Конспект урока литературного чтения 3 класс на тему "Е.Благинина Кукушка, Котенок"(УМК "Школа России")
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Копытова Наталья Александровна

КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

Тема: Е.А. Благинина «Кукушка» , «Котёнок» .

 

Цели деятельности учителя:  формирование представлений о жизни и творчестве Е.А. Благининой; развитие навыка выразительного чтение; развитие интереса к чтению.

Планируемые результаты:

Предметные: уметь выразительно и осознанно читать, ставить вопросы и находить в тексте ответы на вопросы, передавать свои мысли и чувства.

Личностные: высказывать свое мнение, подтверждая собственными аргументами; понимать причины успеха в учебной деятельности: самоанализ и самоконтроль результата; объяснять свое мнение.

Тип урока: «Открытие» нового знания

Оборудование: УМК «ШР» учебник Литературное чтение: 3 кл.: Учебник:в 2ч./Л.Ф Климанова, В.Г Горецкий М.:Просвещение/Учебник,2017.-Ч.2.; презентация, раздаточный материал

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Челябинской области

государственное  бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Челябинский педагогический колледж №1»

Технологическая карта урока

Литературное чтение

                                                                                                                                                        Выполнила студентка 45 группы

                                                                                                                                  Ф.И: Масальских Наталья

                                                                                                                           Проверила: Ким А.Х.

                                                                                                                                                        Отметка:

                                                                                                                                                        Дата:

 

Челябинск, 2021

Дата: 13. 04. 2021

Школа: «№154»

Класс: 3

ФИО учителя: Ким А.Х.

ФИО студента: Масальских Н.А.

ФИО руководителя практики: 

Оценка_______________

КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

Тема: Е.А. Благинина «Кукушка» , «Котёнок» .

Цели деятельности учителя:  формирование представлений о жизни и творчестве Е.А. Благининой; развитие навыка выразительного чтение; развитие интереса к чтению.

 

Планируемые результаты:

Предметные: уметь выразительно и осознанно читать, ставить вопросы и находить в тексте ответы на вопросы, передавать свои мысли и чувства.

Личностные: высказывать свое мнение, подтверждая собственными аргументами; понимать причины успеха в учебной деятельности: самоанализ и самоконтроль результата; объяснять свое мнение.

Тип урока: «Открытие» нового знания

Оборудование: УМК «ШР» учебник Литературное чтение: 3 кл.: Учебник:в 2ч./Л.Ф Климанова, В.Г Горецкий М.:Просвещение/Учебник,2017.-Ч.2.; презентация, раздаточный материал

Этап урока

Время

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I. Этап самоопределение к деятельности

Психологический настрой, организация урока.

Словесный: слово учителя

Психологический настрой.

2 мин.

- Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас видеть. Желаю всем хорошего настроения на весь день.

- Сделайте хлопок, если вы пришли на урок с хорошим настроением.

- Настроение у всех хорошее – значит всё у нас получится!

- Проверьте порядок на рабочем месте. Садитесь. Начнём наш урок.

Приветствуют учителя.

Психологически готовятся на урок.

Слушают учителя.

Р.: саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и преодолению препятствий.

II. Актуализация знаний и мотивация

Практический: артикуляционная разминка

6 мин.

Фронтальная форма работы

-Для того, чтобы на уроке чтение не вызывало у вас затруднений, давайте проведем речевую разминку.
-Посмотрите, на экране скороговорка:

Кукушка кукушонку

Купила капюшон.

Надел кукушонок капюшон,

В капюшоне кукушонок смешон.

 -Сначала читаем медленно, протяжно, затем в среднем темпе, выразительно, а потом в скороговорном, быстром темпе.
-Теперь прочитает первый ряд. Теперь прочитает второй ряд. Теперь прочитает третий ряд. Первый ряд читает медленно. Второй ряд читает в среднем темпе. Третий ряд читает в быстром темпе. Молодцы ребята!

-C творчеством, какого автора мы познакомились на предыдущем уроке?

-С какими стихотворениями мы познакомились?

-Каким было домашнее задание?

-Хорошо! Кто хочет прочитать стихотворение?(3-4 человека выразительно читают на оценку)

-Чтобы определить, автора с  творчеством, которого мы сегодня познакомимся  на уроке, прочитайте, что здесь зашифровано. (Ключ к расшифровке в приложениях)

Шифр:  6 34 1 34 2 13 14 10 15 10 15 1

-Что у нас получилось?

-Совершенно верно. Сегодня на уроке мы будем знакомиться с творчеством Елены Александровны Благининой.

-А чтобы узнать с какими стихотворениями мы будем работать на уроке, соберите из распавшихся букв слова.

АКШУКУК

КОНЁТОК

-Какие слова получились?

-Совершенно верно! Кукушка и котёнок.

Читают медленно, протяжно.

Читают в среднем темпе, выразительно.

Читают быстро.

Читает первый ряд.

Читает второй ряд.

Читает третий ряд.

Читает первый ряд медленно, второй в среднем темпе, третий – быстро

С.В.Михалков.

«Рисунок» , «Если»

-Выразительное чтение стихотворения «Если»

Е. А. Благинина

Кукушка

Котёнок

Р.:  принятие и сохранение учебной задачи, сличение с образцом, оценка работы

К.: построение монологического высказывания; развитие речи

III. Постановка учебной задачи

Словесный: беседа

Фронтальный опрос

4 мин.

Фронтальная форма работы

-Сформулируйте тему нашего урока?

-Какие поставим цели?

-Замечательно!

Е.А.Благинина «Котёнок» , «Кукушка».

Познакомиться с творчеством Е.А.Благининой; познакомиться со стихотворением «Кукушка», «Котёнок».

К.: выражение мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

Р.: принятие и сохранение учебной задачи,

П.: установление причинно-следственных связей,

анализ объекты с целью выделения общих признаков, подведение под понятие.

IV. «Открытие» детьми нового знания

Словесный: слово об авторе

Практический: прослушивание стихотворения.

Первоначальное знакомство с текстом.

Практический: словарная работа.

Практический: словарная работа.

Практический: прослушивание стихотворения.

Первоначальное знакомство с текстом.

 10 мин.

Фронтальная форма работы

Елена Александровна Благинина (1903- 1989)

Дочь железнодорожного кассира, внучка священника. С детства мечтала стать учительницей. Каждый день, в любую погоду, в самодельных башмаках на веревочной подошве (время было трудное - двадцатые годы) шла она за семь километров от дома в Курский педагогический институт. Но желание писать оказалось сильнее, и тогда же — в годы студенчества — появились первые лирические стихи Елены Александровны. Вскоре она перебралась в Москву, где поступила в Высший литературно-художественный институт.

В начале 30-х годов прошлого века Елена Александровна стала писать стихи для детей. Она писала стихи, искрящиеся юмором, «дразнилки», «считалки», «скороговорки», песенки, сказки. Но больше всего у неё стихов лирических. Елену Александровну отличало невероятное трудолюбие, и за свою долгую жизнь она успела выпустить множество книг, которые популярны среди взрослых и детей.

Работа со стихотворением «Кукушка»

-Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с двумя стихотворениями Е. А. Благининой. Откройте свои учебники на странице 118.

-Прочитайте, как называется первое стихотворение, с которым мы познакомимся.

-Ребята, а что вы знаете о кукушке?

-Многие считают, что кукушка - плохая мать, но это не так. Кукушка – заботливая мать, а подкладывает яйца в чужие гнезда лишь потому, что не может прокормить своих птенцов: ведь кукушка питается большими мохнатыми гусеницами, а птенцы их есть не могут т.к маленькие, поэтому она и подкладывает их в чужие гнезда.

-Рассмотрите иллюстрации к стихотворению, как вы думаете, о чем пойдет речь?

-Ребята, давайте проверим, правильно ли мы догадались, о чем пойдет речь в стихотворении.

-Прежде чем приступить к прослушиванию стихотворения, давайте разберемся, что  обозначают слова «блаженствую», «простосердечный» , « отзывный»?

-Как вы думаете, что обозначает слово «блаженствую»? Блаженствую –отдыхаю.

-Как вы думаете, что обозначает слово «простосердечный»? Простосердечный –добрый.

-Как вы думаете, что обозначает слово «отзывный»? Отзывный- звучащий или произносимый в ответ на что-либо.

 (На доске появляются карточки со словами и их значением)

-Приступим к прослушиванию. Для этого сядьте ровно и послушайте стихотворение, следите пальчиком в учебнике.(Аудиозапись)

-Ребята, мы с вами правильно догадались?

- Понравилось ли вам произведение?

-С каким чувством поэтесса говорит о кукушке?

-Что вспоминаете, о чем думаете вы, заслышав голос кукушки?

-Где находится мальчик? 

-Какие запахи он чувствует? 

-От чьего лица ведется рассказ в стихотворении?

-Хорошо! Молодцы!

Динамическая пауза

Работа со стихотворением «Котёнок»

– Другое стихотворение – о милом, добром существе, которое любят дети и которое часто живет с нами. 

-Прочитайте внимательно стихотворение  Благининой  «Котенок»  самостоятельно.

-Какие непонятные, трудные слова встретили в произведении?

-Может кто-то из вас знает, что означает слово «бархат»? Бархат – то, что мягкостью и густотой цвета напоминает такую ткань.

- Может кто-то из вас знает, что означает слово «досыта»? Досыта – до насыщения,  до сытости, вдоволь.

- Может кто-то из вас знает, что означает слово «загляденье»?  Загляденье – кто-то или что-то отличающееся необыкновенной красотой, на что можно засмотреться.

- Может кто-то из вас знает, что означает слово «ненастный»? Ненастный – дождливый пасмурный день.

( На доске появляются карточки со словами и их значением)

-Прочитаем это стихотворение вслух. (Один ребенок читает, а остальные следят) 

-Где нашла девочка котенка? (В саду.)

-Что делал котенок в саду? Прочитайте.

- Почему котенок мяукал и дрожал? Прочитайте.

-Что сделала девочка? 

- Прочитайте строчки, в которых говорится, каким стал котенок.

- Какое настроение у вас появилось во время чтения этого стихотворения?

- Что вы думаете о девочке?

- Как она относится к природе, животным, птицам?

-Приходилось ли вам наблюдать такую картину, какую увидела девочка?

- О чем стихотворения Е. Благининой?

- Как вы думаете, почему она так много пишет о любви к животным?

-Что вы думаете о детях? Как они относятся к природе и животным и птицам?

-Хорошо! Молодцы!

Слушают учителя.

«Кукушка»

Отвечают на вопросы учителя.

О кукушке, о мальчике.

Высказывают предположения.

Отвечают на вопросы учителя.

Выражают свое мнение.

С нежностью, интересом.

В лесу под елкой.

Запах смолы.

От лица мальчика.

Досыта, загляденье, бархат, ненастный.

Предположения детей.

Отвечают на вопросы учителя.

В саду.

Взяла котенка домой, накормила.

Тревога за котенка, жалость к нему.

От того что девочка о нем позаботилась.

От лица девочки.

О животных и птицах.

Потому что она их любит.

П.: осуществляют сравнение и анализ, классификацию слов по самостоятельно определенным
критериям.

Р.: осознают и принимают
учебную задачу, контролируют учебные действия,

К.: обмениваются мнениями; умеют слушать друг

Л.: определение границ собственного знания и незнания

V. Первичное закрепление

Практический: выразительное чтение. Анализ выразительного чтения.

5 мин.

Работа над выразительным чтением стихотворения.

-Послушайте внимательно следующее задание. Задание для 1 и 3 ряда.

- Подготовьте выразительное чтение стихотворения, вложите все свои чувства, которые, по вашему мнению, переживал мальчик.

Задание для 2 ряда.

-Подготовьте выразительное чтение стихотворения, вложите все свои чувства, которые, по вашему мнению, переживала девочка.

-На подготовку у вас есть 4 минуты.

Анализ выразительного чтения детей.

Читают выразительно.

К: выражение мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

VI. Самостоятельная работа в парах

Словесный: обобщающая беседа: осмысление пословицы и смысла стихотворения

5 мин.

- Сейчас мы выполним самостоятельную работу в парах.

1. Выберете высказывание, которое подходит к стихотворению «Котенок» и подчеркните его.

2. Докажите, что выбранное высказывание верно.

Учись доброму, так худое на ум не пойдет.

Мы всегда будем в ответе за тех, кого приручили.

Труд человека кормит, а лень портит.

- Кто хочет ответить?

Выполняют самостоятельную работу.

К.: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками, согласованно выполнять совместную деятельность

VII. Включение в систему знаний

Словесный: беседа

5 мин.

-Со стихотворениями, какого автора мы сегодня познакомились?

-Как называются стихотворения, с которыми мы познакомились?

-О чём стихотворения Елены Александровны Благининой?

-Чему научили нас прочитанные стихи?

Домашнее задание

Выучить наизусть стихотворение  на выбор «Котёнок» или «Кукушка».

Отвечают на вопросы.

О животных.

Любить животных, относиться к животным бережно, помогать им, если они попали в беду.

К.: построение речевых высказываний

П.: восприятие информации.

Р.: принимать и сохранять задачу

VIII. Рефлексия

Словесный: беседа

3 мин.

- Какая тема нашего урока была?

- Достигли ли мы поставленной цели?

- Оцените свою работу. На слайде выберите фразу и продолжите её.

(Сегодня я узнал… было интересно… было трудно… я выполнял задания… я понял, что… теперь я могу… я почувствовал, что… я приобрел… я научился… я попробую… меня удивило…)

- Спасибо за урок.

- «Е.А.Благинина

«Котенок», «Кукушка»»

- Да!

Оценивают и анализируют свою деятельность.

Л: умение ставить оценку собственной деятельности

А

Б

В

Г

Д

Е

Ё

Ж

З

И

Й

К

Л

М

Н

О

П

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

Р

С

Т

У

Ф

Х

Ц

Ч

Ш

Щ

Ь

Ы

Ъ

Э

Ю

Я

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Кукушка кукушонку Купила капюшон. Надел кукушонок капюшон, В капюшоне кукушонок смешон.

Слайд 2

Шифр: 6 34 1 34 2 13 14 10 15 10 15 1

Слайд 3

АКШУКУК КОНЁТОК

Слайд 4

Тема: Елена Александровна Благинина «Кукушка» , «Котёнок». Цели: познакомиться с творчеством Е.А.Благининой; познакомиться со стихотворениями «Кукушка» , «Котёнок».

Слайд 5

Елена Александровна Благинина (1903-1989)

Слайд 7

Блаженствую – отдыхаю. Простосердечный – добрый. Отзывный – звучащий или произносимый что-либо в ответ.

Слайд 8

Бархат – это то, что мягкостью и густотой цвета напоминает такую ткань. Досыта – до насыщения, до сытости, вдоволь. Загляденье – кто-то или что-то отличающееся необыкновенной красотой, на что можно засмотреться. Ненастный – дождливый, пасмурный день.

Слайд 9

Учись доброму, так худое на ум не пойдет. Мы всегда будем в ответе за тех, кого приручили. Труд человека кормит, а лень портит.

Слайд 10

Тема: Елена Александровна Благинина «Кукушка» , «Котёнок». Цели: познакомиться с творчеством Е.А.Благининой; познакомиться со стихотворениями «Кукушка» , «Котёнок».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературного чтения. Е.Благинина "Посидим в тишине". УМК "Школа России" 2 класс

Цель урока: пробудить у учащихся добрые и нежные чувства к близким на основе анализа стихотворения Е.Благининой «Посидим в тишине»Задачи урока: Образовательные: познакомить учащихся с авто...

Конспект урока литературного чтения Е. Благинина «Посидим в тишине» (УМК «Школа России», 2 класс)

Цели деятельности учителя: ознакомление обучающихся с жизнью и творчеством Е. Благининой, со стихотворением «Посидим в тишине»; совершенствование навыка осознанного и выразительного чтения...

КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ. Тема: «Е. А. Благинина «Кукушка», «Котенок»»

Цели деятельности: формирование читательской компетенции при ознакомлении с творчеством Е.А. Благиной  и ее произведений;Планируемые результатыПредметные:Знать: автора произведения, основную мысл...

Конспект урока литературного чтения «Б.Л. Пастернак «Золотая осень»» (УМК Школа России, 4 класс)

Цели деятельности учителя: формирование навыка осознанного и выразительного чтения, умения анализировать художественный текст.Планируемые результатыПредметные: знать: жанровые особенности стихотворени...

Конспект урока литературного чтения "Б. Заходер "Песенки Винни-Пуха"" (УМК "Школа России", 2 класс).

Цель деятельности учителя: формирование читательской компетентности в процессе изучения стихотворения Б. Заходера «Песенки Винни-Пуха»»; формирование знаний о жанровых особеннос...

Конспект урока литературного чтения "В.П. Астафьев "Стрижонок Скрип" (УМК "Школа России", 4 класс)

Цели деятельности учителя: знакомство с  рассказом В.П. Астафьева «Стрижонок Скрип»;  ознакомление  с жизнью и творчеством В.П. Афанасьева.Планируемые результатыПредметные:З...