Открытый урок по литературному чтению "Мой Пушкин", 3 класс
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Процко София Федоровна

Данный урок представлен в нетрадиционной форме проведения, так как способствует выработке познавательных интересов учеников через совместное рассуждение и к анализу происходившего.                  Коллективная работа на данном уроке способствует развитию диалога между участниками, где учитель лишь направляет поиск учеников.                                                                                                                          

Цели урока:

  1. Обобщение знаний о творчестве А.С.Пушкина, расширение круга чтения.
  2.  Развитие образного мышления, воображения, способности воспринимать произведения различных видов искусства.
  3.  Воспитание любви к поэтическому слову, формирование  интереса детей к классическому искусству, ориентация на общечеловеческие  ценности и идеалы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока

по литературному  чтению  в 3 классе

(актовый зал: на журнальном столике портрет А.С.Пушкина с датами жизни и словами, на стене прикреплен плакат с эпиграфом, стенд с автопортретами, выставка книг, рисунков и работ детей по произведениям  поэта).

Тема: «Мой Пушкин».

Тип урока: урок обобщения.

Межпредметная связь: литературное чтение, изобразительное искусство, музыка.

                             

Урок разработан учителем ГБОУ СОШ № 634 с углубленным изучением английского языка  Приморского района Санкт – Петербурга  Процко С.Ф.

Пояснение: Данный урок представлен в нетрадиционной форме проведения, так как способствует выработке познавательных интересов учеников через совместное рассуждение и к анализу происходившего. Коллективная работа на данном уроке способствует развитию диалога между участниками, где учитель лишь направляет               поиск учеников.

Цели урока:

  1. Обобщение знаний о творчестве А.С.Пушкина, расширение круга чтения.
  2.  Развитие образного мышления, воображения, способности воспринимать произведения различных видов искусства.
  3.  Воспитание любви к поэтическому слову, формирование  интереса детей к классическому искусству, ориентация на общечеловеческие  ценности и идеалы.

Оборудование: портрет А.С.Пушкина с датами жизни и словами, автопортреты А.С.Пушкина, выставка книг, рисунков и работ детей.        

                                               

                   Эпиграф: О, Пушкин!

                                                                           Над его строкою

                                                                            Задумавшись который раз,

                                                                                Вдруг открываешь в ней такое,

                                                                                 Что прежде пряталось от глаз!

Д.Кугультинов

Ход урока

  1. Звучит песня «Как упоительны в Росссии вечера…»

(Выходят парами дети: мальчики в костюмах, а  девочки в белых бальных платьях. Первая пара несёт подсвечники с зажженными свечами. Свечи ставятся к портрету А.С.Пушкина, дети рассаживаются за столы)

Слайд 2.

Александр Сергеевич Пушкин 1799 – 1937                  

«Пока в России длится Пушкин, метелям не задуть свечу!»

Учитель: Благословен и день и час,

                  Когда с теплом родного крова

                  Впервые к каждому из нас

        Приходит пушкинское слово!

Дорогие ребята, уважаемые гости!

Сегодня у нас большой и светлый праздник. Праздник поэзии, прекрасной прозы,         и,  конечно же, сказки, праздник, посвященный творчеству А.С.Пушкина,                                 а зажженные свечи – это свечи памяти, которые будут гореть весь урок, согревая     и объединяя нас, и наши сердца.

           (Звучит мелодия песни «Однозвучно гремит колокольчик…)

 Учитель: Дороги Пушкина.

       Какие они родные!

       Осенью размытые.

       Летом пыльные.

       Зимой – теряющиеся под снегом.

       А весной – как большие реки.

Учитель: И начиналось все, как у всех, с дороги детства.

      (Под  музыку песни «Однозвучно гремит колокольчик…» звучат слова)

                  6 июня 1799 года в Москве родился А.С.Пушкин.             

Звони,  Москва! И гласи о нашем праве называться великим народом,                          потому    что среди этого народа родился Пушкин, «Солнце русской поэзии».      

(Звонят колокола)    Слайд 3.                                                                                                                              

Ученик:  Москва! Как я люблю тебя!

       Святая родина моя!

       Как часто в горестной разлуке,

       В моей блуждающей судьбе,

       Москва, я думал о тебе!

       Москва!…Как много в этом звуке

       Для сердца русского слилось!
      Как много в нем отозвалось!

Учитель: Сказки Пушкина, лирика Пушкина – они всегда рядом с нами, с самого раннего детства. Ещё не умея читать, мы уже повторяли со слов бабушки или мамы    

                «Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет…».

 В детстве, свои первые сказки, А.С.Пушкин услышал от няни Арины   Родионовны. И Пушкин, любя её всем сердцем, посвящает стихотворение няне,  

   (читает ученик).Слайд 4.

 (Выходит няня в сопровождении нескольких детей,  одетых в русские народные костюмы. Няня усаживается на стул, начинает вязать, а дети рассаживаются вокруг нее).

Ученик 1: Ах! Умолчу ль о мамушке моей,

        О прелести таинственных ночей,

       Когда в чепце, в старинном одеянье,

       С усердием перекрестив меня

       Шепотом рассказывать мне станет

       О мертвецах, о подвигах…

Ученик 2: От ужаса не шелохнусь бывало,

        Едва дыша прижмусь под одеяло,

        Не чувствуя ни ног, ни головы…

Няня (обращаясь к мальчику). Напиши, дружочек, батюшке моему, Александру Сергеевичу письмецо, чтобы приезжал поскорее, ангел мой, к нам в Михайловское,   что я беспрестанно думаю о нем…

Ученик 3: Не грусти, нянюшка, послушай песню, которая написана на стихи

            А.С.Пушкина.

(Дети поют песню «Зимний вечер»)

Ученик 4: Нянюшка, Арина Родионовна, расскажи сказку!

Няня (откладывает в сторону вязание). Хорошо, слушайте! Некоторый царь задумал жениться, но не нашел по-своему нраву никого. Подслушал он однажды разговор трех сестер. Старшая хвалилась, что все государство одним зерном накормит; вторая, одним куском ткани весь мир оденет, а третья- родит тридцать три сына. Так вот царь женился на третьей.

Ученик 5: Не гаснул долго огонёк

         В уютной няниной избушке,

         И слушал, слушал няню Пушкин,

         Катилась сказка, как клубок:
        Смеялся Пушкин говоря:

         «Какая прелесть эти сказки!»

         (Дети уходят и садятся за столы)

Учитель: «Какая прелесть эти сказки!» Я думаю, что здесь вы большие знатоки, и все примете  активное участие в викторине по сказкам великого поэта.

(Выходит кот Баюн и читает отрывки из сказок)

Кот Баюн:

  1. «У лукоморья дуб зеленый;

Златая цепь на дубе том:

                И днем и ночью кот ученый

Все ходят по цепи кругом»

(Поэма «Руслан и Людмила»)

  1. «Пошел, сел у берега моря;

Там он стал веревку крутить,

Да конец ее в море топить»

(Сказка о попе и о работнике его Балде)

  1. «Царь с царицею простился,

В путь –дорогу снарядился,

И царица у окна

Села ждать его одна»

(Сказка о мертвой царевне…)

  1. «Выбрал я жену себе,

Дочь послушную тебе,

Просим оба разрешенья,

Твоего благословенья»

(Сказка о царе Салтане…)

  1. «И потом неделю ровно,

Покорясь ей безусловно,

Околдован, восхищен,

Пировал у ней Дадон»

(Сказка о золотом петушке)

Учитель: Вот и  вспомнили мы самые известные сказки. Подрастая, вы, ребята, знакомитесь с более серьезными произведениями поэта. Живут в нас пушкинские строки, слышится чудная музыка стихов.

Ученик 1: Стихотворение «В тот год осенняя погода…»

Ученик 2: Стихотворение «Вот север, чучи нагоняя…»

Ученик 3: Стихотворение «Зимнее утро»

Учитель: Ребята прочли три стихотворения Пушкина. Я думаю, что их объединяет одно настроение, какое именно? (Говорят дети: радостное, приподнятое, …)

Учитель: Это состояние поэта, высокий душевный настрой, прекрасно передает портрет А.С.Пушкина, выполненный художником, современником поэта, Василием Андреевичем Тропининым. Слайд 5.

Учитель: Не в таком ли состоянии он написал:

     «И пробуждается поэзия во мне…

       И пальцы просятся к перу, перо к бумаге,

       Минута - и стихи свободно потекут…»

Но жизнь поэта не была легкой, безоблачной, у него было и другое настроение: печальное, грустное, которое тоже нашло отражение в его стихах.

            (Звучит песня, в исполнении детей, на стихи «Зимняя дорога»)

Учитель: Я хочу вам показать портрет А.С.Пушкина другого художника Ореста Адамовича Кипренского. Вглядитесь внимательно в этот портрет, в выражение лица поэта и попытайтесь объяснить, почему я решила показать его после такой  грустной песни?

        (Говорят дети:  на портрете  поэт выглядит печальным, грустным) Слайд 6.

Учитель: Да, О.А.Кипренский сумел понять Пушкина. Он угадал его печали, мысли, мечты.

Об этом портрете сам Пушкин сказал «Себя, как в зеркале я вижу…».

Чтобы завершить тему, связанную с изобразительным искусством, хочу обратить ваше внимание на то, что А.С.Пушкин рисовал самого себя. Когда Пушкин чувствовал одиночество, автопортрет получался грустным, а если ему было весело, то он рисовал себя в каком-нибудь смешном виде. Слайд 7.

 (Показ автопортрета А.С.Пушкина)                                                                                           

Учитель: Ребята, кто еще хочет через стихи выразить свою любовь к  поэту.

Ученик: Отрывок из поэмы «Медный всадник». Слайд 8.

 (Видеозарисовка  о Санкт – Петербурге).

Учитель: Спасибо! Мы увидели прекрасный город на Неве и белые ночи, услышали  прекрасные строки о величии нашей державы.

У каждого человека свой Пушкин, свои любимые строки. Ребята, вы уже знаете, что многие стихи, поэмы Пушкина легли в основу музыкальных произведений, их исполняют великие музыканты, певцы,  не только в  России, но и далеко за ее пределами. И нам не хватило бы всего урока, чтобы перечислить их.

Как вы думаете, почему великие композиторы прошлого и наши современники обращаются в своем творчестве к произведениям А.С.Пушкина?

(Говорят дети: стихи поэта очень музыкальны, они красивые, пробуждают в человеке высокие мысли и чувства).

Учитель: Михаил Иванович Глинка сочинил по поэме «Руслан и Людмила»

одноименную оперу. Мужество, сила, благородство, готовность к подвигу звучат в  арии героя оперы – Руслана.

  (Дети слушают арию Руслана «О поле, поле, кто тебя усеял…» в исполнении Б.Штоколова)

Учитель: Если Руслан олицетворяет собой мужество и благородство, то в опере есть противоположный персонаж, злой и коварный. Кто это?

( Дети: Черномор).

Учитель: Послушайте арию Черномора, а потом скажите, как музыка помогла представить этот персонаж?

(Дети прослушав, говорят о том, кто что себе представил: - Черномор

крадется; - Черномор важно и грозно шагает, а слуги несут его бороду; - когда музыка звучала громко, то Черномор кажется злым, а когда тихо, то  представляется слабым и трусливым) 

Учитель: Вот и познакомились мы с новыми и интересными произведениями великого русского поэта, вспомнили ранее изученные стихи.

Сейчас мы приближаемся к печальной календарной дате. В феврале, а если быть точнее, 18 февраля 1832 года А.С.Пушкин встретил женщину, о которой говорит:

«Тебя, мой ангел, люблю так, что выразить не могу словами…». Эти слова были обращены к  Наталье Гончаровой, к женщине, которую любил больше жизни…Слайд 9.

И на одном из балов, через пять лет, защищая честь своей любимой, вызвал француза Дантеса на дуэль. Дуэль состоялась 8 февраля 1937 года  недалеко от Петербурга.

Слайд 10.

 А.С.Пушкин был смертельно ранен и умер 10 февраля. Поэтому месяц февраль – считают месяцем памяти поэта.

Давайте  мы, минутой молчания, почтим память поэта.

 (Дети встают и слушают музыку Бетховена)

Учитель: Смерть поэта была большим горем для всей России. За полгода до гибели А.С.Пушкин написал стихотворение, где подводит итог своему творчеству.

Ученик: Стихотворение (читает) «Я памятник воздвиг себе нерукотворный». Слайд 11.

Учитель: Прошло два столетия, но творчество А.С.Пушкина не забыто. Многие его произведения переведены на языки всех народов и народностей. Вас ждет еще  много прекрасных встреч с великим поэтом. Ребята, вы прочтете его стихи о дружбе, о свободе, о любви к Отчизне.

А сейчас свечи памяти гаснут, но слова

«Пока в России длится Пушкин,

Метелям не задуть свечу»

 Никогда не погаснут в наших сердцах, они всегда с нами.

 Мы благодарим всех, что память жива и поныне, а сейчас урок закончен.

Большое  спасибо!

(Дети уходят под музыку «Свеча горела на столе»)

ЛИТЕРАТУРА

  1. “Сказка о золотом петушке” – Новосибирск: Детская литература, 1991.
  2. “Сказка о попе и о работнике его Балде” – М.: Детская литература, 1982.
  3. “Сказка о рыбаке и рыбке” – М.: изд-во им. Сабашниковых, 1993.
  4. “Стихи и сказки” – М.: Детская литература, 1985.
  5. А. Пушкин “Сказка о царе Салтане” – Арес-ЛТД – Москва, 1992.
  6. А. Пушкин “Зимнее утро” – Ленинград: Детская литература, 1985.
  7. А. Пушкин “Зимняя дорога” – М.: Детская литература, 1972.
  8. А. Пушкин Стихи. – М.: Детская литература, 1975.
  9. Архив фотографий, картинок  из фонда школьной библиотеки.

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МБОУ «СОШ №634» Приморского района Санкт - Петербурга Открытый урок по литературному чтению в 3 классе Учитель начальных классов Процко София Федоровна 2019

Слайд 2

Эпиграф: О, Пушкин! Над его строкою Задумавшись который раз, Вдруг открываешь в ней такое, Что прежде пряталось от глаз! Д.Кугультинов Александр Сергеевич Пушкин 1799 – 1937 «Пока в России длится Пушкин, метелям не задуть свечу!»

Слайд 3

Звони, Москва! И гласи о нашем праве называться великим народом, потому что среди этого народа родился Пушкин, «Солнце русской поэзии». 6 июня 1799 года в Москве родился А.С.Пушкин .

Слайд 5

Портрет А.С.Пушкина, выполненный художником, современником поэта, Василием Андреевичем Тропининым

Слайд 6

Портрет А.С.Пушкина художника Ореста Адамовича Кипренского.

Слайд 7

Автопортрет А.С.Пушкина

Слайд 9

« Тебя, мой ангел, люблю так, что выразить не могу словами…». Эти слова были обращены к Наталье Гончаровой, к женщине, которую любил больше жизни…

Слайд 10

Дуэль с Дантесом состоялась недалеко от Петербурга 8 февраля 1937 года.

Слайд 11

«Я памятник воздвиг себе нерукотворный»

Слайд 12

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по литературному чтению,2 класс.

УМК "Гармония",2 класс. Автор учебника О.А.Кубасова. Тип урока: изучение нового материала. Урок по теме "Храбрый Клоун" С.А.Воронин.Цель урока : формирование познавательного чтения произведения....

Конспект открытого урока по литературному чтению. 2 класс. Школа России.

Конспект открытого урока по литературному чтению. 2 класс. Школа России. Тема:  С. Есенин. Поёт зима аукает....

Открытый урок по литературному чтению 2 класс "Русские народные сказки"

На этом уроке дети повторят в игровой форме что такое сказки, их виды. Викторина по сказкам....

Конспект открытого урока по литературному чтению 2 класс "Братья Гримм "Звездные талеры"

Учить видеть красоту сказок и понять, почему до сих пор их сочиняют. Познакомить с притчей и ее назначением....

Материал открытого урока по литературному чтению "Пушкин"

Написан на Delphi 7. Открывается не на всех компьютерах, требуется библиотека Net FrameWork 4,0 и выше.Интуитивный интерфейс. Появляются ответы и отгадки. По материалам интернета....