Урок литературного чтения по теме: "Сказка о рыбаке и рыбке. Характеристика главных героев"
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Урок литературного чтения по теме: "Сказка о рыбаке и рыбке. Характеристика главных героев"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл skazka_o_rybake_i_rybke.docx180.14 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке». Чему учит сказка?»

Цель: создание условий для овладения алгоритмом составления словесного портрета героя и использования приобретённых знаний и умений в практической деятельности.

Планируемые результаты

Личностные:

  • проявляют интерес к чтению литературных сказок,
  • проявляют желание составлять словесный портрет сказочного героя.

Метапредметные:

Регулятивные УУД:

  • принимают и сохраняют учебную задачу;
  • выполняют учебное задание по алгоритму;
  • контролируют и оценивают свои действия в соответствии с поставленной задачей;
  • в конце урока объясняют  удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой.

Коммуникативные УУД:

  • учитывают разные мнения и стремятся к сотрудничеству в рамках учебного диалога,
  • используют речевые средства для представления результата деятельности.

Познавательные УУД:

  • определяют особенности литературной сказки и обосновывают своё мнение,
  • описывают героев сказки и их характер, обосновывают свой мнение,
  • сравнивают героев и обосновывают своё мнение.

Предметные:

  • читают осознанно, выразительно,
  • составляют словесный портрет героев,
  • составляют план и пересказывают текст по плану.

Средства достижения планируемых результатов:

  • технология критического мышления (приём составления кластера)
  • технология проблемного диалога (создание проблемной ситуации)
  • технология оценивания учебных успехов
  • диалоговый метод
  • деятельностный метод
  • метод моделирования
  • средства ИКТ (ПК, экран, проектор, ЭОР)

 

Ход урока

  1. Оргмомент. 

Литературное чтение – прекрасный урок,

Много полезного в каждой из строк,

Стих это будет, сказка, рассказ –

Вы учите их – они учат вас!

  1. Речевая разминка.

    Синицы

Зайчик едет на такСИ.

Куда едет, сам спроСИ.

Медведь лежит в густой теНИ,

Его за лапу не тяНИ.

В подарок белочке овЦА

Несёт четыре леденЦА.

Хочу спросить я учениц:

Скажите, сколько здесь синиц?

- Прочитайте медленно хором.

- Ответьте на вопрос стихотворения.

- Прочитайте с вопросительной интонацией.

- А теперь скороговоркой.

  1. Актуализация знаний

- С какой сказкой познакомились на прошлом уроке? Кто автор сказки?

- Чтобы проверить, внимательно ли вы читали сказку, проведём игру.

(Класс делится на две команды, вопросы обсуждают в команде, один ученик отвечает. За правильный ответ даётся «золотая рыбка». Кто больше наберёт, тот и победил.)

- Где жили старик и старуха? (у синего моря в ветхой землянке)

- С чем первый раз пришёл невод? (с тиной)

- С чем второй раз пришёл невод? (с травой морской)

- Какая труба была на новой избе старика и старухи? (кирпичная, белёная)

- Какие ворота были в новой избе? (дубовые, тесовые)

- В чём стояла старуха дворянка на крыльце? (соболья душегрейка, парчовая корона)

- Что сделала старуха в гневе, когда пожелала стать царицей? (ударила по щеке)

- Что держит стража царицы на плечах? (топорики)

- Что ела за столом старуха-царица? (пряник)

- Куда отправила старуха-дворянка старика работать? (на конюшню)

- Как встретила старика старуха-царица? (выгнала)

  1. Анализ «сказочных примет»

-Найдите черты сходства и отличия сказки А.Пушкина с народной сказкой.

(Приём ТРКЧП - составление кластера. Фронтальная  работа –– по ходу вопросов и обсуждения составляется кластер).

                     

                                                     

  • Зачин
  • Повтор
  • Получение трудного задания, которое  сам герой выполнить не может
  • Волшебный помощник
  • Магическое число
  • Поучительный характер
  • Стихотворная форма
  • Необыкновенно богатый язык сказки

 

      5. Работа над содержанием сказки, характеристикой её героев.

1) восстановление сюжетной цепочки сказки:

- Вспомним содержание и восстановим события сказки, в этом нам поможет схема

2) Постановка проблемного вопроса?

- Почему старуха осталась у разбитого корыта? Ведь ей рыбка дала все что могла. А могло ли быть иначе?

- Вот он наш главный вопрос.(?)

3) Характеристика героев сказки и анализ их поступков.

- Начнем с героев сказки. Назовите героев сказки. (старик, старуха и рыбка)

- Что вы узнали о них из сказки, расскажите где они жили, чем занимались…

- Что произошло со стариком, когда он в очередной раз пошел рыбу ловить, что его очень удивило, найдите отрывок в сказке и прочитайте его.

- Как вела себя рыбка?

- Почему старик её отпускает, ведь он такого чуда никогда не видел?

- Почему рыбка стала помогать старику?

-  Как обращается старик к рыбке в тексте?

- Что он испытывает когда вновь обращается к рыбке? (стыд, растерянность, уважение, страх, почтение)

4) Характеристика старика и старухи, рыбки ( работа в паре по карточкам)

Описание: C:\Documents and Settings\Алекс\Рабочий стол\работа\картинки\сказка о рыбаке и рыбке\6.jpg

кроткий

сварливый

добрый

мягкий

злобный

властный

смиренный

жадный

грубый

неуживчивый

безропотный

бескорыстный

покорный

Описание: C:\Documents and Settings\Алекс\Рабочий стол\работа\картинки\сказка о рыбаке и рыбке\4.jpg

- Какой характер был у старика? У старухи? Соедини стрелочкой героя и слово.

- Покажите свои рисунки.

- А рыбка, какая она, дайте ей характеристику.

5) Отношение автора к героям сказки

- Итак, вот они наши герои, а как автор относится к ним?

- рыбку – любит, гордится ею, восхищается;

- старику – сочувствует, жалеет …

- старуху – осуждает, наказывает от имени рыбки

- Давайте разделим героев на положительных и отрицательных и докажем почему мы так поступили. Оцените поступки героев, кто из них был прав, а кто нет.

- У нас остался еще один герой, на которого мы не обратили наше внимание. Как вы догадались, что рыбка сердится на старуху? Всегда ли море в сказке одинаковое?

6.Физкультминутка.

6) Характеристика моря.

- Море всегда разное, то оно синее, то оно помутилось и…. давайте восстановим последовательность каким было море. (работа по карточке в паре)

  - помутилось синее море

  - синее море

 -  видит на море чёрная буря

  - море слегка разыгралось

  - не спокойно синее море

  - почернело синее море

- Молодцы, а теперь найдем отрывок из текста соответствующий каждому виду моря.

- Что помогает нам понять – море? (что оно сердится на старуху)

7) Характеристика героя по плану.

- Прочитайте алгоритм.

- Можно ли считать удачно составленным словесный портрет, если в нём описана только внешность героя? Обоснуйте своё мнение. (работа в парах)

- Составьте словесные портреты старика и старухи из «Сказка о рыба%ке и рыбке» А. С. Пушкина, используя алгоритм составления сло%весного портрета литературного героя. (групповая работа)

- Возвращаемся к нашей схеме.

- Чем заканчивается сказка? Так почему же старуха осталась у разбитого корыта? За что же так наказала её рыбка. Хорошо. Как бы старуха высоко не вознеслась, но добро побеждает зло и старуха наказана за свою жадность и алчность.

- А вы бы не хотели поймать золотую рыбку, чего бы вы попросили у рыбки?

- Чему учит нас эта сказка?

7) Работа с пословицами.

- На примере сказки объясним смысл пословиц:

Много захочешь – последнее потеряешь.

Много желать – добра не видать.

Жадность всякому горю начало.

Ненасытному все мало.

- Сказка была написана почти 300 лет назад, но она до сих пор интересна и не просто интересна, она учат нас жить и правильно поступать.

Кому сегодня понравилось на уроке? Кто об этом уроке расскажет родителям, друзьям. И на память о нашем уроке поймайте золотую рубку, пуст она вам напомнит об уроке, а может кому- нибудь поможет.

7. Итог урока.

Мне сегодня понравилось на уроке…..

Мне было трудно …..

Я узнал, что ….

Оцените свою работу на уроке.

8. Д.З. нарисовать рисунок к понравившемуся отрывку, выучить наизусть

 

     


 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация к уроку литературное чтение 2 класс "Сказка о рыбаке и рыбке."

презентация к сакзке  Пушкина " Сказка о рыбаке и рыбке."...

Урок литературного чтения по теме «Сказка про трёх поросят»

Этот урок можно провести во 2 классе (УМК "Начальная школа 21 века")....

Презентация к уроку литературного чтения по теме «Сказки зарубежных писателей. Проверь себя»

Презентация к уроку литературного чтения по теме «Сказки зарубежных писателей. Проверь себя»...

Конспект урока литературного чтения по теме «Сказка В.Ф. Гаршина «Сказка о жабе и розе»

Конспект урока литературного чтения по теме «Сказка В.Ф. Гаршина «Сказка о жабе и розе» 4 класс ("Школа России")...

Конспект урока литературного чтения на тему "Сказки народные и литературные": В.И. Даль "Девочка Снегурочка" и русская народная сказка "Снегурочка".

Конспект урока литературного чтения на тему "Сказки народные и литературные":  В.И. Даль "Девочка Снегурочка" и русская народная сказка "Снегурочка".Ход урокаI....

Презентация к уроку литературного чтения на тему: "Сказка о золотой рыбке"

Дети очень любят сказки.Сегодня мы познакомимся со сказкой А.С. Пушкина " Сказка о золотой рыбке"....