Рабочая программа по чтения для учащихся 4 класса ( Вариант 2.)
рабочая программа по чтению (4 класс)

Зеленина Ирина Александровна

Рабочая программа общеобразовательной области " Чтение" для 4 класса (Вариант 2.) Обучающиеся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития отличаются значительным нарушением познавательных процессов: активного восприятия, произвольного внимания, памяти, словесно-логического мышления, обобщающей и регулирующей функции речи, нарушением пространственного восприятия. Чтение и письмо являются сложными видами интеллектуальной деятельности, и только некоторая часть детей с глубокой умственной отсталостью может овладеть их элементами. Поэтому данная программа с одной стороны ориентирует педагогов в организации специального учебного процесса для таких детей, а с другой носит лишь примерный рекомендательный характер и призвана способствовать развитию коммуникативных умений учащихся, как на вербальном, так и на невербальном уровне. Содержит в себе пояснительную записку, примерное тематическое планирование, календарно тематическое планирование.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chtenie.docx35.91 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение  города Новосибирска

 «Специальная (коррекционная)  школа № 60».

 

Утверждаю

Директор

МКОУ С(К) Ш №60  

        Н.И. Шаяхметова           ___________________

Приказ № __________

«___»_________»201_г.                        

Рабочая программа

по чтению

для 4 класса

Программу составил

учитель начальных классов Зеленина Ирина  Александровна

на 2017-2018 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Чтение

Рабочая программа составлена на основе адаптированной основной общеобразовательной программы для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), второй вариант учебного плана на 2017-2018 учебный год.

Нормативные документы:

  • Федеральный «Закон об образовании в Российской Федерации» от 29.12.12. №273-ФЗ.
  • Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утверждённый приказом образования и науки РФ № 1599 от 19.12.2014.
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования от 30 августа 2013 г. № 1015.
  • САНПИН 2.4.2.3286-15
  • Локальные акты образовательного учреждения
  • Устав школы

Цель: научить их самостоятельно читать вывески на магазинах, небольшие тексты, рассказы, отвечать на вопросы текста и т. п.

Задачи:  

подготовка детей к самостоятельной жизни, умению ориентироваться в окружающей жизни, общаться с людьми, приобрести простейшие трудовые навыки.

Обучение грамоте умственно отсталых детей ведется по звуковому аналитико-синтетическому методу. При этом необходимо применять различные методы и приемы для более успешного овладения программным материалом:

- игровую деятельность (дидактические игры на развитие звукопроизношения, на развитие произвольного внимания);

- использование яркого доступного наглядного материала и т. д..

Обучение чтению и письму ведется параллельно. Осуществляется межпредметная связь с занятиями по рисованию, лепке, выкладыванию букв из цветных палочек, пуговиц, мозаике, конструированию. Широко используется художественная литература, чтение потешек, стихов, загадок, слушание музыки и пения.

Порядок изучения звуков и букв диктуется законами фонетики с учетом специфики особенностей познавательной деятельности детей.

В букварный период у учащихся формируется звуко-буквенный анализ и синтез как основа овладения чтением и письмом. Учитывая особенности аналитико-синтетической деятельности глубоко умственно отсталых детей порядок изучения звуков, букв и слоговых структур несколько увеличен и изменен. Букварный период может продолжаться в течение 3-х и более лет обучения (учитывая степень подготовленности детей, их познавательные интересы).

Последовательность изучения звуков и букв установлена с учетом трудностей выделения звука из речи, произношения, слияния звуков в слот, т. е. самого процесса чтения.

Чтение

4 класс  (102 часа)

Содержание .

Повторение и закрепление пройденных звуков и букв алфавита. Подбор слов с заданными звуками и определение места его нахождения в слове (в начале и в конце слова). Образование и чтение открытых и закрытых слогов с твердыми и мягкими согласными  в начале слога (ла, ли, лук, люк).

  Выделение в словах звуков в начале и в конце слов. Составление и чтение слов из усвоенных слоговых структур (пи-ла, гор-ка, мо-ло-ко). Послоговое чтение предложений и коротких текстов. Слушание небольших сказок, загадок, стихотворений, рассказов.

Примерное тематическое планирование

по чтению 4 класс

3 часа в неделю

Количество часов - 102 часа

Тема

Кол - во часов

Деятельность обучающихся

Повторение пройденных звуков и букв

10

Должны правильно и отчетливо произносить  звуки, различать их в словах, определять, есть ли указанный звук в данном слове, выделять первый и последний звук, соотносить звук с буквой; Распознавание изученных букв в текстах и предложениях.

Закрепление изучение  букв: д, й, э, ю, ё, ц, ч, щ, ф, э,

12

Должны правильно и отчетливо произносить изучаемые звуки, различать их в словах, определять, есть ли указанный звук в данном слове, выделять первый и последний звук, соотносить звук с буквой; Распознавание изученных букв в текстах и предложениях.

Подбор слов с заданными звуками и определение места его нахождения в слове (в начале и в конце слова).

10

 Cоставление слов из усвоенных букв и звуков, чтение их. Определение места его нахождения в слове (в начале и в конце

Послоговое чтение предложений и коротких текстов.

35

Чтение предложений и коротких текстов.

Слушание  небольших сказок, загадок, стихотворений , рассказов

35

Слушать  небольшие сказки, загадки, стихотворения , рассказы, шутки. отвечать простыми предложениями на вопросы по содержанию прослушанного или иллюстрациям к тексту; изображать действия по предложенной картинке и вопросам учителя.

Ожидаемые результаты

Обучающиеся должны уметь:

           - различать звуки на слух и в произношении;

           - составлять слова из букв и слогов разрезной азбуки с помощью учителя;

           - слушать небольшую сказку, загадку, стихотворение, рассказ;

           -  отвечать простыми предложениями на вопросы по содержанию прослушанного или иллюстрациям к тексту;

Безречевые дети вместо называния слов и действий должны изображать действия по предложенной картинке и вопросам учителя

Обучающиеся должны знать:

Знать наизусть 1—2 коротких стихотворения или четверостишия, разученных с голоса учителя.

Отслеживание результатов заносится в карту наблюдений за динамикой развития по письму и чтению, в рабочих тетрадях и в индивидуальных заданиях, собранных в личных портфолио.

Чтение

№ урока в году

№ урока в четверти

Тема раздела, тема урока

Дата

I четверть

3 часа в неделю (27 часов)

1

1

Повторение гласных букв и звуков.

2

2

Слоги и слова с гласными буквами. Звукобуквенный анализ.

3

3

Слоги и слова с гласными буквами. Звукобуквенный анализ.

4

4

Прослушивание стихотворения "Читаем вместе"

5

5

Чтение слов с согласными буквами  П, С, К

6

6

Чтение слов  с согласными  буквами В, Р, Н

7

7

Чтение слов с согласными буквами  З, М, Д

8

8

Чтение слов  с согласными  буквами  Т, Б, Г

9

9

Чтение слов с согласными буквами  Л,Ш,Ч

10

10

Чтение слов  с согласными  буквами Ф, Х, Ж

11

11

Чтение слов с согласными буквами  Ц, Щ, Й

12

12

Чтение слов  с Ъ и Ь

13

13

Работа с алфавитом

14

14

Подбор слов  по буквам алфавита

15

15

Игра "Алфавит"

16

16

Угадай букву алфавита

17

17

"Беспокойные соседки" А .Шибаев

18

18

Слова с буквой А

19

19

Работа с текстом "Кошка и мышка"

20

20

Слова с буквами Е и Ё

21

21

Работа с текстом " В лесу".

22

22

"Ёж и ёлка" Т.Сапгир

23

23

Отгадывание загадок

24

24

Прослушивание теста "Кошка и мышка"

25

25

Повторение изученного.

26

26

Чтение слов с изученными буквами.

27

27

Чтение коротких текстов с изученными буквами.

II четверть

3 часа в неделю (21 час)

28

1

Работа с тестом "Наш сад"

29

2

Прослушивание текста "Заяц и ворона"

30

3

Колыбельные.

31

4

"Щенку". В.Безбородов

32

5

"Киске" В.Безбородов

33

6

"Мальчику".

34

7

"Дождик" Е.Благинина

35

8

Отгадывание загадок

36

9

Прослушивание рассказа "Ау!" Л.Пантелеев

37

10

Беседа по вопросам к тесту "Ау!"

38

11

"Песенка дождя" А.Введенский

39

12

"На  хоря напала хворь" В.Суслов

40

13

Работа с текстом "Про горох".

41

14

Слушаем текст "Как поросёнок научился говорить"

42

15

Беседа по вопросам к тексту.

43

16

"Буква "Я" шагает гордо А.Шибаева

44

17

Работа с текстом "Рыбка"

45

18

"Яма" О. Григорьев

46

19

Дразнилки.

47

20

Игра " Один - много".

48

21

Слова с буквой "Ы"

III четверть

3 часа в неделю (30 часов

49

1

Инсценировка сказки " Репка".

50

2

Стихотворение "Этажи".

51

3

 Рассказ "Эхо" Е. Трутнева

52

4

"Мамочка" У.Раджаб

53

5

Работа с текстом "Лучше всех".

54

6

Скороговорки.

55

7

Шутка "Мила и мыло".

56

8

Слушание рассказа "Муравей " В. Бианки

57

9

Сказка " Лиса и тетерев".

58

10

Беседа по вопросам к сказке.

59

11

Работа с текстом " По грибы".

60

12

Отгадывание загадок.

61

13

 Рассказ " Белка".

62

14

Заучивание  стихотворения "Белка" В.Безбородов

63

15

Отгадываем загадки.

64

16

"Слоны" Е.Благинина

65

17

Слушаем стихотворение "Цапля объясняет".

66

18

"Гроза" А.Шибаев

67

19

Заучивание стихотворения" Тише, мыши!"

68

20

"Шишки у Мишки" Е.Петрищева

69

21

Работа с текстом "Кто что заслужил".

70

22

"Три сестры"Е.Ильина

71

23

Сказка "Заяц и белка" Н.Сладков

72

24

Отгадывание загадок

73

25

Сказка " Ёж" А.Толстой

74

26

Беседа по вопросам

75

27

 Сказка "Зайчонок и осень"

76

28

Сказка "Зайчонок и осень"

77

29

Сказка "Зайчонок и осень"

78

30

Беседа по вопросам

IV четверть

3 часа в неделю (24 часа)

79

1

Работа с текстом "Жалко птичек"

80

2

Стихотворение "На дворе" С.Чёрный

81

3

Работа с текстом "Воробьишки".

82

4

Отгадывание загадок

83

5

"Добрые слова" О.Дриз

84

6

"Доброго пути!" А Кондратьев

85

7

"А что ещё?" А. Шибаев

86

8

Отгадываем загадки

87

9

"Два хвостика"  А.Шибаев

88

10

"Два хвостика"  А.Шибаев

89

11

"Два хвостика"  А.Шибаев

90

12

Отгадываем загадки

91

13

Работа с тестом " Одна буква" А Шибаев

92

14

Читаем слова парами.

93

15

"Буква заблудилась" А Шибаев

94

16

Читаем слова парами.

95

17

Работа с тестом "Отец и мать" Г.Юдин

96

18

"Ласточка" А.Майков

97

19

Шутка "Крошка - воин".

98

20

Отгадываем загадки

99

21

Шутка.

100

22

Работа с текстом "Первая рыбка" Е. Пермяк

101

23

Читаем слова парами

102

24

Обобщающий урок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по чтению для учащихся 4 класса с нарушенным слухом

Рабочая программа  учебного предмета «Чтение» составлена на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений II вида....

Рабочая программа по чтению для учащихся 2 класса

Рабочая программа для учащихся школы слабослышащих и позднооглохших...

Рабочая программа по чтению для учащихся 2 класса

Рабочая программа для учашищхся школы слабослышащих и позднооглохших...

Рабочая программа по чтению для учащихся 4 класса со сложной структурой дефекта школы 8 вида.

Рабочая программа по чтению  для учащихся с умеренной интеллектуальной недостаточностью....

Рабочая программа по чтению для учащихся 4 класса специальной коррекционной школы VIII вида по учебнику С.Ю.Ильиной

В пояснительной записке к рабочей программе даны общие сведения об особенностях организации уроков чтения в 4 классе спеиальной коррекционной школы VIII вида по учебнику С.Ю.Ильиной. ...

Рабочая программа литературного чтения в 3 классе, где обучаются учащиеся с ОВЗ, УМК "Планета знаний".

Рабочая программа литературного чтения в 3 классе, где обучаются учащиеся с ОВЗ, УМК "Планета знаний"....

Рабочая программа по чтению, 1 (доп) класс вариант 8.3

данная рабочая программа предназначенна для предмета "Чтение" в 1-ом дополнительном классе , вариант 8.3...