Конспект урока по литературному чтению "Путешествие в мир сказок"
план-конспект урока по чтению (1 класс)

Ооржак Валентина Хырааевна

Конспект урока по литературному чтению "Путешествие в мир сказок"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literaturnoe_chtenie_puteshestvie_v_mir_skazok.docx21.8 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕМА: Путешествие в мир сказок. (Малые фольклорные жанры)

Цели:

  1. Познакомить проверить умение различать малые жанры фольклора, отрабатывать навыки правильного, быстрого произношения и осмысленного чтения, развивать память, логическое мышление.
  2. Ознакомить детей с жанром народной сказки, прививать интерес к чтению.

Ход урока.

I Организационный момент.

- Сегодня у нас не совсем обычный урок. Мы будем развивать наши творческие возможности, наблюдательность, фантазию.

Какими видами творчества мы будем знакомиться, вы узнаете скоро.

И так начнем.

А) Слайд 1. Ой-люли, та-ра-ра-ра!

                       Заходи-ка детвора!

                       Да подумай, посмекай.

                       Все загадки отгадай.

Проведём конкурс «Кто быстрее» (Отгадай загадки, ищите к какой группе относятся отгадки). «О живой природе», «О животных», «Об овощах», «Об инструментах», «О домашней утвари».

  • Четыре брата под одной крышей сидят (Стол)
  • Скатерть бела, весь свет одела (Снег)
  • Летит – воет, сидит – землю роет (жук)
  • Не бьет, не ругает, а плакать заставляет (лук)

Вывод: Загадки – это игра, развлечение, состязание и учение. В народных загадках можно узнать нравы, обычаи и быт народа.

Б) Слайд 2. Трататушки, тра-ра-ра.

                      Игре очередь пришла,

                      Давайте поиграем и узнаем

                      Какие пословицы вы знаете.

- Игра «Закончи пословицу»

  • Без труда не вытащишь … (рыбку из пруда).
  • Старый друг … (лучше новых двух)

- Игра «Собери пословицу»

  • Здоровье, деньги, купить.
  • Работает, ест, кто, тот.

В) Ну, ребята молодцы поиграли от души. А теперь песенки, потешки, прибаутки вместе с вами пропоем.

(На карточке написано, на какую тему надо спеть песенку)

  •  «Малыш плачет, развесели его.

- Ладушки, ладушки, где вы были?

- У бабушки!

- Что вы ели?

- Оладушки!

- Что вы пили?

- Молока!

- Ладушки, ладушки, мы запели ладушки.

  • «Дразнилки»

Жадина, жадина

Жадина- говядина

Три копейки дадено

Пустая шоколадина!

Вывод: песенка – потека развеять грусть, помирить поссорившихся.

II Новая тема. Слайд 3. 

Внекоторомцарстве, внекоторомгосударствежилибылидеддабаба, жилибылистариксостарухой.

Задание: Разделите строчки на слова.

- Что вы заметили? (Это слова из сказок, это начало разных сказок)

Итак, мы отправляемся в увлекательное путешествие в мир сказок.

Учитель: Сказки появились очень давно. Создавались они самим народом. Народ вкладывал свои мечты о добре, справедливости, безбедной жизни.

А вы знаете, какие бывают сказки? (Волшебные, о животных, бытовые)

  • Давайте поиграем, узнаем кто лучше внимательнее читал сказки, кто больше прочел.

Задание 1. Прочитайте названия русских народных сказок, добавив гласные.

Слайд 4. Влк смр кзлт  мш мдвд  клбк  трмк

                 Ты какую сказку прочел? Тебе понравилась сказка? Почему?

                 А тебе какая сказка знакома? Назови главных героев сказки.

Задание 2.  Вставь в зашифрованные гласные буквы и получится имена сказочных героев.

Брмлй  Цктх  Мйддр  Брбн  Йблт  Тркнщ  Кркдл

- Из этих сказочных героев кто больше тебе понравился? Почему?

Слайд 5.  – Из какой сказки эти вещи?

Стрела

Туфелька

Сапог

Корыто

Царевна лягушка

Золушка

Кот в сапогах

Сказка о рыбе и рыбке

Слайд 6. А сейчас по опорным словам отгадайте название сказки:

                 Дед Солдат Брат.

                Бабка Старуха Сестра.

               

III Знакомство и чтение сказки «Гуси-Лебеди»

 А сейчас услышите сказку: героиня этой сказки оказалась в беде. Как это произошло? Кто ей помог? Обо всем этом мы узнаем внимательно послушав сказку.

А) Словарная работа: Кудель, веретено, устьица.

Б) Перед вами сказочник: (рассказывает сказку 1 ученик)

Русская народная сказка «Гуси-Лебеди»

В) Вопросы после чтения: кто унес мальчика? Кто же помог девочке спасти братца? К какому виду сказок относится это сказка?

Задание: Чтобы узнать слова, ответьте, как называется по-другому, впишите в клеточки первые буквы слов.

Снежная буря (вьюга), глаз (око), неправда (ложь), временное легкое жилище (шалаш), непоседа (егоза), любимая и дорогая мамина мама (бабушка), потоп(наводнение), пятая буква в алфавите с конца (Ы), пища (еда).

Какое слово получилось? (Волшебные)

 - Что в сказке необыкновенное, волшебное, чудесное?

(Топор сам рубит лес, печка разговаривает, мельница мелет зерно)

Какие волшебные предметы есть в сказке? (Скатерть-самобранка, ковер-самолет)

Понравилась ли вам сказка? А сказочник вам понравился?

IV Закрепление.

  1. Отрывки из сказок. Сейчас вы будете актерами. Вы будете не читать, не рассказывать, а показывать и имитировать жестами что там написано.

Слайд 7.  – Я, Мышка-норушка, а ты кто?

                  - А я лягушка- квакушка

                  - Иди ко мне жить.

И стали они жить вдвоем.

                                               

- Вижу, вижу!

Не садись на пенек, не ешь пирожок, неси бабушке, неси дедушке!

2. Игра «Поле чудес» 

Задание для игроков: Как называется русская народная сказка, главный герой которой – хлебобулочное изделие. (Колобок)

Из какого металла был сделан андерсеновский стойкий солдатик. 5 букв. (Олово)

Игра со зрителями: Из него можно сварить кашу. (Топор)

3.Вы сейчас не просто в классе, а в гостях у сказки. (Инсценировка из сказки «Теремок»)

V Рефлексия. (Итог урока)

Какая работа вам очень понравилась?

Нет ничего интереснее, чем наши весёлые сказки.

Дома: Читать сказки «Гуси-Лебеди» и пересказывать.

Литература:

  1. Поурочные разработки по литературному чтению. Е.С.Гостимская.
  2. Приглашаем на урок. 3 класс. (Конспекты уроков.) Изд-во «Учитель»
  3. Алёнушкины сказки. Д.Мамин-Сибиряк.
  4. Сказки волшебной страны.
  5. Сборник русских сказок.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению в 4 классе. 1. Предмет: литературное чтение. Тип учебного занятия: Урок обобщения и систематизации учебного материала. 2. Тема: Обобщение и систематизация материала по разделу «Устное народное творчество»

Специфика проведения данного урока состоит в том, что такого полного обобщения и систематизации материала по разделу «Устное народное творчество» в Программе не предусмотрено, на выпуске из первой сту...

Конспект урока по литературному чтению по теме "Алексей Толстой. Золотой ключик, или Приключения Буратино (главы)" для обучающихся 2 - го класса (Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева. Литературное чтение. Маленькая дверь в большой мир. 2 класс Часть 1

Тип урока - изучение нового материала. Направлен на то, чтобы создавать условия для проявления познавательной активности учащихся как основы формирования и развития учебной компетентности и ключевых к...

План-конспект урока по литературному чтению во 2 классе»Б» по теме «Литературная гостиная, посвященная творчеству К.И.Чуковского» с применением кейс-технологий.

План-конспект урока  по литературному чтению во 2 классе»Б» по теме «Литературная гостиная, посвященная творчеству К.И.Чуковского» с применением кейс-технологий....

Конспект урока чтения по теме: "Волшебный мир сказок"

Урок проводился в специальной коррекционной школе-интернате VIII вида....

Конспект урока по литературному чтению.Обобщающий урок по теме «Литературные сказки».

Повторить и обобщить изученный материал; развивать умение ориентироваться в прочитанных произведениях и анализировать их; проверить полученные при изучении раздела знания учащихся.     ...