Урок внеклассного чтения по теме «Необычный календарь» (В. Бианки. «Лесная газета»)"
план-конспект урока по чтению (4 класс)

Лапина Лидия Алексеевна

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_vneklassnogo_chteniya.docx21.08 КБ

Предварительный просмотр:

Урок внеклассного чтения по теме «Необычный календарь»

(В. Бианки «Лесная газета»)

Цели: 1) познакомить обучающихся с творчеством В. Бианки;

           2) расширить знания детей о природе;

           3) воспитывать любовь к природе.

Ход урока

I. Оргмомент

Начинается урок,

Он пойдет ребятам впрок.

Постарайтесь все понять,

Интересное узнать.

II. Кроссворд

- Чтобы узнать фамилию писателя, о чьих книгах сегодня мы поговорим, нужно

разгадать кроссворд.  

1

2

3

4

5

6

1. Русский мореплаватель, чьим именем названо одно из морей. (Беринг)

2. Один из авторов славянской азбуки. (Кирилл)

  - Назовите имя второго брата – соавтора. (Мефодий)

3. Первый космонавт. (Гагарин)

  - Когда был совершен первый космический полет? (12 апреля 1961 года)

4. Художник – автор картины «Три богатыря». (Васнецов)

5. Великий русский композитор. (Чайковский)

  - Какой рассказ о нем читали? («Скрипучие половицы»)

  - Кто его автор? (К. Паустовский)

6. Кто автор строк:

    Белая береза

    Под моим окном

    Принакрылась снегом,

    Точно серебром. (Есенин)

- Люди разных эпох – писатели и поэты, композиторы, художники, космонавты прославили свои имена и оставили след в истории нашей страны.

- С творчеством какого писателя мы сегодня познакомимся?

(Виталий Валентинович Бианки)

III. Слово об авторе

       Биолог, исследователь, охотник Виталий Бианки писал рассказы, сказки, повести о жизни животных.

       Еще мальчиком В. Бианки проводил в лесу все свое свободное время, с жадностью слушал рассказы старых охотников. Он пытался понять, о чем «разговаривают» птицы, почему ноги цапли так не похожи на лапы крота, почему одни животные строят домики на деревьях, а другие – на воде или под водой.

       Его первая книга «Путешествие красноголового воробья» вышла в журнале «Воробей» в 1923 году. Через год вышли его книги «Кто чем поет?», «Лесные домишки», «Первая охота».

       За годы своего творчества писатель издал более 120 книг, в которые вошло свыше 200 произведений.

IY.Знакомство с выставкой книг

- Какие книги представлены на выставке?

- Что их объединяет?

- Какая книга вышла в свет раньше других?

- Книги  каких серий вы читали?

- А теперь наступило время проверить, какие вы внимательные читатели.

Y. Работа с книгой.  Выборочное чтение

- Чем поет выпь?

- А как саранча музицирует?

- А где устраивает свой домик иволга?

- Где живет пеночка?

- Для чего рыбе хвост?

- Из каких рассказов об этом узнали?

YI.  Чтение по ролям рассказа «Чей нос лучше?»

- Кто участвует в споре?

- Чей же нос оказался лучшим?

YII. Игра «Из какого рассказа отрывок?»

1.   Летал жаворонок высоко над землей, под самыми облаками. Поглядит вниз – сверху ему далеко видно – и поет:

                                        Я ношусь под облаками,

                                        Над полями и лугами,

                                        Вижу всех, кто подо мной,

                                        Всех под солнцем и луной.

      Устал петь, спустился и сел на кочку отдыхать. («Чьи это ноги?»)

2.   Слышишь, какая музыка гремит в лесу?

      Слушая ее, можно подумать, что все звери, птицы и насекомые родились на свет певцами и музыкантами.

      Может быть, так оно и есть: музыку ведь все любят, и петь всем хочется. Только не у каждого голос есть. («Кто чем поет?»)

3.   Высоко над рекой, над крутым обрывом, носились молодые ласточки- береговушки. Гонялись друг за другом с визгом и писком: играли в пятнашки.  

      Была в их стае одна маленькая Береговушка, такая проворная: никак ее догнать нельзя было- от всех увертывается.

      Погонится за ней пятнашка, а она – туда, сюда, вниз, вверх, в сторону бросится да как пустится лететь - только крылышки мелькают. («Лесные домишки»)

4.   Надоело Щенку гонять кур по двору.

«Пойду - ка,- думает,- на охоту за дикими зверями и птицами».

Шмыгнул в подворотню и побежал по лугу.

      Увидели его дикие звери, птицы и насекомые и думают каждый про себя.

Выпь думает: «Я его обману!»

Удод думает: «Я его удивлю!»

Вертишейка думает: «Я его напугаю!»

Ящерка думает: «Я от него вывернусь!»

Гусеницы, бабочки, кузнечики думают: «Мы от него спрячемся!»

«А я его прогоню!»- думает Жук-Бомбардир.

«Мы все за себя постоять умеем каждый по – своему!» - думают они про себя. («Первая охота»)

YIII. Викторина по книге «Лесная газета».

       Книгу «Лесная газета» писатель посвятил своему отцу валентину Львовичу Бианки. В «Лесной газете» 12 номеров – по числу месяцев в году. К каждому номеру газеты приложена викторина «Тир».

1. Какая лесная птица весной резко меняет цвет своего оперенья? (Куропатка)

2. Слепыми или зрячими родятся зайчата? (Зрячими)

3. У каких наших певчих птиц самцы красные, а самки – зеленые? (У клестов)

4. Какие съедобные грибы появляются первыми? (Сморчки и строчки)

5. Сколько ног у паука? (8)

6. Какая птица достает себе пищу, ныряя в воду под лед? (Оляпка)

7. Дышит ли цыпленок в яйце? (Дышит через поры скорлупы)

8. Когда температура тела воробья ниже – зимой или летом? (Одинаковая)

9. Какой зверек спит всю зиму вниз головой? (Летучая мышь)

10. Почему кошка чистоплотнее собаки? (Кошки ловят добычу прыжком из засады. Иначе те, за кем они охотятся, почуют их издали)

11. Что ест зимой жаба? (Ничего. Она спит)

12.тКаких зверей зовут «шатунами»? (Медведей)

13. Все ли зайцы зимой белые? (Нет. Русаки остаются серыми, а беляки – белыми)

14. Каких ценных пушных зверей не любят рыбаки? (Выдру, норку, они истребляют рыбу)

15. У каких птиц самки больше и сильнее самцов? (У хищных)

16. Растет ли дерево зимой? (Нет, замирает)

17. Какие птицы ночуют, зарывшись в снег? (Куропатки, рябчики, тетерева)

18. Вьют ли гнезда наши перелетные птицы зимой на юге? (Нет, птенцов не выводят)

19. След какого хищного животного похож на человечий? (Медведя)

20. Где раки зимуют? (В норках по берегам рек и озер)

21. Какой ночной хищник появляется у нас только зимой? (Белая полярная сова)

22. Одинаковы ли глаза у кошки днем и ночью? (Нет, днем зрачки меньше)

23. Какие птицы делают себе запасы на зиму? (Совы – мышей, сойки – желуди, орехи)

24. У какого зверя осенью в листопад еще рождаются детеныши? (Зайцы - листопаднички)

25. Листья каких деревьев осенью краснеют? (Рябины, осины, клена)

26. Отчего старых лосей называют «сохатыми»? (Рога похожи на соху)

27. Куда осенью деваются бабочки? 9Гибнут, некоторые зимуют в щелях0

28. Какие звери летают? (Летучие мыши, белка- летяга)

29. Что случается с пчелой после того, как она ужалит? (Умирает)

30. У кого уши на ногах? (У кузнечика)

Итог

 - Чему удивились на уроке?

    Красоте русской природы посвящали свои полотна художники И.Шишкин, И.Левитан, А.Саврасов, В. Поленов.  (Экспозиция картин)

    А закончить наш урок мне хочется словами писателя М. Пришвина: «Мы хозяева нашей природы. И она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни». И эти сокровища надо охранять и открывать. Читайте книги и вы узнаете много интересного.

                                               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок внеклассного чтения по теме «Чудо-сказки по произведениям К.И.Чуковского»

Тип урока: комбинированный с применением ИКТ.Класс: 3 План урока:Организационный момент....

План-конспект урока внеклассного чтения на тему "Сказки о животных". 1 класс

Знакомство детей со сказкой в игровой форме. Дети узнают, что сказки бывают: волшебные, бытовые и сказки о животных. Затем идет знакомство и работа с произведением В.Сутеева "Палочка - выручалочка"....

Урок внеклассного чтения по теме "Твой родной край" в 4-м классе коррекционно - развивающего обучения. Р.Казакова "Хабаровску"

Урок внеклассного чтения по теме «Твой родной край» для учащихся 4-х классов коррекционно-развивающего обучения помогает понять красоту родного края, развивает мышление, речь, творческие способн...

Театрализованный урок внеклассного чтения по теме: "Басни И.А.Крылова, посвящённые войне 1812 года".

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"3737616","attributes":{"alt":"","class":"media-image","style":"width: 48px; height: 47px;"}}]]Театрализованный урок внеклассного чтения по теме: "Бас...

Урок внеклассного чтения по теме "Чудо Урала"

Урок посвящён творчеству П.П. Бажова....

Задание к уроку внеклассного чтения на тему "Рассказы о животных Бориса Степановича Житкова"

Задание к уроку внеклассного чтения на тему "Рассказы о животных Бориса Степановича Житкова". Предназначено для ребят 1-2 класса. Выдаётся ребятам за 1-2 недели до урока....

Задание к уроку внеклассного чтения на тему: РАССКАЗЫ АЛЕКСАНДРА ИВАНОВИЧА КУПРИНА О ЖИВОТНЫХ

Задание к уроку внеклассного чтения на тему: РАССКАЗЫ АЛЕКСАНДРА ИВАНОВИЧА КУПРИНА О ЖИВОТНЫХ. Предназначено для ребят 3-4 класса. Выдаётся за 1-2 недели до урока. Ответы оформляются в тетради по внек...