Упражнения при обучении чтению младших школьников
методическая разработка по чтению (1, 2, 3, 4 класс)

Мастер - класс содержит обобщающие материалы при обучении чтению младших школьников на уроках

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chtenie.docx168.88 КБ

Предварительный просмотр:

У некоторых из вас на столе лежат буквы. Выйдете к доске те, у кого они есть.

Составьте из них слово, расставляя буквы по росту чтение.

Чтение - это окошко, через которое дети 
видят и познают мир и самих себя.
Василий Александрович Сухомлинский

Чтение играет большую роль в образовании, воспитании и развитии человека. Оно представляет собой сложный психофизиологический процесс, в котором участвуют анализаторы: зрительный, речедвигательный, речеслуховой. Только при правильном взаимодействии всех анализаторов и связи двух сигнальных систем происходит процесс чтения.

Проблема заключается в том, что наблюдается резкое увеличение детей с различными интеллектуальными и речевыми нарушениями, поступающих в начальные классы общеобразовательных школ. Особенно распространёнными у этих детей являются нарушения письма и чтения. Не секрет, что нарушение чтения оказывает отрицательное влияние на весь процесс обучения, на психическое и речевое развитие ребёнка.

У меня в классе обучается ребёнок с заключением ПМПк обучение по А основной общеобразовательной программе НОО вариант 5.1. (тяж наруш речи). Изучив особенности детей с тяжёлыми нарушениями речи, и, учитывая советы учителя-логопеда нашей школы, я для дальнейшего обучения на всех уроках выбрала следующие методы, приемы, технологии

1.Активное использование наглядности и зрительных стимулов
2.Использование сигнальных карточек при выполнении заданий
3.Деление крупного материала на мелкие, связанные между собой части
4.Узелки на память
5.Внедрение современных компьютерных технологий
6.Использование сюрпризных моментов
7.Активные методы рефлексии

8.Здоровьесберегающие технологии

Работая с детьми с ОВЗ, мы учитываем их индивидуальные особенности и интересы, ищем особые подходы, создаём определённые условия для развития и формирования читательских умений и навыков. Перед нами встал вопрос, как  учитывая  особенности развития  всех детей в классе (в том числе и с ОВЗ) организовать дифференцированную работу, чтобы все дети развивались в классе.  Поэтому я строю процесс обучения, учитывая и опираясь на особенности данного ребенка, особенно на уроках литературного чтения. Все упражнения на развитие навыка чтения   проводятся не индивидуально, а коллективно.     

На уроках литературного чтения использую специальные тренировочные упражнения:

1. Психологические упражнения и минутки релаксации

2. Упражнения на развитие зоркости.

3. Артикуляционная гимнастика с использованием чистоговорок, речевые разминки, игры на звукоподражание, чтение скороговорок

4. Метод динамического чтения с использованием таблиц Шульте.

 «Тайна пропавшего предложения»         с использованием диктантов Федоренко

5. Упражнения на развитие антиципации. (смысловой догадки)

 закончи предложения..

вставь пропущенный слог

6. Упражнения на развитие речи без повторов.

- Чтение слов, записанных разновеликим шрифтом.

- чтение с постоянным наращиванием слова

- «Карточки –горки слов»

Также на уроках чтения я используя различные приемы при работе с текстом

Прием «Крестики-нолики» 

- работа проводится в парах: один ученик ставит «крестик», а другой ставит «нолик».

После прочтения нового произведения на этапе закрепления или при проверке домашнего задания ученики задают друг другу вопросы. В случае правильного ответа ученик ставит в игровое поле соответствующий ему знак (нолик или крестик). Побеждает тот, кто первым выстроит полный ряд своих знаков (по горизонтали или вертикали). Наиболее рациональным для обучающихся с ОВЗ являеся игровое поле в 9 клеток, остальным в 16 клеток.

Прием «Перевёртыши»

Упражнение 1. «Пол-арбуза», Зазеркалье, . «Бешеная книга»

Прием «Титры»

Данный прием может быть использован в целях концентрации большого объема информации. При использовании этого приема, можно проследить сюжет какого-либо произведения с опорой на картинки (мнемотехника) и подписывают титры 

Прием «Пазл»

Прием «Древо мудрости» или «Ромашка Блума»

https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/0b81/0014cc00-374588db/img12.jpg

Прием «Шесть шляп»

Цвет каждой шляпы имеет своё значение. И в соответствии со значение цвета ребёнок получает своё задание

  • Красная шляпа (чувства) – что вы чувствуете по отношению к герою.
  • Жёлтая шляпа (оптимизм) – что хорошего можно взять из произведения для себя.
  • Чёрная шляпа ( критик)  - что плохого в поступках героев.
  • Синяя шляпа (управление, размышление) - дайте совет герою или читателю.
  • Белая шляпа ( учёный)   -    чему следует поучиться у героя.
  • Зелёная шляпа (творчество)  - продолжите рассказ.

Обучающимся с ОВЗ предлагаются выбрать белую или чёрную шляпы.

«Вся ценность общества зависит от того, какие возможности предоставляет оно развитию итсоньлаудивидни». А. Энштейн

7

В

Т

П

Щ

Н

Ь

В

Ц

6

К

А

Е

З

Э

Н

Д

Ц

5

У

Г

Г

О

Е

Т

Н

Р

4

Ь

О

О

О

К

И

Е

П

3

Й

Р

Л

Я

Н

В

З

А

2

Ф

Т

С

Ч

У

Ы

Х

В

1

М

И

Д

С

Б

Ю

Е

О

1

2

3

4

5

6

7

8

ШИФР (1;4), (2;7), (3;2), (4;5), (5;3), (6;6), (7;1), (8;7)

И

Н

С

Н

А

Г

А

М

Р

А

НАЧАЛО

СЛОВА

КОНЕЦ

СЛОВА

Ж

У

Е

И

З

У

Б

И

И

Т

А

Д

Р

А

К

О

С

Т

К

Р

Н

И

К

Л

Ц

Н

Л

В

В

А

Б

В

Н

Е

О

Ж

О

А

Е

Т

Е

В

О

З

М

М

Ф

Е

Л

А

Ш

Л

А

Р

Ь

Л

Я

Н

И

К

Притча

Однажды царь решил подвергнуть испытанию всех своих придворных, 

чтобы узнать, кто из нихспособен занять в его царстве важный государственный пост. Толпа сильных и мудрых мужей обступила его.

О, вы, подданные мои! У меня есть трудная задача, и я хотел бы знать, кто 

сможет решить ее.

Он подвел присутствующих к огромному дверному замку, такому огромному, какого еще никто никогда не видывал.

- Это самый большой и самый тяжелый замок, который когда –либо был в моем царстве. Кто из вас сможет открыть его? - спросил царь.

Одни придворные только отрицательно качали головами, другие, которые считались мудрыми, стали разглядывать замок, однако, вскоре признались, что не смогут открыть его. 

Лишь один визирь подошел к замку. Он стал внимательно его осматривать и ощупывать, затемпопытался различными способами сдвинуть с места, и 

наконец одним рывком дернул его.

О, чудо- замок открылся! Он просто был не полностью защелкнут.

Тогда царь объявил: Ты получишь место при дворе, потому, что полагаешься не только на то, что видишь и слышишь, но надеешься, на собственные силы и не

боишься сделать попытку».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Виды и формы контроля при обучении чтению младших школьников на уроках английского языка

Чтение- это самостоятельный вид речевой деятельности и занимает одно из главных мест по использованию, важности и доступности. Использование чтения в качестве источника получения ин...

Проект"Технология обучения чтению младших школьников".

Постаралась  раскрыть  актуальность  использования  технологии  динамического  чтения  на  первой  ступени  обучения  в  настоящее время. ...

Трудности обучения чтению младших школьников на уроках английского языка.

В школах английский язык предлагается изучать со второго класса, является признанием объективно существующего социального интереса к изучению иностранных языков и подтверждением важности данного предм...

Проблемы и методы обучения чтению младших школьников

Для того чтобы ребенок мог успешно учиться в школе в первую очередь ему необходимо овладеть основными учебными навыками: чтением, письмом и счетом. Можно сказать, что именно они являются основой всего...

"Информационно - ценностный подход в обучении чтению младших школьников"

В данной статье описывается опыт работы: приемы обучения навыкам чтения и отработка техники чтения младших школьников....

Карточка для обучения чтению младших школьников

Эта карточка-тренажёр была сделана для вебинара "Как научить младщих школьников читать на английском языке"...

Упражнения, повышающие качество чтения младшего школьника.

В современном образовании уделяют огромное внимание формированию функционально грамотной личности младшего школьника, основой которой является читательская грамотность. Приоритетной целью обучени...