Календарно-тематическое планирование по литературному чтению. 4 класс. "Школа России".
календарно-тематическое планирование по чтению (4 класс)

Кол Наталья Евгеньевна

Календарно-тематическое планирование по литературному чтению. 4 класс. "Школа России".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon literaturnoe_chtenie.doc267.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1 городского округа  

город Нововоронеж»

Рассмотрено:

На заседании МО учителей начальных классов

Руководитель МО

 

_____________

/Деркачева А.А./

Протокол № 1

от « 24 » августа 2020г.

Согласовано:

Заместитель директора

 по УВР МБОУ Нововоронежская

СОШ № 1

_____________

/Плугатыренко Е.Н./

« 25 » августа 2020 г.

Утверждаю:

Директор МБОУ Нововоронежская

 СОШ № 1

_____________

/Н.В. Бокарева/

Приказ № 39 о.д.

от «26  » августа 2020 г.

Рабочая программа

по литературному чтению

IV «Б» класс

Учитель начальных классов

Кол Наталья Евгеньевна, ВКК

2020-2021 учебный год

Пояснительная записка

Рабочая программа по литературному чтению для обучающихся IV класса разработана на основе следующих нормативных документов:

  1. Закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования второго поколения (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г.);
  3. Основная образовательная программа начального общего образования МБОУ Нововоронежской СОШ №1;
  4. Авторская программа Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого;
  5. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Место учебного предмета «Литературное чтение» в учебном плане

Программа по литературному чтению рассчитана на 102 часа (3 часа в неделю).

Процент неурочной занятости составляет – 20 %.

Описание учебно-методического  обеспечения образовательного процесса

1. Климанова Л.Ф., Бойкина М.В. Литературное чтение. Рабочие программы 1-4 классы (Пособие для учителей начальных классов) – Москва, «Просвещение», 2011.

2. Литературное чтение. Учебник для 4 класса в 2 частях Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Виноградская Л.А., Москва, «Просвещение», 2014.

3. Бойкина М.В., Виноградская Л.А. Литературное чтение. Рабочая тетрадь. 4 класс. – Москва, «Просвещение», 2020.

4. Контрольно-измерительные материалы. Литературное чтение. 4 класс Москва, «ВАКО», 2020.

5. Кутявина С.В. Поурочные разработки по литературному чтению 4 класс. Москва, «ВАКО», 2020.

Планируемые результаты изучения предмета

Программа обеспечивает достижение учащимися начальной школы личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностными результатами изучения предмета «Литературное чтение» являются следующие умения:

  • формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций многонационального российского общества;
  • формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
  • воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;
  • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
  • формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;
  • овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;
  • принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;
  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умение избегать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;
  • наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.

Метапредметные результаты:

  • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
  • освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;
  • формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
  • формирование умения понимать причины успеха-неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
  • активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
  • использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;
  • овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами осознанного построения речевого высказывания, в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;
  • овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;
  • готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
  • умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;
  • готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.

Предметные результаты:

  • понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
  • осознание значимости чтения для личного развития;
  • формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении;
  • достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
  • использование разных видов чтения (изучающее – смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
  • умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию;
  • умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение;
  • умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений. На практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование – создание текста по аналогии, рассуждение – письменный ответ на вопрос, описание – характеристика героев);
  • умение написать отзыв на прочитанное произведение;
  • развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, по иллюстрациям, на основе личного опыта.

Содержание учебного предмета

Введение. Знакомство с учебником (1 ч.)

Летописи. Былины. Жития ( 8ч )

Летописи. «И вспомнил Олег коня своего…». Былины. «Ильины три поездочки». Знакомство с жанром жития. «Житие Сергея Радонежского».

Чудесный мир классики (17ч.)

П.П. Ершов. «Конёк-Горбунок»; А.С. Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»; М.Ю. Лермонтов. «Дары Терека», «Ашик-Кериб»; Л.Н. Толстой. «Детство», «Как мужик убрал камень» (басня).

Поэтическая тетрадь  (7ч.)

Ф.И. Тютчев. «Ещё земли печален вид…», «Как неожиданно и ярко…»; А.А. Фет. «Весенний дождь», «Бабочка»; Е.А. Баратынский. «Весна, весна!», «Где сладкий шёпот…»; А.Н. Плещеев. «Дети и птичка»; И.С. Никитин «В синем небе плывут над полями…»; Н.А. Некрасов «Школьник», «В зимние сумерки нянины сказки…»; И.А. Бунин «Листопад».

Литературные сказки (12 ч.)

В.Ф. Одоевский. «Городок в табакерке»; В.М. Гаршин. «Сказка о жабе и розе»; П.П. Бажов. «Серебряное копытце»; С.Т. Аксаков. «Аленький цветочек».

Делу время – потехе час (7 ч.)

Е.Л. Шварц. «Сказка о потерянном времени»; В.Ю. Драгунский. «Главные реки», «Что любит Мишка»; В.В. Галявкин. «Никакой я горчицы не ел».

Страна детства (7 ч.)

Б.С. Житков. «Как я ловил человечков»; К.Г. Паустовский. «Корзинка с еловыми шишками»; М.М. Зощенко. «Ёлка».

Поэтическая тетрадь (3 ч.)

В.Я. Брюсов. «Опять сон», «Детская»; С.А. Есенин. «Бабушкины сказки»; М.И. Цветаева. «Бежит тропинка с бугорка…», «Наши Царства».

Природа и мы (11 ч.)

Д.Н. Мамин-Сибиряк. «Приёмыш»; А.И. Куприн. «Барбос и Жулька»; М.М. Пришвин. «Выскочка»; Е.И. Чарушин. «Кабан»; В.П. Астафьев. «Стрижонок Скрип».

Поэтическая тетрадь (5 ч.)

Б.Л. Пастернак. «Золотая осень»; С.А. Клычков. «Весна в лесу»; Д.Б. Кедрин. «Бабье лето»; Н.М. Рубцов. «Сентябрь»; С.А. Есенин. «Лебёдушка».

Родина (5 ч.)

И.С. Никитин. «Русь»; С.С. Дрожжин. «Родине»; А.В. Жигулин. «О, Родина!»; Б.А. Слуцкий. «Лошади в океане».

Страна Фантазия (6 ч.)

Е.С. Велтистов. «Приключения Электроника»; Кир Булычёв «Путешествие Алисы»; Р. Сеф. «Весёлые стихи».

Зарубежная литература (13 ч.)

Дж. Свифт. «Путешествие Гулливера», Г.Х. Андерсен. «Русалочка»; М. Твен. «Приключения Тома Сойера»; С. Лагерлеф. «Святая ночь», «В Назарете».

Тематическое планирование

Тема

Количество часов

1

Введение. Знакомство с учебником

1

2

Летописи, былины, сказания, жития

8

3

Чудесный мир классики

17

4

Поэтическая тетрадь

7

5

Литературные сказки

12

6

Делу время – потехе час

7

7

Страна детства

7

8

Поэтическая тетрадь

3

9

Природа и мы

11

 10

Поэтическая тетрадь

5

11

Родина

5

12

Страна фантазия

6

13

Зарубежная литература.

13

                                                                              Итого:

102

Календарно-тематическое планирование по литературному чтению

Тема

Форма занятия

Дата проведения

план

факт

1

Введение. Знакомство с учебником.

Викторина

2-4 сент.

Летописи, былины, сказания, жития. ( 8 ч.)

2

Сравнение текста летописи и исторических источников.

Из летописи «И вспомнил Олег коня своего»

7-11 сент.

3

Сравнение текста летописи с текстом произведения А.С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге»

Игра-исследование

4

Поэтический текст былины «Ильины три поездочки»

5

Прозаический текст былины в пересказе И. Карнауховой.

6

Сергий Радонежский – святой земли Русской. Проверка техники чтения.

7

Житие Сергия Радонежского.

8

Обобщающий урок – игра «Летописи, былины, сказания, жития».

Викторина

14-18 сент.

9

Оценка достижений. Проект «Создание календаря исторических событий».

Чудесный мир классики (17ч)

10

Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания.

П.П. Ершов «Конек – Горбунок»

Игра-исследование

11

П.П. Ершов «Конек – Горбунок». Сравнение литературной и народной сказок.

21-25 сент.

12

П.П.Ершов «Конек – Горбунок». Характеристика героев.

13

А. С. Пушкин «Няне», «Туча», «Унылая пора! Очей очарованье!..»

14

А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»

28 сент.- 2 окт.

15

А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Характеристика героев

16

А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Деление сказки на части

17

М. Ю. Лермонтов «Дары Терека»

5-9 окт.

18

М. Ю. Лермонтов «Ашик – Кериб»

19

М. Ю. Лермонтов «Ашик – Кериб». Сравнение мотивов русской и турецкой сказок

20

М. Ю. Лермонтов «Ашик – Кериб». Характеристика героев

12-16 окт.

21

Жизнь и творчество Л.Н. Толстого. Л. Н. Толстой «Детство»

22

Л. Н. Толстой «Как мужик камень убрал». Басня

Игра-исследование

23

А. П. Чехов «Мальчики»

19-23 окт.

24

А. П. Чехов «Мальчики». Главные герои рассказа – герои своего времени

25

Обобщающий урок – КВН «Чудесный мир классики»

Викторина

26

Оценка достижений

2-6 нояб.

Поэтическая тетрадь (7ч)

27

Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания

Ф. И. Тютчев «Еще земли печален вид», «Как неожиданно и ярко…»

28

А.А. Фет «Весенний дождь», «Бабочки»

29

Е. А. Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист!»

А. Н. Плещеев «Дети и птичка». Ритм стихотворения

9-13 нояб.

30

И. С. Никитин «В синем небе плывут над полями…»

Н. А. Некрасов «Школьник»

31

Н. А. Некрасов «В зимние сумерки нянины сказки»

И. А. Бунин «Листопад». Картина осени в стихах И.А. Бунина

32

Обобщающий урок – игра «Поэтическая тетрадь № 1»

Викторина

16-20 нояб.

33

Оценка достижений

Литературные сказки (12ч)

34

Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания.

В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке». Составление плана сказки.

35

В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке». Составление плана сказки.

23-27 нояб.

36

В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе». Особенности данного литературного жанра.

Игра-исследование

37

В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе».  Герои литературного текста

38

П.П. Бажов «Серебряное копытце».

30 нояб. - 4 дек.

39

П.П. Бажов «Серебряное копытце». Мотивы народных сказок в авторском тексте

40

П.П. Бажов «Серебряное копытце». Герои художественного произведения

41

С.Т. Аксаков «Аленький цветочек»

7-11 дек.

42

С.Т. Аксаков «Аленький цветочек». Герои произведения

43

С.Т. Аксаков «Аленький цветочек». Деление текста на части

44

Обобщающий урок – игра «Крестики – нолики». Проверка техники чтения.

Игра-соревнование

14-18 дек.

45

Оценка достижений.

Делу время – потехе час (7ч)

46

Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. Е. Л. Шварц «Сказка о потерянном времени»

47

В. Ю. Драгунский «Главные реки»

21-25 дек.

48

В. Ю. Драгунский «Что любит Мишка»

Игра-исследование

49

В. В. Голявкин «Никакой горчицы я не ел». Смысл заголовка

50

В. В. Голявкин «Никакой горчицы я не ел». Инсценирование произведения

Игра-театрализация

11-15 янв.

51

Обобщающий урок «Делу время – потехе час»

Викторина

52

Оценка достижений.

Страна детства (7ч)

53

Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. Б.С. Житков «Как я ловил человечков».

Игра-исследование

18-22 янв.

54

Б.С. Житков «Как я ловил человечков». Герои произведения

55

К. Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками»

56

Музыкальное сопровождение произведения К. Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками».

25-29 янв.

57

М.М. Зощенко «Ёлка»

Игра-исследование

58

Обобщающий урок «Страна детства».

Викторина

59

Оценка достижений.

1-5 февр.

Поэтическая тетрадь (3ч)

60

Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. В. Я. Брюсов «Опять сон», «Детская».

61

С. А. Есенин «Бабушкины сказки».

62

М. И. Цветаева «Бежит тропинка с бугорка», «Наши царства»

8-12 февр.

Природа и мы (11ч)

63

Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. Д. Н. Мамин – Сибиряк «Приемыш».

64

Д. Н. Мамин – Сибиряк «Приемыш». Отношение человека к природе.

65

А. И. Куприн «Барбос и Жулька»

15-19 февр.

66

А. И. Куприн «Барбос и Жулька». Поступок как характеристика героя произведения

67

М.М. Пришвин «Выскочка»

68

М.М. Пришвин «Выскочка». Характеристика героя на основании поступка

22-26 февр.

69

Е. И. Чарушин «Кабан»

70

В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип». Герои рассказа

71

В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип». Составление плана

1-5 март.

72

Обобщающий урок – конкурс «Природа и мы».

Викторина

73

Проект «Природа и мы». Оценка достижений

Поэтическая тетрадь (5ч)

74

Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания.

Б.Л. Пастернак «Золотая осень». С.А. Клычков «Весна в лесу».

Игра-исследование

9-12 март.

75

Д. Б. Кедрин «Бабье лето». Н.М. Рубцов «Лебедушка».

76

С.А. Есенин «Лебедушка»

77

Обобщающий урок – конкурс «Поэзии прекрасные страницы»

Викторина

15-19 март.

78

Оценка достижений. Проверка техники чтения.

Родина (5 ч)

79

Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания.

И.С. Никитин «Русь». Образ Родины в поэтическом тексте

80

С.Д. Дрожжин «Родине».

А.В. Жигулин «О, Родина! В неярком блеске…»

29 март. - 2 апр.

81

Обобщающий урок «Родина»

Викторина

82

Проект «Они защищали Родину»

83

Оценка достижений.

5-9 апр.

Страна фантазия (6ч)

84

Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. Е. С. Велтистов «Приключение Электроника».

85

Е. С. Велтистов «Приключение Электроника». Герои фантастического жанра.

86

К. Булычев «Путешествие Алисы».  Особенности фантастического жанра.

12-16 апр.

87

К. Булычев «Путешествие Алисы». Сравнение героев рассказов фантастического жанра

88

Путешествие по стране Фантазии.

Игра-путешествие

89

Оценка достижений.

19-23 апр.

Зарубежная литература. (13ч)

90

Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания.

Дж. Свифт «Путешествие Гулливера». Особое развитие сюжета в зарубежной литературе.

91

Дж. Свифт «Путешествие Гулливера».  Герои приключенческой литературы.

92

Г. Х. Андерсен «Русалочка». Авторская сказка

26-30 апр.

93

Г. Х. Андерсен «Русалочка». Деление произведения на части.

94

Г. Х. Андерсен «Русалочка». Характеристика героев

95

М. Твен «Приключения Тома Сойера»

4-7 мая

96

М. Твен «Приключения Тома Сойера». Сравнение героев, их поступки

97

С. Лагерлёф «Святая ночь». Проверка техники чтения

98

С. Лагерлёф «Святая ночь»

11-14 мая

99

С. Лагерлёф «В Назарете». Иисус и Иуда

100

С. Лагерлёф «В Назарете». Иисус и Иуда

101

Обобщающий урок «Зарубежная литература»

Викторина

17-21 мая

102

Урок – игра «Литературные тайны»

Игра-соревнование


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование по литературному чтению УМК "ШКОЛА РОССИИ" 3класс

Содержит: основные разделы и темы изучаемого материала, характеристику  деятельности учащихся....

Календарно- тематическое планирование уроков литературное чтение класс,"Школа России"

Календарно- тематическое планирование уроков литературное чтение  класс,"Школа России"...

Календарно- тематическое планирование по литературному чтению УМК Школа России 1 класс

Календарно- тематическое планирование  по литературному  чтению УМК Школа России 1  класс...