Конспект урока по литературному чтению П.П. Бажов «Серебряное копытце»
план-конспект урока по чтению (4 класс)

Конспект по литературному чтению для 4 класса с применением технологий критического мышления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon serebryanoe_kopyttse.doc52 КБ

Предварительный просмотр:

План конспект урока

Тема урока: П.П. Бажов «Серебряное копытце»

1. Бочарова Евгения Владимировна

3. Учитель начальных классов

4. Литературное чтение

5. Класс 4

6.П.П. Бажов «Серебряное копытце»

7. Литературное чтение. 4 класс. Л.Ф. Климанова

8. Цель урока: с помощью интерпретационных вопросов, прогнозирования содержания произведения, ключевых слов,  стимулировать мыслительную и творческую деятельность учащихся на уроке

9. Задачи

знакомство с биографией Бажова;

совершенствовать навык беглого чтения;

работа над жанром «сказ»;

обогащать словарный запас;

развивать внимание учащихся;

учить составлению портретной характеристики героев;

воспитывать чувство внимания друг к другу, к животным, к природе.

10. Комбинированный

11.Формы организации познавательной деятельности обучающихся: фронтальная, индивидуальная, групповая (в группах)

12. Необходимые техническое оборудование: Учебник для 4 класса авторы Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова , мультфильм «Серебряное копытце»

13. Ход урока

  1. Организационный момент

Мы держим с тобою, приятель, в руках

 «Уральские сказы» о дивных горах.

 Здесь много случалось историй.

 Тут были и радость, и горе.

 Озера и реки здесь – как зеркала,

 Нам песню споет пожилая ветла

 И много расскажет нас басен

 Уральский лес чуден, прекрасен.

 А горы до неба почти достают,

 Красива природа – покой и уют.

 И добрые люди здесь сказки хранят,

 Которые о волшебстве говорят.

2. Постановка цели урока

Вы поняли, наверное, что сегодня мы с вами продолжим работать над творчеством П.П. Бажова и ещё раз заглянем в его сказ «Серебряное копытце.

3. Работа с портретом писателя

а) Насупленные брови, добрые, внимательные глаза, большая серая борода – на фотографиях Павел Петрович Бажов выглядит старым, мудрым сказочником. Он и был сказочником. Только герои его сказок жили, казалось, в самых неподходящих для сказок местах: в горных шахтах, среди заводского шума – словом, там, где родился и прожил свою долгую жизнь этот замечательный писатель и человек.

Свои произведения Бажов называл сказами. В его сказах встречаются люди,  которые могли бы жить рядом с нами: старик Кокованя,  Даренка, Данилушко, искусница Катюша, но рядом с обычными – сказочные: Медной горы Хозяйка, ящерки, Великий Полоз.

 б) Биография Бажова

- Что вам известно об этом писателе?

А что вы знаете о самом авторе?

- Дети рассказывают сведения об авторе, которые нашли в книгах, Интернете.

Павел Петрович Бажов родился и прожил жизнь на Урале. Его отец был опытным мастером, а мать писателя была искусной кружевницей. В 20 лет Бажов начал работать учителем. Он много путешествовал по Уралу. Изучал окружающий мир, беседовал с рабочими, записывал разговоры и рассказы.

"Колдун уральский бородатый", - сказал о Павле Петровиче Бажове Демьян Бедный. В самом деле, даже фамилия Бажов происходит от местного слова "бажить" - то есть ворожить, предвещать. У Бажова и прозвище мальчишечье уличное было - Колдунков, и один из многих литературных псевдонимов - Колдунков Егорша.

- С какими еще произведениями Бажова вы познакомились самостоятельно?

- Что общего во всех его сказах? Какое время из истории России описывал Бажов. ( Крепостное право). Многие герои сказов были невольными крепостными рабочими, они своим трудом зарабатывали богатства своим хозяевам.

в)Работа с жанром «сказ»

Читая произведение на прошлом уроке, мы с вами споткнулись на определении жанра. Не сказка, а сказ. Я просила вас найти в словаре литературоведческих терминов определение сказа.

Сказ – это форма авторской речи в духе языка и характера того, от чьего имени ведется повествование, например, сказы «Малахитовая шкатулка» П.П. Бажова, произведения Шергина.

«Серебряное копытце» - это сказ, так как в нем умело переплетаются фантастика, элементы вымысла и реальность. На этом уроке мы должны понять, какими хочет видеть мудрый сказочник нас с вами, и что нравится в людях Бажову.

Чем же отличается сказ от сказки?

Сказка

Сказ

Сказочные герои и события.        

Описание реальных событий с элементами сказки.

Волшебные герои.        

Главные герои — рабочие, мастера, добытчики.

Вымысел.        

Главная тема — жизнь и быт рабочих Урала.

Устное народное творчество.        

Есть рассказчик.

4. Работа над портретной характеристикой

Дома вы дочитали сказку до конца и сейчас мы поговорим о главных героях.

- Назовите главных героев сказа.

- Ребята, а почему Коковане и Даренке так хотелось увидеть Серебряное копытце? (Дать подумать)

- Я никак не могу определиться, может быть, каждый из героев верил в сказки и хотел увидеть чудо; герои были бедными, надеялись продать драгоценные камни, и зажить богато? Нет, хотели просто увидеть. Набрали только шапку камней.

- Почему все-таки произошло чудо с Даренкой и Кокованей?

Поработайте в парах и дайте характеристику Даренке и Коковане. Охарактеризуйте главных героев  по следующему плану в таблицах, которые лежат у вас на партах.

Даренка

Кокованя

1. Семейное положение.

Сирота        

Одинокий

2. Внешность

По шестому году, маленькая, носишка пуговкой.        

Старик большой да бородатый.

3. Характер

Любопытная, веселая, смелая, ласковая, трудолюбивая, любит природу, ценит красоту.        

Веселый, ласковый,  добрый, трудолюбивый, любознательный, любит природу, ценит красоту.

4. Чем занимается

В избе прибирала, похлебку да кашу  варила, кукле платье шила, любила сказки слушать.        

Охотник. Летом пески промывает, золото добывает, а зимой по лесам за козлом бегает. Мастер сказки сказывать.

- Кто готов прочитать свою характеристику Даренки и Коковани по пунктам?

- Что общего вы заметили в их описании?

(одинокие, ценят красоту, природу).

А какие ещё герои нам встретились? (Мурёнка и Козлик)

А что вы можете о них сказать? Опишите этих животных.

Кошка Муренка: маленькая, худая да ободранная, звонкая, шерсть бурая, на охоту ходила – мышей ловила, от собак отбивалась.

Серебряное копытце: особенный, на правой передней ноге серебряное копытце, ростом не выше стола, ножки тоненькие, головка легонькая, рожки на пять веточек, с рожками и зимой, травой да листом кормится, зимой сено в стоках поедает, шерстка летом буренькая, а зимой серенькая, пахнет лесом.

8. Вывод

Таким образом, ребята, вы видите, что в сказах герои выдуманные и реальные, настоящие, живущие среди нас, чем-то похожие на нас.

- Так что же Коковане могло понравиться в Даренке?

(Он увидел в ней черты, близкие его душе: доброту, любовь к природе, ожидание чуда).

-Они оба нуждаются в любви, в заботе, внимании. Кокованя заменил Дарёнке умерших родителей ,а Дарёнка вернула Коковане семью. У каждого человека должна быть семья родная или приёмная. Человек не может быть счастлив без семьи, без детей, без друзей

10. Я предлагаю вам разделиться на группы. Каждая группа должна придумать синквейн про главных героев.

Козлик

Особенный, волшебный

Скачет, прыгает, копытцем бьёт

Из-под копыт драгоценности сыплет

Счастье

Кокованя

бородатый добродушный

бродит охотится заботится

Мечтал увидеть Серебряное копытце

Охотник

5 Рефлексия

- А вы верите в чудеса?

 - Герои сказки заслужили это чудо. Они говорили добрые слова, совершали добрые дела.

 - Каждое доброе дело и слово, как драгоценный камень. Поэтому и была усыпана избушка драгоценными камнями. Мы тоже можем совершить чудо. Хотите?

 - Украсим наш домик драгоценными камнями. У вас в шкатулке есть волшебный камешек, а чтобы он стал драгоценным, он должен засверкать добрыми делами. Напишите те добрые дела, которые вы уже совершали или которое хотите совершить.

 Дети работают с "драгоценными камнями" и прикрепляют их на крышу домика.

 - Посмотрите, сколько добрых дел мы можем совершить сами. И это мы не променяем ни на какие сокровища.

Я уверена, ребята, что мудрый сказочник Бажов для этого и писал свои книги, чтобы, прочитав их, каждый из нас захотел стать чуть-чуть добрее, чуть-чуть мудрее, внимательнее друг к другу, чтобы нам захотелось беречь мир, ту природу, в которой мы живем.

 Добрый волшебник с Урала,

 Павел Петрович Бажов,

 Чтоб нам грустно не стало,

 Сказочный отпер засов.

 Только засов отворился,

 В сказку открылася дверь:

 Запах лесов заструился, -

 В мир ты волшебный поверь.

 Чтоб Огневушка смешная

 К кладам открыла нам путь,

 Или змея голубая, -

 Книги прочесть не забудь.

Д/З: описать волшебных животных (кошка Муренка, Серебряное Копытце)  и сделать иллюстрацию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по литературному чтению П.П.Бажов "Серебряное копытце"

План-коспект открытого урока по литературному чтению П.П.Бажов "Серебряное копытце"...

Презентация к уроку литературного чтения П.П.Бажов "Серебряное копытце"

Данная презентация составлена к уроку литературного чтения по теме П.П.Бажов "Серебряное копытце" для 4 класса по программе Л.Ф.Климановой УМК "Школа России". Это своеобразный план урока. Надеюсь, что...

урок литературного чтения П.П.Бажов "Серебряное копытце"

Произведение П.П. Бажова изучается три урока. Данная разработка относится к 1 уроку и раскрывает тему "Знакомство с жанром сказа в произведении П.П.Бажова «Серебряное копытце»Урок соо...

Презентация и конспект к уроку литературного чтения П.П.Бажов "Серебряное копытце" 4 класс

Данная презентация и конспект урока  составлены к уроку литературного чтения в 4 классе на тему:"П.П.Бажов "Серебряное копытце" . Анализ сказки,Характеристика героев"...

Проверочная работа по литературному чтению Павел Петрович Бажов "Серебряное копытце" в 4 классе УМК "Школа России"

Проверочная работа по литературному чтению  Павел Петрович Бажов "Серебряное копытце"  в 4 классе  УМК "Школа России"...

Конспект урока литературного чтения "«Павел Петрович Бажов. Серебряное копытце»", УМК "Школа России", 4 класс.

Цели деятельности учителя: Знакомство с творчеством П.П. Бажова;Отработка навыков правильного, осмысленного, беглого, выразительного чтения;Обогащение словарного запаса учащихся;Планируемые результаты...

Конспект урока по литературному чтению П. П. Бажов _Серебряное копытце_

Конспект урока по литературному чтению П. П. Бажов _Серебряное копытце_...