Конспект урока по литературному чтению. Тема: Басня Крылова И.А. «Стрекоза и Муравей» 2 класс, УМК Школа России
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Цуркан Екатерина Сергеевна

Конспект урока по литературному чтению

Тема: Басня Крылова И.А. «Стрекоза и Муравей»

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дата: 16.11.2019 г.

                        ФИО учителя: Рудакова Наталья Владимировна

Школа: МБОУ «Нагорненская СОШ»

                        ФИ студента: Цуркан Екатерина

Класс: 2

                        ФИО методиста: Кошкарова Любовь Сергеевна

Кабинет: 26

Время занятия:

Конспект урока по литературному чтению

Тема: Басня Крылова И.А. «Стрекоза и Муравей»

Цель деятельности учителя: развитие умений анализировать произведение в жанре басни, умение определять басню как жанр литературы по характерным признакам (аллегоричность, мораль, поучительность).

Планируемые результаты:

Предметные: 

-уметь отличать басню от стихотворения, сравнивать басню и сказку, видеть структуру басни, модель басни

-понимать нравственный смысл басен, характер героев;

Личностные: 

-воспитывать внимательное отношения к мнению другого человека;

-проявлять интерес к учебной деятельности.

Тип урока: «открытие» нового знания

Оборудование урока: УМК «Школа России», Литературное чтение 2 класс 1 часть Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий,  тетрадь, ручка, карандаш, презентация к уроку, школьная доска.

Этапы урока, методы и приёмы

Время

(мин.)

Содержание. Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.

Самоопределение к деятельности

1 мин

- Здравствуйте, ребята! Желаю вам удачи на уроке.

-Проверьте, пожалуйста, свою готовность к уроку, чтобы все необходимое лежало на парте, а не нужно убрали в портфель.

-Приветствуют учителя

-Проверяют готовность к уроку

Л: мотивация к учебной деятельности

2.

Актуализаций знаний и мотивация.

Словарно–орфографическая работа

4-5 мин

- Начнем наш урок с речевой разминки

Ваня , Ваня-простота

Купил лошадь без хвоста,

Сел задом наперед

И поехал в огород

- Определите, какой это жанр?

- Прочитайте небылицу с «ворчащей» интонацией

- Прочитайте с веселой интонацией

- Прочитайте с весело

- Прочитайте небылицу быстро

-На прошлом уроке мы познакомились с творчеством И.А. .Крылова.-Давайте вспомним, что такое басня?

-Кто главные герои басен?

-Что такое мораль? Молодцы

Читают медленно хором

небылица

читают небылицу с разной интонацией

Басня – это короткое, чаще всего стихотворное произведение, где вместо людей действуют звери, птицы, деревья, вещи.

Главные герои басен – животные, в которых мы легко узнаем людей.

Мораль – вывод, поучение, где объясняется смысл басни

П: извлечение необходимой информации из текстов.

К: аргументация своего мнения и позиции, строить речевые высказывания в устной форме.

3.

Постановка учебной задачи.

Словесный, беседа

4 мин

-Отгадайте загадку:

Самолётик лёгкий, быстрый

Над цветком летит душистым.

Крылья, хвостик и глаза.

Это чудо …

Он из веточек, из хвои

Настоящий дом построит

Без пилы и без гвоздей.

Кто строитель? ...

-Назовите насекомых, о которых вы отгадали загадки.

-Это название басни, с которой мы сегодня познакомимся. Её написал Иван Андреевич Крылов. Будем учиться читать ее по ролям

Стрекоза

Муравей

Стрекоза и муравей

К: Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

К: Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

4.

«Открытие» нового материала

Словесный,

беседа

7-8 мин

-Откройте учебники на странице 106.

1) Первичное чтение басни. Басню читает Игорь Ильинский (медиаплеер).  

2) Проверка восприятия.

-Понравилась вам басня?

-О ком и о чем говорится в басне?

Словарная работа.

-Какие незнакомые слова встретились в басне?

Зима катит в глаза - неожиданно наступает зима.

Помертвело чисто поле – собран урожай, цветы и травы увяли, засохли, животные и насекомые попрятались, птицы улетели, в поле стоит мёртвая тишина.

Нужда – недостаток чего-либо.

Удручена – огорчена.

Вешних – весенних.

Мурава – молодая трава.

внимательно слушают

-да

- о стрекозе и о муравье. Как стрекоза лето все протанцевала, а муравей работал.

Анализ, обобщение (П);

Структурирование знаний (П);

Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);

Физкультминутка

1 мин

Нёс однажды муравей две травинки для дверей (8 хлопков)

Рей-рей-рей-рей. (ходьба на месте)

На полянке под кустом муравьишка строит дом (8 хлопков)

Ом-ом-ом-ом. (наклоны влево – вправо)

Лишь снежок запорошит, стрекоза к нему спешит (8 хлопков)

Шит-шит-шит-шит. (повороты влево – вправо)

Ты, Кума, не торопись, а за дело-ка, возьмись (8 хлопков)

Мись-мись-мись-мись. (приседания)

Повторение движений за учителем

Р.: умение соотносить свои действия с действиями учителя;

5

Первичное закрепление.

Работа с иллюстрацией

-Посмотрите на рисунок  басне.

-Какой мы видим Стрекозу на рисунке?

-Каким мы видим Муравья?

- Сравнит стрекозу летом и какая она зимой.

Первичное чтение басни учениками.

-Кто из героев вам понравился больше и почему?

-Как в басне Крылов называет Стрекозу? Почему?

Подготовка к чтению по ролям. Самостоятельное чтение.

-Прочитайте текст самостоятельно, подумайте, сколько действующих лиц в басне?

-Как надо читать этот текст по ролям? Обратите внимание, на письме речь берется в кавычки. Кавычки открываются – начинается речь. Кавычки закрываются – речь заканчивается.

Чтение по ролям.

- Сколько действующих лиц в басне?

- Как надо читать слова Стрекозы и Муравья, чтобы зрители поняли, что хотел сказать автор? Попробуем прочитать по ролям.

- А теперь прочитаем по ролям отрывок очень выразительно, пропуская слова автора. Читаем слова только в кавычках. Кому они принадлежат?

- Как будем их читать?

-внимательно смотрят на рисунок, анализируют.

описание стрекозы и муравья

-чтение басни

Муравей – потому что он трудолюбивый

-Попрыгунья – потому что она все лето плясала и пела

-чтение по ролям

3 действующих лица – автор, стрекоза и муравей

Читает 1 пара учеников.

-стрекозе и муравью

Читает 2 пара учеников

К.: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

П: смысловое чтение;

П: осознание и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;

П.: анализ

Совершенствования вычислительных навыков и умений решать задачи

Поиск и выделение необходимой информации, построение логической цепи рассуждений

К: умение выражать и обосновывать свою точку зрения

6.

Самостоятельная работа с самопроверкой.

7-8 мин

Самостоятельная работа в группах.

- Сейчас мыс вами проведем работу по вопросам, которые вы обсудите в группах. За каждый правильный ответ на вопрос команда получает 1 пазл из разрезанной иллюстрации с изображением сцены из басни.

- Собрав пазлы в группах, пересказать эпизод по составленной картинке.

- Из частичек пазлов, собранных командой, составьте полную иллюстрацию.

-Какой момент басни представлен иллюстратором? Из чего это понятно? Озаглавьте эту иллюстрацию. Зачитайте названия. Можно ли считать эти слова моралью басни? Докажите.

Работа с пословицами.

-Соберите пословицы.

-Какие пословицы выражают главную мысль басни?

Пословицы.

1) Поспешишь … …один отрежь.

2) Семь раз примерь… …потехе час.

3) Делу время… ….людей насмешишь.

- Какие еще пословицы о труде вы знаете?

-внимательно слушают учителя

-заключительный

-Мораль басни. Ты всё пела? Это дело: Так поди же, попляши!

-поспешишь – людей насмешишь

- семь раз отмерь – один раз отрежь

делу время – потехе час

-сделал дело - гуляй смело

-без труда не выловишь и рыбку из пруда

-кто веселится летом, тот плачет зимой.

К: умение общаться и договариваться в паре, вести диалог.

Р: контроль, коррекция

Домашнее задание

Выучить басню наизусть, с.106.

записывают домашнее задание

Р: осуществление итогового контроля

7

Рефлексия деятельности

2-3 мин

-С какой басней Крылова мы сегодня познакомились?

-Кого подразумевает под животными Крылов?

-Что осуждается в этой басне?

-Какова мораль басни?

-Какая пословица перекликается с сюжетом этой басни?

- Иван Андреевич Крылов написал много басен.

В своих баснях он даёт нам советы, как жить. Он хотел, чтобы люди, которые прочитают его басни, а значит и мы с вами, стали умнее, добрее, лучше.

Урок сегодня был удачный,

Не прошёл для вас он зря.

Вы все очень постарались.

Вам понравилось, друзья?

Выставление оценок.

-Спасибо за урок!

- Стрекоза и Муравей

-Людей

-Беспечность, леность, черствость, эгоизм

-Нужно все делать вовремя

-Делу время, потехе час

-ДА!!!

П: контроль и оценка процесса и результатов деятельности

Л: самооценка, адекватное понимание причин успеха


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению, тема: А.П. Платонов «Цветок на земле» (3 класс, УМК "Школа России")

Цели деятельности учителя: создание условий для ознакомления учащихся с произведением А.П. Платонов «Цветок на земле», с жизнью и творчеством писателя.Планируемые результатыПредметные:- зн...

Конспект урока по литературному чтению. Тема: Обобщение к разделу "И в шутку, и всерьез" (УМК "Школа России", 2 класс).

Цели деятельности учителя: повторение и обобщение знаний учащихся по пройденному материалу.Планируемые результаты:           Предметные:Знать: произведения...

Конспект урока по литературному чтению. Тема: Басня Крылова И.А. «Лебедь, Рак и Щука», 2 класс, УМК Школа России

Конспект урока по литературному чтениюТема: Басня Крылова И.А. «Лебедь, Рак и Щука»...

Конспект урока по литературному чтению. Тема: Поговорим о самом главном. С.Васильев "Белая береза" (УМК "Школа России", 2 класс).

Цель деятельности учителя:  ознакомление учащихся с жизнью и творчеством С. Васильева, со стихотворением «Белаяберёза»; совершенствование навыка осознанного и выразительного чтен...

Конспект урока по литературному чтению Характеристика героев. В. Драгунский «Тайное становится явным» (2 класс) (УМК Школа России)

Цели деятельности учителя: формирование знаний о героях рассказа В.Драгунского «Тайное становится явным»; формирование умений давать характеристику героямПланируемые результатыПредметные:з...

Конспект урока по литературному чтению "Б. Заходер.«Товарищам детям»,"Что красивее всего?"(2 класс) (УМК Школа России)

Цели деятельности учителя: знакомство учащихся с творчеством Бориса Владимировича Заходера; развитие мышления, речи.Планируемые результаты:Предметные: - уметь понимать эмоциональное состояние персонаж...

Конспект урока по литературному чтению «Э. Успенский «Если был бы я девчонкой…»» (2 класс), (УМК Школа России)

Цели деятельности учителя: знакомство обучающихся со стихотворением Э. Успенского «Если был бы я девчонкой…»;  формирование и развитие навыка чтения.Планируемые результатыПредм...