Знакомство с рассказом-былью Л.Н. Толстого «Котёнок»
методическая разработка по чтению (2 класс)

Красноногая Лариса Владимировна

Данный урок позволяет повышать развитие уровня читательской компетенции, общего речевого развития (чтение вслух и про себя, элементарные приёмы анализа текста), использование разных видов чтения, умение осознанно воспринимать и оценивать содержание текста, участвовать в обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kotenok.docx17.81 КБ

Предварительный просмотр:

 

Технологическая карта учебного занятия(Школа понимания)

Учителя: Красноногая Лариса Владимировна

Предмет: литературное чтение

Тема: Знакомство с рассказом-былью Л.Н. Толстого «Котёнок»

Основные технологические приёмы и форы работы:

Планируемые результаты

Предметные результаты: развитие уровня читательской компетенции, общего речевого развития (чтение вслух и про себя, элементарные приёмы анализа текста), использование разных видов чтения, умение осознанно воспринимать и оценивать содержание текста, участвовать в обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев.

Планируемые результаты:

учащиеся должны уметь воспринимать на слух художественные произведения;

соотносить смысл пословицы и прозаического произведения;

характеризовать героев на основе анализа их поступков, авторского отношения к ним.

 Метапредметные результаты: -формирование умения самостоятельно формулировать тему и цели урока, --планировать пути решения поставленной проблемы;

-формировать умение оценивать свою работу на уроке.

-формирование умения извлекать информацию, представленную в разных формах, строить рассуждения.

-формировать умение высказывать свои мысли в устной форме, высказывать и обосновывать свою точку зрения;

-формирование умения задавать вопросы, в совместной деятельности договариваться, приходить к общему решению.

Личностные результаты обучения:

- (эмоциональность) формирование умения осознавать и определять свои эмоции;

- (эмпатия) формирование умения осознавать и определять эмоции других людей, сочувствия, сопереживания;

-формирование интереса к чтению, потребности в чтении;

-формирование уважительного отношения к предпочтениям других людей, -ориентации в нравственном содержании и смысле своих поступков и поступках других людей.

Этапы учебной ситуации

        Проблема в произведении:  Трусость

-Как вы понимаете слово «Трусость?(Ответы детей)

(Трусость-поведение труса, робость ,боязливость)

1.Подготовка к активной познавательной деятельности.

-Дома вы читали рассказ Л.Н. Толстого «Котенок».

- Как вы думаете, сюжет этого рассказа выдуман писателем?

(Это рассказ-быль, быль – о том, что произошло на самом деле.)

- Сколько действующих персонажей в рассказе? (Вася, Катя, кошка, мама, котёнок)

- Кто является главным героем? (дети)

- Опишите, какими вы представляете Васю и Катю? Подберите  слова, характеризующие Васю и Катю. ( работа у доски)

                    Беспокоится                                                        любит свою кошку            

                    влез на крышу                                                     любопытная

Вася            храбрый                                             Катя          тревожится  

                    любит свою кошку                                            равнодушная                                                      

                    находчивый                                                     на крышу не полезла

              решительный                                                       трусливая.

-Вот такими вы увидели героев. Порассуждаем, действительно ли Катя трусиха?

2. Игра «Обмен причинами». Работа по тексту.

-Ответим на вопросы.

На доске таблица из вопросов и ответов:

Почему...                                            

Потому что:

Почему дети стали искать кошку?

 

Почему Вася полез на крышу амбара?                                            

 

 Почему  Катя побежала домой?  

 

Почему дети взяли котенка с собой на прогулку?

 

Почему котенок остался один?

Почему Катя убежала?

Почему Вася перестал брать котенка в поле?

В самом начале пишем наиболее логичные, ответы (можно соединить стрелкой их с вопросом), а также все  остальные ответы, которые могут быть причиной данного события.

3.Работа по тексту выборочное чтение.

-А какой самый напряженный момент в произведении? (Зачитать отрывок)

Верно

- Какие слова и выражения относятся к героям в этой ситуации? Выберите и соедините.

             бросился к котенку                                          обрадовалась

                                                                                         закричала

Вася     смелый                                                Катя       испугалась

             закрыл от собак                                                 засмеялась

             защитник                                                           убежала

 Вася поступил как настоящий защитник. Как мужчина.

– О ком он думал в этот момент? (но мог бы подумать и о себе. Ведь он еще ребенок)

  -  А как повела себя девочка?

  - Можем ли ее за это осуждать?

Испуг- внезапное чувство страха

Трусость-поведение труса,робость ,боязливость,

Страх-очень сильный испуг

-  А легко ли победить страх когда происходит что-то неожиданное?

-Д авайте посмотрим, дейстительно,  ли Катя трусиха, или она просто сильно испугалась?

 - Кто виноват в том, что так произошло? (оба).

-А почему тогда Толстой в начале рассказа пишет: (слайд)Один раз дети пошли играть на дорогу и взяли с собой котенка.

А в конце: Вася принес домой котенка и уж больше не брал его с собой в поле.

-Как вы думаете, кто несет большую ответственность  в данной ситуации?

 -Почему Вася?(старший ,мальчик, защитник).

Интересно, почему Толстой назвал рассказ «Котенок», а не «Вася»?

Потому что котенок дал возможность каждому из героев раскрыться. Вася- храбрый, Катя- трусишка, но ей можно, она же девочка.

- Зачем Л.Н.Толстой нам поведал об этой истории? (чтобы предотвратить беду, заботиться о своих питомцах)

- А с  вами могла бы такая история произойти?

-Дома придумайте историю, которая бы начиналась также как и рассказ толстого «Котёнок» :

Были брат и сестра…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

литературное чтение 2класс "Школа России" конспект урока по теме: Л.Н.Толстой "Котёнок"

Тема урока: Л. Н. Толстой «Котёнок» Цели урока:-знакомство с рассказом;-учиться составлять план;-развивать логическое мышление;-художественно творческие и познавательные способности; -эмоци...

литературное чтение 2класс "Школа России" конспект урока по теме: Л.Н.Толстой "Котёнок"

Тема урока: Л. Н. Толстой «Котёнок» Цели урока:-знакомство с рассказом;-учиться составлять план;-развивать логическое мышление;-художественно творческие и познавательные способности; -эмоци...

литературное чтение 2класс "Школа России" конспект урока по теме: Л.Н.Толстой "Котёнок"

Тема урока: Л. Н. Толстой «Котёнок» Цели урока:-знакомство с рассказом;-учиться составлять план;-развивать логическое мышление;-художественно творческие и познавательные способности; -эмоци...

Урок литературного чтения "Знакомство с рассказом-былью Л.Н. Толсого «Котёнок»

Проблема в произведении:  Трусость- Как вы понимаете слово «Трусость?(Трусость-поведение труса, робость ,боязливость)...

Л.Н. Толстой. Рассказ-быль "Лев и собачка"

Разработка   урока по  литературному чтению в 3 классе УМК «Школа России» по теме Л.Н. Толстой. Рассказ-быль "Лев и собачка"...