Методическая разработка урока по курсу "Литературное чтение" в 4 классе "Н.М.Рубцов "Сентябрь"
учебно-методический материал по чтению (4 класс)

Раздел "Поэтическая тетрадь". Николай Михайлович Рубцов "Сентябрь"

  • Знакомство с автором
  • Знакомство с произведением
  • Анализ
  • Словарная работа
  • Работа над выразительным чтением

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chtenie_07.04.2020_n.m.rubtsov_sentyabr.docx20.84 КБ

Предварительный просмотр:

Потапова М.А.

учитель начальных классов

ГБОУ СОШ 342

Разработка урока по курсу «Литературное чтение» в 4 классе

по теме «Поэтическая тетрадь: Николай Михайлович Рубцов «Сентябрь». Средства художественной выразительности»

УМК «Школа России»

Цели урока: знакомство с жизнью и творчеством Н.М. Рубцова; формирование навыка выразительного чтения; развитие речи, мышления, памяти.

Планируемые результаты:

Предметные - уметь прогнозировать содержание произведения, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста, воспринимать на слух художественное и научно-познавательное произведение;

Личностные - привитие нравственных ценностей (любовь к природе, к животным, малой родине).

Тип урока: открытие нового знания

Ход урока

- Как называется раздел, который изучаем на уроке литературного чтения? (поэтическая тетрадь)

- С произведениями каких писателей познакомились?

( Б.Л. Пастернак, С.А. Клычков, Д. Б. Кедрин)

- О чём эти произведения? (о природе, временах года)

Проверка домашнего задания: чтение стихотворения  выразительно Д. Б. Кедрина «Бабье лето», чтение сочинений, выставка иллюстраций.

-Сегодня на уроке мы с вами совершим то, что никогда не сможем сделать в реальной жизни. За окном весна, солнце светит ярко, совсем растаял снег.

- А мы с вами отправимся в гости к осени.

- С какого месяца начинается осень?

-Что происходит в это время в природе?

- Как вы думаете, как называется стихотворение, с которым мы с вами сегодня познакомимся? А кто написал это стихотворение, мы узнаем на странице учебника 119.

- Рассмотрите портрет поэта, чье стихотворение мы будем сегодня читать.

-   Какие его произведения вам знакомы?

 - Что вы знаете об этом поэте?

- Сформулируйте тему и цель урока.

Рассказ о творчестве поэта.

– Николай Михайлович Рубцов (1936–1971) – русский советский поэт. Родился 3 января 1936 г. в поселке Емецк Архангельской области, сын погибшего в войну политработника. Учился в лесотехническом техникуме г. Тотьма. С 16 лет скитался по стране, был библиотекарем, кочегаром на рыболовном судне, нес срочную службу на Северном флоте, работал в Ленинграде на Кировском заводе (кочегаром, слесарем). В 1962–1969 гг. учился в Литературном институте им. М. Горького. Печататься Николай Рубцов начал с 1962 года. Умер Николай Рубцов в Вологде 19 января 1971 года.

Взрослый читает стихотворение (или прослушивание аудио записи)

- Как я прочитал(а) это стихотворение?

- А сейчас прочитайте стихотворение шепотом (еще: с вопросительной интонацией, с утвердительной, с интонацией раздражения, восхищения).

- Скажите, пожалуйста, как все-таки стоит читать данное стихотворение? С каким чувством, интонацией? Какое настроение у самого поэта?

Вопросы и задания для детей по стихотворению Н.М. Рубцова «Сентябрь»

• Какие слова в стихотворении «Сентябрь» передают радость поэта? («Слава тебе», «радостный покой»; «солнечный блеск чудесный», «роща багряная», «россыпь ягод», «праздник нагрянул на златогривых конях».)

• Что, кроме слов, передает радость? (Восклицательные интонации. Все предложения, кроме последнего, восклицательные.)

- Прочитайте все восклицательные предложения так, чтобы можно было почувствовать, что вы разделяете радость поэта.

• Чему же так радуется поэт? (Красоте осени и покою, который она несет.)

• Говорит ли это что-нибудь об авторе стихотворения? (Он не избалован радостями и умеет быть благодарным судьбе за самый малый подарок.)

• Почему поэт называет покой поднебесным? Что он имеет в виду? (Покой людям в сентябре дарит ясное синее небо, когда нет ветра и дождя.)

• Почему этот «поднебесный покой» поэт называет кратким? (Хорошая погода осенью не может длиться долго. Дожди и холод неизбежны.)

• Почему поэт сравнивает сентябрь с праздником? (В праздник люди радуются, и поэт радуется сентябрю. В праздник украшают города, жилища, и люди нарядные — все красивее, чем обычно. И сентябрь красив. Праздники всегда быстрее кончаются, чем нам хочется. И сентябрь скоро пройдет.)

Словарная работа:

—  Подберите синонимы к словам:

КРАТКИЙ — (короткий, сжатый, лаконичный, сокращенный и др.)

НАСТУПИЛ- (настал).

ЖЕЛАТЬ — (хотеть, стремиться к чему-нибудь, мечтать, жаждать, алкать (устар. книжн.)).

—  Подберите антонимы к словам:

КРАТКИЙ— (долгий, продолжительный).

РАДУЯСЬ — (огорчаясь, печалясь, горюя, кручинясь).

—  Найдите сравнения, олицетворения. (Солнечный блеск играет с рекой, рощей, ягодами, как с игрушками. Праздник на златогривых.)

—  Объясните слова поэта: «и ничего не желаю, и ничего не хочу».

—  Перечитайте четыре последние строчки. Меняется ли настроение автора? Какие слова помогают это понять?

• Почему Рубцову кажется, что сентябрь нагрянул на златогривых конях! Что напоминает ему золотые гривы коней? (Кроны деревьев. Желтые листья колышутся, горят на солнце, и кажется, что развеваются гривы коней.)

• Какой прием использовал поэт, говоря о сентябре так: Словно бы праздник нагрянул на златогривых конях? (Сравнение.)

• Поэт говорит, что солнечный блеск играет с рощей, рекой, с россыпью ягод. Как называется такой прием? (Олицетворение.)

• Подумайте, какой звук в двух первых предложениях, повторяясь, дает представление о солнечном блеске? (С.)

Значит, как и многие другие поэты, Николай Михайлович Рубцов использовал звукопись.

Попробуйте прочитать два первых предложения, акцентируя, подчеркивая звук С.

• Сентябрь представляется поэту месяцем веселым. А какой месяц кажется ему грустным? (Октябрь. Стихотворение заканчивается словами грусть октября.)

• Почему поэту кажется, что октябрь сейчас, в сентябре, притаился в небесной бездне? (Его еще не видно, но он уже готовится проливным дождем известить о своем скором приходе.)

• Будет ли в октябре так же радостно поэту? (Нет. Но сейчас он не хочет об этом думать и радуется всему: лаю собак, корове, грачу, покою и красоте сентября.)

Выразительное чтение стихотворения учащимися.

Домашнее задание: выразительное чтение стихотворения (запись отправить педагогу)

- Оцените свою деятельность на уроке.

- Что самое интересное запомнилось про автора?

- Что можете сказать о стихотворении, с которым мы сегодня познакомились?

Краткий обзор биографии Н.М. Рубцова

Николай Михайлович Рубцов родился 3 января 1936 г. в селе Емецк Архангельской области. Он был четвертым ребенком в семье Михаила Андрияновича и Александры Михайловны Рубцовых. В 1940 г. вместе а семьей Николай Рубцов переехал в Вологду, где их застала война. Отец ушел на фронт и погиб в том же 1941 г. В 1942 г. умерла его мать, и мальчик был направлен в детский дом села Никольское Тотемского района Вологодской области, где в 1950 г. окончил 7 классов.

Памяти матери посвящены стихотворения «Аленький цветок», «Детство», а село Никольское с храмом Николая Угодника увековечено в знаменитых строках «Люблю я деревню Николу, где кончил начальную школу...».

В 1956—1959 гг. Николай Михайлович проходил действительную армейскую службу на Северном флоте в заполярном городе Североморске, где находилась база флота. В годы службы Николай Рубцов посещал литературное объединение при флотской газете «На страже Заполярья», начал печататься. После демобилизации, с ноября 1959 г. Н.М. Рубцов начал работать кочегаром на Кировском заводе, жил в заводском общежитии. Занимался в литобъединении «Нарвская застава». Учился в вечерней школе.

Первые пять стихотворений Н.М. Рубцова в коллективном сборнике стихов «Первая плавка» вышли в 1961 г. Через год 24 января Николай Михайлович выступил с чтением стихов на вечере молодежной поэзии в ленинградском Доме писателей, там он познакомился с Глебом Горбовским и с другими молодыми поэтами. К этому мероприятию поэтом был подготовлен рукописный сборник «Волны и скалы», включавший в себя 37 стихотворений, туда вошли такие, ставшие известными в будущем стихи, как «Видения на холме», «Березы» и «Добрый Филя». Позднее данный рукописный сборник был представлен Н.М. Рубцовым на творческий конкурс в Литературный институт в Москве, куда он впоследствии и поступил.

1963 г. стал временем вхождения в литературу, тогда появился первый вариант стихотворения «В горнице». В течение года он написал «Я буду скакать по холмам...» и другие стихотворения, ставшие рубцовской классикой. Период с 1966 по 1967 г. Николай Рубцов провел в странствиях: Вологда — Барнаул — Москва — Хабаровск — Волго-Балтийский канал — Вологда. Он принимал участие в обычных для того времени писательских поездках, выступлениях в сельских клубах, домах культуры, библиотеках.

К лету 1967 г. вышла книга «Звезда полей». Это стало звездным часом поэта. Через год в журналах появилось несколько рецензий на «Звезду полей», по ней Николай Рубцов защитил диплом в Литературном институте и 19 апреля был принят в Союз писателей. В 1969 г. вышла третья книга Николая Михайловича «Душа хранит». Закончились годы скитаний, бытовой неустроенности: Николай Рубцов получил скромную, но все-таки отдельную однокомнатную квартиру. Казалось, что налаживается и личная жизнь поэта...

Мечтал о море. Служил на флоте, но работал простым рабочим. У него была интересная особенность: Рубцов разговаривал с фотографиями писателей. Стал печататься, едва исполнилось 20 лет. На его стихи написано много песен. При жизни поэта вышло несколько сборников его стихов. Предсказал свою смерть («умру в крещенские морозы»)

В следующем году благодаря хлопотам Егора Исаева вышла в свет четвертая книга Н.М. Рубцова «Сосен шум». К этому времени относятся стихотворения «Судьба», «Ферапонтово», «Я умру в крещенские морозы...».

Николай Михайлович Рубцов погиб в ночь на 19 января 1971 г., в крещенские морозы. После смерти были опубликованы сборники «Последний пароход» (1973), «Избранная лирика» (1974), «Стихотворения» (1977).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по литературному чтению ."Стихи русских поэтов"

Зима – удивительно прекрасное своей белизной и чистотой время года. Русская зима воспета в народных песнях, в музыке композиторов. На полотнах жи...

Методическая разработка урока по литературному чтению в системе учебников «Школа XXI века». Тема урока: М.Пришвин «Ёжик».

Методическая разработка урока литературного чтения в 1 классе по теме М.Пришвин "Ёжик". УМК "Начальная школа 21 века". Цель урока: создать условия для приобретения опыта самостоятельной читательс...

Методическая разработка урока по литературному чтению !Уроки этики в авторском произведении. Л. Муур «Крошка Енот».

Данная методическая разработка представляет собой пособие, раскрывающее формы, средства, методы обучения, элементы современных педагогических технологий или сами технологии о бучения и воспитания прим...

Методическая разработка урока по литературному чтению в системе учебников «Школа XXI века». Тема урока: М.Пришвин «Ёжик».

Методическая разработка урока литературного чтения в 1 классе по теме М.Пришвин "Ёжик". УМК "Начальная школа 21 века". Цель урока: создать условия для приобретения опыта самостоятельной читательс...

Методическая разработка урока по литературному чтению. Тема урока: "Александр Раскин «Как папа охотился на тигра»"

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА-МАСТЕРСКОЙ ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ В 3 КЛАССЕ...

Методическая разработка урока по литературному чтению 3 класс тема урока: А. С. Пушкин «Зимний вечер» УМК Школа XXI Века

Методическая разработка урока по литературному чтению 3 класс тема урока: А. С. Пушкин  «Зимний вечер» УМК Школа XXI Века...