Методическая разработка по литературному чтению . Басня И.А.Крылова "Стрекоза и Муравей".
методическая разработка по чтению (2 класс)

Птицына Валентина Ивановна

Материал урока способствует проявлению творческого отношения к процессу обучения. Дети учатся оценивать себя и окружающих при анализе образов, особенностей поведения героев басни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2._literaturnoe_chtenie.docx25.11 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок по литературному чтению

Класс: 2а   Учитель: Птицына В.И.

Тема урока: Басня И.А.Крылова «Стрекоза и Муравей»

Цели урока: Познакомить учащихся с басней И.А.Крылова «Стрекоза и муравей»; учить их читать басню по ролям, различать речь автора и героев басни; способствовать  развитию  творческих способностей детей, навыков беглого чтения.

Планируемые результаты: Личностные: Проявление творческого отношения к процессу обучения. Умение оценивать себя и окружающую жизнь при анализе образов, особенностей поведения героев басни. Познавательные: Умение находить сходство и различие между героями басни. Умение перерабатывать и обобщать информацию, полученную из разных источников. Умение находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. Умение давать оценку своим действиям, оценивать результат. Регулятивные: Умение ставить цель на основе соотнесения того, что уже известно школьнику и того, что ещё неизвестно. Умение составлять совместно с учителем план действий. Умение контролировать  результаты работы на уроке, обнаруживать отклонения от образца. Коммуникативные: Умение формулировать свою мысль в устной речи, высказывать свою точку зрения, грамотно формулировать высказывание. Умение сотрудничать, договариваться с другими о последовательности действий и результате, представлять другим ход своей работы и её результат, слушать мнение других. Предметные: Умение правильно, осознанно, выразительно читать, читать по ролям. Умение различать речь автора и героев басни.

Умение использовать в рассуждении термины «басня», «мораль басни», «автор».

Умение выделять признаки басни, сравнивать басню со сказкой.

Оборудование: Портрет И.А.Крылова, его книги; аудиозапись « Стрекоза и муравей»; презентация, карточки

Ход урока

I. Организационный момент

 - Ребята, на партах вы видите 2 смайлика (весёлый и грустный). Какой вам больше нравится? Покажите.

 - Я рада, что у вас хорошее настроение. Надеюсь, что к концу урока хорошее настроение не только сохранится, но и улучшится.

II. Проверка домашнего задания

а) Речевая разминка. Чтение с экрана.

«Говорим всегда красиво, смело и неторопливо,

Ясно, чётко, говорим, потому что не спешим.

Паузы мы соблюдаем, звук ударный выделяем,

Хорошо мы говорим, потому что не спешим».

б) Выразительное чтение басни «Лебедь, рак и щука» (4 человека)

 - Какова мораль басни?

- Почему героям не удалось сдвинуть воз с места? (не умеют договариваться,  прежде чем выполнять какую-то работу следует хорошо продумать, как её делать.)

- Смог бы наш класс вытащить воз? Почему?

III. Определение темы урока и постановка цели.

Помещаю на доску портрет И. Крылова.

- Кто это? (И.А. Крылов).

- Что вы знаете об этом человеке? (Писал басни.)

- Вы догадались, что на уроке нам предстоит встреча с новой басней И.А. Крылова.

- А вот как называется басня, вы узнаете после речевой разминки.
Речевая разминка: 
                                          Без работы хоть убей,
                                         Жить не может муравей.

- Что вы знаете о муравьях?

Муравьи очень трудолюбивы. Они поднимают груз, приблизительно в сто раз тяжелее собственного веса, постоянно занимаются общественно-полезной работой: заготавливают корм, ухаживают за потомством, пасут свой «домашний скот» — тлю и при этом никогда не спят.

                                 Над лугом, где пасутся козы,
                              На крыльях прозрачных порхают стрекозы.

- Что вы знаете о стрекозах?

- Стрекозы – очень красивые насекомые! Редко кто знает, что стрекозы - хищники. Они очень быстро летают и хватают добычу на лету. Лакомиться стрекозы предпочитают комарами или мошками. Стрекозы - символ легкомысленности и пугливости.

- Итак, кто догадался, как называется басня, с которой нам предстоит работать?

- Кто видел «домики» муравьёв? Как они называются?

-  Есть ли домик у Стрекозы?

 Создание «Дерева предсказаний» (На доске нарисовано дерево) Давайте попробуем предсказать, какие характеры будут у героев басни? Посадим на веточки дерева стрекозу с теми качествами, которые будут присущи Стрекозе, а под деревом устроим муравейник из качеств, характерных для Муравья. Появляются на дереве слова о стрекозе (Девочки выбирают): красавица, беззаботная, легкомысленная, весёлая и т.д., о муравье (Мальчики выбирают): труженик, коллективист, умный и т.д. Дети собирают слова, развешенные по классу и прикрепляют к дереву.

Физминутка

Утром стрекоза проснулась, потянулась, улыбнулась,
Раз – росой умылась, два – изящно покружилась,
Три – нагнулась и присела, на четыре – полетела,
У реки остановилась, над водою закружилась.

IV. Изучение нового художественного произведения

1. Ознакомление с текстом – слушание аудиозаписи

- Откройте учебники на с.106. Сядьте правильно и приготовьтесь слушать басню. Возьмите в руки простой карандаш и во время прослушивания отметьте (подчеркните тоненькой линией) слова, которые вам будут непонятны. 

2. Проверка восприятия

- Назовите героев басни.

- Кто из героев понравился? Почему?

3. Словарная работа

- Какие слова вы отметили?

Зима катит в глаза – неожиданно наступила зима.

Нужда – недостаток, нехватка необходимого, бедность.

Удручена – огорчена.

До вешних  дней – до весенних дней.

Мурава - сочная, зеленая, густо растущая молодая трава.

V. Закрепление – работа над текстом

1. Самостоятельное чтение басни уч-ся про себя

- Прочитайте басню самостоятельно про себя.

2. Чтение басни учащимися «цепочкой»

- Сейчас вы будете читать текст «цепочкой». Помните: читать надо громко, не торопясь, выразительно и стараться передать характер героя.

VI. Закрепление изученного материала.

1) Подготовка к чтению по ролям. Самостоятельное чтение.

-Как надо читать этот текст по ролям? Обратите внимание, на письме речь берётся в кавычки. Кавычки открываются – начинается речь. Кавычки закрываются – речь заканчивается.

2) Чтение по ролям.

- Как надо читать слова Стрекозы и Муравья, чтобы зрители поняли, что хотел сказать автор? Попробуем прочитать по ролям. (Читает 1 пара учеников.)

- А теперь прочитаем по ролям отрывок очень выразительно, пропуская слова автора. Читаем слова только в кавычках. Кому они принадлежат?

- Как будем их читать? (Читает 2 пара учеников.)

3) Работа с пословицами в парах

- Ребята, у вас на партах лежат карточки с пословицами. Выберите те пословицы, которые подходит к этой басне?

Сделал дело, гуляй смело.

Делу время, потехе час.

Семь раз отмерь, один отрежь.

Кто весной и летом не работал, зимой поплачет.

VII. Этап применения нового знания

Творческое задание   - (индивидуальное задание)

-Да, из - за своей беспечности Стрекоза попала в беду. Может ей дать шанс исправиться? Давайте изменим конец басни. Я знаю, что вы добрые дети, поэтому заранее написала на листочках. Прочитайте.

И сказал Стрекозе Муравей:

«Заходи ты ко мне поскорей.

Я тебя накормлю, обогрею,

Только будь ты теперь - умнее».

-Пожалел Муравей Стрекозу. Но вот настала весна, что же произошло дальше? Взялась ли Стрекоза за ум или осталась такой же легкомысленной?

-У вас два варианта ответа на этот вопрос. Выбрать один.

Но как только весна пришла,                           Но как только весна пришла

За ум взялась Стрекоза.                                      Позабыла слова Муравья.

Построила дом красивый                                    И как прежде в ясные дни

И живёт в нём счастливо.                                    Хороводы водила одни.

VIII. Итог урока.

- Во всём ли совпали наши предположения?

- Такой ли предстала перед нами стрекоза, как мы видели из представления?

-  А муравей? (муравей проявил жестокость, стрекоза выглядит жалко).

 Значит, мы с вами ошиблись, и в этой басне Муравей – отрицательный герой и симпатии автора на стороне стрекозы? (разные мнения детей выслушиваются)

- Давайте попробуем сделать вывод?

-  Всё-таки, какие пороки высмеивает басня?

-С какой басней Крылова мы сегодня познакомились?

-Кого подразумевает под животными Крылов?

-Что осуждается в этой басне? (Беспечность, ленность, черствость, эгоизм)

-Какова мораль басни? (Нужно всё делать вовремя).

Мы знаем, что басни писались не ради стрекоз и муравьёв. Иван Андреевич Крылов в своих баснях давал нам советы, как жить. Он хотел, чтобы люди, которые прочитают его басни, а значит, и мы с вами, стали умнее, добрее и лучше. Чему учит нас эта басня? (осуждает беспечность, нежелание думать о завтрашнем дне, легкомыслие, хвастливость)

IX. Рефлексия. 

Урок сегодня был удачный, не прошёл для вас он зря.

Вы все очень постарались. Вам понравилось, друзья?

Оценить свою работу на уроке с помощью «Светофора».

X. Выставление оценок. Спасибо за урок!

XI. Домашнее задание: Выучить басню наизусть, с.106.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по литературному чтению. Басня И.А.Крылова "Ворона и Лисица" "

Цель: познакомить с басней И.А. Крылова "Ворона и Лисица"; дать характеристику главным героям басни. Урок соровождается презентацией....

Методическая разработка урока литературного чтения в 4 классе на тему: С.Михалков. Басня "Зеркало".

усвоение кейса-текста по произведению           С. Михалкова.  Басня "Зеркало"...

Методическая разработка урока литературного чтения по теме: "Чтение отрывка из книги Эдуарда Успенского "Крокодил Гена и его друзья". Программа "Школа 2100". 1 класс

Конспект урока литературного чтения, проведённого в 1 классе. Программа "Школа 2100". Тема " Чтение отрывка из книги Э. Успенского " Крокодил Гена и его друзья"....

Учебно-методическая разработка урока литературного чтения в 4 классе. Тема: Басни И.А.Крылова. Обобщение.

Тип урока:  урок обобщения и систематизации знаний. Цель: формирование интеллигентного, воспитанного, грамотного читателя на основе произведений И.А. Крылова.Задачи:обобщить знания дет...

Методическая разработка урока литературного чтения по теме "Басня И.А.Крылова "Стрекоза и Муравей" 3 класс УМК Гармония

Цель: создание условий для ознакомления учащихся с творчеством И.А.Крылова, с содержанием басни "Стрекоза и Муравей"Задачи:Предметные: познакомить учащихся с личностью Ивана Андреевича Крылова и его б...

Методическая разработка урока литературного чтения в 3 классе по теме "Басня И.А. Крылова "Ворона и лисица"

На уроке обучающиеся знакомятся с басней Крылова "Ворона и Лисица". Особое внимание уделяется словарной работе и выразительному чтению басни по ролям.В конце предлагается театрализация басни...