Обобщающий урок по литературному чтению по разделу "Были-небылицы" 3 класс
план-конспект урока по чтению (3 класс)

В конспекте указан материал для подведения итогов по разделу "Были - небылицы". Благодаря данному материалу учитель сможет оценить умение детей ориентироваться в тексте и то, как внимательно дети читали произведения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл byli_nebylitsy.docx29.45 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект обобщающего урока по литературному чтению «Были – небылицы» 3 класс

Цель: обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Были-небылицы».

Задачи:

Личностные:

  • развивать творческие способности обучающихся, их речь, память, мышление, наблюдательность;
  • развивать умение оценивать свою работу и работу одноклассников;
  • формировать любовь к литературному чтению, творчеству русских писателей.

Предметные:

  • обобщить сведения учащихся о творчестве писателей, изученных в разделе;
  • развивать умение ориентироваться в прочитанных произведениях;
  • совершенствовать навыки выразительного чтения ;

Метапредметные:

  •  осуществлять поиск и выделение из источников необходимой информации;
  • совершенствовать умение ориентироваться в прочитанных произведениях;
  • формировать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель урока и каждого задания;
  • совершенствовать умение принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия, осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль по ходу выполнения заданий, оценивать свою работу и работу одноклассников.

Формы работы:

фронтальная (совместное выполнение задания), индивидуальная (самостоятельная работа)

Оборудование:

Презентация, компьютер, интерактивная доска, раздаточный материал, учебник.

Ход урока:

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Подготовительная часть

1.Организационный момент

- Посмотрите, всё ли вы приготовили к уроку. Кто готов к уроку, садится.

Проверяют готовность к уроку, садятся.

2. Постановка цели и задач урока.

- Ребята, сегодня у нас обобщающий  урок по разделу «Были-небылицы». Давайте подумаем, какие цели и задачи можно поставить перед собой на сегодняшнем уроке?

- Правильно. Ещё раз повторить всё изученное, обобщить.

Обобщить знания по разделу «Были- небылицы»

Основная часть

1. Речевая разминка

- Перед тем как приступить к работе, давайте разработаем наш речевой аппарат. Прочитаем скороговорку быстро и грамотно, а затем с интонацией восторга и печали. (Приложение 1)

Дети читают скороговорку с различными интонациями.

2. Актуализация знаний.

- Давайте вспомним, почему раздел называется «Были – небылицы». 

Быль – рассказ о действительном происшествии, случае, имевшем место в действительности.

Небылица - это стихотворное или прозаическое повествование со сказочным или фантастическим сюжетом о событиях или действиях, которых не может быть на самом деле.

- Урок у нас будет необычный, проведем мы его в виде викторины. Я буду давать вам задания по пройденному  разделу, после каждого выполненного задания будем оценивать друг друга.

Дети вспоминают значение понятий  «Быль» и «Небылица».

3. Выполнение заданий и физминутка

- Приступаем к первому заданию «Соотнеси произведение с автором»

- У вас на столе лежат пронумерованные карточки. На карточке №1 в левом столбике указаны  произведения, с которыми мы познакомились в разделе «Были – небылицы». В столбике справа указаны авторы произведений. Вам надо соотнести произведение с автором, а под названием произведения  указать главных героев. (Приложение 2)

- Проверяем выполненное задание. Если все выполнено верно, ставим себе 5 баллов, если не соотнесли одно произведение или не вписали главных героев 4 балла и т.д.

- Наше второе задание представлено на карточке №2 «Работа с текстом». Перед вами отрывок одного из прочитанных произведений. Ваша задача понять, из какого произведения отрывок, указать автора и его название, найти его в тексте и подготовиться прочитать выразительно. (Приложение 3)

- Проверяем выполнение задания и оцениваем друг друга по 5-и бальной шкале.

- А сейчас предлагаю немного отдохнуть. (Приложение 4)

- Берем карточку №3 «Восстановите последовательность». На карточке у вас написан план произведения в разнобой, ваша задача правильно восстановить последовательность, написать название и автора произведения. (Приложение 5)

- Давайте проверим , как вы помните последовательность событий в произведении. Если все выполнено правильно, ставим себе 5 баллов, допущена одна ошибка 4 балла и т.д.

- И осталась последняя карточка №4 «Выбери нужный вариант». Вам дан вопрос  и несколько вариантов ответов, выбираем нужный ответ и отмечаем галочкой. (Приложение 6) 

- Проверяем ваши ответы, считаем количество правильных и пишем количество набранных баллов.  

Учащиеся выполняют задания, данные на карточке, проводят самооценку своей деятельности.

Во время физ.минутки дети выполняют движения за учителем

Заключительная часть

1. Подведение итогов. Рефлексия.

- Наши задания закончились, предлагаю посчитать общее количество баллов и поставить оценки друг другу.

- Скажите, достигли ли мы с вами цели урока?

- Всем спасибо за урок, вы сегодня хорошо поработали. Отдыхайте.

Подсчитывают набранные баллы, оценивают работу друг друга. Ответы детей.

Приложение 1

Скороговорка

Сидел воробей на сосне.
Заснул и свалился во сне.
Если бы не свалился во сне,
До сих пор бы сидел на сосне.

Приложение 2

Карточка №1 «Соотнеси произведение с автором»

Название произведения

Автор произведения

«Случай с Евсейкой»

Главные герои:___________________________

________________________________________

________________________________________

Александр Иванович Куприн

«Слон»

Главные герои:___________________________

________________________________________

________________________________________

Максим Горький

«Растрепанный воробей»

Главные герои:___________________________

________________________________________

________________________________________

Константин Паустовский

Приложение 3

«Работа с текстом»

Название и автор произведения: __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

— Это хорошо — поиграть! Это очень хорошо — поиграть!

— Поплывемте наверх! — предложил Евсей.

— Зачем? — спросила рыба.

— А вниз уже нельзя ведь! И там, наверху, — мухи.

— Мух-хи! Вы их любите?

Евсей любил только маму, папу и мороженое, но ответил:

— Да…

— Ну что ж? Поплывем! — сказала рыба, перевернувшись головой вверх, а Евсей тотчас цап ее за жабры и кричит:

— Я — готов!

— Стойте! Вы, чудище, слишком засунули свои лапы в жабры мне…

— Ничего!

— Как это — ничего? Порядочная рыба не может жить не дыша.

— Господи! — вскричал мальчик. — Ну, что вы спорите всё? Играть так играть…

А сам думает: «Лишь бы только она меня немножко подтащила наверх, а там уже я вынырну».

Название и автор произведения: __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

– Вам, гражданочка, воробей не требуется? На воспитание?

Маша ответила, что воробей ей требуется, и даже очень. Тогда красное, обветренное лицо милиционера вдруг собралось морщинками. Он засмеялся и вытащил варежку с Пашкой:

– Берите! С варежкой. А то удерет. Варежку мне потом принесете. Я с поста сменяюсь не раньше чем в двенадцать часов.

Маша принесла Пашку домой, пригладила ему перья щеткой, накормила и выпустила. Пашка сел на блюдечко, попил из него чаю, потом посидел на голове у кузнеца, даже начал было дремать, но кузнец в конце концов рассердился, замахнулся молотком, хотел ударить Пашку. Пашка с шумом перелетел на голову баснописцу Крылову. Крылов был бронзовый, скользкий – Пашка едва на нем удержался. А кузнец, осердясь, начал колотить по наковальне – и наколотил одиннадцать раз.

Название и автор произведения: __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

На другой день девочка просыпается чуть свет и прежде всего спрашивает:

— А что же слон? Он пришел?

— Пришел, — отвечает мама, — но только он велел, чтобы Надя сначала умылась, а потом съела яйцо всмятку и выпила горячего молока.

— А он добрый?

— Он добрый. Кушай, девочка. Сейчас мы пойдем к нему.— А он смешной?

— Немножко. Надень теплую кофточку.

Яйцо быстро съедено, молоко выпито. Надю сажают в ту самую колясочку, в которой она ездила, когда была еще такой маленькой, что совсем не умела ходить, и везут в столовую.

Приложение 4

Физкультминутка.

В зоопарке ходит слон,
Уши, хобот, серый он. (Наклоны головы в стороны.)
Головой своей кивает, (Наклоны головы вперед.)
Будто в гости приглашает. (Голову прямо.)
Раз, два, три — вперёд наклон,
Раз, два, три — теперь назад. (Наклоны вперёд, назад.)
Головой качает слон —
Он зарядку делать рад. (Подбородок к груди, затем голову запрокинуть назад.)
Хоть зарядка коротка,
Отдохнули мы слегка. (Дети садятся.)

Приложение 5

Карточка №3 «Восстановите последовательность»

Название и автор произведения: _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Разговор с большой рыбой.
  2. Хитрость Евсейки.
  3. Рыбы желают познакомиться с Евсейкой.
  4. Евсейка не нравится рыбам.
  5. Евсейка оказался на морском дне.
  6. Страшные слова рыбы.

        

Название и автор произведения: __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Проделки вороны.

  2.  Спасение жизни воробья милиционером.

  3. Занятия семьи Маши.

  4. Благодарность воробья Маше в виде возврата стеклянного букета ее маме.

  5. Воробей Пашка в гостях у Маши.

Название и автор произведения: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Игрушечный слон.
  2. Надя играет со слоном.
  3. Девочка выздоравливает.
  4. Слон в зверинце.
  5. Больная девочка Надя.
  6. Слона привели в дом.

Приложение 6

Карточка №4 «Выбери нужный вариант»

Укажи автора произведения «Растрёпанный воробей».

а) М. Горький б) К.Г. Паустовский

в) А.И. Куприн г) В.М. Гаршин

2. Отметь, как звали слона в произведении А.И. Куприна.

а) Вилли б) Томми в) Лиззи г) Салли

3. Отметь, какого героя не было в произведении «Растрёпанный воробей».

а) Маша б) бабушка в) Пашка г) Евсейка

4. Узнай героя по описанию.

Свалился, но ничего, не испугался и плывёт тихонько, а потом нырнул и тотчас достиг морского дна.

а) Пашка б) Евсейка в) Томми г) немец

5. Отметь, кого не встретил Евсейка на морском дне.

а) креветок б) рачков в) сифонофоров г) осьминогов

6. Найди лишнее в утверждении.

Умные собаки в зверинце …

а) кувыркаются б) танцуют

в) поют под музыку г) говорят с хозяином

7. Какое произведение начинается такими строками?

На старых стенных часах железный кузнец ростом с игрушечного солдатика поднял молот. Часы щёлкнули, и кузнец ударил с оттяжкой молотом по маленькой медной наковальне.

а) «Алёнушкины сказки» б) «Растрёпанный воробей»

в) «Слон» г) «Случай с Евсейкой»

8. Что из описанного в рассказе «Слон» могло произойти на самом деле?

а) маленькая девочка заболела б) слон пришёл домой к девочке

в) папа принёс девочке игрушечного слона г) в зверинце слон обедал, совсем как благовоспитанный мальчик

9. Кто скрывается под псевдонимом Максим Горький?

а) А.И. Куприн б) К.Г. Паустовский

в) В.М. Гаршин г) А.М. Пешков

10. Вспомни произведение А.И. Куприна и расположи пункты плана в нужном порядке.

… В цирке. … Обед. … «Хочу слона». … Знакомство.

… Девочка здорова. … Слон идёт к Наде. … Болезнь дочери.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщающий урок по литературному чтению для 2 класса.Тема:"И в шутку,и в серьез".

Обобщающий урок по литературному чтению для 2 класса.Тема:"И в шутку,и в серьез".(соответствует ФГОС ,с тестом)...

Обобщающий урок по литературному чтению "Поэтическая тетрадь" для 4 класса.

Обобщающий урок по литературному чтению "Поэтическая тетрадь"  для 4 класса....

Презентация к обобщающему уроку по литературному чтению "Поэтическая тетрадь" для 4 класса.

Презентация к обобщающему уроку по литературному чтению "Поэтическая тетрадь"  для 4 класса....

Урок по литературному чтению в 3 –а классе Тема: И. Соколов-Микитов «Листопадничек» (Обобщающий урок)

Цели:1.Совершенствовать работу над составлением плана, умение рассказать, создать творческие работы.2.Развивать устную речь. Расширять кругозор, развивать мышление, творческое воображение.3.Воспитыват...

Обобщающий урок по литературному чтению в 3 классе

Групповая работа на уроке с использованием метода "конвейер"...

Обобщающий урок по литературному чтению, 2 класс

Обобщающий урок по учебнику «Родная речь» авторы: Л.Ф. Климанова, М.В. Голованова,"Школа России"2 класс.Тема: «Я и мои друзья»...

Обобщающий урок по литературному чтению 1 класс"Прощай, Букварь"

Обобщающий урок по литературному чтению  1 класс "Прощай,Букварь!"...