Литературное чтение Тема урока: Геннадий Цыферов «Жил на свете слонёнок».
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Литературное чтение 2 класс "Жил на свете слонёнок"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka_uroka_literaturnogo_chteniya_2_klass.docx221.06 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка урока литературного чтения.  

УМК «Перспективная начальная школа», автор учебника  Н.А.Чуракова .

Предмет Литературное чтение

Тема: Геннадий Цыферов «Жил на свете слонёнок».

Класс 2

Тип урока ОНЗ

Технология продуктивного чтения  

Цель: способствовать формированию читательской компетенции младшего школьника, через технологию продуктивного чтения.

Планируемые результаты 

Личностные: 

1.Развивать умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3.Формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Регулятивные: 

1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

2. Проговаривать последовательность действий на уроке.

3. Учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией учебника.

Коммуникативные УУД 

1. Развивать умение слушать и понимать речь других. 

2. Выразительно читать и пересказывать текст.

3. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

Познавательные УУД 

1. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

2. Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.

Предметные результаты: 

  1. Называть произведение по  жанру   по определённым признакам. 
  2. Высказывать  и аргументировать своё отношение к прочитанному. 
  3. Осознанно, правильно, выразительно читать вслух. 
  4. Самостоятельно  прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам. 
  5. Самостоятельно  формулировать главную мысль текста. 
  6.  Находить  в тексте материал для характеристики героя. 
  7. Составлять  рассказ-характеристику героя. 

Оборудование для учащихся: учебник «Литературное чтение 2 класс», портрет Г.Цыферова, карточки для творческой самостоятельной работы, цветные карандаши, фломастеры

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Организационный момент

1.Проверить общую готовность к уроку.

2.Сконцентрировать внимание учащихся

1.Проверка готовности учащихся к уроку.

Настрой   на работу в стихотворной форме

Каким вы хотите видеть сегодняшний урок?

Девиз урока:

Кто весел, тот – смеётся!

Кто верит, тот - добьётся!

Кто ищет, тот всегда найдёт!  

                             

Подготовка класса к работе

Включаются в учебную деятельность.

-Отвечают на вопросы учителя. (интересным, познавательным, веселым и т.п.)

Дети получают эмоциональный настрой.

2. Работа с текстом до чтения

1.Проверка домашнего задания

2. Актуализация знаний, появление темы, проблемы урока.

3. Антиципация чтения.

Выявляет уровень знаний.

- Какова тема раздела, над которой мы сейчас работаем?

- Как вы понимаете выражение «точка зрения»?

-Какие способы увидеть мир по-новому мы рассматривали на прошлых уроках?)

Проверка домашнего задания

Для того чтобы узнать о ком пойдет речь на уроке, отгадайте загадку.

Длинный хобот вместо носа.

В жаркий день в нем воду носит.

И огромными ушами

Машет словно парусами.

Этот добрый великан –

Житель дальних жарких стран.

Фруктов может съесть пять тонн

Серый африканский... (слон).

 

- Молодцы! Действительно, это слон. А что вы знаете об этом удивительном животном?

-А как вы думаете, ребята, почему именно загадку про слона я вам загадала?

 - Верно. Сегодня мы познакомимся с произведением «Жил на свете слоненок». Автор этого произведения – Геннадий Михайлович Цыферов – детский писатель.

Геннадий Михайлович Цыферов родился 26 марта 1930 года в городе Свердловске. Папа его занимался озеленением города, разводил парки, а мама была бухгалтером. Сам Геннадий Цыферов закончил педагогический  институт и три года проработал педагогом-воспитателем. В это время он начал писать свои первые произведения. Он печатал свои произведения в журнале «Мурзилка», но самый большой успех ему принесла мультипликация. Самый известный мультфильм «Паровозик из Ромашково».

Его книги выходили в других странах.

К сожалению из-за тяжёлой болезни сердца Геннадий Цыферов умер в 42 года, 1972 году 5 декабря.

Проведем речевую разминку:  Текст на доске.

Набирает воду носом,

Будто шлангом и насосом.

Ставьте зонтиков заслон:

Всех сейчас окатит слон.

1.Прочитайте по слогам.

2.Прочитайте с ускорением.

3.Прочитайте сначала быстро, а затем замедляя темп.

4.Прочитайте скороговоркой.

-Найдите по содержанию данную тему и откройте нужную страницу.

 

 

- Сформулируйте тему сегодняшнего урока.

 

-Какие цели поставим перед собой?

Побуждает учащихся по картинке и названию  к построению предположения, о чём будет рассказ.

  

  

-Прочитайте ещё раз название рассказа и рассмотрите иллюстрацию.

-Что можно предположить по названию произведения о его содержании?

-Что можно уточнить по иллюстрации?

-Какие чувства вызывает у вас иллюстрация?

- А кто были его друзья?

- Где обитают эти звери?

- На что вы обратили внимание и почему?

- Как называются произведения о необыкновенных событиях и приключениях?

-Как можно проверить ваши предположения о содержании? И как определить действительно ли это произведение сказка?

-Точка зрения

(варианты ответов детей)

-Открываем и закрываем глаза, смотрим через цветное стекло,  смотрим в лужу.

Дети рассказывают стихи, оценивают выразительность, делают замечания

 

- Дети отгадывают загадку.

 

 

 

 

- Варианты ответов: большое, сильное, нос называется хобот. Он им может поднимать предметы, переносить их, набирать воду, обливать себя водой. Слон серого цвета.

Варианты ответов: слон, доброе животное, но если его разозлить – он может быть очень агрессивным. Слоны хорошо поддаются дрессировке, в Индии слон, как домашнее животное. (связь с окружающим миром, опора на опыт).

-Будем читать произведение,  в котором один из героев слон.

Рассматривают портрет автора, слушают биографию автора

Читают по заданию учителя.

Дети находят нужное произведение.

-работа в учебнике стр. 30

Формулируют  тему урока.

-Знакомство с произведением  Геннадия Циферова «Жил на свете Слонёнок».

-Познакомиться с произведением.

-Учиться выразительно читать.

-Определить  основную мысль произведения.

Определение смысловой, тематической эмоциональной направленности текста, выделение его героев  по названию,  по иллюстрации, с опорой на читательский опыт.

 

- Можем узнать, где жил слонёнок. Был он добрый или злой. Жил слонёнок с родителями или один. Хорошо или плохо жилось слонёнку.

 

 - У слонёнка были друзья.

 

- Чувство радости, так как идёт дождь, а все звери спрятались под ушами слонёнка, как под зонтиком и дождик не мочит маленьких зверят.

 -Лисята, зайчата, ежата.

  - В лесу

 

 - Слоны обитают в жарких странах и друзьями у него могут быть обитатели тех же стран, а здесь друзья слонёнка жители наших лесов. В рассказе такого быть не может.

 

-Это сказки.

- Прочитать это произведение.

4.Работа с текстом во время чтения. 

1.Первичное чтение текста

Читает учитель.

2.Беседа по содержанию

Учитель читает текст. По ходу чтения ведётся работа с текстом.

 Жил на свете слонёнок.

1 часть

-Это был очень хороший слонёнок. (С вашей точки зрения, что значит «хороший» слонёнок) 

Только вот беда: не знал он, чем ему заняться, кем быть. Так всё сидел слонёнок у окошка, сопел и думал, думал… (Какое чувство испытывал слонёнок сидя дома?)  

Однажды на улице пошёл дождь. (Предположите по картинке, что произошло дальше?)

— У-у! — сказал промокший лисёнок, увидев в окошке слонёнка. — Ушастый какой! (Как вы понимаете значение слова ушастый).

Да с такими ушами он вполне может быть зонтиком!

2 часть

Слонёнок обрадовался и стал большим зонтиком. И лисята, и зайчата, и ежата — все прятались под его большими ушами от дождя. (Какие чувства испытал слонёнок став зонтиком?)

 (Чему обрадовался слонёнок?)

Но вот дождь кончился, и слонёнок снова загрустил, потому что не знал, кем же ему всё-таки быть. И снова он сел у окошка и стал думать. (Над каким вопросом стал думать  слонёнок?)

3 часть

Мимо пробегал зайчик.

— О-о! Какой прекрасный длинный нос! — сказал он слонёнку.  (Как вы думаете что может предложить зайчик слонёнку?)  

— Вы вполне могли бы быть лейкой!

Добрый слонёнок обрадовался и стал лейкой. Он полил цветы, траву, деревья.  А когда поливать больше было нечего, он очень опечалился. (Как вы понимаете значение слова опечалился?)

(Нравилось ли слонику быть лейкой?)

4 часть

Ушло на закат солнце, зажглись звёзды. Наступила ночь.

Все ежата, все лисята, все зайчата улеглись спать.

Только слонёнок не спал: он всё думал и думал, кем же ему быть?

И вдруг он увидел огонь! «Пожар!» — подумал слонёнок.

Он вспомнил, как совсем недавно был лейкой, побежал к реке, набрал побольше воды и сразу потушил три уголька и горящий пень.

-Сформулируйте и задайте свои вопросы друг другу по этой части.

-Не забывайте, вопросы начинайте со слов: Почему …? О чём …? Как …?

Как вы поступили бы в этой ситуации?

А ни у кого не возникло желание позвать на помощь?

Как вы считает, а слонёнок правильно поступил в этой ситуации?

Звери проснулись, увидели слонёнка, поблагодарили его за то, что он потушил огонь, и сделали его лесным пожарником. (Объясните смысл слова «поблагодарили». Каким словом его можно заменить.)

Слонёнок был очень горд. Теперь он ходит в золотой каске и следит за тем, чтобы в лесу не было пожара.

Иногда он разрешает зайчику и лисёнку пускать в каске кораблики.

Внимательно слушают текст. Следят по тексту. Отвечают на вопросы учителя.

- Наверно слонёнок помогал всем, у него было много друзей и т.д.

- Ему было грустно и скучно.

- Слонёнок спрятал зверей под своими ушами, как под зонтиком.

-  Очень большие уши.

-Радости, счастья.

- Что другим стало хорошо.

- Кем ему быть.

- Длинным носом срывать яблоки с яблони, работать душем, поливать  и т.д.

- Загрустил.

- Да, он опять был занят делом.

Составляют и задают вопросы.

-Также как слонёнок.

-Нужно смотреть по обстоятельствам

-Да

-Сказали спасибо.

Физкультминутка

В среду слон к нам приходил,
Топать ножками учил,
И наклоны выполнять,

И на цыпочках стоять.

Мы покрутим головой
Словно хоботом с тобой.

В прятки поиграем
Глазки закрываем.
Раз, два, три, четыре, пять,
Мы идём слона искать.
Пять, четыре, три, два, один,
Слон уходит в магазин.

(Ходьба на месте)

(Наклоны вперёд)

(Поднимаемся на носочки)

(Круговые повороты головой, взглядом смотрят: вверх, вправо, вниз, влево и обратно)

(Плотно закрыть глаза пальцами рук, досчитать до пяти и широко открыть глазки)

5.Работа с текстом после чтения. Концептуальная беседа по тексту 

- Понравилось произведение?

- Какое впечатление оказал на вас главный герой?

-А с какой точки зрения посмотрел на слонёнка промокший лисёнок? Прочитайте это в тексте.

-А какую особенность слонёнка подметил зайчик? Найдите это в тексте.

- Что он слонёнок  увидел ночью?

- Какой поступок совершил слонёнок? (подтвердите текстом)

- Какая способность слонёнка стала его профессией?

- Можно ли сказать: «Слонёнок отблагодарил лисёнка и зайчика за то, что они помогли раскрыть его способности?

- Вспомните наши предположения перед чтением произведения.

 -Давайте вернёмся к началу сказки, и найдём, что  автор пишет о слонёнке.

 -Что бы вы добавили к тем словам, когда говорили, что значит хороший слонёнок?

-Прочитайте  слова Учёного кота. Стр. 32

«Нет людей неталантливых. В каждом человеке есть, что-то особенное. Важно талант в себе открыть, затем его надо развивать. В этом поможет трудолюбие, упорство, настойчивость.

-В начале, мы с вами решили, что это произведение является сказкой. Можете теперь это доказать?

Ответы детей.

-Мне слонёнок понравился.

-А я бы сам нашёл себе занятие и т.д

Находят ответ в тексте.

-Пожар

Находят ответ в тексте

Умение приходить на помощь. Смелость. Способность удерживать в хоботе много воды.

-Да. Он разрешал им пускать кораблики в своей каске.

-Это был хороший слонёнок.

- Слонёнок радуется тому, что он другим доставляет радость. Ему хорошо от того, что другим хорошо.

- Читают слова в учебнике стр.32.

«Нет людей неталантливых. В каждом человеке есть, что-то особенное. Важно талант в себе открыть, затем его надо развивать. В этом поможет трудолюбие, упорство, настойчивость.

-Это сказка. Есть зачин, повторы, необычные ситуации. Ее герои животные, но они могут разговаривать, выбирать профессию и пр.

6. Вторичное чтение текста 

Организовать  «вдумчивое» чтение . Самостоятельная творческая  работа

Организовать творческую работу 

- Сейчас вы будете не просто читать сказку, а каждый из вас должен подумать, в каком настроении находился слоненок, какие эмоции испытывал. В ваших карточках указаны эмоции и настроение вам нужно расположить картинку под тем настроением,  которое испытывал  главный  герой в этот момент.

Приложение

- Проверьте свою работу по эталону.

- Посмотрите, что получилось у вас. Может быть у кого-то есть другое мнение.

Читают текст по частям. Выполняют задание.

Проверяют.

Если что-то не так пытаются доказать своё мнение.

7. Домашнее задание 

1. Дать рекомендации по выполнению домашнего задания.

-Предлагаю выполнить домашнее задание по выбору.

1. Пересказать рассказ.

2.Нарисовать иллюстрацию.

3. Попробуйте дома пофантазировать, придумать, кем еще мог бы стать слоненок, когда вырастет.

  Выбирают для себя домашнее задание, записывают его в дневник.

8. Подведение итогов 

1.Рефлексия деятельности

Организовать подведение итогов урока

Подвести учащихся к оценке своей деятельности на уроке

- С каким автором мы сегодня познакомились?

- Что из наших предположений совпало  с событиями сказки.

- Какой вывод вы для себя сделали, прослушав это произведение?

- Скажите, какова же основная мысль этой сказки?

А сейчас послушайте внимательно песню «Розовый слон». В песне розовым слон был тогда, когда ему было весело и радостно, а серым когда он грустил.  Вот и вы покажите своё настроение от урока: если настроение хорошее раскрасьте слона розовым цветом, а если грустное, то серым.

-Спасибо за урок!

- Геннадий Цыферов

Отвечают на вопросы

-Хорошо тому, кто нашёл в жизни своё дело.

Раскрашивают слоников.

  Приложение:

Задумчивость

Радость

Грусть

Удовольствие

Печаль

Гордость

Задумчивость

Радость

Грусть

Удовольствие

Печаль

Гордость


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Геннадий Цыферов "Жил на свете слонёнок"

Урок литературного чтения по УМК "Перспективная начальная школа". 2 класс Цель: познакомить учащихся со сказкой Г. Цыферова, формировать представление о том, что такое точка зрения; учить пользова...

Г.Цыфёров "Жилна свете слонёнок"

Сценарий урока. Литературное чтение, 2 класс, автор учебника  Н.А.Чуракова .УМК «Перспективная начальная школа» Технологическая карта занятия. ...

Презентация к уроку "Жил на свете слонёнок"

Презентация активизирует деятельность детей на уроке....

Геннадий Цыферов "Жил на свете слонёнок"

Конспект урока по литературному чтению во 2 классе по программе "Перспективная начальная школа"...

Конспект урока литературного чтения в 1 классе по программе «Школа 2100». Тема урока: Г.Цыферов «Про друзей».

Конспект урока литературного чтения в 1 классе по программе «Школа 2100». Тема урока: Г.Цыферов «Про друзей»....

Урок литературного чтения ПНШ 2 класс по теме: Точка зрения.Г.Цыферов "Жил на свете слонёнок"

Разработка урока по литературному чтению Г.Цыферов " Жил на свете слонёнок" УМК " Перспективная начальная школа"...