Сказочные чудеса. Лирические стихотворения.
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Шавульская Евгения Сергеевна

Сказочные чудеса. Лирические стихотворения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл skazochnye_chudesa._liricheskie_stihotvoreniya.docx18.1 КБ

Предварительный просмотр:

Сказочные чудеса. Лирические стихотворения.

Цели урока: ознакомить детей со стихотворениями А.С. Пушкина о зиме, с картинами русских художников; ввести понятие олицетворения; развивать умение видеть прекрасное, выражать свои мысли и чувства словами, делиться впечатлениями (развитие речи); учить сопоставлять живопись и поэзию, понимать настроение поэта и художника; воспитывать чувство прекрасного, любовь к поэзии и живописи; продолжить формирование навыков сравнения, анализа, умения делать выводы.

Этапы

Характеристика деятельности учащихся

УУД

I.        Организационный момент

Познавательные  УУД:

-определять причины и следствия
простых явлений, событий;

-делать выводы
на основе обобщения знаний.
Регулятивные УУД:
- работать по плану, сверять свои действия с целью

и при необходимости исправлять ошибки с помощью учителя, других учащихся и самостоятельно.

Коммуникативные УУД:
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций
в сотрудничестве.

II.        Проверка домашнего задания

Чтение отрывка наизусть.

III. Постановка целей урока

  • Найдите лишнее слово в каждой строчке:
  • Январь, Декабрь, Февраль, Март; (весенний месяц)
  • снег, пурга, метель, иней; (слово из одного слога)
  • Слово «Март» мы сотрем. А какой темой можно объединить все оставшиеся?
  • Конечно, это зимние слова. Авторы нашего учебника предлагают нам сегодня перенестись в зиму (хотя за окном еще ранняя осень). А сделаем мы это с помощью музыки, живописи и поэзии.

IV.        Изучение нового материала

1.Подготовка к восприятию.

Звучит музыка. На доску вывешивается картина К.Ф. Юона «Волшебница зима». Учитель читает наизусть стихотворение «... Вот север тучи нагоняя...»

  • Перед вами картина К.Ф. Юона «Волшебница зима». Константин Федорович Юон - один из замечательных русских живописцев. Он начал рисовать с 8 лет и всю жизнь посвятил живописи. К.Ф. Юон очень любил весну и зиму. Он писал: «Я искал новые краски в природе - в русской весне и зиме». Многие писатели и художники любили русскую зиму и называли ее различными ласковыми и красивыми именами.
  • Как можно назвать это время года, и с чем сравнить? {Красавица, чародейка, рукодельница.)

2.        Рассматривание картины.

-        Какие чувства вызывает в вас эта картина?

Дети рассказывают, а учитель вывешивает на магнитную доску слова-настроения:

  • Грустное любование; мечтательное ожидание;
  • Печальное, радостное, светлое, спокойное, тихое, торжествующее, торжественное, тревожное, теплое, сонное, хвастливое, сердитое, обиженное, капризное;
  • Восторг, восхищение, легкость, очарование.

Можно добавить еще несколько чистых карточек, если дети назовут новые настроения и чувства.

  • Что вы видите на переднем плане? (Берегречки, мальчишек на коньках.)
  • Эта картина напоминает мне строки:

Опрятней модного паркета Блистает речка, льдом одета, Мальчишек радостный народ Коньками звучно режет лед...

-        Ребята, а чьи стихотворения я вам сегодня читаю?

Это стихотворения А.С. Пушкина. Давайте прочитаем вместе.

  1. Чтение следующег.0 отрывка детьми (сначала жужжащее, после разбора непонятных слов и расстановки пауз - вслух 2-3 учениками).

Работа по заданиям учебника на с. 88.

  1. Подготовка к чтению вслух. Словарная работа.

Дети читают «жужжащим» чтением (с. 89), готовятся читать выразительно. Разбираются непонятные слова - дровни, рысь, бразды, кибитка, ямщик, кушак, салазки.

Выразительное чтение.

  • Какую картину вы увидели?
  • Что помогло вам в этом? {Очень яркие, образные описания)
  • Какое настроение создает стихотворение?

V.        физкультминутка

VI.        Закрепление изученного

1.        Фронтальная работа по вопросам учебника на с. 60.
Дополнительные вопросы:

  • Реалистическая или сказочная картина нарисована поэтом? {Картина реальная, а образы сказочные.)
  • Почему вы так думаете? {Север, зима совершают действия как люди.)
  • В литературе такой прием называется «олицетворение», как бы оживление персонажа.
  • Что делает север? А зима?

2.        Сравнение картины и стихотворения.

  • Посмотрите на картину Юона. А здесь все реально? {Нет, деревья - великаны.)
  • Зачем художник изобразил деревья огромными? {Чтобы обратить наше внимание, убедить нас, что зима-волшебница, придать картине сказочный вид.)
  • Какими приемами пользуются художники и поэты, чтобы придать реальным событиям сказочность, волшебство?

3.Проверка умения применять знания. Творческое задание.

-        Попробуйте, используя прием олицетворения, описать,какие превращения совершила зима (опираясь на репродукцию).

Например: «Взмахнула зима белым рукавом и укрыла своими коврами землю. Взмахнула другим - и превратила деревья в сказочных великанов в причудливой одежде. Где пухом лебяжьим прикрыла, где серебром накрыла, где алмазы и жемчуга развесила. Принарядила, украсила все вокруг и осталась собой очень довольна».

VII        Рефлексия

VIII.        Подведение итогов урока

Разгадывание шифровки-анаграммы: ЛОМЫЦОД- 3216745 (Ответ: Молодцы.)  Выставление оценок.

IX Домашнее задание

Выучить понравившееся стихотворение А.С. Пушкина


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отзыв о лирическом стихотворении

Работа над лирическим стихотворением...

Разработка урока в 3 класса "Александр Сергеевич Пушкин Лирические стихотворения."

Данный урок нацелен на приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности, формирование читательской компетентности, учитываются требования к современному уроку, а именно отработка универсал...

Прием контраста в лирических стихотворениях

Учить анализировать произведения , воспринимать выраженные в них чувства, настроения; развивать речь учащихся, образное и логическое мышление , внимание; воспитывать любовь к природе и русской словест...

Особенности работы над лирическим стихотворением в начальных классах специальной (коррекционной) школы VIII вида

В статье раскрыты особенности работы над лирическим стихотворением в начальных   классах специальной (коррекционной) школы VIII вида. Дан план-конспект урока чтения в 3 классе по теме: Стихо...

Чтение лирических стихотворений о войне Б. Окуджавы и А. Твардовского.

На уроке звучат  стихи В. Высоцкого и Е. Винокурова, произведения Б. Ш. Окуджавы и А. Т. Твардовского. Работа строится по учебнику Бунееева 3 класс "В одном счастливом детстве", либо материал мож...

Лирическое стихотворение А. С. Пушкина «Вот север тучи нагоняя». Настроение стихотворения.

Урок познакомит учащихся с биографией и творчеством А.С. Пушкина, поможет продолжить работу над формированием навыка правильного выразительного чтения, развивать связную речь, воспитывать интерес к чт...

Урок литературного чтения. Тема: Лирические стихотворения И.А.Бунина «Зимним холодом пахнуло…», К.Д.Бальмонта Лирические стихотворения И.А.Бунина «Зимним холодом пахнуло…», К.Д.Бальмонта «Светло-пушистая…». Настроение стихотворения. «Светло-пушистая…». На

В материале дана подробная разработка открытого урока литературного чтения во 2 классе по теме Лирические стихотворения И.А.Бунина «Зимним холодом пахнуло…», К.Д.Бальмонта Лири...