Технологическая карта урока литературного чтения 4 класс. УМК «Школа России»
материал по чтению (4 класс)

Структура урока построена согласно методике системно-деятельностного подхода по формированию учебно-познавательных, коммуникативных компетенций обучающихся. .

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное общеобразовательное  учреждение

«Косинская  средняя  общеобразовательная  школа»

Технологическая  карта  урока  литературного  чтения  4 класс.

УМК  «Школа  России»

                                                                                                                            Гордеева С.П. учитель  начальных  классов,

                                                                                                                                                   первая   квалификационная   категория        

                                                                                                              2019

Тема урока:  Б.И. Житков   «Как я ловил человечков».  Внутренний  мир  героя-выдумщика.  

Тип урока:  обобщение и систематизация знаний

Цель: совершенствование умения работать с текстом: анализ текста, выяснение темы и идеи произведения.

Задачи:

Обучающая:

•        обеспечить усвоение учащимися  содержания  рассказа; совершенствовать работу над анализом произведения;

Развивающая:

•        развитие устной и объяснительной речи, расширение и обогащение словарного запаса, умение размышлять и формулировать свои мысли, высказывать вслух, воспринимать речь;

 Воспитательная:

•        воспитание уважения к чужому мнению, умение работать в группе, проводить рефлексию своей деятельности, добиться усвоения учащимися понятия «ответственность за свои поступки

Формируемые УУД:

Личностные:

  • умение осознавать и определять свои эмоции,
  • осознавать необходимость сотрудничества с учителем, готовности к взаимодействию, взаимопониманию
  • учить давать оценку своим действиям;

Познавательные:

  • извлекать информацию, представленную в виде текста, схемы,
  • осуществлять анализ, строить рассуждение

Регулятивные:

  • формулировать тему и цель урока;
  • работать по плану.

Коммуникативные:

  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации;
  • высказывать и обосновывать свою точку зрения;
  • слушать и слышать других;
  • договариваться, приходить к общему решению, задавать вопросы.

Место урока в системе уроков: урок № 2  по разделу «Страна детства» по программе   литературного чтения  для 4 класса «Школа России»

  • Технологии: деятельностного метода, элементы технологии развития критического мышления, продуктивного чтения;      

технология создания ситуации успеха на уроке здоровьесберегающая.

Приёмы:

•        Кластер — графический  прием  систематизации материала;

•        Принятия и сохранения цели;

•        Планирование своей деятельности.

Методы:

•        Частично - поисковый;

•        Ролевая  игра;

•        Практический - работа с учебной книгой (Выборочное смысловое чтение), выполнение групповой  работы.

•         Метод  самоконтроля (синквэйн)

Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Средства:

•        речевые, компьютер, проектор, программа, презентация,  тетради для синквэйнов, толковые  словари, смайлики  настроения,  учебник «Литературное  чтение 4 класс» 2 часть под  ред. Климановой Л.Ф. и др.

Формы контроля:

•        словесная  характеристика ;

•        взаимопроверка,

•        самооценка.

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность                 обучающихся

1. Организационный момент.

Прозвенел  уже  звонок,  начинаем  наш  урок.

На уроке  не  робей, будь,  пожалуйста, смелей.

Если знаешь – отвечай.     и  ошибки – примечай.

Дойдет время – расскажи,   и, конечно, - покажи!

Будь внимателен, дружок,     начинается урок.

Вы готовы  слушать  и  слышать,  спрашивать  и  отвечать?

- Улыбнёмся  и  пожелаем  мысленно  себе  и  друг другу  удачи.

Организовывают рабочее место.

Здороваются с учителем.

2. Самоопределение деятельности (работа до чтения)

Над каким произведением мы с вами работали на предыдущем уроке?

Что для нас явилось главным в рассказе?

Сегодня на уроке мы продолжим работу над данным произведением. Но вначале я предлагаю вам послушать стихотворение М. Цветаевой. Оно небольшое по объёму, но в нём заключён  важный  смысл.

Одна половинка окна растворилась,

Одна половинка души показалась.

Давай-ка откроем и ту половину,

        и ту половину окна!       (М.Цветаева)

Как вы поныли смысл этого стихотворения?

Почему я прочитала именно это стихотворение?

Что такое внутренний мир человека?   (На доске ученики прикрепляют комплект печатного материала со словами). Как  понимаете  значение данных  понятий?

                         

                                                         внутренний мир

Сегодня на уроке мы не только заглянем во внутренний мир героя, но попробуем правильно оценить его поступок. Какие задачи будут у нас?

(На доску помещаются учителем карточки с задачами урока)

- Заглянуть во внутренний мир  героя произведения

- Правильно оценить поступок  главного  героя.

Над рассказом Б.С.Житкова «Как я ловил человечков»

Главным в рассказе считается герой и его  поступки.

В одной половинке окна мы увидели одну половинку человека – внешний вид. Когда откроем другую половинку окна, то узнаем и вторую половинку души – внутренний мир. Человек может быть чистым, аккуратным, но общаться с ним не хочется: он груб, невежлив, невоспитан. Мы отличаемся не только внешним видом, но и своим  внутренним миром.

Это его характер, интересы, потребности, чувства.

Обучающиеся  объясняют  значение  данных  понятий.

 (В  случае затруднения -  работа  с  толковыми  словарями)

Обучающиеся называют  задачи  урока

3. Работа над художественным анализом произведения и изображением внутреннего мира героя (выборочное чтение)

На прошлом уроке мы с вами начали знакомиться с  произведением  Б. Житкова.  Назовите главных героев? От чьего имени ведётся рассказ?

 Можем ли мы назвать этот рассказ автобиографическим?

Мы  с  вами  выделили качества характера мальчика, которые нам нравятся и те, которые мы осуждаем.

Мы закончили эту работу?

Как нам надо её завершить?

а) Ролевая игра «Обвинители» и «Защитники»  с выборочным чтением.

Помогать нам будет в этом уже знакомая ролевая игра «Обвинители» и «Защитники».   Делимся на 2 команды.

Откройте учебник. Мы будем строго следовать сюжету рассказа по логическим частям с обсуждением.

(По ходу обсуждения на доске ученики будут прикреплять комплект печатного материала: в первом столбике будут записаны качества мальчика, которые нравятся ученикам, а в другом – те, что дети осуждают).

Перед нами 1 часть рассказа. Как  её озаглавили?

1. Маленькие жильцы пароходика.

  О чём рассказывается в этой части?

Какие положительные и отрицательные черты характера мы отметили у мальчика в 1 части?

Предоставляем слово «обвинителям».

Предоставляем слово «защитникам».

Зачитайте подтверждение своих слов из текста.

Перед нами 2 часть рассказа. Как  её озаглавили?

  1. Ночные наблюдения за пароходиком.

О чём рассказывается в этой части?

Есть, что сказать «обвинителям»?

Зачитайте подтверждение своих слов из текста.

Есть, что сказать «защитникам»?

Зачитайте подтверждение своих слов из текста.

Перед нами 3 часть рассказа. Как мы её озаглавили?

  1. Тайный план.

О чём рассказывается в этой части?

Есть, что сказать «обвинителям»?

Зачитайте подтверждение своих слов из текста.

Есть, что сказать «защитникам»?

Зачитайте подтверждение своих слов из текста.

Перед нами 4 часть рассказа. Как мы её озаглавили?

  1. Угощение исчезло.

О чём рассказывается в этой части?

Есть, что сказать «обвинителям»?

Зачитайте подтверждение своих слов из текста.

Есть, что сказать «защитникам»?

Зачитайте подтверждение своих слов из текста.

Физминутка    Что же, отправляемся в плавание!

От зелёного причала оттолкнулся теплоход, (ходьба)

Он шагнул назад, а потом шагнул вперёд,  (шаги назад-вперед)

И поплыл, поплыл по речке, набирая полный ход. (движения руками)

Встал на мостик капитан, (ходьба)

Смотрит здесь, смотрит там.(наклоны)

То в бинокль, а то в трубу –

Влево, вправо, за корму. (движения руками, изображение бинокля)

Перед нами 5 часть рассказа. Как мы её озаглавили?

  1. «Я не мог больше терпеть»

О чём рассказывается в этой части?

Есть, что сказать «обвинителям»?

Зачитайте подтверждение своих слов из текста.

Есть, что сказать «защитникам»?

Зачитайте подтверждение своих слов из текста.

Перед нами 6 часть рассказа. Как мы её озаглавили?

  1. Охота на человечков.

О чём рассказывается в этой части?

Есть, что сказать «обвинителям»?

Зачитайте подтверждение своих слов из текста.

Есть, что сказать «защитникам»?

Зачитайте подтверждение своих слов из текста.

Перед нами 7 часть рассказа. Как мы её озаглавили?

7. «Чего я наделал – то!»

О чём рассказывается в этой части?

Есть, что сказать «обвинителям»?

Зачитайте подтверждение своих слов из текста.

Есть, что сказать «защитникам»?

Зачитайте подтверждение своих слов из текста.

(По следам диалогического общения на доске формируется запись - главные черты характера героя, его душевные качества)

Обманщик Фантазер

Скрытный Верит в чудеса

Не умеет держать слово Любопытный

Не умеет контролировать поведение Любознательный

Настойчивый

Находчивый

Наблюдательный

Впечатлительный

Эмоциональный

Нетерпеливый

Осознает свой поступок

К какому же окончательному выводу мы должны прийти в конечном результате нашего разговора: можно ли оправдать главного героя?

б) Прогнозирование текста   (творческая работа обучающихся после чтения).

Автор нам не рассказывает о том, какой будет реакция бабушки, когда она увидит разломанный пароходик. Писатель как бы обрывает свой рассказ на самом остром сюжетном моменте. Как вы думаете, почему?

Давайте сейчас так и сделаем. Дома вы сами придумывали и записывали концовку рассказа, вы решали проблему - сумеет ли мальчик исправить свою ошибку? Послушаем несколько концовок рассказа.

(Выслушиваем сочинения 3 – 4 обучающихся.)

Таким образом, сегодня мы узнали еще об одном авторском «секрете», писательском приеме: отсутствием концовки рассказа, – автор как бы подводит читателя не только к оценке ситуации, но способствует тому, чтобы он примерил ее на себя и подумал, как можно из нее выйти, т.е. решить жизненную задачу.

И сегодня нам это удалось.

Отвечают  на  вопросы учителя

Нет.

Найти в тексте отрывки, подтверждающие черты характера мальчика.

Выполнение заданий. Решение проблемы с опорой на текст.

Мальчику понравился пароходик, он просит у бабушки поиграть с ним. Бабушка не позволяет. О тайной жизни на пароходике, которую придумывает мальчик.

Пока сказать нечего.

В этой части мы узнаём, что мальчик очень впечатлительный, его привлекает всё красивое. Мальчик фантазер, у него развито воображение, верит в чудеса, в тайную жизнь на пароходике.

Мальчик попросил бабушку не выключать ночник, для того, чтобы ночью наблюдать за человечками на пароходике.

Обманщик. Герой наврал бабушке, что не может спать без света.

На ложь мальчик решился из-за любопытства. Он настойчивый – надеется на тайну и строит план.

Мальчик придумал, как вызвать из пароходика человечков: он положил на пароходик леденец.

Мальчик продолжает обманывать бабушку: на прогулке сказал, что ему холодно. Скрывает от неё все свои поступки: скрытный.

Герой делает это вынужденно: иначе бабушка спрятала бы пароходик. Находчивый: придумал, как заставить человечков показаться на палубе.

Когда ночью исчез леденец, придумал снова положить хлеб на пароход. Всё время думает о человечках.

Мальчик продолжает обманывать бабушку. Нарушил слово, данное бабушке – не прикасаться к пароходику, а сам к нему прикасался: не умеет держать слово.

Эти действия он совершал по любознательности. Настойчивый, наблюдательный, эмоциональный, фантазёр.

Выполнение  упражнений  физкультминутки

Мальчик устроил так, чтобы остаться дома и не ходить

в гости с бабушкой, придумал свою болезнь.

Нарушает слово, данное бабушке: решил взять пароходик в руки и посмотреть, что там внутри. Идет на обман: сказавшись больным, чтобы остаться дома.

Нетерпеливый – не мог больше терпеть, большое желание поскорее увидеть человечков.

Настойчивый, целеустремлённый.

Мальчик взламывает пароходик. Совершает безрассудный поступок.

Нетерпеливый.

Не контролирует свои действия: эмоции желания берут верх над разумом.

Все-таки иногда задумывается – прав ли он, но герой ещё маленький, поэтому не умеет себя контролировать.

Мальчик пытался починить пароходик, но ничего не получилось, он расплакался. Возвращается бабушка и не понимает, почему он плачет.

Мальчик нарушает слово не трогать пароходик. В какой-то мере мальчик был эгоистом: думал только об удовлетворении своего желания, но совершенно позабыл о бабушке, которой он принес горе своим поступком.

Осознает свой поступок и приходит в ужас от содеянного. Переживает случившееся.

Понять можно, но оправдать нельзя.

Человек не должен управляться только чувствами, какими бы сильными они ни были. Эмоции не должны брать верх над разумом.

Хочет, чтобы концовку мы додумали сами.

Чтобы вошли в положение героев, представили себя на их месте и вместе пережили эту ситуацию.

Домашнее задание

1. Пересказ от третьего лица,

2..Мини-сочинение «Как я отношусь к мальчику Боре?»

3. Составить  рассказ  о  семейной   реликвии

.Выбирают  1  задание (любое).

Итог урока. Рефлексия.

Во время чтения текста мы обращали внимание не только на действия и поступки героя, но и на черты характера, а также мотивы, руководившие поведением героя.

Какие знания с этого урока вам пригодятся в жизни? Чему же учит нас рассказ?

Какое открытие сделали на уроке?

Устно:

1. Была ли в вашей жизни ситуация, когда вы давали честное слово? Удалось ли вам его сдержать?

Составьте  синквейн  о  главном  герое.        

Какие задачи ставили? Удалось ли нам их решить?

Продолжите фразы… (на  экране)

Оцените работу группы.

Выберите смайлики настроения.

Если ты дал слово, то должен его сдержать. Ни одно обещание не должно звучать попусту. Сдержать слово бывает не всегда легко - каждый из нас знает это по себе. Верность слову, обещаниям не возможна без проявления настойчивости, требовательности к себе, умения распоряжаться своим словом.

«Не давши слова – крепись, а давши – держись».

Прежде чем совершить поступок, надо подумать, к чему он приведет. И как от этого будут чувствовать себя другие люди. Поступками должен управлять разум, а не эмоции.

Сегодня мы узнали еще об одном авторском «секрете», писательском приеме: отсутствием концовки рассказа.

Борис

Скрытный,  любопытный

Не  умеет  держать  слово

Фантазёр (обманщик)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ

Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...

Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс) Тема урока: 1 класс Прописная буква З. 2 класс Проверяемые и не проверяемые гласные в корне слова

Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс). По теме: 1 класс Правописание буквы З. 2 класс Проверяемые и непроверяемые гласные в корне слова. Поможет учителю при работе с двумя кл...

Контрольная работа по математике 1 класс 1 четверть "ШколаРоссии"

Контрольная работа представлена в 2 вариантах .  Составлена  на основе пособия "Четвертные контрольные работы 1-4 кл." Авторы: Узорова, Нефёдова  с добавлением задания геометрического м...

окружающий мир 2 класс ШколаРоссии "Наша дружная семья"

конспект урока "Наша дружная семья" 2 класс окружающий мир Плешаков...

Планирование по математике 1 класс "ШколаРоссии"

Подробное календарно-тематическое планирование составлено в соответствии с САНПиНОМ 1 класс по программе " Школа России"  для работы с указанием УДД, планируемыми результатами, что необходимо уча...