллюстрацию, а понятие «кудель прясть» - действием

4.Логическое определение строится по следующей модели: указание на ближайший род и выделение отличительных видовых признаков данного понятия( 5-6 кл)
Например, с
ын - ребенок мужского пола по отношению к родителю.


5.Развернутое описание, состоящее из группы слов или нескольких предложений, позволяет передать эмоциональное, образное восприятие слова.
Например, чтобы дать объяснение понятию «дворовый мальчик» требуется погружение в ту среду, эпоху, в которой данное понятие входило в активный словарь


6.Подбор синонимов. 
Родина - Отчизна,смелый – отважный – бесстрашный – мужественный, говорить – молвить - произнести.

Важно учитывать, что синонимическое определение слова достигает своей цели только в том случае, если учащиеся хорошо  понимают значение каждого поясняющего слово синонима. Поэтому в качестве синонимов, при помощи которых разъясняется незнакомое слово, следует брать только слова общеупотребительные, значение которых  детям хорошо известно.
Так,
например, слово «холить» вряд ли дети поймут с помощью синонимов «лелеять», «нежить», т. к.  значение этих слов дети могут и не знать.


7.Подбор антонимов.

Прием подбора антонимической пары используется, как правило, в одном контексте, если слова обозначают противоположные понятия и возможно объяснение через их сравнение: неизвестный — знакомый, далекий — близкий.

Также примером использования смысловой противоположности слов может служить стихотворение В. В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо?»: чтобы лучше понять слово неряха, используются слова чистый, опрятный, аккуратный. Сопоставляются значения слов трус и храбрый.

8.Объяснение значения понятия через контекст. 
Бывают случаи, когда роль контекста особенно велика, и основным средством раскрытия значения слова становится прочтение отрывка с этим словом. Прочтение отрывка «высвечивает» значение слова. Учащиеся легче понимают не только его прямое значение, но и уместность употребления, сочетаемость и выразительность.
Например, «прибыл бургамистом», то есть начальником, значение понятно через контекст и другого объяснения не требует.

9. Создание ассоциативного поля слова, включение слова в тематически близкую группу слов.

Отвечая «психологическим особенностям усвоения школьниками значения слов», перечисленные определения создают достаточную основу для правильного понимания слова.
Например: металлы - это золото, серебро, железо, медь..., насекомые - это бабочки, жуки, пчёлы, муравьи...

Разнообразие приемов и повышение активности самих учащихся в объяснении значений слов - важнейшая задача словарной работы в начальных классах. Рассмотрим объяснение понятий на примере трех текстов одной тематики:

1) Текст - описание

На высоком дереве пристроился дятел. Какой он красивый! Головка и спинка тёмные, на небольших крыльях беленькие пятнышки и полоски. Он весь пёстрый! На голове у него красная шапочка. У дятла сильный острый клюв, которым достаёт из-под коры вредных насекомых. У него сильные цепкие лапы. При лазании дятел упирается жёстким хвостом в кору дерева.

пристроился - объяснение через контекст (устроился, уселся)

пёстрый - подбор синонимов (смешанный, неоднородный, состоящий из разных цветов, разношерстный) или толковый словарь(разноцветный, не одного цвета, разных цветов)

красная шапочка- показ иллюстрации

цепкие- показ иллюстрации и толковый словарь(способный хвататься и крепко держаться за что-нибудь)

при лазании - объяснение через контекст (когда лазает, ходит, передвигается по дереву)

упирается - подбор синонимов (прислоняется к чему-либо, упирается)

2) Текст-повествование

Видел дятла: летел, насадив себе на клюв большую еловую шишку. Он сел на березу, где у него была мастерская по шелушению шишек. Пробежал вверх по стволу до знакомого места. Вдруг видит, что в развилине, где у него защемляются шишки, торчит старая шишка, а новую шишку некуда девать. И горе какое! Нечем сбросить старую шишку: клюв-то занят. Тогда дятел, совсем как сделал бы человек, зажал новую шишку между грудью своей и деревом, освободил клюв и выбросил старую шишку. Потом новую шишку поместил в мастерскую и заработал. Такой он умный.

насадив себе на клюв - показ действия

мастерская -  морфемный и словообразовательный способ (где работает мастер, мастер-подбор синонимов или толковый словарь (ремесленник, умеющий мастерить)

по шелушению (шишек) - подбор синонимов ( ободрать, облупить шишку) или толковый словарь (снимать, отделять внешнюю оболочку, кожицу с чего-нибудь- Ушаков)

в развилине - показ иллюстрации, действия

защемляются - подбор синонимов ( сдавливаются, зажимаются) 

зажал - подбор синонимов  (стиснуть, сдавить, защемить) + показ действия

3) Текст-рассуждение

Дятел — это лесной лекарь, потому что он лечит деревья. Большую часть времени дятел проводит в поисках пищи. Питаются дятлы насекомыми, живущими в коре и под корой деревьев, в древесине. Дятел клювом быстро определяет по звуку дерева, где находятся насекомые, и извлекает их оттуда. Дятел не успокоится, пока не выберет всех вредителей. Стучит дятел, значит, будут уничтожены насекомые - и лес будет жить. Вот почему называют дятла лесным лекарем.

лекарь-подбор синонимов (доктор, врач)

Большую часть времени объяснение через контекст (много времени, больше половины, почти все)

древесине - объяснение через контекст( твердая часть дерева, покрытая корой)

извлекает - подбор синонимов (достает, вытаскивает)

будут уничтожены - подбор синонимов (истреблены,  разрушены, съедены)

лес будет жить - объяснение через контекст (будет цвести, не высохнет, не погибнет)

Таким образом,  работа с лексическим значением слова обогащает пассивный и активный словарный запас ребенка, учит понимать смысл прочитанного,развивает интерес к чтению, помогают воспитать у учеников привычку начинать морфемный разбор с толкования слова. Хорошее знание лексики – это не только ключ к формированию коммуникативной компетенции любого человека, но и средство для начального этапа становления орфографической грамотности маленького читателя.

Источники информации:


1.Курсы НИРО Тивикова С.К.
2. Рамзаева Т.Г., Львов М.Р. Методика обучения русскому языку в начальных классах: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2121 «Педагогика и методика нач. обучения».- М.: Просвещение, 1979. - 431 с., ил.
3.
 https://www.eduneo.ru/rabotaem-s-leksikoj-na-urokax-russkogo-yazyka-priemy-tolkovaniya/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анализ проведения недели русского языка и литературного чтения в начальной школе.

В данном  материале не только анализируется неделя русского языка и литературного чтения, но и приводится план проведения недели....

Формирование общеучебных умений и навыков на уроках русского языка и литературного чтения в начальной школе.

Формирование общеучебных умений и навыков на уроках русского языка и литературного чтения в начальной школе.                         ...

Формирование общеучебных умений и навыков на уроках русского языка и литературного чтения в начальной школе.

Формирование общеучебных умений и навыков на уроках русского языка и литературного чтения в начальной школе.                         ...

Формирование общеучебных умений и навыков на уроках русского языка и литературного чтения в начальной школе.

Формирование общеучебных умений и навыков на уроках русского языка и литературного чтения в начальной школе.                         ...

Формирование общеучебных умений и навыков на уроках русского языка и литературного чтения в начальной школе.

Формирование общеучебных умений и навыков на уроках русского языка и литературного чтения в начальной школе.                         ...

Развитие навыка смыслового чтения на уроках русского языка и литературного чтения в начальной школе (из опыта работы)

Чтение – это многофункциональный процесс. С одной стороны, умения грамотного чтения необходимы при работе с большим объемом информации. Это обеспечивает успешность для взрослых в работе, а для д...

Использование приёмов смыслового чтения на уроках русского языка и литературного чтения в начальной школе

Использование  приёмов  смыслового  чтения  на  уроках русского языка и литературного чтения  в  начальной школе...