Диагностика устной речи младших школьников по методике Т.А. Фотековой
тест по чтению

Капитан Елена Юрьевна

Диагностическая карта.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Диагностика устной речи младших школьников

по методике Т.А. Фотековой

I. Исследование сенсомоторного уровня речи

  1. Проверка состояния фонематического восприятия

Инструкция «Слушай внимательно и повторяй за мной как можно точнее»

Ба-па                               ба-па-ба                          би-ба-бо – бо-ба-би

Са-за                               за-са-за                            ма-на-на – на-ма-на

Жа-ща                             ща-жа-ща                        ба-па – па-ба

Са-ша                              ша-са-ша                         са-ша – ша-са

Ла-ра                               ра-ла-ра                           ла-ра – ра-ла

Ма-на-ма                        на-ма-на-ма                     жа-ща – ща-жа

Да-та-да                          та-да-та-да                      па-па-ба – ба-па-ба

Га-ка-га                           ка-га-ка-га                      ча-ща-ча – ща-ща-ча

За-са-за                            са-за-са-за                      за-за-жа – жа-за-за

Жа-ша-жа                        ша-жа-ша-жа                 ла-ра-ла – ла-ра

Са-ша-са                          ша-са-ша-са

Ца-са-ца                           са-ца-са

Ча-тя-ча                           тя-ча-тя-ча

Ра-ла-ра                           ла-ра-ла-ра

  1. Исследование артикуляционной моторики

Инструкция «Повторяй за мной движения»

  • Губы в улыбке;
  • Губы «трубочкой» - округлены и вытянуты вперёд;
  • Язык «лопаткой» - широкий, распластанный язык неподвижно лежит на нижней губе, рот приоткрыт;
  • Язык»иголочкой» - узкий язык с заострённым кончиком выдвинут изо рта, рот приоткрыт;
  • Язык «чашечкой» - рот открыт, широкий язык с загнутыми вверх краями образует подобие чашечки или ковша;
  • Щелканье языком;
  • «Вкусное варенье» - рот открыт, широкий язык «очерчивает» верхнюю губу и затем медленным движением сверху вниз убирается в ротовую полость;
  • «Качели» - рот открыт, язык поочерёдно касается то верхней, то нижней губы;
  • «Маятник» - рот открыт, язык выдвинут наружу и равномерно передвигается от одного уголка рта к другому;
  • Чередование движений губ: «улыбка» - «трубочка».

Чтобы оценить выполнение артикуляционных движений, нужно попросить ребёнка удерживать органы речи в нужном положении 3-5 секунд. Последние три упражнения необходимо выполнить 4-5 раз. В момент выполнения ребёнком упражнений следует обращать внимание на их объём, темп выполнения, точность конфигурации, симметричность, наличие синкинезий, гиперкинезов (насильственных движений), гиперсалливации, тремора органов речи, а также посинения артикуляционных органов или носогубного треугольника.

  1. Исследование звукопроизношения

Инструкция «Повторяй за мной слова»

  • Собака – маска – нос
  • Сено – василёк  – высь
  • Замок – коза
  • Зима – магазин
  • Цапля – овца – палец
  • Шуба – кошка – камыш
  • Жук – ножи
  • Щука – вещи – лещ
  • Чайка – очки – ночь
  • Рыба – корова – топор
  • Река – варенье – дверь
  • Лампа – молоко – пол
  • Лето – колесо – соль

Произношение шипящих и свистящих звуков можно обнаружить на примере слов: собака, колесо, нос, сосна, пастух, касса, шапка, шуба. Особое внимание уделяется тому, как эти звуки произносятся в предложениях:

У кошки пушистый хвост.

Саша уступил место старушке.

Медвежонок залез на сосну.

У наседки пять пушистых цыплят.

В чаще щебечут птицы.

Произношение сонорных звуков Р, Рь, Л, Ль, М, Мь, Н, Нь исследуется изолированно, а также в слогах и словах: парта, лодка, тарелка, кролик, портфель, пропеллер, маляр, рельсы, рояль, крылья.

Предложения для повторения:

Лара разбила тарелку.

Маляр красит ларёк.

Корабль украшен флагами.

Орёл – на горе, перо – на орле.

При обследовании произношения согласных звонких и глухих (П-Б, Т-Д, К-Г, Ф-В, С-З) нужно учитывать, что степень оглушения детьми согласных может проявляться не всегда в равной мере. Слова для повторения: белка, вагон, кубики, бумага, звонок, медвежонок.

Предложения для повторения:

На дубе прыгает белка.

Дети видели в лесу дупло дятла.

У Зины болят зубы.

Соня завязывает синий бант.

Змея шипит, а жук жужжит.

Произношения мягких и твёрдых согласных обследуется на примере их сочетаний с гласными И, Я, Е, Ё в словах: дети, котёнок, рюмка, бельё, пять.

Предложения для повторения:

У кошки пять котят.

Ребята любят изюм.        

Тётя Нюра сварила кисель из клюквы.

  1. Исследование сформированности звуко-слоговой структуры слова

Инструкция «Повторяй за мной слова»

  • Скакалка                                 танкист
  • Космонавт                              милиционер
  • Сковорода                              кинотеатр
  • Перепорхнуть                        кораблекрушение
  • Аквалангист                           термометр

Слова предъявляются до первого воспроизведения. Отмечается характер искажения:

  • Сокращение числа слогов (маток – молоток);
  • Упрощение слогов (туль – стул);
  • Уподобление слогов (татуетка – табуретка);
  • Добавление числа слогов (команамата – комната);
  • Перестановка слогов и звуков (деверо-дерево).

II. Исследование навыков языкового анализа.

Инструкция «Ответь на вопросы»

  1. Сколько слов в предложении?
  • День был тёплый.
  • Около дома росла высокая берёза.
  1. Сколько слогов в слове?
  • Дом
  • Карандаш
  1. Определи место звука в слове:
  • первый звук в слове крыша;
  • третий звук в слове школа;
  • последний звук в слове стакан.
  1. Сколько звуков в слове?
  • Рак
  • Сумка
  • Диктант

Ребёнку предлагается три попытки с оказанием стимулирующей помощи («Подумай ещё»).

III. Исследование грамматического строя речи.

  1. Повторение предложений

Инструкция «Послушай предложение и постарайся повторить его как можно точнее»:

  • Наступила осень
  • Птичка свила гнездо.
  • Над водой летали белые чайки
  • В саду было много красных яблок.
  • Земля освещается солнцем.
  • Ранней весной затопило весь наш луг.
  • Дети катали из снега комки и делали снежную бабу.
  • Медведь нашёл под большим деревом глубокую яму и сделал себе берлогу.
  • Петя сказал, что он не пойдёт гулять, потому что холодно.
  • На зелёном лугу, который был за рекой, паслись лошади.
  • Андрей сказал,

Предложение читается до первого воспроизведения (1-2 раза).

  1. Верификация предложений

Инструкция «Найди в предложениях ошибки и постарайся их исправить».

  • Девочка гладит утюгом.
  • Дом нарисован мальчик.
  • Мальчик умывается лицо.
  • Собака вышла в будку.
  • Берёзки склонились от ветра.
  • Солнце освещается Землёй.
  • По морю плывут корабль.
  • У Нины большая яблоко.
  • Хорошо спится медведь под снегом.
  • Над большим деревом была глубокая яма.
  • Зима пришла, потому что река замёрзла.
  • Мама довольна сыну.
  • Самолёт разбился, хотя мотор был неисправен.
  • Все старики когда-то будут молодыми.

  1. Составление предложений из слов в начальной форме.

Инструкция «Постарайся составить из слов предложение».

  • Мальчик, открывать, дверь.
  • Девочка, читать, книжка.
  • Доктор, лечить, дети.
  • Рисовать, карандаш, девочка.
  • В, сад, расти, вишня.
  • Сидеть, синичка, на, ветка.
  • Груша, бабушка, внучка, давать.
  • Витя, косить, трава, кролики, для.
  • Миша, дать, собака, большая, кость.
  • Петя, купить, красный, шар, мама.

 Слова предъявляются до первого ответа.

  1. Добавление предлогов в предложение.

Инструкция «Вставь пропущенное слово в предложение»:

  • Лена наливает чай … чашки.
  • Почки распустились … деревьях.
  • Лодка плывёт… озеру.
  • Чайка летит … водой.
  • Птенец выпал … гнезда.
  • Деревья шумят … ветра.
  • Последние листья падают … берёзы.
  • Щенок спрятался … крыльцом.
  • Пёс сидит … конуры.
  • Большая толпа собралась … театром.

В связи с трудностью этого задания допустимы два вида помощи: стимулирующая («Неверно, подумай ещё») и в виде вопроса к пропущенному предлогу  («Наливает чай куда?»).

  1. Образование существительных множественного числа в именительном и родительном падежах.

Инструкция «Назови предметы по образцу»

Образец: один – дом, а если их много, то это – дома:

  • Один – стол, а много – это столы;
  • Один – стул, а много – это стулья;
  • Одно – окно, а много – это окна;
  • Одна – звезда, а много – это звёзды;
  • Одно – ухо, а много – это уши.

Образец: один – дом, а много (чего?) – домов:

  • Один – стол, а много (чего?) –  столов;
  • Один – стул, а много (чего?) –  стульев;
  • Одно – окно, а много (чего?) –  окон;
  • Одна – звезда, а много (чего?)  – звёзд;
  • Одно – ухо, а много (чего?) –  ушей.

Это задание вызывает большие трудности, дети часто плохо понимают инструкцию, поэтому можно использовать картинки.

IV. Исследование словаря и навыков словообразования.

  1. Обследование существительных, обозначающих детёнышей животных

Инструкция «Назови детёнышей животных по образцу».

Образец: у кошки – котята:

  • У козы – козлята;
  • У волка – волчата;
  • У утки – утята;
  • У лисы – лисята;
  • У льва – львята;
  • У собаки – щенята;
  • У курицы – цыплята;
  • У свиньи – поросята;
  • У коровы – телята;
  • У овцы – ягнята.
  1. Образование существительных  в уменьшительной форме.

Инструкция «Назови предметы по образцу».

Образец: большой – мяч, а маленький – это мячик:

  • Маленький стол – это столик;
  • Маленький стул – это стульчик;
  • Маленький дом – это домик;
  • Маленький круг – это кружок;
  • Маленькое дерево – это деревце.

  1. Образование прилагательных от существительных

А. Относительных

Инструкция «Назови слова по образцу».

Кукла из бумаги – она бумажная.

  • Шляпка из соломы – она соломенная
  • Кисель из клюквы – он клюквенный;
  • Горка изо льда – она ледяная;
  • Салат из моркови – он морковный;
  • Варенье из вишни – оно вишнёвое;
  • Суп из грибов – грибной;
  • Варенье из яблок – оно яблочное;
  • Варенье из сливы – оно сливовое;
  • Варенье из малины – оно малиновое;
  • Варенье из клубники – оно клубничное;
  • Варенье из черники – оно черничное;
  • Лист дуба – он дубовый;
  • Лист клёна – он кленовый;
  • Лист осины – он осиновый;
  • Шишка ели – она еловая.

Б.Качественных

Инструкция «Назови слова по образцу».

Образец: лису за хитрость называют хитрой.

  • Волка за жадность называют жадным.
  • Зайца за трусость называют трусливым.
  • Медведя за силу называют сильным.
  • Льва за смелость называют смелым.

Образец: если днём жара, то день – жаркий.

  • Если днём мороз, то день – морозный.
  • Если днём солнце, то день – солнечный.
  • Если днём снег, то день – снежный.
  • Если днём дождь, то день – дождливый.
  • Если днём ветер, то день – ветреный.
  • Если днём холод, то день – холодный.

В. Притяжательных

Инструкция «Назови слова по образцу».

Образец: у собаки лапа – собачья лапа.

  • У кошки лапа – кошачья лапа;
  • У медведя лапа – медвежья лапа;
  • У  волка лапа – волчья лапа;
  • У льва лапа – львиная лапа;
  • У лисы лапа – лисья лапа;
  • У зайца лапа – заячья лапа;
  • У белки лапа – беличья лапа;
  • Гнездо орла – орлиное гнездо;
  • Клюв птицы – птичий клюв;
  • Ружьё охотника – охотничье ружьё.

V. Исследование понимания логико-грамматических отношений.

Инструкция «Выполни задания. Ответь  на вопросы».

  1. а) Покажи ключ, карандаш;

б) Покажи карандашом ключ;

в) Покажи карандаш ключом.

  1. а) Нарисуй круг под крестом;

б) Нарисуй крест под кругом.

  1. Скажи, что верно: весна бывает перед летом или лето бывает перед весной?

  1. Ваня выше Пети. Кто ниже ростом?

  1. Сашу ударил Коля. Кто драчун?

  1. Охотник бежит за собакой. Кто впереди?

  1. Папа прочёл газету после того, как позавтракал. Что папа сделал сначала?

VI. Исследование связной речи.

  1. Составление рассказа по сюжетной картинке или по серии сюжетных картинок (4-5 картинок).

Инструкция «Посмотри на картинку (картинки), постарайся разложить их по порядку и составить рассказ».

  1. Пересказ прослушанного текста.

Инструкция «Сейчас я прочту тебе небольшой рассказ, слушай его внимательно, запоминай и приготовься пересказывать». (Рассказ предъявляется не более двух раз).

Куры  (1-3 класс)

У бабушки были куры. Надя спросила: «Можно я их покормлю?». «Можно». Надя взяла мисочку с зерном. Стала звать: Куры, куры! Сюда!» А куры не идут. «Бабушка, они не идут!» «А ты им скажи «цып, цып, цып»! Тут со всех сторон набежали куры и стали клевать зерно.

Горошины  (4-6класс)

В одном стручке сидели горошины. Прошла неделя. Стручок раскрылся. Горошины весело покатились на ладонь мальчику. Мальчик зарядил горохом ружьё и выстрелил. Три горошины залетели на крышу. Там их склевали голуби. Одна горошина закатилась в канаву. Она дала росток. Скоро он зазеленел и стал кудрявым кустиком гороха.

Галка и голуби (7-9 класс)

Галка услыхала, что голубей хорошо кормят. Покрасилась она в белый цвет и влетела в голубятню. Голуби её не узнали и приняли. Но галка не выдержала и закричала по-галочьи. Голуби всё поняли и выгнали её. Тогда она вернулась к своим. Но те её также не признали и выгнали.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование устной речи младших школьников на уроках литературного чтения IIкласс

исследовательская работа на тему"Формирование устной речи младших школьников"...

Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников. Фотекова Т.А,

Полная диагностика формирования устной речи младших школьников, с методиками и подсчетом результатов...

Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников (Т.А. Фотекова)

Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников (Т.А. Фотекова)...

Т. А. Фотекова «Диагностика устной речи младших школьников».

Т. А. Фотекова «Тестовая методика. Диагностика устной речи младших школьников»....

Обследование устной речи школьника по методике Т.А.Фотековой

Предлагаемая методика предназначена для выявления особенностей речевого развития детей младшего школьного возраста: качественной и количественной оценки нарушения, получения и анализа структуры дефект...

Адаптированная методика экспресс-диагностики письменной речи младших школьников

В материале представлены протокол и критерии оценивания письменной речи младших школьников на основе методик по Т.А. Фотековой, Т.В. Ахутиной.     ...