Использование схем и разнообразных моделей в развитии связной речи на уроках литературного чтения у детей младшего школьного возраста.
учебно-методический материал по чтению

Юденок Ирина Юрьевна

Схемы и модели, используемые на уроке литературного чтения, в начальной школе.Цель: развитие речи у детей младшего школьного возраста с использованием наглядного моделирования

Скачать:


Предварительный просмотр:

Управление образования администрации

 Солнечногорского муниципального района

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Чашниковская средняя общеобразовательная школа

________________________________________________________________________

141592 Московская обл.,

Солнечногорский р-н,                                                      

д. Чашниково,

м-рн. Новые дома, стр. 11-ш

тел./факс.8-499-736-74-67

e-mail: chashnikovo@list.ru

Использование схем и разнообразных моделей в развитии связной речи на уроках литературного чтения у детей младшего школьного возраста.

 Работу подготовила

Учитель начальных классов

Первой категории

Юденок И.Ю

Чашниково, 2019

Развитие речи- это последовательная, постоянная учебная работа, которую можно планировать и на каждый урок, и в перспективе.

Особенности развития речи у детей младшего школьного возраста:

В младшем школьном возрасте увеличивается словарный запас, совершенствуется грамматический строй речи, усваивается морфологическая система языка. Развивающаяся речь перестраивает другие познавательные процессы (восприятие, внимание, память, мышление, воображение). Развитие всех сторон речи находится в прямой зависимости от условий жизни и воспитания ребенка.

 Я работаю в 4 классе, дам краткую характеристику речевого развития, на момент поступления детей в первый класс:

 Звукопроизношение соответствовало норме. Допускались ошибки в словообразовании.  Словарный запас был расширен, но трудности с пересказом услышанного текста возникали. Предложения выстраивались правильно. Диалогическую и монологическую речь надо было развивать.

 К 4 кассу мы научились правильно и четко произносить звуки речи, грамотно составлять предложения обогащая их прилагательными, наречиями, союзами.

Выстраивать диалоги, монологи. Пересказывать прочитанное, выражать свои мысли.

        

Основная цель речевого развития – доведение его до нормы, определенной для каждого возрастного этапа.

Каждый ребенок должен научиться содержательно, грамматически правильно, связно и последовательно излагать свои мысли.

Использование схем и моделей – это совместная деятельность учителя и учеников по построению, выбору или конструированию моделей.

Модель –это графический способ предоставления информации.

Цель: развитие речи у детей младшего школьного возраста с использованием наглядного моделирования

Задачи:

-Использовать схемы и модели в работе над связной речью детей

- Формировать умение строить диалог со сверстниками и взрослыми в разных ситуациях

- Расширять кругозор детей средствами моделирования

- Развивать литературную речь детей и художественное восприятие

- Воспитывать чувство коллективизма

-Уметь извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов

Моделирование выступает как особая целенаправленная деятельность, активизирующая учебный процесс.

1. Модель-сравнение

Модель-сравнение помогает в работе над образами героев. Работа над произведениями А.Чехова «Ванька» и Л.Андреева «Петька на даче»:

Оба мальчика выполняли однообразную подсобную работу. Если сравнивать бесправность мальчиков, то они одинаково бесправны.

Такая модель поможет обобщать сведения, делать выводы, проводить сравнения на различном текстовом материале. Устанавливать аналогии между литературными произведениями разных авторов.

2. Модель «Паспорт литературного героя»

В некоторых произведениях понять идею произведения помогает работа над образом героя. В этих случаях следует использовать описание героя . Для построения такой модели дети должны внимательно относиться к авторским словам, внимательно читать текст произведения.

Модель-описание к сказке Гаршина «Лягушка путешественница»:

Эти модели можно использовать для отработки читательских умений: читать выразительно отдельные эпизоды, работать с текстом произведения, составлять полный пересказ, краткий, рассказывать об отношениях героев. Это используется не только для составления образа героя, но и при работе над литературоведческими понятиями. Например, писатели-сказочники.

3. Моделирование цепочки событий 

Помогает понять композицию произведения.

При составлении модельного плана используются «заместители» имён персонажей, которые представляет собой печатную букву, обведённую кружочком. Последовательность событий записывается цепочкой.

Работая над первой частью русской народной сказки «Теремок», дети составляют цепочку событий.

        

Последний элемент цепочки добавляется уже при работе над последней частью.

Составление цепочки событий помогает запомнить композицию сказки.

4.  Моделирование обложек книг

Моделирование обложки книги выполняется после прослушивания произведения. Для создания модели обложки необходимо взять четверть листа бумаги и цветные карандаши. Создать свою иллюстрацию к произведению.

Благодаря этому приему ученики запоминают прочитанное, создают свою картину увиденного, могут ответить на вопросы к произведению.

Есть еще другой способ моделирования обложки книги, когда мы геометрическими фигурами обозначаем автора, название произведения. Такой метод нам не подошел.

5. Модель рассуждение помогает анализировать, отбирать необходимую информацию. Эта модель помогает ответить на вопрос «почему?»

При работе над сказкой братьев Гримм «Храбрый портняжка», можно использовать модель-рассуждение (потому что)

6. Модель схемы-общения

Работая над содержанием басни И.А. Крылова «Стрекоза и муравей», строим такую модель:

Мудрый                                                                        Легкомысленная

Строгий                                                                        Умоляет

Справедливый                                                                Выпрашивает

Используя приемы моделирования, ребята показывают высокий уровень теоретических знаний и практических умений. Учиться им становится легко и интересно.

Работа с моделями способствует развитию образного и логического мышления. В результате повышается уровень понимания содержания текста, дети учатся внимательно относиться к содержанию и композиции произведения, находить информацию для аргументации своего ответа. Являясь наглядной опорой, модели обеспечивают развитие устной и письменной речи, всех видов пересказа (подробного, краткого, выборочного).

Используемая литература:

  • Т. Налимова Актуальные вопросы развития речи младших школьников, 2017
  • О.Н. Трифонова Занятия по развитию речи у дошкольников и младших школьников : пособие для логопеда, 2018

  • Архипова, Е.В. Проблемы речевого развития младших школьников: Автореферат докторской диссертации. / Е.В. Архипова. - М., 2011. 
  • Львов, М.Р. Методика развития речи младших школьников / М.Р. Львов. - М.: Просвещение, 2011
  • Словарный запас младших школьников. Особенности усвоения, отклонения, обогащение [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://demo.sinergi-school.ru/cms/index.php/specialist/logoped/13380-slovarnyy_zapas_mladshix_shkolnikov_osobennosti_usvoenija_otklonenija_oboga /

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

141592 Московская обл., Солнечногорский р-н, д. Чашниково , м- рн . Новые дома, стр. 11-ш тел./факс.8-499-736-74-67 e - mail : chashnikovo @ list . ru Использование схем и разнообразных моделей в развитии связной речи на уроках литературного чтения у детей младшего школьного возраста. Работу подготовила учитель начальных классов Первой категории Юденок И.Ю

Слайд 2

«Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам- он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит их на лету» К.Д . Ушинский Цель: развитие речи у детей младшего школьного возраста с использованием наглядного моделирования

Слайд 3

Модель- сравнение Ванька Петька 9лет, умеет писать, читать, считать до 100. Наблюдательный сообразительный находчивый шустрый активный На вид лет 10-12, он одет в старенькие штаны из грубого серого полотна и поношенную рубашку, поверх которой повязан фартук. Впечатлительный Доверчивый Оба мальчика выполняли однообразную подсобную работу. Если сравнивать бесправность мальчиков, то они одинаково бесправны.

Слайд 4

Модель «Паспорт литературного героя» лягушка утки Любопытная Жизнерадостная Смелая Изобретательная Болтливая Обходительные Добрые Услужливые Вежливые

Слайд 5

Моделирование цепочки событий Мышка-норушка Лягушка- квакушка Зайчик- попрыгайчик Лисичка-сестричка Волчок- серый бочок Медведь

Слайд 7

Моделирование обложек книг

Слайд 9

Моделирование обложки книг

Слайд 10

Модель - рассуждение Портняжка Ганс Силачом слыву не даром, семерых одним ударом Проявил хитрость и смекалку, сам себе создал славу силача. Победил великана. Женился на королевской дочке.

Слайд 11

Модель схемы- общения Соседи Муравей Стрекоза трудолюбивый Любит веселье Мудрый Строгий Справедливый Легкомысленная Умоляет Выпрашивает

Слайд 12

Работа с моделями способствует развитию образного и логического мышления. В результате повышается уровень понимания содержания текста, дети учатся внимательно относиться к содержанию и композиции произведения, находить информацию для аргументации своего ответа. Являясь наглядной опорой, модели обеспечивают развитие устной и письменной речи, всех видов пересказа (подробного, краткого, выборочного).

Слайд 13

Сергей Есенин БЕРЕЗА Белая береза Под моим окном Принакрылась снегом, Точно серебром. На пушистых ветках Снежною каймой Распустились кисти Белой бахромой. И стоит береза В сонной тишине, И горят снежинки В золотом огне. А заря, лениво Обходя кругом, Обсыпает ветки Новым серебром. [1913]


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическая игра -одно из условий успеха работы по коррекции письма и чтения у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи

материал актуален для учителей начальной школы , которые неравнодушны к проблемам здоровья  детей...

Развитие связной речи по серии сюжетных картин у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи.

Психолого-педагогическая хариктеристика детей с общим недоразвитием речи.  Методика развития речи в процессе рассказывания по серии сюжетных картин....

Развитие координационных способностей на уроках физической культуры у детей младшего школьного возраста

Развитие координационных способностей у обучающихся, особенно у детей младшего школьного возраста, имеет неоспоримое значение в освоении нового двигательного действия и анализу движений. В младшем шко...

Роль школьной библиотеки в формировании культуры чтения у детей младшего школьного возраста

Школьная библиотека, используя разные формы и методы индивидуальной и массовой работы, ориентированные на формирование творческой и эрудированной личности, безусловно способствует воспитанию культуры ...

Статья на тему: Развитие связной речи на уроках литературного чтения у обучающихся С ТНР

В данной статье освещены особенности развития связной речи у обучающихся с ТНР; даны приемы и упражнения для развития связной речи на уроках литературного чтения....

ОРИГАМИ, КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ОСНОВЫ СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В современном мире мы ежедневно сталкиваемся с большим объемом информации, которую дети и взрослые получают из интернета. У современных детей развито клиповое мышление, информацию воспринимает фрагме...