«Ромашка Блума» как один из приёмов технологии развития смыслового мышления на уроке литературного чтения по сказу П. Бажова «Серебряное копытце»
методическая разработка по чтению (4 класс)

Лепихина Татьяна Николаевна

Создание системы упражнений для развития у младших школьников умения задавать вопросы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass.docx19.71 КБ
Файл master-_klass_romashka_bluma.pptx1.51 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Бисерово Афанасьевского района Кировской области

«Ромашка Блума» как один из приёмов технологии развития смыслового мышления на уроке литературного чтения  по сказу П. Бажова «Серебряное копытце»

Лепихина Татьяна   Николаевна,

                                                                       учитель начальных классов

                                                                           МБОУ СОШ с. Бисерово

с. Бисерово

2020

Цель: создание системы упражнений для развития у младших школьников умения задавать вопросы.

Задачи:

1. Изучить теоретические основы организации приемов по формированию умения задавать вопросы у младших школьников.

2. Разработать и реализовать систему упражнений по развитию умения задавать вопросы у младших школьников.

3. Систематизировать и обобщить материал в форме мастер класса для учителей начальных классов, педагогов дополнительного образования

Форма: практическое занятие

Слайд 1.

         Добрый день, уважаемые коллеги.

Слайд 2.

         Требования современного образования, обозначенные в ФГОС, нацеливают на принцип "учить не науке, а учить учиться".

А как развивать в ребенке навыки критического мышления? Какие приемы и технологии использовать? Для этого я изучила теоретические основы организации приемов  и реализовала систему упражнений по развитию умения задавать вопросы у младших школьников.

Слайд 3.

           Главным в работе с текстом является осмысление информации. Практика показывает, что у современных школьников с этим не редко возникают большие проблемы. Одним из основных приёмов осмысления информации является постановка вопросов к тексту и поиск ответов на них. К сожалению, многие учащиеся испытывают затруднения при формулировке вопроса. Например, при работе с текстом по русскому языку и литературному чтению, самым трудным заданием  для детей является постановка вопроса после чтения текста.

Слайд 4.

        Однажды, я спросила ребят, а что труднее отвечать на вопросы или задавать. И дети хором ответили: конечно, задавать.

       Сегодня я хочу вам продемонстрировать один из популярных приемов критического мышления, разработанный американским ученым и психологом Бенджамином Бумом. Этот прием называется "Ромашка Блума". Мы называем с детьми просто «Ромашка вопросов и ответов». Он достаточно популярен в мире современного образования и очень мне помог при дистанционном обучении. Так как с текстом учащимся приходится работать на различных уроках – приём является универсальным и может быть использован учителем любого предмета.

Варианты использования "Ромашки Блума" на уроках

1 вариант:

• Вопросы формулирует сам учитель. Это более легкий способ, используемый на начальной стадии — когда необходимо показать учащимся примеры, способы работы с ромашкой.

2 вариант:

• Вопросы формулируют сами учащиеся. Это вариант требует определенной подготовки от детей, так как придумать вопросы репродуктивного характера легко, а вот вопросы-задания требуют определенного навыка. Методика работы не дает детям готовые знания, а ставит перед ними проблему, решение которой они должны найти самостоятельно, используя свой жизненный опыт.

Слайд 5.

       Ромашка состоит из 6 лепестков, таким образом,  содержит 6 вопросов:

1.Простые вопросы, отвечая на которые, нужно назвать какие-то факты, вспомнить и воспроизвести определенную информацию: "Что?", "Когда?", "Где?", "Как?".

2. Уточняющие  вопросы. Такие вопросы обычно начинаются со слов: "То есть ты говоришь, что…?", "Если я правильно понял, то …?", "Я могу ошибаться, но, по-моему, вы сказали о …?". …

3. Интерпретационные (объясняющие) вопросы. Обычно начинаются со слова "Почему?" и направлены на установление причинно-следственных связей.

4.Творческие вопросы. Данный тип вопроса чаще всего содержит частицу "бы", элементы условности, предположения, прогноза: "Что изменилось бы ...", "Что будет, если ...?", "Как вы думаете, как будет развиваться сюжет в рассказе после...?".

 5. Практические вопросы. Данный тип вопроса направлен на установление взаимосвязи между теорией и практикой: "Как можно применить ...?", Что можно сделать из ...?", "Где вы в обычной жизни можете наблюдать ...?", "Как бы вы поступили на месте героя рассказа?".

6.Оценочные вопросы. Эти вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов и начинаем со слова поделись. "Почему что-то хорошо, а что-то плохо?", "Чем один урок отличается от другого?", "Как вы относитесь к поступку главного героя?" и т.д.

     В центре название темы, над которой будем работать. Дети работают в парах или в группе каждая по своему вопросу.

В ходе обсуждения звучат самые разные, порой несуразные вопросы, но дети учатся отбирать из предложенных наиболее удачные.

Я предлагаю вам посмотреть фрагменты урока литературного чтения по сказу Бажова «Серебряное копытце»

Смотрим, как мы это делаем

Видео 1.

Скажите, пожалуйста, над какими вопросами работала 1 группа?

Все  верно. Это были простые вопросы, То есть вопросы репродуктивного характера и, начинаются со слова, назови.

Видео 2

Как вы заметили, 2 группа работала над уточняющими вопросами, и они справились замечательно.

3 группа работала над интерпретационными (объясняющими) вопросами. 

 Видео 3

Четвертая группа составляла  творческие вопросы. Вопросы должны начинаться со слова «придумай»

 Видео 4

Следующая группа придумывала очень активно  практические вопросы.

Видео 5

И смотрим последнее видео.

Видео 6

Над какими вопросами работала группа? С какого слова начинаются вопросы?

(Оценочные вопросы, со слова поделись)

     Таким образом, мы видим, что каждый из учеников усвоил содержание текста и смог осмыслить его на разном уровне познавательной деятельности.

     Прием ромашка Блума хорошо вписывается в любой тип урока, научит задавать вопросы и осознанно читать тексты. Особенно этот прием мне помог при дистанционном обучении.

Слайд 6.

         Закончить свой мастер – класс мне хотелось бы такими словами «Учиться – значит задавать вопросы. А нужно ли детей учить задавать вопросы? Перефразируя высказывание немецкого педагога А.Дистервега «Приучи  ребёнка  к  тому, чтобы  он  самостоятельно  думал, искал,  проявлял  себя, развивал  свои  дремлющие  силы». Не это ли главная задача образования?

          Я хочу поблагодарить вас за поддержку. Надеюсь, вам этот опыт пригодиться в вашей деятельности.

Используемая литература:

1.https://kriro.ru/upload/docs/konkursy/Dlia_pedagogov/2015/innovacii_v_ped_deyatelnosti/11%20Млечко%20Т.И..pdf

2. Загашев И. О., Заир-Бек С. И. Критическое мышление: технология развития. — СПб: Альянс-Дельта, 2003.

3. Загашев И. О., Заир-Бек С. И., Муштавинская И. В. Учим детей мыслить критически. Изд. 2-е. — СПб: «Альянс «Дельта» совм. с издательством «Речь», 2003.

4. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. – Самара: Издательство «Учебная литература». Издательский дом «Федоров», 2010.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Ромашка Блума» как один из приёмов технологии развития смыслового мышления на уроке литературного чтения по сказу П. Бажова «Серебряное копытце» Лепихина Татьяна Николаевна, учитель начальных классов Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Бисерово Афанасьевского района Кировской области

Слайд 2

«Искусство задавать вопросы» . «Детское экспериментирование – одна из форм организации детской деятельности с одной стороны и один из видов познавательной деятельности с другой» Пожалуйста, не забудьте правильно оформить цитату: Переверзева А. Н. Что значит экспериментирование для дошкольника? [Текст] / А. Н. Переверзева // Теория и практика образования в современном мире: материалы II междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, ноябрь 2012 г.). — СПб.: Реноме, 2012. — С. 51-54. Нельзя не отметить положительного влияния экспериментов на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков и укрепление здоровья за счёт повышения общего уровня двигательной активности. Пожалуйста, не забудьте правильно оформить цитату: Переверзева А. Н. Что значит экспериментирование для дошкольника? [Текст] / А. Н. Переверзева // Теория и практика образования в современном мире: материалы II междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, ноябрь 2012 г.). — СПб.: Реноме, 2012. — С. 51-54.

Слайд 3

Цель: создание системы упражнений для развития у младших школьников умения задавать вопросы. Задачи: 1. Изучить теоретические основы организации приемов по формированию умения задавать вопросы у младших школьников. 2. Разработать и реализовать систему упражнений по развитию умения задавать вопросы у младших школьников. 3. Систематизировать и обобщить материал в форме мастер класса для учителей начальных классов, педагогов дополнительного образования

Слайд 4

Варианты использования "Ромашки Блума" на уроках 2 вариант: • Вопросы формулируют сами учащиеся . 1 вариант: • Вопросы формулирует сам учитель ..

Слайд 5

Простые вопросы Уточняющие вопросы Объясняющие вопросы Творческие вопросы Практические вопросы Оценочные вопросы ?

Слайд 12

Приучи ребёнка к тому, чтобы он самостоятельно думал, искал, проявлял себя, развивал свои дремлющие силы. А. Дистервег


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс «Использование приёмов технологии развития критического мышления на уроках литературного чтения»

Цель: познакомить педагогов  с историей появления технологии, представить опыт своей работы.      Современный школьник должен получить не только знания, но и умение приме...

Мастер-класс «Использование приёмов технологии развития критического мышления на уроках литературного чтения»

Цель: познакомить педагогов  с историей появления технологии, представить опыт своей работы.      Современный школьник должен получить не только знания, но и умение приме...

Использование приёмов технологии развития критического мышления на уроках литературного чтения

Цель: познакомить педагогов с историей появления технологии, представить опыт своей работы. Современный школьник должен получить не только знания, но и умение применять их на практике, о...

Испльзование приёмов технологии развития критического мышления на уроках литературного чтения

Развитие современной школы осуществляется посредством инноваций. Более подробно мне хочется остановиться на технологии развития критического мышления на уроках литературного чтения. Технолог...

Мастер класс "Использование приёмов технологии развития критического мышления на уроках в начальной школе"

Мастер класс "Использование приёмов технологии развития критического мышления на уроках в начальной школе"...

Использование приёмов «Технологии развития критического мышления на уроках в начальной школе в условиях внедрения ФГОС»

Использование приёмов «Технологии развития критического мышления на уроках в начальной школев условиях внедрения ФГОС»...