Конспект урока по литературному чтению "Тема детства в стихах Н.А. Некрасова «Школьник», «В зимние сумерки нянины сказки…"
план-конспект урока по чтению (4 класс)

Анисимова Анастасия Дмитриевна

Конспект урока по литературному чтению

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nekrasov.docx27.06 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта

 пробного урока литературного чтения

        

Тема детства в стихах Н.А. Некрасова «Школьник», «В зимние сумерки нянины сказки…»

____________________________________________________________________________________

Составила Анисимова Анастасия Дмитриевна

Класс 4

Дата проведения урока

3.12.2020

ФИО преподавателя-консультанта:

Клековкина Е.Д.

Допущена к проведению урока:

____________________, дата ________

(подпись преподавателя)

Сыктывкар, 2020

Тема урока: Тема детства в стихах Н.А. Некрасова «Школьник», «В зимние сумерки нянины сказки…»

Тип урока: Урок открытия нового знания

Цели урока:        

Деятельностная: создание условий для реализации УУД.

Содержательная: познакомить учащихся с произведением «Школьник», показать тему детсва

Методы и формы обучения: фронтальная, коллективная

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

1) Закреплять умение выразительно читать стихотворение;

2) Развивать умение воспринимать на слух чтение и рассказ товарищей по классу;

3) Высказывать своё мнение о прочитанном;

4) Определять главную мысль текста;

5) Осознавать сущность поведения героев, с помощью учителя делать выводы;

6) Уметь работать с текстом, отвечать на вопросы по содержанию.

Познавательные:

1) Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;

2) Строить речевое высказывание в устной форме;

3) Устанавливать причинно-следственные связи;

4) Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме;

Регулятивные:

1) Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей;

2) Выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме.

Коммуникативные:

1) Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

2) Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

3) Формулировать собственное мнение и позицию;

4) Приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

5) Строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;

6) Задавать вопросы.

Будут сформированы:

1) Учебно-познавательный интерес к новому учебному

материалу и способам решения новой частной задачи;

2) Ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей;

3) Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

4) Эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им.

Организационная структура урока

Этапы урока

Время на этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I. Организационный этап

1 минуты

- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Анастасия Дмитриевна. Сегодня я у вас проведу урок по литературному чтению. Надеюсь, мы с вами хорошо поработаем и узнаем что-то новое

-Проверьте, дети, всё ли готово к уроку, все ли красиво и правильно сидят.

Приветствуют учителя.

II. Этап речевой разминки или разминки перед чтением

5 минут

- Чтобы наша речь была четкой и выразительной, нам нужно провести речевую разминку.

- Посмотрите на слайд (1) и прочитайте высказывание. Как называются такие высказывания?

 Детство — время золотое.

- Как вы понимаете эту пословицу?

– Прочитайте пословицу, делая ударение каждый раз на другом слове. Прочитайте:

1. с удивлением;

2. с вопросительной интонацией;

3. с веселой интонацией.

Сегодня на уроке мы будем придерживаться этой пословицей.

Слушают учителя.

- Такие высказывания называются пословицы.

- Детство – самое лучшее время, которое надо ценить.

Читают с удивлением.

Читают с вопросительной интонацией. Читают с весёлой интонацией.

III. Этап введения в тему

15 минут

- Рассмотрите рисунок (2). Как вы думаете, к какому произведению они выполнены?

- Правильно. Знаете ли вы автора этого произведения?

- Это Николай Алексеевич Некрасов (3). Что вы знаете о самом поэте?

- Николай Некрасов родился на Украине 10 декабря 1821 года, где тогда служил его отец. Вскоре отец Николая вышел в отставку и вернулся с семьей в родные места ̶ в деревню Грешнево. Здесь, на берегу могучей и прекрасной реки Волги, прошло детство писателя. Отец Николая был богатым человеком -  помещиком. Он был жестокий. Не жалел крестьян, которые трудились на него с утра до позднего вечера. Не жалел он и мать Николая, которая ради счастья детей, терпеливо сносила обиды. Жестокий отец, встреча с бурлаками  ̶  были не заживавшими ранами детства, которые стали началом его  поэзии. Потом была гимназия, где Некрасов написал свои первые стихи. В 16 лет, без разрешения отца, Некрасов уехал в Петербург. Отец пришел в ярость, и оставил Николая без денег и поддержки. Но, несмотря на это, Николай учился и работал, и стал известнейшим русским писателем. Писал он о Родине: её лесах и полях, снегах и морозах, о простых людях. Писал Николай Некрасов и о детях. Его герои – крестьянские ребята, которые с малых лет помогали своим родителям.

- Ребята, вы меня внимательно слушали, поэтому сейчас мы выполним следующее задание. По очереди вы будете задавать друг другу вопросы по изученной биографии Н.А. Некрасова.

Физминутка:

Трава маленькая-маленькая. (Делают приседания.)

Деревья высокие-высокие. (Поднимают руки вверх.)

Ветер деревья качает-качает. (Вращаются.)

То направо, то налево наклоняет. (Наклоняются вправо, влево.)

То вверх, то назад. (Потягиваются вверх, назад.)

То вниз сгибает. (Наклоняется вперед.)

Птицы летят-улетают. (Машут руками-«крыльями».)

Ученики тихонько за парты садятся. (Садятся за парты.)

- Откройте учебник на страницах 147-149 учебника и назовите произведения, с которыми познакомимся.

Словарная работа (5-6)

- Так как произведения Некрасова написаны давно, в них встречаются незнакомые слова.

Как вы думаете, что значит это слово…?

ЕЛЬНИК – еловый лес

КОТОМКА - дорожный заплечный мешок на лямках из грубой холщовой ткани

ГРОШ - старинная медная монета

САЛАЗКИ - маленькие ручные санки

СУМЕРКИ – полутьма между заходом солнца и наступлением ночи.

- Мы узнали значения неизвестных слов.

- Ребята, сейчас я вам прочитаю историю создания стихотворения «Школьник». Слушайте меня внимательно! (7)

Одного из голодных, оборванных школьников поэт встретил однажды на пустынной проезжей дороге и вспомнил при этом Михаила Васильевича Ломоносова – великого «архангельского мужика», который, желая учиться, пришёл пешком в Москву из далёкой северной деревни, долго жил впроголодь, бедствовал, но всё же учился, прочитал множество книг, изучил физику, химию, металлургию и другие науки, стал знаменитым русским учёным, совершившим много научных открытий.

- «Дед Мазай и зайцы».

- Да (Нет)

Рассказывают, если что-то знают.

Слушают учителя.

Задают друг другу вопросы.

Выполняют задание.

Отвечают.

Слушают.

IV. Этап первичного чтения текста

5 минут

- Ребята, давайте прочитаем стихотворение «Школьник». Я начну, а вы следите, потому я могу попросить любого из вас продолжить читать.

- Как начинается стихотворение?

- Кто обращается к мальчику?

- Какое у вас возникло настроение? Что встревожило? Как вы думаете, понятна ли речь рассказчика мальчику?

- Ребята, рассмотрите иллюстрации к произведению, что вы можете сказать? Какое настроение у вас, когда вы смотрите на эти иллюстрации?

Слушают и следят.

- Стихотворение начинается с обращения к мальчику.

- Автор.

Отвечают, делятся впечатлениями.

Отвечают.

V. Этап вторичного чтения текста

3 минут

- Прочитайте стихотворение в учебнике самостоятельно.

 

Читают самостоятельно.

VI. Этап первой ступени анализа произведения

3 минут

- Перечитайте начало стихотворения. Как Вы думаете, какое значение, прямое или переносное, имеет слово дорога в данном произведении?

- Кто помог мальчику собраться в город на учебу? Подтвердите свой ответ словами из текста.

- Обратите внимание на шестую строфу сверху. Прочтите ее.

- Кого имел ввиду автор?

- Слово дорога употреблено и в прямом, и в переносном значении, можно сказать, что это судьба, жизнь.

- … батька на сынишку издержал последний грош.

Знаю, старая дьячиха отдала четвертачок, что проезжая купчиха подарила на чаек.

- Скоро сам узнаешь в школе, как архангельский мужик

По своей, по Божьей воле стал разумен и велик.

- Ломоносова

VII. Этап второй ступени анализа произведения

4 минут

- Найдите в тексте синоним к слову дорога.

- Почему автор называет дорогу невесёлой, подумайте.

- Как человек узнал, что мальчик идет в город учиться? Зачитайте.

- Как вам кажется, как сложится жизнь этого мальчика?

- Относится ли название стихотворения только к Ломоносову или ко всякому, кто пошел славным путем знаний?

Не бездарна та природа, не погиб еще тот край,

Что выводит из народа

Столько знатных-то и знай…

- Как вы понимаете эти строки?

- Какое значение имеют эти строки?

- Докажите текстом, что Некрасов любит свою Родину и гордится русским простым народом.

- Это многих славных путь.

- Мальчику будет нелегко в жизни, его ждёт много преград.

Зачитывают.

- Ему будет трудно

Отвечают

Отвечают

- главная мысль произведения

IV. Этап первичного чтения текста

5 минут

- Прочитаем ещё одно стихотворение Николая Алексеевича Некрасова.

- Стихотворение называется «В зимние сумерки нянины сказки». Предположите, о чём будет это произведение.

- Рассмотрите иллюстрации к произведению. Подумайте, кто буде героем, как могут развиваться события.

- Ребята, давайте прочитаем стихотворение «В зимние сумерки нянины сказки…». Я начну, а вы следите, потому я могу попросить любого из вас продолжить читать.

- Наши предположения оказались верными?

- Назовите героя произведения

- Каким настроением проникнуто это произведение?

- Да, это стихотворение действительное доброе и светлое. В этом произведении автор показывает нам картину детства, сильно отличающуюся от картины в произведении «Школьник». В стихотворении «В зимние сумерки» мы слышим детских смех, веселье, и от этого нам становится легко и радостно на душе.

Слушают.

Предполагают.

Отвечают.

Слушают.

Отвечают.

- Девочка Саша.

- Стихотворение проникнуто радостью, светом, весельем, добром.

Слушают.

V. Этап вторичного чтения текста

5 минут

- Перечитайте произведение.

- Обратите внимание, как написано это произведение. Оно разделено на части и в каждой части по две строчки. Каждая часть стихотворных строк называется строфой.

Строфа – это части стихотворения, отличающиеся одинаковым количеством строк в каждой из них, одинаковым расположением рифм и смысловой законченностью.

В зависимости от количества строк различают следующие строфы: двустишие, четверостишие, трехстишие и т. д.

- Сколько строф в нашем стихотворении?

Перечитывают

- Шесть строф.

VI. Этап первой ступени анализа произведения

3 минуты

- Найдите в тексте слова, которые передают нам настроение произведения.

- Что вы можете сказать о характере Саши?

- Какие слова помогли нам определить характер нашей героини?

- Что вы можете сказать о няне? Как она относится к Саше?

- А какие слова нам помогли это понять? Найдите и прочитайте их в тексте.

- Полная счастья. Весело мчится, смеётся, любит.

- Она весёлая, озорная девочка.

- Весело мчится. На полном бегу

Набок салазки — и Саша в снегу!

Выбьются косы, растреплется шубка –

Снег отряхает, смеётся, голубка!

- Няня добрая и заботливая. Она любит девочку, заботится о ней.

- В зимние сумерки нянины сказки

Саша любила.

Няня кричит: «Не убейся, родная!»

Не до ворчанья и няне седой:

Любит она её смех молодой…

VII. Этап второй ступени анализа произведения

3 минуты

- Как няня называет Сашу? Почему?

- Прочитайте, как катается девочка.

- Расстроена ли Саша после падения? Как вы думаете, она упала случайно?

- Опишите девочку словами автора.

- Почему он называет ее «голубка»?

- Как Некрасов относится к героям произведения? Почему вы так решили?

- Какие средства художественной выразительности текста применил автор? Приведите примеры выразительных средств произведении

Отвечают.

Читают.

Отвечают.

Описывают.

Отвечают.

- В этом произведении есть сравнение, эпитеты и метафора.

VIII. Этап обобщения прочитанного

4 минуты

- С творчеством какого писателя мы сегодня познакомились?

- Какие произведения мы прочитали?

- Какая главная мысль произведения «Школьник»?

- С какой темой мы столкнулись в произведении «Школьник»?

- Какая главная мысль произведения «В зимние сумерки нянины сказки…»?

- Чему учит произведение «В зимние сумерки нянины сказки…»?

- Ребята, как вы думаете, о ком эти стихотворения?

- Сегодня мы познакомились с двумя произведениями великого русского поэта Николая Алексеевича Некрасова. Оба произведения о детстве, о детях. Детство школьника, идущего по дороге, тяжёлое, в отличие от детства девочки Саши, которое наполнено весельем и любовью. Некрасов показал нам два разных мира детства. Оба стихотворения пронизаны любовью к детям. Поэт любуется девочкой Сашей, он радуется вместе с ней, счастлив и спокоен за неё. Судьба школьника его очень волнует, он переживает за мальчика, понимая, что в жизни ему придётся нелегко и надеется, что будущее этого замечательного маленького человека будет светлым.

- С творчеством Николая Некрасова

- «Школьник», «В зимние сумерки нянины сказки…»

- благодаря образованию из русского народа выходят славные люди: добрые, благородные, сильные любящей душой.

- С темой детства, природы

- Нет ничего прекрасней счастливого детского смеха.

- Стихотворение учит любить слушать сказки и любить играть. Учит искренне веселиться, смеяться даже над своими неудачами. Учит быть счастливыми.

- о детях

Слушают.

IX. Этап выразительного чтения произведения либо отрывка

3 минуты

- Ребята, давайте потренируем выразительное чтение произведения. Мы будем читать четверостишья по очереди.

Читают отрывки.

X. Этап творческой работы

5 минут

-Ребята, сейчас я вам предлагаю составить синквейн на тему «Детство», давайте вспомним, что такое синквейн?

-Ваш синквейн должен быть составлен по следующей теме: 1. Название темы - одно существительное (Детство).

2. Два прилагательных по теме «Детство».

3. Три глагола по теме «Детство».

4. Небольшое предложение по теме «Детство», в котором вы можете описать своё детство.

5. Одно слово – главное на ваш взгляд по теме «Детство».

Составляют синквейн.

XI. Этап домашнего задания

2 минуты

- Ребята, я хочу задать вам творческое домашнее задание. Я хочу, чтобы вы нарисовали любой момент из этого стихотворения так, как вы его видите.

Записывают домашнее задание.

XII. Этап рефлексии

5 минут

«Лестница успеха»

-Я вам предлагаю оценить вашу работу на уроке. Под первой ступенькой лесенки скажите свое самое запомнившееся знание по новой теме, на второй ступеньке, что поняли, а на третьей, чему научились. Вы можете дать ответ не на всех ступеньках

-Ребята, урок окончен

Отвечают.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по литературному чтению в 4 классе: «Тема детства в стихах Н.А.Некрасова «Школьник», «В зимние сумерки нянины сказки…»»

Цели урока:кратко познакомить с жизнью и творчеством Н.А.Некрасова, показать, какое внимание уделялось писателем изображению жизни простого народа;познакомить учащихся с важными вехами жизни М.В.Ломон...

Конспект урока по литературному чтению по теме "Стихи А. Плещеева"

На современном этапе в системе образования происходят большие изменения. Пришло время образование выстраивать в виде открытой системы. Поэтому назрела необходимость создать другое сознание – твор...

Конспект урока по литературному чтению по теме "Стихи А. Плещеева"

На современном этапе в системе образования происходят большие изменения. Пришло время образование выстраивать в виде открытой системы. Поэтому назрела необходимость создать другое сознание – твор...

Урок литературного чтения в 4 классе Н.А. Некрасов "Школьник", "В зимние сумерки нянины сказки..."

Учащиеся работают с выставкой книг, вспоминают произведения Н.А. Некрасова. Рассказывают об одной из книг по плану: автор, название, тема, образы...Слушают историю создания стихотворения "Школьник". У...

А.Н.Некрасов " Школьник", " В зимние сумерки нянины сказки".

Знакомство с автобиографией Некрасова ( презентация). Учащиеся знакомятся с его произведениями....

Урок литературного чтения в 4 классе I отделения «Поэзия Николая Алексеевича Некрасова. Работа над содержанием и выразительностью стихотворений: «В зимние сумерки нянины сказки», «Школьник»

На уроке учащиеся анализируют  литературные произведения, опираясь на вопросы учителя. На занятии  закрепляется произношение звуков [c] - [з], проходит работа по развитию слухового внимания....

Н. А. Некрасов "В зимние сумерки нянины сказки..."

Конспект открытого урока по литературному чтению в 4 классе...