конспект урока по литературному чтению "Сравнение художественного и научно-познавательного текста. Н. Рубцов «Про зайца» (2 кл.)
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Чигинцева Анастасия Вячеславовна

Конспект урока по литературному чтению

Тема: Сравнение художественного и научно-познавательного текста. Н. Рубцов «Про зайца». Текст из энциклопедии «Заяц»

Цели деятельности учителя: формирование умения находить сходство и различие научных и художественных текстов на примере  новых произведений; научить сравнить художественный и научно-познавательный тексты на примере стихотворения Н. Рубцова «Про зайца» и научной статьи из энциклопедии «Заяц».

Планируемые результаты Предметные:

знать: содержание произведений, особенности каждого жанра;

уметь: различать художественный и научный тексты.

Личностные:

-продолжить работу над положительным отношением к процессу чтения и анализа произведения;

-воспитывать бережное отношение к природе через анализ содержания художественного произведения;

-воспитывать заботливое отношение к «братьям нашим меньшим»

 

Тип урока: рефлексия

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дата:        15.04.2021                                                                                                ФИО учителя: Савушкина Т.П.

Школа: 104                                                                                                                    ФИ студента: Чигинцева А. 

Класс: 2 «м»                                                                                                             ФИО методиста: Солопова Т.В.

Кабинет: 314                                                                                                        

 

                                                                                                     

Конспект урока по литературному чтению

Тема: Сравнение художественного и научно-познавательного текста. Н. Рубцов «Про зайца». Текст из энциклопедии «Заяц»

Цели деятельности учителя: формирование умения находить сходство и различие научных и художественных текстов на примере  новых произведений; научить сравнить художественный и научно-познавательный тексты на примере стихотворения Н. Рубцова «Про зайца» и научной статьи из энциклопедии «Заяц».

Планируемые результаты Предметные:

знать: содержание произведений, особенности каждого жанра;

уметь: различать художественный и научный тексты.

Личностные: 

-продолжить работу над положительным отношением к процессу чтения и анализа произведения;

-воспитывать бережное отношение к природе через анализ содержания художественного произведения;

-воспитывать заботливое отношение к «братьям нашим меньшим»

 

Тип урока: рефлексия 

Оборудование: учебник Л.Ф. Климанова, Л.А. Виноградская, 2 класс, 2 часть, «Перспектива»; презентация к уроку

Этап урока

Методы и приемы

Хронометраж

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя, формы деятельности учащихся

Деятельность ученика

I. Этап самоопределения к

деятельности

Словесный -

разъяснение

1

мин

-Здравствуйте ребята!

-На уроке литературного чтения мы будем читать и учиться мыслить

Приветствуют учителя, друг друга.

 

Р: саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и преодолению препятствий

II. Актуализация знаний и

мотивация

Практический: задание на соотнесение;

Словесный: объяснение, беседа;

6 мин

Проверим домашнее задание.

Кто может рассказать по плану текст произведения?

План:

1) Мальчики остались одни.

2) Страшные звуки.

3) Испуганные дети.

4) Родители вернулись.

5) Встреча с ежиком.

6) Жизнь ежик на даче.

Молодцы!

П: анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных)

К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение способов взаимодействия.

III. Постановка учебной задачи Словесный – беседа.

1 мин

Посмотрите на слайд, как вы думаете, кто станет героем следующего произведения?

Правильно, это заяц.

А фамилию автора вы узнаете, разгадав ребус.

Верно это Н. Рубцов.

Откройте учебник на стр. 100-101

Сегодня мы продолжим работу над сравнением двух текстов.

Какая тема урока у нас сегодня будет?

Какие цели поставим?

Заяц

Рубцов

Сравнение художественного и научно-познавательного текстов.

 Н. Рубцов "Про зайца"».  «Заяц» (из энциклопедии)

Сравнить два текста о зайце

Сравнение текстов

П: подведение под понятие

П: построение речевого высказывания

Р: целеполагание 

2 мин

Физминутка

Чтобы выполнить заданья,

Чуть-чуть надо отдохнуть.

Ну, ребята, дружно встанем,

Надо косточки встряхнуть.

Руки в стороны, вперед,

Вверх, назад прогнулись,

К солнцу потянулись.

На носочки встали,

Лучики достали.

На корточки сели,

Вокруг посмотрели.

А теперь за парты

Тихо-тихо сели.

-Выполнение действий.

-Встать.

-Развести руки в стороны, вперед.

-Прогнуться вперед, назад.

-Встать на носочки, руки вверх.

-Присесть.

-Сесть на свои места.

VII. Включение в систему знаний,

повторение

Словесный – беседа.

2 мин

-Я прочту стихотворение, а вы постарайтесь мысленно представить картины стихотворения?

- Какие картины нарисовало ваше воображение?

-Какие чувства возникли в вашем сердце?

-Прочитайте произведение самостоятельно жужжащим чтением и подчеркните карандашом непонятные слова.

-Какие слова вы подчеркнули?

Кто может объяснить значение слова

«обмер»?

_Что значит слово «бестолковый»?

- Что обозначает фраза «с вечной дрожью»?

- Как вы понимаете «горестно вздыхая»?

- В каком значении употреблено слово бедный:

бедный – небогатый;

бедный – несчастный    

– Ребята, вы назвали это произведение стихотворением. Почему вы так решили? Зачитайте рифмующиеся слова.

- От чьего имени написано стихотворение? Докажите.

-Расскажите о встрече, которая произошла у героя-рассказчика с зайцем в лесу.

А теперь прочитайте об этом.

-Назовите в тексте слова, которые помогают представить зайца.

- Можно ли утверждать, что автор в своём произведении «Про зайца» смеётся над глупым и трусливым зверьком? Обоснуйте своё мнение.

-Как вы считаете, что хотел донести автор этого стихотворения до читателей?

- Прочитайте стихотворение Н. Рубцова выразительно, так, чтобы слушатели поняли отношение автора к герою – зайцу.

–Продолжим работу.

Прочитайте текст на стр. 101 про себя подчерните непонятные слова.

-кто нам прочитает?

- Какие непонятные слова встретили?

- Что значит слово «зигзагами»?  

- Как вы понимаете выражение «уши топориком»?

-Откуда взят текст?

-Что такое энциклопедия?

- Кто автор этого текста?

- Можно ли определить, как автор энциклопедии относится к зайцу, какие чувства испытывает?

- Что вы узнали о зайце из данного текста?

-Да, ребята, мы получили точные сведения о повадках зайца, о его образе жизни.

Внимание на экран. Перед вами картина немецкого художника Альбрехта Дюрера «Молодой заяц».

- Рассмотрите картину внимательно

 Поработайте в паре.

Составьте устное описание зайца.

- Сравните зайца на картине Дюрера и на иллюстрации в учебнике. Похожи ли эти животные?

- Может ли стать картина Дюрера иллюстрацией к стихотворению?

-Ребята, а какой текст у нас получился при описании зайца: художественный или научно-познавательный? Как докажете?

-Как называется произведение, которое мы сегодня прочитали?

-Кто автор этого произведения?

-Откройте свои дневники, запишем домашнее задание.

Дома вы будете учить стихотворение «Про зайца» наизусть.

Жалко зайчика, мы грустим, тоскуем вместе с ним

Это значит замер, притих

Это значит непонятливый, несообразительный

Это значит всегда дрожит от страха

Горестно – печально, тоскливо.

бедный – несчастный

Произведение– в стихотворной форме, рифма.

Бедный, бестолковый

Зайцу трудно, он одинок, к зайцам надо относиться бережно

 Зигзаг – это ломаная линия.

Ведёт себя осмотрительно, настороженно

Рассматривать картину, анализировать, отвечать на вопросы:

На картине мы видим молодого зайчика. У него большие глаза. Длинные уши подняты вверх, лапки сжаты. У зайчика пушистая шёрстка, коричневато – серая. Зайчик насторожен.

- «Про зайца»

-Н. Рубцов

-Записывают домашнее задание

П: построение рассуждения;

осуществление

синтеза;

 

П: анализ объектов с

выделением сущ-х признаков;

VIII. Рефлексия деятельности

Словесный -

разъяснение

2 мин

-Что запомнили?  

-Что смогли сделать?  

-Что понравилось на уроке?  

-Что понравилось в своей работе на уроке/ в себе? 

-…

-…

-…

-…

 

П: построение речевого

высказывания

        П: построение

рассуждения

 Р: осуществление итогового контроля


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по литературному чтению 3 класс Тема: К. Паустовский. « Барсучий нос». Текст «Барсук» из справочника. Сравнение художественного и научно-познавательного текстов.

Данный урок по литературному чтению изучается в разделе "Люби всё живое". Учащиеся знакомятся с творчеством К.Паустовского, сравнивают два текста: художественную и научно-познавательную.Методическая р...

конспект урока по литературному чтению "Отличия художественного и научного текста"

конспект урока  по литературному чтению "Отличия художественного  и научного текста". Использованы тексты на тему журавлик. Цель: продолжить сравнение научного и художественного текстов, выя...

УМК «Школа России» литературное чтение 2 класс Научно – познавательный текст « Грибы». В. Берестов «Хитрые грибы».

Данная презентация предназначена для проведения урока литературного чтения во 2 классе УМК " школа России"...

Конспект урока по литературному чтению на тему «Работа с текстом»

Конспект урока по литературному чтению на тему «Работа с текстом» в 4 классе....

УМК "Перспектива". Технологическая карта к уроку литературного чтения для 2 класса на тему "Сравнение художественного и научно-познавательного текста. Н. Рубцов «Про зайца». Текст из энциклопедии «Заяц" "

Цели деятельности учителя : показать сходство и различие научных и художественных текстов на примере  новых произведений; научить сравнить      художественный и научно-по...

рабочие листы . Тема " Сравнение художественных и научно-познавательных текстов" Перспектива, литературное чтение, 3 класс

Рабочие листы могут быть использованы для групповой или парной, индивидуальной работы на уроках литературного чтения. рабочий лист содержит в себе текст, задания к тексту, лист самооценки....

Конспект урока по литературному чтению 2 класс «Н.А.Некрасов. Дедушка Мазай и зайцы

Урок по литературному чтению 2 класс«Н.А.Некрасов. Дедушка Мазай и зайцы...