Путешествие в Литературную страну (обобщающий урок по разделу "Поэтическая тетрадь 1")
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Борина Ольга Вячеславовна

Конспект урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл putesh._v_liter.stranu.docx22.85 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ гимназия №7

города Чехова

КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

 (с применением игровых и  групповых технологий)

ТЕМА: Путешествие в Литературную страну (обобщающий урок по разделу «Поэтическая тетрадь 1»).

КЛАСС: 3 г

Учитель: Борина О.В.

Путешествие в Литературную страну (обобщающий урок по разделу «Поэтическая тетрадь 1»).

Цели:

  • обобщить знания детей по разделу «Поэтическая тетрадь 1»;
  • развивать творческие способности, память, речь, мышление.

Планируемые результаты:

  • учащиеся должны уметь читать стихотворения, передавая с помощью интонации настроение поэта;
  • наблюдать за жизнью слов в художественном тексте, знать лирические произведения и их авторов.

Оборудование: карточки (текст речевой разминки, задания); сборники стихов по теме раздела, портреты писателей.

ХОД УРОКА.

1.Организационный момент.

2.Разминка.

Вступительное слово учителя.

- Ребята, сегодня мы с вами отправляемся в путешествие в Литературную страну. Но она очень большая. Подумайте, в какой именно уголок этой страны мы с вами отправимся. (предположения детей)

Учитель, если это необходимо, может дать подсказку: какие уроки предшествовали этому путешествию.)

- Да, мы с вами отправимся в поэтический уголок Литературной страны. В пути нам пригодятся знания, смекалка и сообразительность, внимание, память, а также взаимовыручка.

- Но, чтобы попасть в этот уголок, надо быстро ответить на разные вопросы. Вы готовы?

- Тогда начинаем разминку, чтобы открывать заветную дверь.

Викторина .

  • Как  назывался горшок, который сделали своим жильем звери? (теремок)
  • Как звали трех былинных богатырей? (Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович.)
  • На флаге пиратских кораблей, который называется «Веселый Роджер», нарисованы эти знаки. Что это? (череп и кости)
  • Главарь разбойников из мультфильма «Бременские музыканты». (Атаманша)
  • Кто достал со дна озера для Буратино золотой ключик? (черепаха Тортила)
  • Волшебница, исполнявшая желания сказочного Емели. (щука)
  • Как называется русская народная сказка, главный герой которой – хлебобулочное изделие? «Колобок»)
  • Как был наказан и где находился Буратино до тех пор, пока не совершил побег в Страну дураков, поддавшись на уговоры летучей мыши? ( в чулане)
  • Как называется русская народная сказка о том, что вежливость и доброту никакой холод заморозить не сможет? («Морозко»)

- Молодцы! Ответили на все вопросы. Дверь в заветную страну открылась. И мы оказались в поэтическом уголке. Но перед нами другая дверь, правда стеклянная, прозрачная, но все-таки дверь, и она закрыта!

- Что вы видите? (предположения детей)

Учителю надо подвести детей к мысли, что они видят вдалеке красивый уголок природы. Неважно, в какое время года. Рассказать, кто что себе представил.)

3.Остановка «Узнай поэта».

- Ребята, а задание-то, оказывается, на доске. (Учитель открывает задание.)

- Надо правильно назвать полные имена поэтов.

Тютчев                                Афанасий Афанасьевич

Никитин                              Иван Захарович

Суриков                        Федор Иванович

Фет                                Иван Саввич

(Тютчев Федор Иванович, Фет Афанасий Афанасьевич, Никитин   Иван Саввич,  Суриков  Иван Захарович)

4.Остановка «Вспомни стихи».

  • Обсуждение названия остановки

- Дверь открылась, и сейчас вы узнаете, куда мы попали. А помогут нам в этом пословицы.

Догадайтесь, о чём идёт речь.

  • Больше его – больше снега, больше снега – больше хлеба.
  • Он от ветра защищает, урожаю помогает.
  • Много его – не губи, мало его – береги, нет его – посади.
  • Волков бояться – в него не ходить.
  • Чем дальше в него, тем больше дров. (лес)

-Вспомните строки из стихотворений этих поэтов, в которых говорится о лесе.

Тёмный лес, что шапкой,

Принакрылся чудной

И заснул под нею

                                                                        Крепко, непробудно … (И.Суриков «Зима»)

На безлюдный простор

Побелевших полей

Смотрит весело лес

Из-под черных кудрей.

Словно рад он чему,-

И на ветках берез,

Как алмазы, горят

Капли сдержанных слез. (И.Никитин «Встреча зимы»)

Не колючий, светло-синий

По ветвям развешан иней –

Погляди хоть ты!

Словно кто-то тороватый

Свежей, белой, пухлой ватой

                                                                         Все убрал кусты.   (А.Фет «Мама! Глядь-ка из окошка …»)

  • Работа по карточкам.

Карточки со стихами раздаются на 3 ряда. Дети собираются в группы, читают и называют автора.

- Определите автора стихотворений, которые вы получите.

Вот и зима. Трещат морозы.

На солнце искрится снежок.

Пошли с товарами обозы

По Руси вдоль и поперек.

Ползет, скрипит дубовый полоз,

Река ли, степь ли – нет нужды:

Везде продолжатся следы!

На мужичке белеет волос,

Но весел он, идет – кряхтит,

                           Казну на холоде копит.    (И.Никитин)

Печальная береза у моего окна.

И прихотью мороза разубрана она!

Как гроздья винограда,

Ветвей концы висят,

И радостен для взгляда

Весь траурный наряд.      (А.Фет)

Под дыханьем непогоды,

Вздувшись, потемнели воды

И подернулись свинцом –

И сквозь глянец их суровый

Вечер пасмурно-багровый

Светит радужным лучом,

Сыплет искры золотые,

Сеет розы огневые

                          И  - уносит их поток… (Ф.Тютчев)

5.Остановка «Глухая деревушка».

Беседа о причине остановке

- Ребята, идем мы дальше, а на пути встречается глухая деревушка в Ярославской губернии. Почему мы сюда попали, вы должны догадаться. Я вам дам подсказку с помощью пословиц и поговорок.

  • Оно дороже богатства.
  • Его сгубишь – новое не купишь.
  • Чистота – залог его.   (Здоровье)
  • Они не в тягость, а в радость.
  • Их наказывай стыдом, а не кнутом.
  • Малые они – малая печаль, большие они – большая печаль.  (дети)

- Итак, вы получили две подсказки: здоровье, дети. Как они могут быть связаны с глухой деревушкой в Ярославской губернии? (Если дети еще затрудняются ответить, можно спросить: кто родился в этой деревушке?) (Это Иван Захарович Суриков. Жизнь его была очень тяжелой. Умер он в 39 лет от чахотки. Но детство его было счастливым.)

Чтение детьми наизусть понравившихся отрывком из стихотворений И.Сурикова.

6.Остановка «Художественная».

- Ребята, наше путешествие подходит к концу. Фотоаппарат мы с вами не взяли, но можно на память нарисовать картину. Я прочитаю строчки знакомого вам стихотворения, а вы все, по очереди, выходите к доске (по 3 человека сразу: от каждого ряда по одному ученику) и рисуете на доске по одному предмету. В результате у нас получится картина, которая и останется на память о нашем путешествии.

Дети выходят к доске и рисуют то, что себе представляют. Учитель читает стихотворные строчки.)

На дворах и домах

Снег лежит полотном

И от солнца блестит

Разноцветным огнем.

На безлюдный простор

Побелевших полей

Смотрит весело лес

Из-под черных кудрей…

И.Никитин

7.Итог путешествия.

- Подведем итог. Понравилось вам путешествие? Кто лучше всех знал материал и помог нам двигаться дальше в пути?

Дети называют особо отличившихся учеников.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок путешествие в Литературную Страну.

Класс: первый. Предмет: Литературное чтениеЦели:  обобщить и выявить знания детей по изученному;  воспитывать любовь к книге; учить выразительному чтению; развивать внимание, смека...

Конспект урока литературного чтения во 2 классе с компьютерной поддержкой. Тема: Игра-путешествие «Устное народное творчество» (обобщающий урок)

Пояснительная записка Предмет: «Литературное чтение»Тема урока с компьютерной поддержкой: Игра-путешествие «Устное народное творчество»Продолжительность: 45 минутАвторский медиапродукт: презентац...

Конспект урока по литературному чтению: Обобщающий урок по теме "Поэтическая тетрадь 2" (УМК "Школа России) 3 класс

Конспект урока по литературному чтению: Обобщающий урок по теме "Поэтическая тетрадь 2" (УМК "Школа России) 3 класс...

урок литературного чтения «Обобщающий урок по теме «Страна Фантазия»

Литературное чтение: Обобщающий урок по теме «Страна Фантазия»(Е.С.Велтистов «Приключения Электроника,   К. Булычев «Приключения Алисы»)Цель:- развивать фантази...

Технологическая карта урока по литературному чтению "Обобщающий урок "Путешествие в страну "Фантазия"" (УМК "Школа России", 4 класс)

Цель урока: проверка знаний у обучающихся по разделу «Страна «Фантазия»».Задачи урока:Дидактические:1. Закрепить знания обучающихся о биографии авторов Евгения Велтистова, Кира...