Урок литературного чтения в 3 классе по тема: «Труд человека кормит, а лень портит»
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Татьяна Ивановна Максимова

Класс:  3 класс по программе УМК «Гармония». Автор программы Н.Б.Истомина.
По учебнику О.В.Кубасовой Литературное чтение "Любимые страницы" 3 класс часть 1, 

Тема: «Труд человека кормит, а лень портит» на примере басни  И. А. Крылова «Стрекоза и Муравей».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literaturnoe_chtenie_3_klass.docx25.42 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Болтутинская средняя школа

имени И.К.Базылева»

Конспект урок литературного чтения в 3 классе

«Труд человека кормит, а лень портит» на примере басни  И. А. Крылова «Стрекоза и Муравей».

Учитель начальных классов:

Максимова Татьяна Ивановна

первая квалификационная категория


Класс:  3 класс по программе УМК «Гармония». Автор программы Н.Б.Истомина.
По учебнику О.В.Кубасовой Литературное чтение "

 Тема: «Труд человека кормит, а лень портит» на примере басни  И. А. Крылова «Стрекоза и Муравей».

Тема дебатов: Муравей поступил, правильно отказав стрекозе?»

Цель: умение отстаивать свою точку зрения,  проявление толерантности.

Задачи:

  • развивать интерес у учащихся  к литературному чтению, навыки межличностного взаимодействия и взаимодействия в группе;
  • формировать  у учащихся  навыки  аргументации, умения слушать собеседника, умения анализировать мнение собеседника, задавать вопросы, формулировать ответы на заданные вопросы, вести дискуссию в духе толерантности, соблюдая речевые и этические нормы.

Оборудование:  мультимедиа, презентация,  рисунки детей к басне, учебник литературное чтение «Любимые страницы» О.В.Кубасова 3 кл. часть 1, ,  «Слоёный пирог» из пословиц, листы для выступления в группах;

ХОД УРОКА

1. Введение в тему

Приветствие: Все участники встают в круг и здороваются с соседями пожатием руки, улыбаясь друг другу, затем рассаживаются на места, разделившись  на группы по просьбе учителя. Вот мы все улыбнулись, и жизнь, пусть на самую капельку, стала достойнее и интереснее, думаю, и классный час наш сегодня пройдёт интересно и с пользой для всех.

Учитель. Начнем наш урок  с разминки «Угадай, кто это?» Прочитайте задание    и отгадайте, о ком пойдет речь.

 «Угадай, кто это?»

Тонкое тело, большие глаза, две пары прозрачных крыльев. Это быстро  летающие  охотники, которые ловят жертву в воздухе. У них очень хорошее зрение. Они ловят животных, догоняя их в воздухе и захватывая своими ногами.  (Стрекоза)

Это мелкое животное, живущее  большими сообществами.

В лесу у пня суетня, беготня.
Народ рабочий весь день хлопочет.
Без работы, хоть убей,
Жить не может… (
Муравей)

Учитель: Где мы встречались с этими понятиями?
Расскажите, что вы знаете об этих животных из уроков окружающего мира, а из уроков литературного чтения?
 (заслушиваются высказывания детей.)

Инсценирование басни «Стрекоза и Муравей»

– Объясните, какие  человеческие недостатки людей высмеиваются, выставляются напоказ автором в этой басне? (Лень – нежелание что-либо делать;  легкомыслие – необдуманность, несерьёзность в словах и поступках; , беспечность(беззаботность) – отсутствие тревоги, ни о чём не беспокоится; надо думать о завтрашнем дне, черствость – лишён душевной мягкости, чуткости; неотзывчивый, бездушный;  эгоизм – поведение, целиком определяемое мыслью, о собственной выгоде, предпочтении своих интересов интереса других людей )

– Чему учит басня? (Трудолюбию, усердию, доброте, отзывчивости, благородству…)

Вопросы для подготовки:

– Почему Муравей не захотел помочь Стрекозе? (Из-за своей вредности, из-за жадности, хотел проучить, хотел отомстить)
– Кто из персонажей тебе более симпатичен? 
(Муравей, Стрекоза, никто, одинаково)
– Осуждаешь ли ты кого-нибудь? 
(Муравья, Стрекозу, никого, обоих).
– Я предлагаю  поразмышлять над темой: «Муравей поступил, правильно отказав стрекозе?» Сегодня мы должны выяснить: прав ли муравей, что не откликнулся на просьбу или не прав.
– Сформулируйте свое отношение к поставленной проблеме.
– А поможет нам успешно вести переговоры и спорить, слушать собеседника, задавать вопросы и отвечать на них, такая технология, как «Дебаты». Мы попробуем поучиться умению ясно и логично формулировать свою позицию, находить убедительные факты и доводы в свою поддержку, а также развивает уверенность в способности повлиять на общественное мнение или изменить сложившуюся ситуацию.

Дебаты  – это прения, обмен мнениями на каком-либо собрании, заседании.

Правила ведения дебатов

1. Утверждай и доказывай
2. Слушай
3. Опровергай и доказывай
4. Не перебивай
5. Говори спокойно

Особенности  проведения  дебатов

В  дебатах  принимают участие все.

Председатель: Дебаты  организует и проводит председатель. Он не имеет права участвовать в самой дискуссии, поскольку является незаинтересованным лицом.

Перед  дебатами  участники занимают места в следующем порядке :

  • в начале аудитории по центру – председатель;
  • справа от председателя – 4 спикера команды "У" (защитники тезиса);
  • слева от председателя – 4 спикера команды "О" (противники тезиса);
  • напротив председателя – эксперты (3 чел.);
  • в конце аудитории – ученики-зрители.

Деление на группы (спикеры) – проводится перед уроком.

  • «У» – утверждающая сторона (защитники)  доказывает, что Муравей поступил правильно, что отказал Стрекозе.
  • «О» – опровергающая сторона (противники)   доказывает, что Муравей поступил неправильно, что отказал Стрекозе.
  • каждый участник команды имеет право выступить только один раз;
  • в случае затруднений при ответах на вопросы каждый спикер, кроме подводящего итоги, имеет право взять один тайм-аут длительностью до 2 мин;

Работа в группах. Подбор аргументов и постановка вопросов.

Аргументы утверждающей стороны:  Муравей поступил правильно, что отказал Стрекозе.

(У) Мы считаем, что Муравей поступил правильно, потому что…

  • Муравей всё лето трудился, заготавливал корм на зиму, ремонтировал свой дом, утеплял его. Он  трудолюбивый, его все уважают. Он знает что припасет, то и пожует.
    Стрекоза всё лето, ленилась, не желала ничего делать, любит  только развлекаться (петь и танцевать), не умеет находить время для труда.
  • Муравей серьёзный, дисциплинированный, домовитый. Только трудом можно достичь благополучия, спокойствия  и уверенности  в завтрашнем дне Стрекоза наказана за своё легкомыслие, несерьёзность в словах и поступках. Она безответственная, ветреная, себялюбивая;
  • Муравей осмотрительный и продуманный, расчётливый. Он заготовил корм только для себя, если он поделится со стрекозой, ему на зиму не хватит, и они погибнут оба с голоду.
    Стрекозу погубила её беспечность (беззаботность) – отсутствует тревоги за свою жизнь, ни о чём не беспокоится; не думает о завтрашнем дне;
  • Муравей отказал Стрекозе, потому, что она эгоистка  – её поведение показывает собственную  выгоду, предпочтение своих интересов  интересам  других.
    Стрекоза неугодна, не нравится Муравью.

Аргументы опровергающей стороны:  Муравей поступил неправильно, что отказал Стрекозе.

(О) Мы считаем, что Муравей поступил  неправильно, потому что…

  • Муравей плохой друг, он не помог Стрекозе в проблеме, и отказал в помощи, потому что осуждает её. Сам погибай, а товарища выручай;
  • Муравей не дает Стрекозе шанса исправиться, осознать свои ошибки, он недобрый, неотзывчивый, не сумел проникнуться к чужой беде. Каждый может ошибаться. Добро сеять – добро и пожинать.
  • Муравей – черствый Бездушный, бессердечный не имеет сострадания, не думает о том, что она может замёрзнуть не жалеет её.
  • Он несправедливый по отношению к Стрекозе, не правильно поступает, она ему честно призналась, чем занималась летом. За честность не наказывают.
  • Муравей поступил неправильно, он не подумал, что с ним тоже может случиться такая беда, а зная как он поступил со Стрекозой ему никто не поможет. Делая зло на добро, не надейся.
  • Муравей скупой, жадный, не хочет делиться со Стрекозой. Рубашка износится, а доброе дело не забудется.

Подведение итогов дебатов

Для обсуждения  дебатов  могут быть предложены следующие задания и вопросы:

  • Оцените активность каждого из участников  дебатов. (аплодисментами)
  • Чьи выступления вам понравились? Почему?
  • Какие выступления запомнились больше всего? Чем?
  • Оцените свое участие в  дебатах  (умение слушать, выступать, сдерживать или проявлять эмоции, сопереживать и т. д.). (жестами головы и рук)
  • Достигнута ли главная цель  дебатов? (умение отстаивать свою точку зрения)

Кто остался при своём мнении…
Кто поменял своё мнение по проблеме…

«Попробуй составить крылатое выражение» (Задание, для тех, кто считает что оба не правы)

Не лежал бы целый … (день),
Не пристала б к тебе… (лень).

Много … (лени) у того,
кто не знает … (ничего)

Советы Муравью и Стрекозе

 – Дайте совет Муравью и Стрекозе. (Высказывания зрителей)

«У» – Стрекозе:

Итог

«Закончи пословицу»

Народная мудрость всегда была сосредоточена,  прежде всего, в пословицах и поговорках. В них народ выражал свое отношение к труду и лени. Какие из них вам известны?  

«Слоённый пирог»

Выбрать, закончить пословицу.

Кто не работает, … (тот не ест).
Делу время, потехе – … 
(час)
Хочешь есть калачи – … 
(не сиди на печи).
Труд человека кормит, … 
(а лень портит).
Кто любит труд, … 
(того люди чтут).
Без труда не вынешь и … 
(рыбку из пруда).
Человек от лени болеет, от труда…  
(здоровеет).
У лентяя Федорки всегда … 
(отговорки).
У лентяйки Дарьи каждый день … 
(аварии).
Чтобы рыбку съесть, надо в воду ….
(лезть).
Что припасешь, то и … 
(пожуешь).
Без дела жить – только небо … 
(коптить).
Заработанная копейка дороже краденого … 
(рубля)

Рефлексия

  • Где вам пригодятся те знания, которые вы получили сегодня?
  • Появилось ли у вас желание быть  отзывчивым, добрым, трудолюбивым?
  • О чём вы расскажите дома?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока литературного чтения 2 класс по теме "Урок коллективного творчества "Царство Мороза Ивановича"

Технологическая карта урока литературного чтения  составлена в соответствии с ФГОС....

Тест по литературному чтению 3 класс Гармония к разделу Труд человека кормит, а лень портит

Тест по литературному чтению 3 класс Гармония к разделу Труд человека кормит, а лень портит...

Урок литературного чтения 4 класс Л. Чарская «Записки маленькой гимназистки». Характеристика Лены Икониной.

Цель:1.Учить составлять характеристику героя произведения, сравнивая героев произведений А. И. Куприна, Д. Н. Мамина – Сибиряка, Д. В. Григоровича.2.Формировать правильный тип читательской деятельност...

«Труд человека кормит, а лень портит» Басня И. А. Крылова «Стрекоза и Муравей».

Урок с применением технологии «Дебаты» обеспечивает высокий интерес к теме, углубляет знания учащихся по теме, учит сопоставить имеющиеся знания с новой информацией, обеспечивает высокий у...

Технологическая карта урока литературного чтения 1 класс по теме : "Чтение слогов и слов с буквой «й»."

Технологическая карта урока литературного чтения 1 класс по теме : "Чтение слогов и слов с буквой «й»." и презентация к ней...

План-конспект урока литературного чтения 3 класс на тему "Сочинение и рассказывание литературных сказок с использованием «карт Проппа»"

В данном план-конспекте приведён прмер работы с "картами Проппа" на уроке литературного чтения в 3 классе....

План-конспект урока литературного чтения 2 класс на тему "Рассказывание литературной сказки «Красная шапочка» по «картам Проппа»"

В данном план-конспекте приведёен прмер работы с "картами Проппа" на уроке литературного чтения во 2 классе....