Конспект урока по литературе в 4 классе. Характерные особенности жанра басни. (БАСНИ И.А. КРЫЛОВА . «Мышь и крыса»).
план-конспект урока по чтению (4 класс)

Конспект урока по литературному чтению, 4 класс. Характерные особенности жанра басни. ( На примере басни И.А.Крылова "Мышь и Крыса")

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 1

г. Красный Кут  Саратовской области

413235 Саратовская область г. Красный Кут

пер. Инкубаторный 60

Тел. 5-21-13

e -mail: shkolnik_06@mail.ru

КОНСПЕКТ   УРОКА

по литературному чтению ( 4 класс)

(Образовательная система «Школа 2100»)

                                                                                              Урок подготовила:

                                                                                              учитель начальных классов

                                                                                              МОУ - СОШ  № 1

                                                                                              Хлопова Марина Викторовна

8-927-110-38-16

e -mail: marinakhlopova@mail.ru

2021 г.

Краткая аннотация к уроку:

Конспект урока литературного чтения для учащихся 4 класса. Конспект может быть использован в 3-4 классах, в зависимости  от  УМК по которому работает учитель. Данный урок разработан в соответствии с темой и учитывая возрастные особенности учащихся. На уроке используется ИКТ. Работа в группах ( поиск дополнительной информации), в паре способствует лучшему усвоению знаний и повышает мотивацию к предмету. Ранее конспект урока был опубликован на сайте nsportal.ru. В настоящее время материал переработан.

Компоненты урока:

1. план-конспект

2. презентация к уроку

Тема: Характерные особенности жанра басни. (БАСНИ  И.А. КРЫЛОВА . «Мышь и крыса»).

Цели:

высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему);

видеть в художественном тексте сравнения, эпитеты, олицетворения;

самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам;

 по ходу чтения представлять картины, устно выражать (рисовать) то, что представили.

  •  воспроизведение басни наизусть с помощью пиктограмм.

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД

Ι. Актуализация знаний.

Проверка домашнего задания.

(Класс разбивается на две группы: консультанты и группа  творческой деятельности. Консультантам было дано индивидуальное домашнее задание, которое предусматривает поиск информации через дополнительную литературу, посещение библиотеки, поиск через сеть Интернет. Другая группа детей самостоятельно прочитывает басни И.А. Крылова, заранее договариваются о том, кто какие басни будет читать, чтобы исключить повтора басен при чтении).

Учитель опрашивает учеников о готовности к уроку.

- У кого возникли трудности в приготовлении домашнего задания?

-Во всех ли группах смогли договориться между собой ученики и какие возникли трудности?

- Сегодня мы познакомимся ещё с одной басней И.А.Крылова «Мышь и крыса».

- Но сначала я хочу задать вам несколько вопросов по материалу прошлого урока.

- Над каким жанром мы работали?

- Как этот жанр ещё называют в литературе?

  ( по-другому его ещё  считают одним из древних жанров литературы).

Работа группы консультантов:

- Слово «басня» - просторечное, заимствованное или современное?

  (слово «басня» - просторечное и заимствованное, потому что оно пришло к нам         с древнегреческого языка).

- От кого мы впервые услышали о баснях?

( Басня – появилось в литературе ещё в Древней Греции. Особенно много басен создал древнегреческий писатель – баснописец Эзоп. Считается, что именно он ввёл в литературу этот вид произведений. Эзоп жил очень давно, более тысячи пятисот лет тому назад, басни свои он писал на стихами , а прозой.)

- Кто переработал басни Эзопа?

  ( В Древнем Риме басни на латинском языке создавал Федр. Многие из его басен являются творческой переработкой басен Эзопа.)

- А кто в России считается уникальным баснописцем?

(Лучшим по праву считается И.А.Крылов.)

- Какие слова адресовал для него А.С.Пушкин?

(А.С.Пушкину, великому русскому поэту, современнику баснописца, очень нравилось крыловское «весёлое лукавство ума, насмешливость и живописный способ выражаться». Крылов превзошёл всех нам известны баснописцев…)

- Расскажите, что вы знаете об И.А.Крылове?

(Родился будущий знаменитый писатель в семье армейского офицера. Ему было 10 лет, когда умер отец. Семья, и без того небольшая, осталась без всяких средств к существованию. Крылов был вынужден пойти работать. На досуге самостоятельно изучал французский и итальянский языки, математику и русскую литературу. Свою литературную деятельность Иван Андреевич начинал как драматург – автор произведений для театра. Но прославился он своими баснями.

Познавательные УУД

1. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

2. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать речь других.

2. Выразительно читать и пересказывать текст.

3. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

4. Умение работать в паре и в группах.

II. Постановка проблемы урока. Открытие новых знаний.

Работа группы консультантов ( продолжение):

- Что такое басня?

(Это небольшое, чаще всего стихотворное произведение. В басне обязательно должно быть поучение, совет или насмешка над дурным поступком).

- В чём заключается главная мысль басни?

(В баснях Крылова обычно действуют не люди, а звери, но ведут они себя по человечьи- спорят, ссорятся, мирятся… Автор высмеивает человеческие пороки, приписывая их животным.)

Работа группы творческой деятельности:

- Какие из басен И.А.Крылова вы знаете?

Сегодня мы с вами познакомимся с новой басней И.А.Крылова. Вам нужно будет угадать её название и к концу урока выучить басню наизусть.

Работа группы творческой деятельности:

  Для парной работы заготовлены и распечатаны пословицы для каждой пары.

  1. Выразительное чтение наизусть басни «Стрекоза и Муравей» (2 чел.)

- Оцените чтение ребят.

- Подберите пословицу к этой басне. Работа в паре.

Кто не работает, тот не ест.

Любишь кататься, люби и саночки возить.

  1. Выразительное чтение наизусть басни «Кот и Повар» (2 чел.)

- Оцените чтение ребят.

- Подберите пословицу к этой басне. Работа в паре.

Были бы кошки, а мышки будут.

Что в воду упало, то пропало.

Знаючи недруга, не зови на пир.

  1. Инсценировка басни «Ворона и Лисица». ( 2 чел.)

- Оцените творчество и чтение басни ребят.

- Подберите пословицу к этой басни. Работа в паре.

На чужой каравай, не разевай роток.

Хвалят по одёжке, а провожают по уму.

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать речь других.

2. Выразительно читать и пересказывать текст.

3. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

4. Умение работать в паре и в группах.

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

III. Развитие умений.

  1. Подготовка к чтению новой басни.

- Кто среди хищных зверей считается самым сильным и грозным?

- Его нередко называют «царём зверей»?

- Какого он размера?

- А какого размера кошка?

- Для кого она может быть очень страшной?

  1. Прослушивание басни через аудио- книгу (название басни учитель не даёт)

- Понравилась ли вам эта басня?

- Кого же боялась больше всего на свете Мышь и Крыса?

- Как по-вашему И.А.Крылов назвал свою басню?

( учитель открывает  название басни и рисунок к ней)

  1. Чтение басни учащимися самостоятельно.

- Дайте полную характеристику басни.

- Выпишите в словарик слова малознакомые вам.

Молва – весть, известие, новость.

По-пустому – зря, не имеет значение.

  1. Закрепление нового материала.

      Чтение басни сильными учащимися. (2 чел.)

- Кто и почему тебе симпатичнее, а кто – нет?

- Чему радовалась Мышь?

- Как отреагировала Крыса на новость?

- Прочитайте последние три строчки басни и замените это выражение другим, близким по смыслу.

- Реально ли то, что говорят Мышь и Крыса?

- Какими их можно назвать?

- В чём заключается главная мысль басни?

(В масках животных Крылов подразумевает отрицательные черты характера людей. Нельзя быть такими глупыми, как Мышь и Крыса, нужно быть сильным и храбрым перед любым человеком).

  1. Физминутка. (под музыку)

- Я очень хорошо работаю на уроке. Мне хочется отдохнуть  и расслабиться.

- Я хорошо умею читать. Я буду стараться и получу отметку «пять».

  1. Обобщение изученного материала.
  1. Просмотр презентации к басне «Мышь и Крыса».

- Задайте к каждому слайду свои вопросы.

2) Составьте схему к басне с использованием пиктограмм.

     - Чтение басни по схеме . (2 чел)

     - Чтение басни без схемы – наизусть. (3 чел)

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать речь других.

2. Выразительно читать и пересказывать текст.

3. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

4. Умение работать в паре и в группах.

Регулятивные УУД

1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

2. Проговаривать последовательность действий на уроке.

3. Учиться высказывать своё предположение на основе работы с

иллюстрацией учебника.

4. Учиться работать по предложенному учителем плану.

ΙΙΙ. Итог урока.

    - Что нового вы узнали на уроке?

    - Кто автор басни?

    - В чём заключалась главная мысль басни?

    - Чем заканчиваются басни?

    - Какое влияние имеет басня на вас?

     - Какой урок извлекли для себя?

– Перечислите характерные особенности жанра басни, которые мы наблюдали на уроке.

– Что мы делали? (Читали текст, отвечали на вопросы по тексту, выказывали своё отношение к героям.)

– Какое умение формировали?

-Подведите итог работы группы консультантов.

-Подведите итог работы группы творческой деятельности.

IV. Домашнее задание.

  1. выучить басню "Мышь и Крыса"  наизусть
  2. нарисовать свою иллюстрацию к басне
  3. подобрать пословицы к басне.

Использованная литература:

1. Крылов И.А. Басни. - М.: "Художественная литература", 1979.

2.Крылов И.А. Ворона и Лисица. Басни. - М.: "Белый город", 2002.

3.20 000 русских пословиц и поговорок / Сост. Михайлова Л.М. - М.: Центрполиграф, 2010.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Басни И.А. Крылова. «Мышь и крыса». Работу выполнила: Хлопова Марина Викторовна учитель начальных классов МОУ-СОШ № 1 г. Красный Кут Саратовской области

Слайд 2

Полезные советы из мудрой книги

Слайд 3

И.А.Крылов "Мышь и крыса"

Слайд 4

Где спрятана загадка? МЫШЬ И КРЫСА " Соседка, слышала ль ты добрую молву? - Вбежавши, Крысе Мышь сказала. - Ведь кошка, говорят, попалась в когти льву? Вот отдохнуть и нам пора настала!" - "Не радуйся, мой свет, - Ей Крыса говорит в ответ. - И не надейся по-пустому! Коль до когтей у них дойдет, То, верно, льву не быть живому; Сильнее кошки зверя нет!" Я сколько раз видал, приметьте это сами: Когда боится трус кого, То думает, что на того Весь свет глядит его глазами .

Слайд 5

Попробуй к каждой строке подобрать рисунок-пиктограмму и воспроизведи текст басни.

Слайд 6

Мораль сей басни такова: Когда боится трус кого, То думает, что на того Весь свет глядит его глазами .

Слайд 7

Использованная литература: Ссылки на картинки: http://www.chelantik.ru/ProductDetails.aspx?productID=4225 http://sobesednik.ru/taxonomy/term/44540 http://nuclear-wallpapers.ru.com/gdefon/wall/full/347718 http://vseneobichnoe.livejournal.com/853593.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературе 4 класс "А.И. Куприн Барбос и Жулька".

Цели и задачи урока:- Познакомить учащихся с жизнью и творчеством А.И. Куприна;- Познакомиться с произведением «Барбос и Жулька», раскрыть смысл рассказа, верности и дружбы между животными;- Учить ана...

Конспект урока по литературе 4 класс ." А.И.Куприн. Барбос и Жулька."

Цели и задачи урока:- Познакомить учащихся с жизнью и творчеством А.И. Куприна;- Познакомиться с произведением «Барбос и Жулька», раскрыть смысл рассказа, верности и дружбы между животными;- Учить ана...

КОНСПЕКТЫ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРЕ 4 КЛАСС

КОНСПЕКТ УР. ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ 4 КЛАСС...

конспект урока по литературе 3 класс

Цели:Познакомить учащихся со стихотворением, раскрыть идею и смысл. Учить видеть красоту; находить изобразительные средства языка, рисовать картины природы.Развивать речь, выразительное чтение, эмоцио...

Конспект урока по литературе 2 класс тема "Товарищам детям" УМК "Школа России" + презентация

Конспект урока по литературному чтениюТема: « Б. Заходер. Товарищам детям.» Цели деятельности учителя: ознакомление учащихся с творчеством Б. Заходера; развитие и совершенствование на...

Конспект урока русского языка (3 класс). Тема: «Развитие речи. Сочиняем басню по картине». УМК «Перспективная начальная школа»

Цель деятельности учителя: сочинение басни по картине «Кошка в клетке».Планируемые результатыПредметные: знать, что такое басня, ее основные признаки; уметь составлять басню, исходя из пла...