Применение творческого подхода на уроках литературного чтения в начальной школе
тест по чтению

Худякова Татьяна Михайловна

В статье описаны приемы, как научить ребёнка читать через творческое отношение к заданиям, которые используются на уроках, научить ребёнка любить чтение.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Применение творческого подхода на уроках литературного чтения в начальной школе

        В последние годы заметно снижается потребность детей в чтении, пропадает желание читать. Хотя на прилавках магазинов появляются все новые и новые красочно изданные книги, дети читают мало, в основном просматривают журналы с картинками, да читают, выполняя домашнее задание, произведения, напечатанные в учебнике.

     Сейчас я работаю по программе «Школа России» и, зачастую, чтобы привить учащимся любовь к чтению одних презентаций, рассказов учителя, заданий, которые предлагаются в учебнике, увы, бывает недостаточно.

         Те знания, которые стремятся дать многие родители еще в дошкольный период, не определяют успешность обучения. Главные задачи, которые решаются в развивающем обучении: научить ребенка учиться – ставить цели, решать поставленные задачи, отвечать за результаты, следовательно, учить себя. Эти же задачи я ставлю для достижения целей в обучении своих учеников и стараюсь решать их на всех уроках. Я стараюсь организовывать собственную деятельность учащихся; мы учимся общаться, высказывать свое мнение и прислушиваться к мнению товарищей. В достижении поставленных целей мне помогла и программа по литературному чтению.

          Основная цель авторского курса «Литература как предмет эстетического цикла» - воспитание эстетически развитого читателя. По словам самих авторов, основной задачей курса является: «воспитать детей способных к пониманию позиции автора художественного текста и собственному суждению о произведении и жизненных явлениях, в нем отраженных».

       Программа Г.Н.Кудиной и З.Н.Новлянской построена очень интересно и своеобразно. За четыре года учащиеся не только знакомятся со многими авторами, их произведениями, но и овладевают различными приемами работы с художественными произведениями.

        Авторы курса «Литература как предмет эстетического цикла» со второго класса уделяют большое значение, изучению малых жанров УНТ. Учащиеся, знакомясь с картиной жизни, которая присутствует в том или ином произведении, убеждались, что существуют специальные слова, без которых этот жанр не смог бы существовать; определяли звуковой и ритмический рисунки произведений; знакомились со структурой жанра. Далее учащиеся должны были создать свою работу в данном жанре. Это главная особенность курса – пропускать через себя все то, с чем знакомишься на уроках. Пытаться работать в «позиции автора», а затем «критика» и «читателя». По программе «Школа России» , используя темы , которые изучаются в данном курсе, мы также с детьми знакомились со структурой жанра, особенностями данного жанра, т.е. изучали картину жизни и учились создавать свои произведения(и не только в жанрах УНТ). Эти уроки проходили в радостной атмосфере, ведь дети делились своими находками, открытиями. Они с гордостью рассказывали и показывали свои работы.

Так во втором классе у нас был раздел «Из детских журналов». Сначала мы познакомились с детскими журналами, которые издавались в нашей стране в 20 веке. Узнали, какие писатели сотрудничали с детскими журналами, какие произведения печатали. Познакомились со структурой журнала, а затем стали создавать свои работы. Каждый ребенок выбрал тему, которая его интересовала (я не ограничивала детей в выборе), придумал разделы к своему журналу. Те, у кого появлялись вопросы, в индивидуальном порядке подходили ко мне на консультации. Затем, в течение двух недель, дети собирали свой материал таким образом, чтобы он подходил им по разделам. Так у них появились небольшие тексты о том, чему посвящен их журнал; стихи, которые они нашли по данной теме – некоторые попробовали с помощью родителей сочинить свои собственные; многие придумали кроссворды. При оформлении своих журналов учащиеся много рисовали; могли брать иллюстрации и из Интернета, также им пришлось много писать, как сами тексты, так и заголовки к ним. В общей сложности на создание журналов у нас ушло больше месяца, но работа превзошла все ожидания. С каким удовольствием дети показывали и рассказывали о своих журналах.

Были журналы посвященные серьезным темам: « О верблюдах», «Музыкальный привет», «Необычные музеи».

«Юный грибник» с разделами:

- Познавательная страничка о ядовитых грибах и грибах полезных;

- Загадочная полянка –о грибах в загадках;

Журнал «Муррр-зилка», «Домашние животные: коты и кошки», «История о кошке», где авторы ( ученики 2класса !) придумали следующие разделы:

-Кошачье досье;

-Кинокот и сканворд;

- Мурррмифы и легенды о кошках.

Работа выполнялась в течение декабря и января, и ряд учащихся посвятил свои журналы новогодней тематике: «Узнайкин Новый год», «Легенда о Новогодней елке», «Новогодний непоседа»

Были журналы, в которых рассказывалось не только о серьезном, но и о том, чем занять свой досуг: «Сундук фантазий» и «Игротека».

Не забыли дети и о том, чтобы указать, где и кем издавались данные журналы.

После представления своей работы, дети помещали журналы на стенд, а затем еще долгое время смотрели и читали журналы своих одноклассников.

    В программе по литературному чтению очень много часов посвящено работе над стихотворениями - раздел «Поэтическая тетрадь». Учащимся вторых- третьих классов зачастую бывает сложно подобрать нужные слова, чтобы высказать свое мнение о прочитанном. Благодаря методике Г.Н.Кудиной и З.Н.Новлянской, которые предлагают замечательную работу над стихотворными произведениями, а именно создавать «Копилку настроений» (куда входят самые разные слова, характеризующие настроение), работа на уроках стала значительно продуктивней. Ребята при знакомстве со стихотворениями, старались подметить слова, которые бы характеризовали настроение рассказчика, а затем пытались объяснить свое настроение, которое возникало у них после прочтения произведения. Если во – втором классе эта работа детям давалась с трудом - мы выполняли эту работу сообща: называли слова, которые могли пригодиться при комментировании произведения – добрый, спокойный, радостный и т.д.; то в дальнейшем, дети стали добавляли в нашу копилку все больше новых оригинальных слов – волшебный, задумчивый, загадочно улыбающийся и т.д. При знакомстве с новыми произведениями эта копилка помогает учащимся более разнообразно высказывать свое мнение, показывать свое отношение к изучаемым произведениям.

        В курсе «Литература как предмет эстетического цикла» авторами разработаны уроки, которые называются: Праздники читательских удовольствий. Основная задача таких уроков состоит не только в том, чтобы научить детей чему – то, сколько в том, чтобы предоставить им возможность пережить эстетические эмоции, причем речь идет о коллективном переживании, объединяющем людей. Таких уроков немного. Они проводятся 2-3раза в год, но обязательно как уроки – праздники. Для создания праздничного настроения используются произведения разных видов искусства: словесного, изобразительного, музыкального. Учителю требуется достаточно много времени, чтобы подготовить такой урок, но тот настрой, который царит на уроке, та активность, которой заражаются дети, стоит того, чтобы такие уроки готовить и проводить.

Один из таких уроков, который я проводила со своими детьми во втором классе, назывался «Путешествие в Зимнее царство». Урок открывала Фея, которая пригласила детей в Зимнее царство, но чтобы попасть туда, дети должны были вспомнить и прочитать «зимние» стихи и устроить маленький снегопад. Затем ребят ждала встреча с волшебством, знакомство с Горным королем из финской сказки «Сампо – лопаренок», и в итоге, ребята, рассмотрев волшебные снежинки, придумывали истории о своих снежинках. А дома они должны были нарисовать эти снежинки так, чтобы по их форме можно было угадать их характер. Конечно, проведение таких уроков тоже способствует привлечению детей к читательской деятельности.

Все те приемы, которые используются на уроках литературного чтения, побуждают школьников не просто учиться, а учиться с удовольствием, и, конечно же, способствуют тому, что дети хотят и любят читать хорошие книги.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание творческой среды на уроках литературного чтения в начальной школе.

Творчество – это способность человека создавать нечто новое, оригинальное. Творчеству благоприятствует развитие наблюдательности, лёгкость комбинирования извлекаемой из памяти информации. Особенностью...

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УУД ЧЕРЕЗ ГРУППОВЫЕ ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УУДЧЕРЕЗ ГРУППОВЫЕ ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯНА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕСовременные дети ограничены в общении; игры, совместная деятель­ность, сотрудничество ...

Развитие творческого мышления на уроках литературного чтения в начальной школе.

В статье описываются методы и приёмы, которые можно использовать на уроках литературного чтения в начальной школе....

Системно деятельностный подход на уроках литературного чтения в начальной школе.

«Современный педагог не тот, кто учит, а тот, кто понимает и чувствует, как ребенок учится, как проходит его становление»....

Методика развития творческой активности на уроках литературного чтения в начальной школе

Педагогам необходимо осознать, что истинная цель обучения – гармоничное развитие личности, что подразумевает овладение основополагающими знаниями и навыками, одним из которых является навык прав...

Экспериментальная работа по теме: Системно - деятельностный подход на уроках литературного чтения в начальной школе

Экспериментальная работа по теме:Системно - деятельностный подход на уроках литературного чтения в начальной школе...

Системно-деятельностный подход на уроках литературного чтения в начальной школе

В статье описывается последовательная реализация деятельностного метода на уроках литературного чтения, условия развития у младших школьников читательских навыков, сочетание деятеьностного метода с со...