Учебно-методический материал "Формирование читательской самостоятельности младших школьников"
методическая разработка по чтению (2 класс)

Гарцева Ольга Александровна

В начальной школе цель литературного чтения- формирование читателя,умеющего полнлценно воспринимать литературное произведение и работать с ним до чтения, во время чтения и после чтения.

В настоящее время школьники имеют трудности в общении со сверстниками, т.к. не всегда получается грамотно и четко излагать свои мысли, не могут подобрать общие темы для общения; некоторые дети замкнуты, стеснительны , следовательно, для них живое общение представляет страх,стеснение. В стенах школы учащиеся предпочитают общение в "сети", используя гаджеты, игры в телефоне и интернете. Уроки литературного чтения предлагают ученику работу с художественным текстом, чего в современном мире недостаточно.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_chitatelskoy_sam-ti.docx24.64 КБ

Предварительный просмотр:

                                     Учебно-методическая разработка

 «Формирование читательской самостоятельности младших школьников»

   Современный человек, человек будущего не может жить без книги.
      Чтение в его жизни - это важнейший способ восхождения, самосовершенствования,           самообразования.( Ш.А. Амонашвили.)

Актуальность темы.

В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования, в «Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников» чтение рассматривается как средство, способствующее личностному развитию ученика, его умению адаптироваться в обществе, решающее задачу воспитания ответственного, инициативного и компетентного гражданина. На современном этапе развития педагогической науки рассматриваются проблемы приобщения школьников к чтению (Ш.А. Амонашвили, А.Г. Асмолов,) и др.

В начальной школе цель литературного чтения - формирование читателя, умеющего полноценно воспринимать литературное произведение и работать с ним до чтения, во время чтения и после прочтения.

Каждого ребенка можно научить читать, однако не все дети полноценно воспринимают и осознают сущность прочитанного, что требует совершенствования и изменения подходов к организации читательской деятельности младших школьников, осмысления процесса формирования основ читательской компетентности.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования выдвигает также требования, направленные на развитие читательских универсальных умений младших школьников. Формирования у учащихся знаний, умений, навыков и способов деятельности, определяющих читательскую компетентность как одну из ключевых, которая составляет основу умения учиться.

В настоящее время школьники имеют трудности в общении со сверстниками, т.к. не всегда получается грамотно и четко излагать свои мысли, не могут подобрать общие темы для общения; некоторые дети замкнуты, стеснительны, следовательно, для них живое общение представляет страх, стеснение. В стенах школы учащиеся предпочитают общение «в сети», используя гаджеты, игры в телефоне и интернете. Учащиеся меньше берут в руки книгу, меньше общаются.

Грамотная речь – это залог успешного обучения и развития, возможность полноценно существовать в обществе. Развитие речи ребенка как один из показателей общего развития его личности наряду с нравственным, духовным, интеллектуальным развитием – это способ введения ученика в культуру, условие его саморазвития, его способности общаться, познавать новое, впитывать ценности культуры. Кроме того, речевая способность является первоосновой любой деятельности человека.

Развитие читательской компетентности у младших школьников стоит на первом месте для дальнейшего успешного обучения  по различным предметам. Ученик должен полноценно воспринимать художественную литературу, эмоционально отзываться на прочитанное, высказывать свою точку зрения на поступки литературных героев и уважать мнение собеседника.

Уроки литературного чтения зачастую предлагают ученику работу с художественным текстом, чего в современном мире недостаточно. Современный школьник находится в постоянном поиске необходимой информации, что предполагает работу с такими видами текстов, как публицистический и научно-познавательный.

В настоящее время все более актуальным становится использование приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения, решать проблемы, связанные с развитием у школьников умений и навыков самостоятельности и саморазвития.

Особенности формирования читательской компетентности учащихся начальной школы.

Первый шаг на пути приобщения детей к чтению должен быть направлен на овладение техникой чтения и, прежде всего, на запоминание учениками букв, своеобразия их сочетаний, на формирование умений быстро различать определенную букву среди других, соотносить ее со звуком, узнавать, что она обозначает, когда оказывается в цепочке других букв, образующих слово.

Учащиеся начинают воспроизводить звуковую форму слова, развивается навык плавного слогового чтения, читаются слоговые конструкции, слова, словосочетания, предложения, маленькие тексты. Так в результате систематической и целенаправленной работы происходит формирование навыка чтения.

Под навыком чтения подразумевают:

-умение правильно прочитывать слова;

-понимать смысл текста;

-выразительно читать;

-выдерживать оптимальный темп чтения.

Для совершенствования навыка чтения необходимо вызвать интерес развивать мотивацию к чтению у младшего школьника.

Учителю, с одной стороны, следует предложить ребенку высокохудожественные произведения, способные затронуть душу и ум, с другой - обеспечить комплекс читательских умений и навыков. При этом необходимо знать, на какой же основе рождается и укрепляется читательская компетентность, как происходит становление ребенка- читателя, какие этапы обучения необходимо пройти младшему школьнику, прежде чем стать настоящим читателем.

 Этапы формирования читательских интересов:

6-7 лет, когда интерес к любой книге связан у детей с желанием и умением действовать самостоятельно. В это время детей в равной мере привлекают и стихи, и сказки, и рассказы, но стихи и сказки им читать значительно легче, чем рассказы, а так называемые «тонкие» книжки - («малышки») они неизменно предпочитают «толстым».

8-9 лет, когда учащиеся особенно увлекаются книгами о природе. Это вызвано тем, что дети, становясь старше, хотят поскорее выступить в роли взрослых, а мир природы, в частности животные и окружающие детей растения, это как раз и есть та область жизни, где ребенок 8-9 лет чувствует себя свободно. Книги о животных и растениях привлекают ребенка тем, что помогают познать этот зависимый от него мир, а также понять, как в нем можно и нужно действовать.

9-10 лет, когда характерен глобальный интерес к миру людей, к историческим событиям, к личностям, к приключениям и путешествиям и особенно - к сказочным, фантастическим.

Специфика чтения-общения как вида речевой деятельности.

Чтение как один из видов речевой деятельности человека является общением книги с читателем.

 Книга через текст беседует с ним, передавая заключенную в ней информацию. Читатель и книга – собеседники. Специфика чтения-общения в способности читателя увидеть в книге своего будущего собеседника, по его «внешнему виду» предугадать, о чем и как он будет с тобой говорить, и поэтому озвучить его речь – для тебя чужую, озвучить так, как сделал бы это он». Значит, обучая детей чтению как озвучиванию чужой речи, учителю необходимо научить и чтению-общению с книгой, формировать у учащихся тип правильной самостоятельной читательской деятельности.

Читательская самостоятельность осуществляется без непосредственной помощи любого другого читателя.

 Самостоятельный читатель:

а) знает, какие книги-собеседники существуют на свете и в его близком окружении

(семье, библиотеке), как узнать нужную ему книгу среди других;

б) умеет правильно, бегло, сознательно и выразительно прочитать текст, воспринять его

содержание и смысл;

в) в ком развита потребность систематически обращаться к книгам.

Несамостоятельным читателем является тот, кому необходима помощь при выборе книги, озвучивании и освоении ее содержания. Младший школьник как читатель нуждается в помощи учителя – квалифицированного читателя, понимающего свои задачи.

Задачи состоят в том, чтобы:

1) развивать у детей мотив обращения к книгам

2)формировать конкретные знания, умения, навыки, обеспечивающие взаимодействие читателя с книгой и текстом. Системно и целенаправленно выполняя эти задачи, можно воспитать в детях особое свойство личности – читательскую самостоятельность.

Читательская самостоятельность предполагает овладение учеником правильным типом читательской деятельности, т.е. способностью думать над книгой: видеть в ней собеседника, отличать книги друг от друга; осознанно делать свой выбор; учиться правильно, бегло, сознательно и выразительно прочитывать ее; осознавать, запоминать текст, понимать и представлять прочитанное; воссоздавать и переживать; оценивать как текст, так и себя в роли читателя. По мнению Н.Н. Светловской, тип правильной читательской деятельности представляет собой «трехступенчатый процесс целенаправленного индивидуального осмысления и освоения детьми книг до чтения, в процессе чтения и после чтения». В этих трех ступенях познания заложена единично верная логика деятельности читателя при самостоятельном чтении книг.

Организуя самостоятельное чтение детских книг учащимися, учитель должен руководствоваться правилами:

1.Необходимо предлагать для самостоятельного чтения произведения разных жанров. Такое разнообразие создаст благоприятные условия   для развития умения распознавать особенности различных произведений.

2.Необходимо учитывать уровень подготовки и навыка чтения  каждого ученика при выборе произведения.

3.Чтобы заинтересовать ребенка чтением, необходимо создать на уроке ситуацию непроизвольного интереса (ребенок не должен заранее знать, какую книгу он получит от учителя на уроке).

3.Необходимо провести беседу о правильном поведении во время ознакомления  с новой книгой ( соблюдение тишины и дисциплины).

4.Надо приучаться самостоятельно заниматься с книгой :

- рассматривать её;

-читать и перечитывать  указанное учителем произведение или новое по собственному выбору;

-рассматривать иллюстрации, думать над их содержанием, осмыслить связь текста с иллюстрацией .

Это  до того момента, пока учитель не предложит перейти к коллективной работе.

Существует закономерность: чтобы полюбить книги, надо узнать как можно больше разных книг  и научиться с ними самостоятельно работать( выбирать и читать книги, написанные как бы для тебя, отвечающие тебе на возникшие  вопросы , книги посильные и полезные).

Список литературы

1. Алексеевская А.Т. статья: Формирование читательских интересов младших школьников. - М., 2008. с. 18

2. Галактионова Т.Г. Учим успешному чтению .Рекомендации учителю

М.,2011.

3. Зобнина М.А. Как пробудить у младшего школьника интерес к чтению? // Начальная школа. - 2007. - № 8. - С. 35-43.

4.Ниталимова Л.В., Семенова С.Н. Развитие читательского интереса младших школьников. - М.: Ментор. - 2007. - №1. - С. 11-13.

http://iem.natm.ru/mentor/0107_nitalimova.html

5.Светловская Н.Н. Обучение чтению и законы формирования читателя. // Начальная школа. - 2003. - № 1. - С. 11-18.

8. Светловская Н.Н. О литературном произведении и проблемах, связанных с его осмыслением при обучении младших школьников чтению. // Начальная школа. 2013. №4.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование читательской самостоятельности младших школьников

В работе дается теоретическое обоснование проблемы формирования читательской самостоятельности младших школьников. Раскрывается роль чтения-общения в становлении личности ребенка-читателя, психологиче...

Формирование читательской самостоятельности младших школьников

Описание приемов и результатов работы по формированию читательской самостоятельности младших школьников...

Формирование читательской самостоятельности младших школьников на уроках и внеурочной деятельности

В связи с изменением социально-экономической ситуации в стране обществу нужен человек, умеющий добывать самостоятельно новые знания и применять их в разнообразной деятельности.Основным источнико...

Формирование читательской самостоятельности младших школьников через реализацию курса "Литературное чтение"

Формирование читательской самостоятельности младших школьников через реализацию курса "Литературное чтение"...

Литературное краеведение как средство патриотического воспитания и развития читательской самостоятельности младших школьников.

Литературное краеведение Самарского края   - программа курса внеурочной деятельности....

Формирование читательской самостоятельности младших школьников

Формирование читательской самостоятельности младших школьников...

Применение технологии «Мой читательский дневник» как средство формирования читательской самостоятельности младших школьников

Актуальность работы заключается в увеличении людей, способных творчески мыслить, обладающих гибкостью ума, а также умеющих делать правильный выбор. Кроме этого учитывая, что наш филиал считается малок...