Сценарий внеклассного мероприятия в 4 классе «Читаем рассказ А.И. Куприна «Бальт»
электронный образовательный ресурс по чтению (4 класс)

Филатова Галина Валентиновна

Материал содержит текст сценария и сопровождается презентацией

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Куприн А.И. « Бальт » Собаки знают, что счастье - это когда что-то делаешь для других. Д.Р. Стивенс

Слайд 2

Александр Иванович Куприн 1870-1938

Слайд 3

Незнакомые слова: Вакцина (сыворотка) – жидкое лекарство, содержащее антитела, позволяющие повысить иммунитет к конкретному заболеванию. Верста – 1067 метров. Дифтерит – смертельно опасное инфекционное заболевание, сопровождается высокой температурой и сильной слабостью, очень заразное. Основное лечение – скорейшее введение противодифтерийной сыворотки. Постромки – ремни, соединённые хомутом. Провиант – продукты, пища. Серум – противодифтерийная сыворотка.

Слайд 4

Подумайте и ответьте: Где происходит действие рассказа? Кто его главные герои? Почему рассказ так называется?

Слайд 5

Верны ли следующие утверждения : действие рассказа происходит летом это был первый случай эпидемии дифтерита в Номе для доставки вакцины использовалась оленья упряжка во время поездки за лекарством случилась оттепель сыворотка спасла жителей посёлка за совершённый подвиг Бальту поставили памятник хозяина упряжки спасти не удалось нет да нет нет нет нет нет нет да да да да да да

Слайд 6

Расставьте слова и фразы по порядку происходящих в рассказе событий 1 6 5 4 3 8 7 2 статуя Бальта спасательная экспедиция эпидемия чудодейственная сыворотка собачья упряжка метель Аляска обрезанные постромки

Слайд 7

Расставьте слова и фразы по порядку происходящих в рассказе событий 1 6 5 4 3 8 7 2 статуя Бальта спасательная экспедиция эпидемия чудодейственная сыворотка собачья упряжка метель Аляска обрезанные постромки

Слайд 8

Расставьте слова и фразы по порядку происходящих в рассказе событий 1 6 5 4 3 8 7 2 статуя Бальта спасательная экспедиция эпидемия чудодейственная сыворотка собачья упряжка метель Аляска обрезанные постромки

Слайд 9

Расставьте слова и фразы по порядку происходящих в рассказе событий 1 6 5 4 3 8 7 2 статуя Бальта спасательная экспедиция эпидемия чудодейственная сыворотка собачья упряжка метель Аляска обрезанные постромки

Слайд 10

Расставьте слова и фразы по порядку происходящих в рассказе событий 1 6 5 4 3 8 7 2 статуя Бальта спасательная экспедиция эпидемия чудодейственная сыворотка собачья упряжка метель Аляска обрезанные постромки

Слайд 11

Расставьте слова и фразы по порядку происходящих в рассказе событий 1 6 5 4 3 8 7 2 статуя Бальта спасательная экспедиция эпидемия чудодейственная сыворотка собачья упряжка метель Аляска обрезанные постромки

Слайд 12

Расставьте слова и фразы по порядку происходящих в рассказе событий 1 6 5 4 3 8 7 2 статуя Бальта спасательная экспедиция эпидемия чудодейственная сыворотка собачья упряжка метель Аляска обрезанные постромки

Слайд 13

Расставьте слова и фразы по порядку происходящих в рассказе событий 1 6 5 4 3 8 7 2 статуя Бальта спасательная экспедиция эпидемия чудодейственная сыворотка собачья упряжка метель Аляска обрезанные постромки

Слайд 14

Расставьте слова и фразы по порядку происходящих в рассказе событий 1 6 5 4 3 8 7 2 статуя Бальта спасательная экспедиция эпидемия чудодейственная сыворотка собачья упряжка метель Аляска обрезанные постромки

Слайд 15

Пословицы и поговорки: Собака - друг человека. Каков хозяин, таковы у него и собаки. При верной собаке сторож спит. И собака старое добро помнит. Собака привыкает к человеку, а кошка — к дому. Собака лает — хозяину весть подает. Без кошки нет дома, без собаки - двора. Без собаки зайца не поймаешь. Где петух, там и деревня, где собака - там и дом. И собака ласковое слово знает. Не дразни собаки, и лаять не станет. Основные качества собак – верность и преданность человеку

Слайд 16

лайка Балто и его хозяин Гуннар Каасен

Слайд 18

Памятник Балто в Центральном парке Нью-Йорка

Слайд 19

Чтобы собрать пазл , реши три задачи. Задача 1 Задача 2 Задача 3

Слайд 20

Чтобы собрать пазл , реши три задачи. Задача 2 Задача 3

Слайд 21

Чтобы собрать пазл , реши три задачи. Задача 3

Слайд 22

Едем дальше

Слайд 23

Реши задачу 1: В тексте рассказа говорится о расстоянии между Номом и ближайшим городом в 300 вёрст. Сколько километров составляют 300 вёрст, если одна верста – 1067 метров? Решение: 300 х 1067 = 320100 метров. 320100 : 1000 = 320 километров и 100 метров. Ответ: 300 вёрст – 320 км. решение ответ пазл

Слайд 24

Реши задачу 2: В надписи на памятнике пройденное собачьими упряжками расстояние обозначено 600 милями. Посчитайте, сколько километров преодолели собаки, если 1 миля равна 1600 м? Решение: 1600 х 600 = 960000 метров. 960000 : 1000 = 960 километров. решение Ответ: 600 миль – 960 км. ответ пазл

Слайд 25

Реши задачу 3: Средняя скорость собачьей упряжки 15 км/ч. Сколько времени затратит упряжка, чтобы преодолеть 960 км? Решение: 960 х 15 = 64 часа. Ответ: 64 часа. решение ответ пазл

Слайд 26

Вопросы к рассказу: Как можно назвать поступок хозяина собачьей упряжки и самого Бальта ? Какое впечатление на вас произвёл рассказ Александра Куприна ? Известны ли вам другие примеры героических поступков собак?

Слайд 28

Презентация создана педагогом-библиотекарем МБОУ СОШ № 74 г. Пензы Филатовой Г.В.



Предварительный просмотр:

Сценарий внеклассного мероприятия в 4 классе

«Читаем рассказ А.И. Куприна «Бальт»

Филатова Галина Валентиновна,

педагог-библиотекарь МБОУ СОШ № 74 г. Пензы

Пояснительная записка

Цель: Формирование читательской компетенции обучающихся 4 класса на примере творчества нашего земляка, известного русского писателя А.И. Куприна и его рассказа "Бальт".

Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:

1. Формирование техники чтения и приемов понимания и анализа текста, расширение словарного запаса юных читателей, одновременное развитие интереса к самому процессу чтения, потребности читать;

2. Развитие таких УУД как память, внимание, анализ информации, представленной в тексте и др.;

3. Знакомство с рассказом А.И. Куприна "Бальт";

4. Введение детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственно-этических ценностей; формирование эстетического вкуса;

5. Воспитание внимательного и бережного отношения к животным;

6. Формирование понимания ценности таких человеческих качеств, как верность, самоотверженность, решительность.

Оборудование и реквизит: столы и стулья по количеству учеников, компьютер и медиапроектор, экран для демонстрации презентации или интерактивная доска; комплект пособий «Серебряный родник»; бумага и ручка для каждого, чтобы была возможность делать расчёты при решении математических задач.

Ход мероприятия:

Собаки знают, что счастье - это когда что-то делаешь для других.

Д.Р. Стивенс

Александр Иванович Куприн имеет отношение к Пензенскому краю, так как родился в уездном городе Наровчате в семье с очень средним достатком. Мальчику не исполнилось года, когда во время эпидемии холеры умер его отец, работник канцелярии местной больницы, а мать с тремя малолетними детьми осталась без средств существования. Началась тяжёлая сиротская жизнь.

Матери пришлось продать дом и переехать в Москву. Там она пристроила двух старших дочерей в пансион для сирот, а сама с маленьким Сашей стала жить во Вдовьем доме, пансионе для престарелых женщин дворянского происхождения.

В семилетнем возрасте Саша был отдан в сиротский пансион, через несколько лет он стал воспитанником военной гимназии, преобразованной в кадетский корпус. Здесь юному Александру очень нравился учитель русской словесности, сумевший привить ему любовь к русскому слову, к русской литературе. Здесь же кадет Куприн приобрёл свой первый литературный опыт.

После окончания военного училища Куприн несколько лет служит в армии. Затем, уйдя в отставку, становится газетным репортёром и посвящает жизнь литературному труду. В силу своей любознательности, он всё хотел увидеть своими глазами, всё испробовать, его манило всё новое и неизведанное. Он поднимался на воздушном шаре, опускался на морское дно в костюме водолаза, был первым пассажиром, полетевшим на аэроплане, выходил с рыбаками в открытое море, любил цирк и дружил с цирковыми. Полученные впечатления он описывал в своих произведениях.

Среди многообразного творчества Куприна, принёсшего писателю мировую известность, есть около 30 рассказов, посвящённых животным. Куприн любил животных, с большим интересом наблюдал за их поведением и очень живо и интересно умел описывать их характеры.

Вот что вспоминает об этом дочь Куприна – Ксения: «Любовь к животным у меня наследственная. С самого раннего детства собаки, лошади, кошки, козы, обезьяны, медведи и другие звери были равноправными членами нашей семьи. С нежным и пристальным вниманием следил мой отец за их жизнью и нравами. Он говорил, что если прислушаться к интонациям мяуканья или лая, явно слышится просьба, возмущение, ласка или боль. Среди животных есть добрые и злые, капризные и покладистые… У них разные характеры, большей частью выработанные самими хозяевами как следствие обращения и воспитания».

Вы ещё встретитесь с произведениями этого замечательного писателя, а сегодня мы будем знакомиться с одним из его рассказов о собаках. У каждого на столе лежит книга для чтения «Серебряный родник». На странице 124 вы видите рассказ под названием «Бальт».

В тексте рассказа вам встретятся незнакомые слова. Их значение вы видите на экране. Давайте разберём их подробнее.

Незнакомые слова:

Вакцина (сыворотка) – жидкое лекарство, содержащее антитела, позволяющие повысить иммунитет к конкретному заболеванию.

Верста – 1067 метров.

Дифтерит – смертельно опасное инфекционное заболевание, сопровождается высокой температурой и сильной слабостью, очень заразное. Основное лечение – скорейшее введение противодифтерийной сыворотки.

Постромки – ремни, соединённые хомутом.

Провиант – продукты, пища.

Серум – противодифтерийная сыворотка.

Во время прочтения рассказа прошу вас подумать об ответах на такие вопросы:

- где происходит действие рассказа?

- кто его главные герои?

- почему рассказ так называется?

Читаем рассказ по цепочке – по одному предложению.

Теперь отвечаем на поставленные вопросы и аргументируем свои ответы выдержками из текста рассказа.

Задание классу "верно-неверно".

Верны ли следующие утверждения:

- действие рассказа происходит летом (неверно);

- это был первый случай эпидемии дифтерита в Номе (верно);

- для доставки вакцины использовалась оленья упряжка (неверно);

- во время поездки за лекарством случилась оттепель (неверно);

- сыворотка спасла жителей посёлка (верно);

- хозяина упряжки спасти не удалось (неверно);

- за совершённый подвиг Бальту поставили памятник (верно).

Ещё одно задание: расставьте слова и фразы по порядку происходящих в рассказе событий.

8 статуя Бальта

7 спасательная экспедиция

4 метель

2 эпидемия

3 собачья упряжка

5 обрезанные постромки

6 чудодейственная сыворотка

1 Аляска

О собаках сложено много пословиц и поговорок:

Собака - друг человека.

Каков хозяин, таковы у него и собаки.

При верной собаке сторож спит.

И собака старое добро помнит.

Собака привыкает к человеку, а кошка — к дому.

Собака лает — хозяину весть подает.

Без кошки нет дома, без собаки - двора.

Без собаки зайца не поймаешь.

Где петух, там и деревня, где собака - там и дом.

И собака ласковое слово знает.

Не дразни собаки, и лаять не станет.

Они характеризуют основные качества собак – верность и преданность человеку.

Рассказ написан Куприным в 1926 году и основан на реально произошедшем событии. На экране вы видите главных героев рассказа – лайку Балто и его хозяина Гуннара Каасена.

На следующем слайде вы видите тот самый памятник, поставленный благодарными жителями Нома. Такой же памятник установлен в центральном парке Нью-Йорка. Надпись на памятнике гласит: «Посвящается неукротимому духу ездовых собак, которые доставили сыворотку за 600 миль бездорожья, ненадёжного морского льда и арктических буранов из Ненаны в поражённый болезнью Ном. Стойкость. Верность. Ум».

Задание классу: соберите пазл, у вас должно получиться изображение собачьей упряжки. Для этого нужно применить знания по математике и решить три задачи.

Задача 1:

В тексте рассказа говорится о расстоянии между Номом и ближайшим городом в 300 вёрст. Сколько километров составляют 300 вёрст, если одна верста – 1067 метров? Решение: 300 х 1067 = 320100 метров. 320100 : 1000 = 320 километров и 100 метров. Ответ: 300 вёрст – 320 км.

Задача 2:

В надписи на памятнике пройденное собачьими упряжками расстояние обозначено 600 милями. Посчитайте, сколько километров преодолели собаки, если 1 миля равна 1600 м? Решение: 1600 х 600 = 960000 метров. 960000 : 1000 = 960 километров. Ответ: 600 миль – 960 км.

Задача 3:

Средняя скорость собачьей упряжки 15 км/ч. Сколько времени затратит упряжка, чтобы преодолеть 960 км? Решение: 960 х 15 = 64 часа. Ответ: 64 часа.

Вопросы к рассказу:

Как можно назвать поступок хозяина собачьей упряжки и самого Бальта? – подвиг.

Какое впечатление на вас произвёл рассказ Александра Куприна?

Известны ли вам другие примеры героических поступков собак? – собаки – спасатели, пожарные, водолазы.

Хотя рассказ называется «Бальт», спасение заболевших жителей не было бы возможно без человеческой самоотверженности. Служение другим людям – достойная цель для любого человека.

Хочу предложить вам почитать и другие детские рассказы Куприна о животных: «Барбос и Жулька», «Завирайка», «Сапсан», «Ральф», «Барри», «Слон», «Ю-Ю», «Пиратка», «Белый пудель».

В завершение нашего разговора скажите, пожалуйста, было ли вам интересно, узнали ли вы что-то новое?

Список литературы:

Арзамасцева И.Н., Николаева С.А. Детская литература: Учебное пособие. – М: Академия, 1997

Крутикова Л.В. А.И. Куприн. – Л: Просвещение, 1971

Куприн А.И. Собрание сочинений. В 9 т. – М: Правда, 1964

Куприна К.А. Куприн – мой отец. – М: Сов. Россия, 1971

Лилин В. Александр Иванович Куприн: Пособие для учащихся. – Л: Просвещение, 1975

«Серебряный родник»: книга для чтения в начальных классах по курсу литературного краеведения /М.Л. Савина, Т.Н. Козина. – Пенза, 1997


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий внеклассного занятия "Путешествие в Читай - город"

Сценарий внеклассного занятия включает в себя речевые, дидактические  игры,  электронную игру на развитие  внимания, памяти. Вниманию детей предлагается  книжная выставка...

Сценарий внеклассного мероприятия Мисс класса для младших школьников

Сценарий внеклассного мероприятия Мисс класса для младших школьников...

Сценарий внеклассного мероприятия для классов интегрированного обучения и воспитания «ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ»

Цель предлагаемого мероприятия: систематизация и обобщение знаний младших школьников с ОПФР о  здоровье и здоровом образе жизни...

«ДОРОГА К ДОБРОМУ ЗДОРОВЬЮ» сценарий внеклассного мероприятия (нач. классы)

Внеклассное мероприятие "Дорога к доброму здоровью" для учащихся 1-4 классов...

«ПРОЩАНИЕ С АЗБУКОЙ» сценарий внеклассного мероприятия (1 класс)

laquo;ПРОЩАНИЕ С АЗБУКОЙ» сценарий внеклассного мероприятия (1 класс)...

Урок литературного чтения в 3 классе по рассказу А.И. Куприна «Слон»

В данном ресурсе представлен второй урок в изучении произведения А.И . Куприна "Слон". Представленные учителем задания позволяют глубоко проанализировать отношения героев, а не только сюжетн...