Комплекс упражнений для развития оперативного поля чтения и памяти учащихся
материал по чтению

Боровская Марина Александровна

Как показывают исследования, глаза человека при чтении находятся в одном из двух состояний: фиксация (остановка) или смена точек фиксации (движение глаз). Для беглого чтения необходимо иметь хорошо развитое периферическое зрение. Известно, что при движении взгляда человека по строчкам текста наибольшая острота зрения и полнота восприятия происходит только в центральной зоне ясного видения. Все, что находится вне этой зоны, человек видит неясно, а то и вообще не видит. Значит, для того, чтобы ребенок читал быстро, необходимо работать над развитием оперативного поля чтения детей и одновременно над развитием памяти ребенка. Помогут в этом специальные упражнения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ОПЕРАТИВНОГО ПОЛЯ ЧТЕНИЯ
И ПАМЯТИ УЧАЩИХСЯ


Как показывают исследования, глаза человека при чтении находятся в одном из двух состояний: фиксация (остановка) или смена точек фиксации (движение глаз). Восприятие читаемого текста происходит только в момент остановки или фиксации. Естественно, что скорость переработки полученной при чтении информации (а значит, и скорость чтения) напрямую зависит от того, какое количество информации будет воспринято ребенком в момент остановки взора.

Для беглого чтения необходимо иметь хорошо развитое периферическое зрение. Известно, что при движении взгляда человека по строчкам текста наибольшая острота зрения и полнота восприятия происходит только в центральной зоне ясного видения. Все, что находится вне этой зоны, человек видит неясно, а то и вообще не видит. Значит, для того, чтобы ребенок читал быстро, необходимо работать над развитием оперативного поля чтения детей и одновременно над развитием памяти ребенка. Помогут в этом специальные упражнения.

Упражнения в чтении слов, словосочетаний, небольших предложений.


Начинать подобную работу следует с чтения несложных слов: сначала слово, состоящее из двух слогов, затем — из трех, далее — два небольших слова, и, наконец, целое предложение, состоящее из 10 — 12 знаков. Педагогу, составляющему упражнения для чтения, следует помнить, что каждая следующая строчка или задание должно быть несколько длиннее предыдущего. Перед выполнением упражнений ребятам дается установка: читаешь первое слово, смотри сразу на следующее, постарайся его понять.

Некоторые примеры заданий этого вида для учащихся первого класса:
 
а)  зима       б) зима           в) Пришла зима,
     зимний       зимушка          друг – дружеский
     зимовать     Пришла зима   сильный — смелый

    
Детям
второго класса предлагаются для чтения более сложные задания. В них присутствуют слова, записанные в столбик и в строчку, небольшие предложения. Подбирая задания для подобных упражнений, учитель может специально использовать слова, словосочетания и предложения, при чтении которых может быть организована сопутствующая работа по повторению правил правописания, развитию речи учащихся. Например:

ученье
ученик
ученый
буря, вьюга, метель, поземка
Чтение — вот лучшее ученье.

В третьем и четвертом классах дети в состоянии справиться с чтением целых «пирамид» или «лесенок» слов, словосочетаний, предложений, которые педагог может составлять сам или заранее выбирать из текста. Если слова выбираются из знакомого детям текста, то упражнение проводится перед проверкой домашнего задания; если из незнакомого, то перед чтением на уроке нового художественного произведения. Например: перед чтением сказки С. Я. Маршака «Двенадцать месяцев»:
бури
ветры
ураганы
разыграйся
замораживая
выхолаживая


Перед выполнением всех заданий подобного типа ребятам снова дается установка: читаешь первое слово, смотри сразу на следующее, постарайся его понять.

Слова для чтения таких «пирамид» слов учитель может подбирать сам, предлагая их учащимся, начиная с уроков обучения грамоте, и проводить в различных вариантах.
Например:
а)
чтение слов с так называемой
                                        «сквозной буквой»:   
садик   
ведро   
падать   
лодочка   
задавать   
радостный


б)
чтение слов, начинающихся на одну букву:
газ
град
город
глобус
граница

 

«Найдите слово»

Прочитайте слова, одновременно по выделенным буквам попробуйте найти и прочитать новое слово.

сок
но
ски

   сам   

   Света
   м
есто
 ка
ток
 ку
кла
  маг
азин
 

Прочитайте слова, записанные в столбик. А теперь прочитайте сверху вниз новое слово, составленное из первых букв слов, а затем — снизу вверх, составленное из последних букв.

зола
арык
год
ангина
долг
кора
алмаз

 
Чтобы взгляд ребенка во время чтения плавно скользил по читаемому, независимо от того, как расположены слова, словосочетания, предложения (в строчку или столбик), детям можно предлагать задания на чтение в указанном направлении.

  • Прочитайте слова, двигаясь согласно стрелкам.

  • Прочитайте слова в столбиках так, как указывают стрелки: сначала сверху вниз, а затем снизу вверх.

 

  • Быстро прочитайте слова согласно стрелкам: сначала те, что записаны в столбиках, затем — в строчках, будьте внимательны.

 


Как известно, особый интерес у учащихся начальной школы вызывают задания игрового, творческого характера, задания на смекалку и внимание.

«Лесенка»

Самостоятельно составьте лесенку из слов, начинающихся с буквы Д, так, чтобы каждое последующее слово на одну букву было длиннее предыдущего.

 
Д _    До
Д _ _    Дом
Д _ _ _    Дача

Диван               Д _ _ _ _

Дерево             Д _ _ _ _ _

Деревня           Д _ _ _ _ _ _

 

«Слоговой аукцион»

Прочитайте слова, начинающиеся с одного и того же слога, продолжите этот ряд (для облегчения восприятия слог выделяется).

КОра, КОжа, КОза, КОтел, КОвер, КОроль, КОрабль и т. д.


Прочитайте слова, в середине которых находится слог «
ТО», придумайте свои слова:

моТОцикл, поТОлок, кофТОчка, веТОчка 
и т. д.


Прочитайте слова, которые заканчиваются на — «
ЦЫ», дополните ряд:

птиЦЫ, гонЦЫ, огурЦЫ, ножниЦЫ, мастериЦЫ, постояльЦЫ и т. д.

«Жили-были звери»

Найдите и прочитайте названия зверей, которые живут в зоопарке.

«Выросли на грядке»

Найдите в квадрате названия овощей, а прочитать их можно, шагая вниз, вверх, вправо, влево. Двигаться по диагонали нельзя.

УПРАЖНЕНИЯ, ВЫРАБАТЫВАЮЩИЕ У ДЕТЕЙ
ВНИМАНИЕ К СЛОВУ И ЕГО ЧАСТЯМ,
КАК ПРЕДПОСЫЛКА ПРАВИЛЬНОГО ЧТЕНИЯ

Чтение под счет учителя или на время

Для урока подбираются слова, словосочетания, небольшие тексты, которые могут быть размещены на классной доске либо карточках. Предлагая детям упражнения подобного типа, учитель должен заранее рассчитать время (ориентируясь на ученика, имеющего среднюю скорость чтения), за которое дети могут правильно выполнить задание. При выполнении чтения под счет педагог предлагает ребятам прочитать слова, словосочетания на счет (раз, два, три и т. д.), при этом учитель вслух производит счет, а дети хором читают задание. Чтение под счет позволяет задавать различный темп чтения для учеников.

Для проведения подобных упражнений особое внимание уделяется чтению:
слов, различающихся одной буквой:

мак — лак — рак — как

(на первых уроках учитель может подчеркнуть или выделить цветным мелом на доске буквы, которыми различаются слова)

  1. кол — пол — вол — гол; 
  2. день — пень — тень — лень; 
  3. соль — роль — толь — моль — боль; 
  4. шапки — тапки — папки — лапки; 
  5. лук — лак — люк; 
  6. мушка — мышка — мошка; 
  7. стол — стал — стул — стыл; 
  8. игла — игра — икра; 
  9. сыр — сыч — сын; 
  10. кот — кит, сын — сон, суп — сук; 
  11. дом — дым, шар — жар, лук — луг, мишка — миска; 
  12. фокус — фикус, стол — стул, шторы — шпоры; 
  13. рама — мама, розы — козы, козы — косы, капля — цапля; 
  14. рана — рама, небо — небо, свет — цвет; 
  15. уха — ухо, юла — Юля, лиса — Лиза.


 слов, различающихся несколькими буквами:

  1. белка — булка — балка — палка — скалка; 
  2. стрелка — грелка — тарелка — горелка.

слов, имеющих общую часть:

  1. вода — водный — водяной; 
  2. сад — садовый — садовник; 
  3. мост — мостик — мостить — мостовая; 
  4. мороз — морозец — морозный — заморозить.

слов с разным корнем, но с одинаковыми окончаниями:

  1. чистота — частота;
  2. дедушка — девушка (одновременно может отрабатываться орфоэпическая правильность чтения).

По мере освоения учащимися подобных заданий учитель может предложить и более сложный вариант чтения, требующий не только внимания, но и сообразительности детей, например: вода — водный — водяной — водитель.

При выполнении всех перечисленных упражнений следует помнить:
после чтения детям обязательно должны быть предложены вопросы. 
Например:

  • Чем похожи данные слова?
  • Чем они отличаются?
  • Как изменился смысл слова оттого, что в нем поменялась одна или несколько букв?

Для выработки у детей внимания в период обучения грамоте слова для чтения могут предлагаться парами и соответствовать теме урока. Например, при изучении мягкого знака целесообразно использовать следующие задания:

1.Прочитайте пары слов, определите, чем они отличаются:

  1. угол — уголь, брат — брать, ел — ель; 
  2. шест — шесть, хор — хорь, цел — ?; 
  3. жар — жарь, стал — сталь, был — ?


2. Найдите сходство и отличие:

  1. горка — горько, 
  2. дал — даль, 
  3. полка — полька, 
  4. редко — редька, 
  5. мел — мель, 
  6. банка — банька, 
  7. зорка — зорька, 
  8. ест — лесть.


3. Будьте внимательны.
Прочитайте слова, в некоторых из них забыли поставить мягкий знак. Упражнение выполняется под счет учителя фронтально (хоровое чтение вслух) либо индивидуально (чтение цепочкой).

ЛИСТ, ОКУН, КРИК, КАРАС, СОМ, МОХ, ГУС, ЛЕН, РУЛ, НОЛ, ТИР, ПЫЛ, ВЕС, ДЕН, ШЕЛ, КОН, ЮЛ, ЛОС, УГОЛ, ТРУД, ЛЕН, БОЛ, ТОМ, ПЛОТ.


Прочитайте только те слова, в которых необходим мягкий знак.

4.Найдите схожую часть. 
Прочитайте слова, записанные в первой строке. Сравните первое и второе слово, чем они похожи и чем отличаются. Сравните второе и третье слово. Чем они похожи и в чем их отличие? Таким же образом прочитайте и сравните слова во всех строках.

  1. МАЛЬЧИК, ПАЛЬЧИК, ЗАЙЧИК. 
  2. МЕДАЛЬ, ПЕДАЛЬ, ДЕТАЛЬ, ДАЛЬ. 
  3. ШМЕЛЬ, СМЕЛ, УСПЕЛ. 
  4. МЕЛЬ, ЩЕЛЬ, ЦЕЛЬ. 
  5.  КЛЕН, ЛЕН, СИЛЕН. 
  6.  БОЛЬ, МОЛЬ, РОЛЬ, СОЛЬ.

При знакомстве детей с разделительным мягким знаком:


Найдите сходство и отличие: 

  1. солю — солью, 
  2. полю — полью, 
  3. пылю — пылью, 
  4. Коля — колья, 
  5. семя — семья, 
  6. полет — польет.

При изучении твердого знака:

  1. села — съела, 
  2. обедать — объедать, 
  3. Семка — съемка, 
  4. выезд — въезд.

Особое внимание необходимо уделить чтению слов, громоздких по структуре, которые для облегчения чтения и понимания смысла предварительно делятся на более легкие структуры:

  1. бомба — бомбардир — бомбардировщик; 
  2. бодрый — ободрился — приободрился.


Для систематических тренировок детей в правильности чтения может быть использован прием взаимопроверки, во время которого дети работают в парах. Для этого педагогу лучше рассадить учеников так, чтобы учащиеся имели разную скорость чтения. Задание может проводиться  в виде игры «учитель и ученик».

Первый ученик читает 1—2 абзаца текста своему соседу, тот в это время внимательно следит за правильностью чтения и отмечает ошибки, на следующие 1—2 абзаца роли чтецов меняются.

Особый интерес у учащихся начальной школы всегда вызывают задания игрового и занимательного характера.

Чтение слов-перевертышей и предложений-перевертышей (палиндромов)

Для начала предложите ребятам самые простые из них, затем — более ложные, позднее — предложения. Например:

  1. Боб, иди, тут, дед, тот, Ада, Анна, Алла, лакал, топот, шалаш, казак, комок, заказ, летел, наган, доход, довод, тащат. 
  2. Дом мод. Бел хлеб. Театр тает. Вижу — жив! Гори, пирог! Олесе весело! А Лиза мазила. Хорошо, шорох. Анна! Барабан на! 
  3. Домок, как комод. Коту тащат уток. На доме чемодан. Кит на море ро-мантик. Лазил Дема, мед лизал. Ася, молоко около мяса. У лип Леша нашел пилу. Мокнет Оксана с котенком. Нажал кабан на баклажан. А роза упала на лапу Азора. Ишаку казак сена нес, казаку каши.


В следующих примерах перевертышем является каждое слово, а смысл высказывания тот же.

  1. Тот тут. Авось, сова тут. Алла рвала лавр. Иди искать такси. Иди Макар к ракам. Лев ел волов.


В последнем задании перевертышем является каждая строчка.

Тонет енот,
То не енот,
 То кот.


«Приставьте букву»
В начало слова или в его конец добавьте букву так, чтобы получилось новое слово.

РОЗА (Г)    ПАР (К)    СТО (Г)
ВОЛ (К)    УТКА (Ш)    ОЧКИ (Т)
ОСЫ (К)    КРА (Э)    ВРАГ (О)
КОРЬ (Я)    СТОЛ (Б)    УХА (М)

(Гроза, волк, косы, якорь, парк, шутка, экран, столб, стог, точки, овраг, муха.)

«Замените букву»
В предложенных словах замените одну согласную букву другой так, чтобы получилось новое слово.

НОГТИ, ЛАПКА, ЗУБЫ, КИСКА, ПЕСОК, ГАЛКА, БУЛКА, НОРКА, КЛИН, ТОСКА, СВЕТ, РАМОЧКА, ПОЛЕНО, ОРЕЛ.

(Когти, папка, шубы, миска, лесок, палка, белка, корка, блин, доска, цвет, мамочка, колено, осел.)

«Фокусники»
Измените слоги в словах и вы, как настоящие фокусники, получите новые слова.


КИРА – РАКИ

КАНАТ –   
МАМА –
ЛЫЖИ –
СОСНА –
НЯНЯ –
МЫШКА –
НОРА –
КАМЫШ –
БАНКА –
БАБА –
ЖИЛЫ –
ДЯДЯ –
ДЫРА –
КАБАН –

 
«Волшебные превращения»
Прочитайте слова по-разному: сначала с ударением на первом слоге, затем — на втором. Чем похожи слова, чем они отличаются? Почему изменился смысл слов?

ХЛОПОК, ЗАМОК, КРУЖКИ, СТРЕЛКИ.


«Спрятанные слова»
Прочитайте следующие слова:

ОРГАН, ЖАРКОЕ, ПРОПАСТЬ, АТЛАС, ГВОЗДИКИ.

Прочитайте их еще раз, изменив ударение. Сколько слов записано? Чем они отличаются?


«Ищем друзей»
Прочитайте слова сначала по столбикам, затем по строкам. Найдите среди них друзей, слова, которые отличаются только одной буквой, только двумя буквами.

КОЗЫ     БОЛЬ     УС     КАШКА
ВОЛ    КОЛПАК     ПЧЕЛКА     ШАР
СТОЛБ     КОШКА     КОРКА     ВКУС
КОЛ    СОЛЬ     ЕЛКА     КОСЫ
КОЧКА     ШАРФ     СТОЛ     ВОЛК


 
Для развития у детей внимания и интереса к чтению можно предложить фольклорные и литературные путаницы (рифмованные загадки, игры в слова и со словами, стихотворения и сказки).

«Рассеянный наборщик»
В этих двух стихотворениях наборщик перепутал строчки (слова, слоги, буквы). Помогите ему разобраться.
 

Старшие братья

Мы вчера своих сестер
Положили на забор,
Потрясли, потом побили,
Будет в доме меньше пыли.

Наш ковер

Мы сегодня наш ковер
Повели гулять во двор,
На качелях покачали
И мороженого дали.


Найдите ошибки наборщика

 
У вратаря большой улов,
Влетело в сетку пять волов,
(голов)

Ехал дядя без жилета
(билета)
Заплатил он штраф за это.

Мама с бочками пошла
(дочками)
По дороге вдоль села.

Куклу выронив из рук,
Маша мчится к маме:
— Там ползет огромный лук
(жук)
С длинными усами.

Поэт окончил строчку,
В конце поставил бочку,
(точку)

На глазах у детворы
Крысу красят маляры,
(крышу)

Тает снег. Течет ручей.
На ветвях полно врачей,
(грачей)

Сели в ложку и — айда!
(лодку)
По реке туда-сюда.

Врач напомнил дяде Мите:
— Не забудьте об одном:
Обязательно примите
Десять цапель перед сном,
(капель)

Закричал охотник: «Ой!
Двери гонятся за мной!»
(звери)
 
Я рубашку сшила шишке,
(мишке)
A себе сошью штанишки.
 

«Звуковые близнецы»
Прочитайте стихотворения, найдите в них слова, которые слышатся одинаково, а пишутся по-разному.

Сережка

Возвращаясь под вечер с поля,
Потеряла сережку Поля.
Тут сережку нашел Сережка,
Прибежал, постучал в окошко:
— Отыскалась твоя сережка!

                           ***

На виду честного люда.
Трусит с горки съехать Люда,
А у Сани, а у Сани
С горки сами мчатся сани.

 
 
Для выработки у детей внимания, как предпосылки правильного чтения, могут быть использованы различные упражнения тренировочного характера, направленные как на
предупреждение у учащихся ошибок во время чтения, так и формирование навыка осознанного чтения.

«Слова спрятались»
Перед вами слоги, среди которых спрятались знакомые слова. Попробуйте их найти и записать печатными буквами: слова — в столбик слева, слоги — в столбик справа.

ПРИ, ОРХ, ШЛИ, ДОМ, КРО, МАК, РИС, ФРЕ, ШКА, БЛЕ, ПРЯ, РОТ, СОН, ДЫМ, ФРУ, СЛЕ, ФЛЕ, ЯРП, ПОЛ, ЛОБ, ШУМ, ВЗЯ, СВИ, ACT, РЕВ, САД, ВЕС, РАД, ШТИ, ВСЕ, ПТИ, ОЛТ, КВА, ЖНИ, ВЛЕ, ПОС, КОТ, МЕД, ЛЕД, ЦВЕ.


Работа учащихся может быть организована фронтально (на доске) или в парах: задание выполняется на отдельных листах или в тетрадях, после выполнения задания проводится взаимопроверка или самопроверка выполненной работы.

Чтобы предупредить проблемы детей, связанные с чтением сочетаний согласных, можно  практиковать запись слов, предложений, текстов различным шрифтом.

Прочитайте слова, записанные различным шрифтом:
1.    ДЫмитЬся, оСТРота, ВСТреча, аСТРы.

2.    —
Зверек, зверек, куда бежишь?
        Как звать тебя, малышка?
   — Бегу в каМЫШ - каМЫШ - каМЫШ.
       Я — мышКА, мышКА, мышКА.

УПРАЖНЕНИЯ НА ОТЧЕТЛИВОЕ ПРОИЗНОШЕНИЕ ЗВУКОВ


Упражнения данного типа особенно полезны для учащихся первого и второго классов.

Начинать подобную работу следует с артикуляции гласных и согласных, эти буквы пишутся на доске или карточках; в работе используются различные буквенные и слоговые таблицы.
Как только дети в классе познакомятся с несколькими звуками и буквами, начнут учиться читать по слогам, учитель предлагает прочитать:

А   О   У   Ы   И
Б   М   Н   Т    В

Попробуйте совместить эту работу с упражнениями на речевое дыхание и правильное произношение: «Делаем вдох и читаем, отчетливо произнося каждый звук (учитель выполняет задание вместе с детьми, показывая образец артикуляции, упражнения выполняются хором, индивидуально, в парах, по рядам, мальчики — девочки и т. д.)». Таким образом осуществляется
чтение и артикуляция гласных, согласных, их сочетаний. Помимо того, детям может быть предложено задание на чтение различного рода сочетаний:

АОУИЭЕ, АЫОУЭИ, ОУАЭИЫ и т. д.

3-С-Ж, Щ-Ж-Ш, Ш-Ж-Щ, Б-Д-Т-П, Г-Ж-К-Ш, 3-Ч-С-Щ-М-Ш и др.

Ба — бя,  бо — бе,  бу — бю,  бэ — бе,  бы — би.

За — зя,  зо — зе,  зу — зю,  зэ — зе,  зи — зы.

Фа — фя,  фе — фо,  фу — фю,  фэ — фе,  фи — фы.

Ля — ла,  ло — ле,  лю — лу,  лэ — ле,  лы — ли.

«Играем со звуком»

Сделать глубокий вдох, а на выдохе издать названные педагогом звуки, усиливая или ослабляя их звучание:

  • гудок поезда, который приближается или удаляется: М-М-М-М...;
  • Шум ветра: В-В-В-В...;
  • Жужжание пчелы или жука: Ж-Ж-Ж-Ж ...;
  • Писк летающего комара: 3-3-3-3...;
  • Рычание собаки (большой или маленькой): Р-Р-Р-Р...;
  • Шипение змеи: Ш-Ш-Ш-Ш...;
  • Воздух, выходящий из проколотой шины велосипеда: С-с-с-с...

«Эхо»

Поставить руки рупором ко рту и попробовать изобразить эхо в лесу или горах: «Ay! Ay! Ау!». А теперь один ряд учеников класса будет произносить (читать) слова, а остальные ребята станут эхом, например: за горой — рой, рой, рой; роет землю старый крот — рот, рот, рот и др.

«Звук за мячом»

Учитель, имитируя бросок мяча, посылает детям звук, слог, слово, учащиеся четко произносят (повторяют) задание и бросают его учителю. Варианты проведения игры:

  • бросьте звук, как воздушный шарик;
  • нежно переложите его на мои ладони;
  • поиграйте с ним, как с баскетбольным мячом;
  • игра в теннис и др.

Главное, чтобы в игре дети не забывали про дыхание и правильное произношение.
Замечательным материалом для отработки у учащихся четкого произношения являются
чистоговорки, повторение слогов в которых способствует развитию у детей правильного произношения звуков.

My — му — му — молока кому?
Ща — ща — ща — мы несем домой леща.
Ры — ры — ры — полетели комары,
Жа — жа — жа — есть иголки у ежа.

Такие чистоговорки можно придумывать с ребятами на уроке после того, как они поймут принцип их составления.

Pa—pa—pa — было холодно с утра.
Ру — ру — ру — был туман  _____________.
Ры — ры — ры, ры — ры — ры -__________.
Жи — жи —жи, жи — жи — жи  - ________ этажи.
Шо — шо — шо, шо — шо — шо - _________.
Шу — пгу — шу, шу — шу — шу - _________.

Не менее полезны и интересны детям
скороговорки, в которых встречаются слова, часто сходные по звучанию, но разные по смыслу, а также повторяющиеся звуки и слоги. При подборе скороговорок для работы с детьми следует придерживаться ряда условий:

  • выбирайте скороговорку со звуками и их сочетаниями, произношение которых вызывает трудности у детей;
  • учитывайте возраст и степень подготовленности детей (есть скороговорки простые и сложные, короткие и достаточно длинные, есть целые «рассказы» из скороговорок);
  • при отборе скороговорок и организации работы с ними не забывайте про развитие речевого дыхания, четкости произношения и памяти учащихся.

Вез на горку Саня за собою сани.

Шел Егор через двор с топором чинить забор.

Шестнадцать шли мышей
И шесть нашли грошей,
А мыши, что поплоше,
Шумливо шарят гроши.

Два дровосека, дровокола, два дроворуба говорили про Ларьку, про Варьку, про Ларькину жену, спорили, что у осы не усы, не усищи, а усики, что сшит колпак не поколпаковски, что вылит колокол не по-колоколовски. О пустяках спорить — дело упустить.

Из-под Костромы, из-под Костромищи везет Сенька Саньку с Сонькой на санках. Везет да скороговорками так и сыплет: мол, тетерев сидел на дереве, от дерева – тень тетерева; мол, у гусыни усов не ищи, не сыщешь; мол, каков Савва, такова и слава. Скороговорил, скороговорил да так всех скороговорок и не перевыскоговорил.


Предложите ребятам читать скороговорки в следующем режиме:

  • глубокий вдох,
  • задержка дыхания
  • и на выдохе прочитать:

«На горе Арарат рвала Варвара виноград». 

Если для чтения на уроке (коррекционном занятии) предлагается одновременно несколько скороговорок, то каждая из них должна быть прочитана с добором воздуха (необходима установка для детей):

(Вдох) Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
(Вдох) Пришел Прокоп, кипел укроп. Ушел Прокоп, кипел укроп.
(Вдох) Расскажите про покупки. Про какие, про покупки? Про покупки, про покупки, про покупочки свои!

Систематически привлекая внимание детей к своему дыханию, произношению можно добиться того, что учащиеся смогут на одном дыхании, четко произнося каждый звук, прочитать любое небольшое стихотворение.
Например:
(Вдох) Воробушки
О чем поют воробушки
В последний день зимы?
—    Мы выжили!
—    Мы дожили!
—    Мы живы! Живы мы!    
                         
В. Берестов

В работе с чистоговорками и скороговорками можно использовать занимательные упражнения
«Разбросанные скороговорки», лото из чистоговорок, скороговорок, пословиц и поговорок, в ходе которых ребятам необходимо сначала собрать скороговорку или чистоговорку, а затем правильно ее прочитать.

В разминку перед чтением текстов полезно включать чтение сочетаний гласных и согласных, которые затем могут встретиться детям во время чтения текстов. Особое внимание в работе следует уделить предупреждению трудностей и ошибок в чтении, которые могут сделать учащиеся. Как известно, наибольшие трудности у детей вызывает чтение стечения согласных: СТРА, ВСТРЕ, ОПРЕ, ЗДРЕ, ЕЗДР и др.

Среди типичных ошибок, которые лучше предупредить перед чтением,  можно назвать следующие:

  • молоко, отец, мыло, портфель (прочитайте так, как надо писать, а теперь так, как говорят и читают);
  • что, конечно, скворечник;
  • ошибки, связанные с влиянием на наше произношение белорусского языка: че, ря, ча, стря, ре, ветре; три, щи, рябина, щавель, веревка, плащ; белая береза под моим окном (слова, словосочетания, предложения берутся из текста для чтения на уроке);
  • чтение и правильное произношение окончаний родительного падежа имен прилагательных: родного, зеленого, весеннего, синего цвета, зеленого лета, это страница зеленого цвета и др.

Чтобы предупредить ошибки детей во время чтения для предварительных упражнений используются слова, словосочетания, предложения из текстов, с которыми ученики будут знакомиться на уроке или специально отобранные учителем.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ ПРАВИЛЬНОЙ ОСАНКИ,

РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ 


Чтобы научить ребенка правильно говорить и читать вслух, необходимо систематически работать над развитием его речевого дыхания, которое появляется у человека в момент говорения, когда на выдохе возникает звук, а звуки соединяются в речевой поток. Внимательно понаблюдайте за ребенком, начинающим читать, он может сделать вдох посередине фразы или слова, нарушая целостность восприятия читаемого текста. Это показатель того, что у него не развито (или недостаточно развито) речевое дыхание, а ведь именно от этого во многом зависят и громкость, и чистота, и выразительность речи человека.

Упражнения для развития у детей речевого дыхания следует проводить, начиная с уроков обучения грамоте, лучше всего вначале, как бы готовя ребенка к чтению. Часть таких занятий может быть проведена в круге (около доски или на ковре) в виде разминки перед чтением или во время физкультминуток на уроке. В первом классе такую работу можно проводить фронтально, а в последующие годы обучения — индивидуально (только с теми ребятами, для которых подобные упражнения необходимы), либо до урока, либо в его начале. Начинать лучше с упражнений, связанных с формированием у детей правильной осанки во время чтения.

УПРАЖНЕНИЯ НА ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВИЛЬНОЙ ОСАНКИ


Предложите первоклассникам сесть, сутулясь (так, как чаще всего они сидят за партами), и произнести (прочитать) слоги, слова, любую фразу. В качестве материала для чтения могут быть использованы предложения, чистоговорки, скороговорки, пословицы и поговорки, загадки. Сразу после чтения поинтересуйтесь, комфортно ли дети себя чувствуют, легко ли ям дышать и говорить.

Попросите их как бы приподнять свое тело (плечи, грудь), откинуть его назад и вниз (делайте упражнение вместе с ребятами). Спина при этом становится крепкой, прямой, а руки, шея, плечи свободными и легкими. Снова предложите ребятам произнести (или прочитать) то же задание, узнайте, как сейчас им говорится и дышится, помогите детям сделать вывод: правильное положение тела помогает читать и говорить, а значит, оно должно стать привычным на уроке и в жизни. Обязательно покажите, как надо правильно сидеть во время чтения: ровно, развернув плечи, голову держа прямо перед собой и чуть вниз, при этом подбородок не должен подниматься кверху. Целесообразным является использование на уроках следующих упражнений, многие из которых носят занимательный характер.

Упражнение «Дровосек»

Рекомендуется проводить для снятия мышечного напряжения детей на уроках чтения. Исходное положение: ноги на ширине плеч, руки опущены. Взять двумя руками топор, поднять его над головой, одновременно легко и глубоко вдохнуть, затем вместе с коротким и полным выдохом через рот сделать быстрый наклон вперед, одновременно опуская руки вниз, т. е. ударяя топором по полену. Чтобы дети выполняли упражнение правильно, необходимо объяснять им важность того, как надо следить за своим дыханием во время его выполнения. На следующем уроке можно предложить ребятам выполнять упражнение, произнося при выдохе и ударе топора восклицания типа: «Ух!», «Раз!» и т. д.

«Освобождение от усталости»

Исходное положение: ноги на ширине плеч, руки опущены. Поднять руки вверх, глубоко вдохнуть и на вдохе подняться на носки. Затем «бросить» расслабленное тело вниз с восклицанием «Ух!» и, не выпрямляясь, сделать еще три дополнительных пружинящих наклона, выдыхая оставшийся воздух на трех восклицаниях: «Ух! Ух! Ух!». Таким образом, тело расслабляется и опускается все ниже и ниже.

«Пильщики»

Исходное положение: немного наклоняться вперед. Руками делать движения, как при пилке дров, и проговаривать, следи за своим дыханием:
Мы сейчас бревно распилим: раз, два, раз, два. Будут на зиму дрова, раз, два, раз, два.

«Самолет»

Исходное положение: ноги врозь, руки в стороны. На счет раз делать поворот вправо, два — исходное положение, три — влево, четыре — исходное положение. Во время выполнения движений нужно правильно дышать и проговаривать:
 
Руки в стороны — в полет
Отправляем самолет.
Правое крыло вперед,
Левое крыло вперед.
Раз, два, три, четыре —
Полетел наш самолет

«Насос»

Исходное положение: ноги врозь. Раз — наклон влево, правая рука скользит вверх вдоль туловища; два — исходное положение; три — наклон вправо, движение вниз левой руки.
А теперь насос включаем,
Воду из реки качаем.
Влево — раз, вправо — два,
Потекла ручьем вода.
Раз, два, три, четыре (3 раза),
Хорошо мы потрудились.

Упражнения на регулирование речевого дыхания

Выполнение упражнений данного вида поможет детям научиться грамотно «расходовать» воздух при произнесении слова или фразы, неслышно «добирать» его во время паузы, дышать во время чтения легко и естественно, правильно посылать дыхание, находить для него «опору».
Поможет делать правильно вдох и выдох — упражнение, которое может быть выполнено в различных вариантах. Например:

  • вдох через нос- выдох через рот;
  • краткий глубокий вдох — замедленный выдох;
  • медленный глубокий вдох — краткий резкий выдох и т. д.

Выдыхаем правильно: глубокий вдох и медленный выдох, при котором воздух выходит узкой струей; выдох несколькими равными порциями (толчками); выдох двумя неравными порциями.

«Задерживаем дыхание»

Первый вариант — сделать глубокий вдох, медленно набирая воздух через нос. Задержать дыхание, а на выдохе медленно посчитать от 1 до 10, стараясь, чтобы воздуха хватило до конца счета (учитель выполняет задание вместе с ребятами, регулируя темп счета).

Второй вариант — встать, распрямив плечи, удерживая голову прямо, одну руку положить на живот, вторую — на грудь (для контроля дыхания). На счет «раз» сделать молча глубокий вдох и задержать дыхание, на счет «два», медленно выдыхая воздух, плавно посчитать вслух от 1 до 5.

Третий вариант — исходное положение такое же, как в предыдущем упражнении. На счет «раз» молча сделать глубокий вдох, «два» — задержать дыхание, «три» — плавно выдохнуть воздух, медленно считая вслух от 1 до 10. Затем повторить упражнение в той же последовательности, считая вслух до 15, в дальнейшем до 20, до 30. Это упражнение в различных вариантах может предлагаться ребятам на протяжении всех лет обучения в начальной школе, главное — периодически изменять задание для детей, усложняя его, а также обращать внимание на то, что считать надо спокойно, ровно, не понижая голоса, чтобы в легких всегда оставался небольшой запас воздуха.

«Не дышать»

Полностью выдохнуть воздух и не дышать в течение нескольких секунд. Затем наполнить легкие воздухом путем нескольких коротких и активных вдохов.

«Свеча»

Глубоко вдохнуть, задержать дыхание и медленно подуть на воображаемое пламя свечи. Постараться дуть так, чтобы пламя легло и удержать его в таком положении до конца выдоха. Упражнение может выполняться с использованием узкой полоски тонкой цветной бумаги, которую ребенку следует держать в руке, близко перед собой и дуть на нее: тогда будет на-глядно видно, насколько ровно ложится пламя свечи.

«Торт именинника»

Представьте себе, что на день рождения вам испекли большой торт со свечками. Наберите в легкие как можно больше воздуха и задуйте свечи по одной или все одновременно.

«Погасите свечу»

Глубоко вдохнуть, задержать дыхание, а затем короткими толчками выдохнуть воздух и загасить пламя свечи: — Фу! Фу! Фу! Фу!

«Паровоз» («Чайник»)

Сделать глубокий вдох через нос, а затем короткими толчками через сомкнутые губы выдохнуть воздух, произнося: «Пффф», «пффф», «пффф».

«Надоедливый комар»

Вытянуть руки перед грудью ладонями друг к другу. При счете «раз» вместе с глубоким бесшумным вдохом через нос быстро развести их в стороны до отказа. На счет «два» на выдохе произнести звук «з-з-з», медленно и аккуратно соединить руки, чтобы «убить комара», который звенит перед вами. Движения на выдохе делать медленно и спокойно, чтобы не спугнуть комара.

Игра-этюд «Покажи, как»

Покажите, как можно:

  • аккуратно сдуть пылинку со своего рукава, также аккуратно сдуть ее с кончиков пальцев вытянутой руки;
  • задуть одним разом все свечи на дедушкином именинном торте;
  • надуть воображаемый воздушный шарик так, чтобы он не лопнул;
  • сорвать воображаемый одуванчик и аккуратно подуть на него так, чтобы все парашютики разлетелись в разные стороны;
  • выдуть как можно больше мыльных пузырей из воображаемой игрушки, выдуть один большой мыльный пузырь и т. д.;
  • раздуть огонь в потухающем костре;
  • подуть на горячее молоко, чтобы сдуть пенку и т. д.

«Часы»

Исходное положение: стать, слегка расставив ноги и опустив руки вниз. Размахивая прямыми руками вперед и назад, предложите ребятам произносить слова: «Тик-так, тик-так», обращая внимание на свое дыхание. Упражнение по-вторить 10 — 12 раз.

«Трубач»

Упражнение выполняется сидя, при этом кисти рук складываются в виде «трубы». Необходимо сделать глубокий вдох, а затем, плавно выдыхая, вслух имитировать доносящиеся из трубы звуки: «П-ф-ф-ф». Упражнение повторить 4—5 раз.

«Подъем!»

Раннее утро, все спят (дети сидят за партами и изображают «спящее царство»), вдруг просыпается петух (дети встают, ставят ноги врозь, а руки опускают вниз). На счет «раз» петух поднимает крылья (руки в стороны), делает глубокий вдох и, постукивая по бокам, на выдохе громко кричит: «Ку-ка-ре-ку!». Упражнение повторить 5—6 раз.

«Мы растем»

Упражнение выполняется стоя, ноги вместе, руки вверх. На счет «раз» глубоко вздохнуть, потянуться вверх и встать на носочки; на счет «два» — на выдохе медленно опустить руки, встать на ступни и вслух произнести: «У-х-х-х!». Упражнение повторить 4 —5 раз.

«Каша кипит»

Упражнение выполняется сидя, одну руку положить на живот, вторую — на грудь (для контроля дыхания). На счет «раз» сделать глубокий вдох и втянуть живот, «два» — выдохнуть воздух порциями, коротко произнося: «Ф-ф-ф-ф». Упражнение повторить 3 — 4 раза.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплекс упражнений для развития техники чтения

   Предложенные мною упражнения позволяют работать над развитием навыков чтения на любом уроке, помогают подготовить речевой аппарат к формированию правильности и беглости чтения младших школьников. Э...

Комплекс упражнений по развитию речи

Подобран материал для уроков чтения и письма в начальной школе....

Примерные комплексы упражнений на развитие выразительного чтения у младших школьников.

Важное место в школе должна занимать работа учителя по развитию техники речи учащихся правильного дыхания, четкого произношения и хорошего звучания голоса. Ряд упражнений связан с элементами игр...

упражнения для развития оперативной памяти

Использую для развития памяти....

Комплекс упражнений на развитие фонематических процессов

Комплекс предназначен для развития фонематических процессов на уроках обучения граммоте и русского языка....

Комплексы упражнений для развития физических качеств обучающихся

Кроме формирования жизненно необходимых навыков ходьбы, бега, прыжков, метаний, на уроках физической культуры необходимо научить детей сохранять правильную осанку, анализировать мышечные ощущения, кон...

Упражнения для развития полноценного навыка чтения у учащихся младших классов. Памятки для родителей и учеников.

Упражнения для развития полноценного навыка чтения у учащихся младших классов....