Конспект урока литературного чтения 3 класс на тему : А.П.Платонов «Ещё мама» (УМК "Школа России")
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Копытова Наталья Александровна

КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

Тема: А.П.Платонов «Ещё мама» .

 

Цели деятельности учителя: формирование представлений о жизни и творчестве А.П.Платонова ; развитие умения анализировать художественное произведение; формирование навыка беглого чтения и  правильной речи.

Планируемые результаты:

Предметные: уметь выразительно и осознанно читать, ставить вопросы и находить в тексте ответы на вопросы, передавать свои мысли и чувства.

Личностные: высказывать свое мнение, подтверждая собственными аргументами; понимать причины успеха в учебной деятельности: самоанализ и самоконтроль результата; объяснять свое мнение.

Тип урока: «Открытие» нового знания

Оборудование: УМК «ШР» учебник Литературное чтение: 3 кл.: Учебник:в 2ч./Л.Ф Климанова, В.Г Горецкий М.:Просвещение/Учебник,2017.-Ч.2.; презентация, раздаточный материал

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дата: 21. 04. 2019

Школа: «№154»

Класс: 3

ФИО учителя: Ким А.Х.

ФИО студента: Масальских Н.А.

ФИО руководителя практики: Солопова Т.В.

Оценка ______________________

КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

Тема: А.П.Платонов «Ещё мама» .

Цели деятельности учителя: формирование представлений о жизни и творчестве А.П.Платонова ; развитие умения анализировать художественное произведение; формирование навыка беглого чтения и  правильной речи.

Планируемые результаты:

Предметные: уметь выразительно и осознанно читать, ставить вопросы и находить в тексте ответы на вопросы, передавать свои мысли и чувства.

Личностные: высказывать свое мнение, подтверждая собственными аргументами; понимать причины успеха в учебной деятельности: самоанализ и самоконтроль результата; объяснять свое мнение.

Тип урока: «Открытие» нового знания

Оборудование: УМК «ШР» учебник Литературное чтение: 3 кл.: Учебник:в 2ч./Л.Ф Климанова, В.Г Горецкий М.:Просвещение/Учебник,2017.-Ч.2.; презентация, раздаточный материал

Этап урока

Время

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I. Этап самоопределение к деятельности

Психологический настрой, организация урока.

Словесный: слово учителя

Психологический настрой.

2 мин.

- Здравствуйте, ребята! Каждый урок должен начинаться с улыбки и хорошего настроения, и тогда на протяжении всего занятия дела будут идти хорошо и всё будет получаться.

- Сделайте хлопок, если вы пришли на урок с хорошим настроением.

- Настроение у всех хорошее – значит всё у нас получится!

- Проверьте порядок на рабочем месте. Садитесь. Начнём наш урок.

Приветствуют учителя.

Психологически готовятся на урок.

Слушают учителя.

Р.: саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и преодолению препятствий.

II. Актуализация знаний и мотивация

Практический: артикуляционная разминка

5 мин.

-Для того, чтобы на уроке чтение не вызывало у вас затруднений, давайте проведем речевую разминку.

-Прочитайте отрывок из стихотворения Сергея Погореловского.
Хоть мама еще

Не вернулась с работы,

Нетрудно узнать

Ее думы-заботы:

«Вернусь —

Хорошо бы пошить, почитать,

Да надо

С уборкой возиться опять»

…………

Стать добрым волшебником

Ну-ка попробуй!

Тут хитрости

Вовсе не нужно особой:

Понять и исполнить желанья другого —

Одно удовольствие, честное слово!
— Прочитайте отрывок из стихотворения каждый сам про себя.

— Прочитайте выразительно.

— У меня пропущен отрывок. Как вы

думаете, о чем пропущенная часть? Бываете ли вы добрыми волшебниками

дома?

— Это стихотворение  называется «Попробуй волшебником стать».

Прочитаем отрывок из него еще раз. Вы читаете хором выразительно первую

часть, написанную на доске, я — пропущенную, и конец - снова вы.

(Учитель читает.)

И ты совершаешь

Веселое чудо:

Ковер засверкал,

Засияла посуда!

И ахнула мама,

Вернувшись домой: —

Да это как в сказке!

Волшебник ты мой!

-Я хорошо знаю, как вы относитесь к своим мамам. Сейчас вы рассказали, как

помогаете им. Не забывайте, что любить – это значит беречь, заботиться...

— Прочитайте название рассказа А. Платонова, который мы сейчас прочитаем.

— Как вы понимаете название? Что значит еще? Разве может такое быть?

Читают стихотворение.

Дети рассказывают, как они помогают маме.

«Еще мама»

Р.:  принятие и сохранение учебной задачи, сличение с образцом, оценка работы

К.: построение монологического высказывания; развитие речи

III. Постановка учебной задачи

Словесный: беседа

Фронтальный опрос

4 мин.

- Как будет звучать тема нашего урока?

- Какие цели мы с вами поставим?

 - Замечательно!

Тема нашего урока: «Андрей Платонович Платонов. Еще мама»

- Познакомиться с творчеством Андрея Платонович Платонова. Познакомиться с рассказом «Еще мама».

К.: выражение мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

Р.: принятие и сохранение учебной задачи,

П.: установление причинно-следственных связей,

анализ объекты с целью выделения общих признаков, подведение под понятие.

IV. «Открытие» детьми нового знания

Словесный: слово об авторе

Первоначальное знакомство с текстом.

Словесный: анализ текса

Практический: заполнение рабочего листа.

 8 мин.

Фронтальная форма работы

-Прежде чем приступить к изучению рассказа, давайте вспомним, что мы знаем об авторе.

-В каком году и где родился автор?

-Сколько профессий сменил автор?

-В своей семье он был …… сыном?

-Кем он работал на фронте?

-Как автор относился к своему творчеству?

-Хорошо! Молодцы!

-Сегодня мы познакомимся с рассказом А.П. Платонова «Еще мама».

-Как вы понимаете название? О чем рассказ? 

-Хорошо! Давайте приступим к чтению рассказа. (Слушают аудиозапись и следят по тексту)

-Совпали ли наши предположения с содержанием рассказа?

-Как вы поняли, о чем этот рассказ?

-Хорошо!

-Кто является главными героями рассказа?

-Какое событие изображает автор в рассказе?

-Как Артем воспринимает школу?

-Кого по дороге в школу встречает Артем?

-За кого Артем принял  гусака?

-Как автор описывает учительницу. Прочитайте.

-Как Артем появился в классе? Что его беспокоило.

-О чем думал Артем, глядя в окно, пока шел урок? Прочитайте.

-Какое слово написала Аполлинария Николаевна на доске и велела переписать в тетрадь?

-Какое еще слово писал Артём?

-Хорошо! Молодцы!

В 1988 году, в Воронеже.

5 разных профессий

Старшим сыном.

Военным корреспондентом.

Чрезвычайно требовательно.

Мама, Артем, учительница Аполлинария  Николаевна.

Как Артем пошел первый раз в школу.

Не хочет идти в школу, недоволен, расстроен.

Гусака, собаку Жучку.

За страшную  дикую птицу, которая живет вместе с орлами.

Ему было страшно.

Слово мама.

Родина.

П.: осуществляют сравнение и анализ, классификацию слов по самостоятельно определенным
критериям.

Р.: осознают и принимают
учебную задачу, контролируют учебные действия,

К.: обмениваются мнениями; умеют слушать друг

Л.: определение границ собственного знания и незнания

V. Первичное закрепление

Практический: выборочное чтение, выразительное чтение. Анализ выразительного чтения.

5 мин.

-Что вы можете сказать об отношениях Артема и его мамы. Какой наказ мама дала сыну в конце рассказа? Прочитайте диалог с этими словами.(с.143)

-Хорошо! Молодцы!

-У вас на партах лежат листы с заданиями. Сейчас мы с вами начнем их заполнять.

Учись там и расти большой!

К: выражение мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

VI. Самостоятельная работа в парах

Практический : выразительное чтение.

 

5 мин.

Задание №1

-О ком этот рассказ?

-В чем заключается главная мысль рассказа?

-Что вам понравилось в этом рассказе? Запишите.

-Восстанови последовательность действий в рассказе.

  • -Так пишется слово «мама».
  • -А я когда вырасту, я в школу ходить не буду!
  • Вдруг лохматое животное повернуло голову и молча оскалило на Артема пасть с зубами.
  • На дворе школы сидели ребята.
  • -Я к маме хочу,- сказал Артем и закрыл лицо рукавом…
  • -Ну,иди,иди! Учись там и расти большой.
  • Там, в конце улицы стояла, новая большая школа, а за школой начинался лес.
  • -Где?-спросила учительница. -Где твоя рана? Покажи ее, покажи!
  • Артем не слушал, что говорила учительница на уроке.
  • Артему хотелось заплакать по матери, вернутся к ней, но он опять пошёл вперед, чтобы мать не обиделась на него.
  • После уроков Артем первый побежал домой.
  • - А мама твоя будет горевать!-сказала Аполлинария Николаевна.
  • -Еще учи!- попросил Артем.
    Тут гусак вытянул шею из-за изгороди, крякнул и защемил клювом штанину у Артема, а заодно и кожу на его ноге.

О Артеме, его маме и учительнице.

Главная мысль заключается в том, что школьный учитель является для ребёнка второй мамой.

1.-А я когда вырасту, я в школу ходить не буду!

2.Там, в конце улицы стояла, новая большая школа, а за школой начинался лес.

3.Артему хотелось заплакать по матери, вернутся к ней, но он опять пошёл вперед, чтобы мать не обиделась на него.

4.Тут гусак вытянул шею из-за изгороди, крякнул и защемил клювом штанину у Артема, а заодно и кожу на его ноге.

5.Вдруг лохматое животное повернуло голову и молча оскалило на Артема пасть с зубами.

6.На дворе школы сидели ребята.

7.-Я к маме хочу,- сказал Артем и закрыл лицо рукавом…

8.-Где?-спросила учительница. -Где твоя рана? Покажи ее, покажи!

9.Артем не слушал, что говорила учительница на уроке.

10.После уроков Артем первый побежал домой.

11.- А мама твоя будет горевать!-сказала Аполлинария Николаевна.

12.-Так пишется слово «мама».

13.-Еще учи!-попросил Артем.

14.-Ну,иди,иди! Учись там и расти большой.

К.: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками, согласованно выполнять совместную деятельность

VII. Включение в систему знаний

Словесный: беседа

8 мин.

-Подчеркни качества, которые подходят Артему:

  • Трусливый
  • Смелый
  • Боязливый
  • Заботливый
  • Злой
  • Впечатлительный
  • Добрый

-Подчеркни качества, которые подходят маме Артема:

  • Добрая
  • Простая
  • Жестокая
  • Веселая
  • Злая
  • Грубая

-Подчеркните качества, которые подходят Аполлинарии Николаевне:

  • Отзывчивая
  • Грубая
  • Заботливая
  • Добрая
  • Ласковая
  • Упрямая

-Дайте краткую характеристику герою по плану:

1.Артем

2.Возраст________

3.Какой он?(не менее 2 качеств)____________________________________

-Дайте краткую характеристику герою по плану:

1.Учительница

2.Имя учительницы________________________

3.Опишите ее (не менее 2 качеств)____________________________________

Дайте краткую характеристику герою по плану:

1.Мама

2.Имя мамы________________________

3.Какая она?(не менее 2 качеств)____________________________________

-Какие слова Артем учился писать?

Отвечают на вопросы и заполняют рабочий лис..

К.: построение речевых высказываний

П.: восприятие информации.

Р.: принимать и сохранять задачу

VIII. Рефлексия

Словесный: беседа

3 мин.

- Какая тема нашего урока была?

- Достигли ли мы поставленной цели?

- Оцените свою работу. На слайде выберите фразу и продолжите её.

(Сегодня я узнал… было интересно… было трудно… я выполнял задания… я понял, что… теперь я могу… я почувствовал, что… я приобрел… я научился… я попробую… меня удивило…)

- Спасибо за урок.

- А.П. Платонов «Еще мама».

 Познакомиться с творчеством Андрея Платонович Платонова. Познакомиться с рассказом «Еще мама».

Оценивают и анализируют свою деятельность.

Л: умение ставить оценку собственной деятельности


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Хоть мама еще Не вернулась с работы, Нетрудно узнать Ее думы-заботы: «Вернусь — Хорошо бы пошить, почитать, Да надо С уборкой возиться опять» ………… Стать добрым волшебником Ну-ка попробуй! Тут хитрости Вовсе не нужно особой: Понять и исполнить желанья другого — Одно удовольствие, честное слово!

Слайд 2

Тема : А. А. Платонов «Ещё мама» Цели : познакомиться с произведением «Ещё мама ».

Слайд 3

Сегодня я узнал… Было интересно… Было трудно… Я выполнял задания… Я понял, что… Теперь я могу… Я почувствовал, что… Я приобрел… Я научился… Я попробую… Меня удивило…



Предварительный просмотр:

Автор рассказа:_____________________________________

Название рассказа:__________________________________

Задание №1

1.О ком этот рассказ?

__________________________________________________

__________________________________________________

2.В чем заключается главная мысль рассказа?

__________________________________________________

__________________________________________________

__________________________________________________

3.Что вам запомнилось из этого рассказа? Запишите.

__________________________________________________

__________________________________________________

Задание №3

1.Дайте краткую характеристику герою по плану:

1.Артем

2.Возраст________

3.Какой он?(не менее 2 качеств) ____________________________________

2.Дайте краткую характеристику герою по плану:

1.Учительница

2.Имя учительницы________________________

3.Опишите ее (не менее 2 качеств)____________________________________

3.Дайте краткую характеристику герою по плану:

1.Мама

2.Имя мамы________________________

3.Какая она?(не менее 2 качеств)____________________________________

Задание №2

-Подчеркни качества, которые подходят Артему:

  • Трусливый
  • Смелый
  • Боязливый
  • Заботливый
  • Злой
  • Впечатлительный
  • Добрый

-Подчеркни качества, которые подходят маме Артема:

  • Добрая
  • Простая
  • Жестокая
  • Веселая
  • Злая
  • Грубая

-Подчеркните качества, которые подходят Аполлинарии Николаевне:

  • Отзывчивая
  • Грубая
  • Заботливая
  • ДобраяРаскраска. Мальчик сидит за партой с глобусом
  • ЛасковаяРаскраски Мама и дочка распечатать бесплатно
  • Упрямая

раскраска Учительница в школе раскраски

Задание№4 Какие слова писал Артем?

______________                        __________________



Предварительный просмотр:

Восстанови последовательность действий в рассказе.

  • -Так пишется слово «мама».
  • -А я когда вырасту, я в школу ходить не буду!
  • Вдруг лохматое животное повернуло голову и молча оскалило на Артема пасть с зубами.
  • На дворе школы сидели ребята.
  • -Я к маме хочу,- сказал Артем и закрыл лицо рукавом…
  • -Ну,иди,иди! Учись там и расти большой.
  • Там, в конце улицы стояла, новая большая школа, а за школой начинался лес.
  • -Где?-спросила учительница. -Где твоя рана? Покажи ее, покажи!
  • Артем не слушал, что говорила учительница на уроке.
  • Артему хотелось заплакать по матери, вернутся к ней, но он опять пошёл вперед, чтобы мать не обиделась на него.
  • После уроков Артем первый побежал домой.
  • - А мама твоя будет горевать!-сказала Аполлинария Николаевна.
  • -Еще учи!- попросил Артем.
    Тут гусак вытянул шею из-за изгороди, крякнул и защемил клювом штанину у Артема, а заодно и кожу на его ноге.

Восстанови последовательность действий в рассказе.

  • -Так пишется слово «мама».
  • -А я когда вырасту, я в школу ходить не буду!
  • Вдруг лохматое животное повернуло голову и молча оскалило на Артема пасть с зубами.
  • На дворе школы сидели ребята.
  • -Я к маме хочу,- сказал Артем и закрыл лицо рукавом…
  • -Ну,иди,иди! Учись там и расти большой.
  • Там, в конце улицы стояла, новая большая школа, а за школой начинался лес.
  • -Где?-спросила учительница. -Где твоя рана? Покажи ее, покажи!
  • Артем не слушал, что говорила учительница на уроке.
  • Артему хотелось заплакать по матери, вернутся к ней, но он опять пошёл вперед, чтобы мать не обиделась на него.
  • После уроков Артем первый побежал домой.
  • - А мама твоя будет горевать!-сказала Аполлинария Николаевна.
  • -Еще учи!- попросил Артем.
    Тут гусак вытянул шею из-за изгороди, крякнул и защемил клювом штанину у Артема, а заодно и кожу на его ноге.

Восстанови последовательность действий в рассказе.

  • -Так пишется слово «мама».
  • -А я когда вырасту, я в школу ходить не буду!
  • Вдруг лохматое животное повернуло голову и молча оскалило на Артема пасть с зубами.
  • На дворе школы сидели ребята.
  • -Я к маме хочу,- сказал Артем и закрыл лицо рукавом…
  • -Ну,иди,иди! Учись там и расти большой.
  • Там, в конце улицы стояла, новая большая школа, а за школой начинался лес.
  • -Где?-спросила учительница. -Где твоя рана? Покажи ее, покажи!
  • Артем не слушал, что говорила учительница на уроке.
  • Артему хотелось заплакать по матери, вернутся к ней, но он опять пошёл вперед, чтобы мать не обиделась на него.
  • После уроков Артем первый побежал домой.
  • - А мама твоя будет горевать!-сказала Аполлинария Николаевна.
  • -Еще учи!- попросил Артем.
    Тут гусак вытянул шею из-за изгороди, крякнул и защемил клювом штанину у Артема, а заодно и кожу на его ноге.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературного чтения «Знакомство с произведением В. Белова «Малька провинилась»» (УМК «Школа России», 3 класс)

Цели деятельности учителя:формирование у учащихся умений работать с текстом, а также расширять словарный запас.Планируемые результаты:Предметные: знать биографию В. Белова;уметь характеризовать героев...

Конспект урока литературного чтения Б. Заходер "Товарищам детям". "Что красивей всего?" (УМК "Школа России", 2 класс)

Тема: Б. Заходер «Товарищам детям». «Что красивей всего?» Цели деятельности учителя: формирование знаний о жизни и творчестве Б. Заходера; развитие умения работать с текст...

Конспект урока литературного чтения «Э. Успенский «Если был бы я девчонкой…» (УМК "Школа России", 2 класс)

Тема: «Э. Успенский «Если был бы я девчонкой…» Цели деятельности учителя: формирование читательского кругозора, через знакомство обучающихся со стихотворением Э. Успенско...

Конспект урока литературного чтения Обобщение по разделу «Люблю природу русскую. Весна» (УМК "Школа России", 2 класс)

Тема: Обобщение по разделу «Люблю природу русскую. Весна» Цели деятельности учителя: закрепление знаний обучающихся по разделу «Люблю природу русскую. Весна». Планиру...

Конспект урока литературного чтения Эдуард Успенский «Если был бы я девчонкой»(УМК "Школа России" , 4 класс)

Конспект урока литературного чтенияТема: Эдуард Успенский «Если был бы я девчонкой».Цель деятельности учителя: ознакомление учащихся с произведением Э. Успенского «Если был бы я девч...

Конспект урока литературного чтения "Б. Шергин "Собирай по ягодке - наберешь кузовок" (УМК "Школа России", 3 класс)

Цели деятельности учителя: ознакомление детей с новым разделов; с произведением Б. Шергин «Собирай по ягодке – наберешь кузовок», с жизнью и творчеством писателя.Планируемые ре...

Конспект урока литературного чтения: «А. Введенский «Ученый Петя». Особенности юмористического произведения» ( УМК " Школа России" , 2 класс)

Тема: «А. Введенский «Ученый Петя». Особенности юмористического произведения»Цели деятельности учителя: формирование знаний о юмористическом произведении; развитие умений соста...