Конспект урока: "Журналы для детей. Выставка детских журналов.
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Лобская Екатерина Юрьевна

Конспект урока по литературному чтению в 3 классе: "Журналы для детей. Выставка детских журналов."

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_literaturnogo_chteniya_3_klass.docx17.87 КБ

Предварительный просмотр:

Выполнила:

Учитель начальных классов

ГБОУ СОШ №527

Лобская Е.Ю.

Конспект урока «Журналы для детей. Выставка детских журналов.»

Тема урока: Журналы для детей. Выставка детских журналов.

Цель урока: познакомить с различными детскими журналами; учить находить информацию в журнале, сравнивать журналы.

Планируемые результаты: Предметные: активизировать интерес учащихся к детским периодическим изданиям путем включения их в групповую работу.

Метапредметные: обогатить словарный запас детей, расширить кругозор, развить внимание, фантазию, творческие способности, речь; выполнять операции сравнения.

Личностные: воспитывать регулятивные УУД взаимодействия в группе, постановки целей и путей их реализации.

Оборудование: детские журналы, карточки для творческой работы.

Ход урока:

Орг. момент.

Постановка целей.

- Перед вами выставка печатных изданий. Как вы думаете, что это за печатные издания? (Это журналы.)

-Что такое журнал?  (Периодическое издание в виде книжки, содержащей статьи, произведения разных авторов.)

- Как вы думаете, о чём пойдёт речь у нас на уроке? (О журналах.)

Изучение нового материала.

 Рассказ учителя:

- Слово журнал пришло к нам из французского языка, в переводе означает “дневник”, “газета”. Журналы бывают еженедельные и ежемесячные. В журналах печатаются разные жанры сочинений: художественные - рассказы, повести, стихи, сказки; информационные обзоры, очерки, публицистические статьи, заметки, интервью, репортажи с места событий. Первым в мире появился “Журнал де саван” (Франция. 1665 г.). В России первым журналом были “Месячные исторические, генеалогические и географические примечания в ведомостях”, или, как их называли, “Ведомости” (1728). 

В отличие от газет журналы появились гораздо позже. Печатались они в небольшом формате и на грубой, темной бумаге. В этих журналах публиковались общественные происшествия, различные новости и советы.

Современные журналы стали более красочными, печатаются на прекрасной бумаге. Появились детские журналы о путешествиях, о спорте, рукоделии, развлекательно- познавательные с конкурсами.

Словарная работа.

-При оформлении и создании журнала используются следующие слова. Прочитайте и объясните их значение.

Рубрика – отдел, раздел, подразделение журнала.

Шрифт – типографский материал в виде литер – букв, знаков препинания, математических, химических и прочих знаков, применяемый для набора текстов в печати.

Заголовок – название книги, статьи, раздела в тексте; (полигр.) строка, содержащая такое название и оформленная особым образом для выделения и привлечения внимания.

Номер – порядковое число предмета в ряду других однородных.

– Как вы понимаете, что такое «периодическое издание»? (Периодическое издание – это значит, что журналы выходят периодически, например, 1 раз в неделю, 1 раз в месяц, 1 раз в квартал. Квартал – это 3 месяца.)

Работа с журналами.

- Как вы думаете, какой из представленных детских журналов основался раньше всего? 

Попробуйте разгадать загадку, какому журналу Сергей Михалков адресовал это пожелание.

…Его любят все. Любят мальчики и девочки. Любят мамы и папы. Любят дедушки и бабушки. Любят писатели, которые пишут для детей. Почему любят? Да потому, что он всегда ищет новое, интересное, полезное. Ищет и находит… Пусть он всегда будет другом детей. И пусть друзей у него будет еще больше.

(«Мурзилка» печатается с 1924 года, а его герой –   с 1937 г.)

-Его первым редактором был Н.И.Смирнов. Это популярный и любимый детьми журнал, пользуется бесконечным доверием своих читателей. На страницах журнала «Мурзилка» публикуются познавательные, развлекательные и развивающие материалы.

- А кто такой это Мурзилка и откуда он появился? (Этот веселый персонаж появился на страницах журнала только через 13 лет после первого выпуска журнала «Мурзилка». Сначала Мурзилкой звался веселый песик, который вместе с мальчиком Петей и стал героем журнала. Вдвоем они появлялись там, где бурлила жизнь. Но скоро Мурзилка-песик исчез, и на его место пришел пушистый волшебный герой, желтенький как одуванчик, в красном берете и шарфике, с фотоаппаратом через плечо… Этот образ создал художник А.Каневский в 1937 году.)

Учитель рассказывает о журнале «Мурзилка», тем самым выстраивает план для дальнейшего анализа журналов уч-ся.

- Посмотрите на обложку журнала. Как он называется? («Мурзилка».)

-Что можно узнать о содержании журнала по его обложке? (На обложке написан номер и год издания. Ещё там рассказывается, для кого этот журнал, о чём он.)

-Верно. У меня в руках журнал «Мурзилка». Он предназначен для детей. Периодическое издание журнала – 1 раз в месяц. Это 8 номер 2016 года. У него очень яркая и красочная обложка.

Если мы откроем журнал, то увидим, что в начале помещаются стихи.

Также на первых страницах публикуется материал, посвященный различным знаменательным датам с яркими картинками и историей праздника. «Мурзилка» призывает поздравить маму с 8 Марта, деда – с Днем Победы и с главным праздником Новым годом – всех детей и взрослых. В данном выпуске призывает поздравить с юбилеем одного из писателей.

Есть также рубрика «Приключения Мурзилки». В ней представлены комиксы про Мурзилку.

Рубрика «Галерея искусств Мурзилки» знакомит читателей с творчеством известных художников. Репродукция картины располагается на целом развороте журнала и сопровождается увлекательным рассказом об истории ее создания, о жизни и творчестве художника. 

Есть различные игры в журнале, кроссворды, головоломки, судоку, ребусы.

Рубрика «Вести юных корреспондентов «Мурзилки». Публикуются репортажи «Мурзилка в Черногории», «Куольный театр».

В рубрике «Переменка» ведется рассказ о шахматах, а также правила ее игры.

Ну и завершается журнал рубрикой «Обо всем на свете». Здесь рассказываются различные факты о нашем мире.

План рассказа о журнале:

1.Название.

2.Для кого предназначен

3. Периодическое издание.

4. Номер и год.

5. Обложка.

6. Рубрики.

7. Чем заинтересовал.

Работа в группах.

-Для того, чтобы разобраться в этом большом количестве журналов, вы по группам проанализируете эти журналы и выступите с рассказом о них.

1 группа – Филя

2 группа – Миша

3 группа – GEOлёнок

4 группа – Костер

5 группа – Юный натуралист

Дети выступают по группам.

-Спасибо, ребята! А еще существует огромное количество журналов, это только маленькая их часть.

-Может быть вы посоветуете еще какие журналы, которые вы читали или читаете. (Рассказывают.)

Творческое задание.

-Сейчас, попрошу вас продолжить фразу и записать на листочек: «Если бы я был редактором журнала, то я бы…». Но для начала, скажите, кто такой редактор? (Редактор – это тот, кто работает с текстом, а именно составляет, проверяет и исправляет содержание в соответствии с требованиями определенного жанра, готовит к печати издание, а также выступает в роли управляющего.)

-Зачитайте ваши мысли.

Итог урока.
- С каким видом печатных изданий познакомились?
- Почему журналы называют периодическими изданиями?
- Что нового узнали?
- Какие журналы хотели бы приобрести?
- Каким должен быть детский журнал?
 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по литературному чтению "По страницам детских журналов" (2 класс) (конспект и презентация)

Урок по литературному чтению "По страницам детских журналов" с использованием ноутбуков и выхода в интернет.  Конспект и  презентация....

Конспект и презентация к уроку литературного чтения во 2 классе "Из детских журналов"

Конспект  и презентация к уроку литературного чтения во 2 классе "Из детских журналов" , УМК "Школа России"...

Конспект урока литературного чтения, 2 класс, "По страницам детских журналов".

УМК "Перспективная начальная школа" (ПНШ).Тема: "По страницам детских журналов"Класс: 2 класс....

«По страницам детских журналов». Презентация интересных материалов из журналов

Цель урока: познакомить с историей появления детских журналов в России, с современными детскими журналами, их структурой; развивать творческие способности, мышление, речь; воспитывать интерес к чтению...

Конспект урока по литературному чтению на тему: "Современные детские журналы" 4 класс

Внеклассное чтение на тему: "Современные детские журналы" 4 класс...

Конспект урока 3 класс «По страницам детских журналов» (Обобщающий урок)

laquo;По страницам детских журналов» (Обобщающий урок)...