Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение» для 4 класса (УМК "Перспектива")
рабочая программа по чтению (4 класс)

Охотникова Татьяна Александровна

Рабочая программа рассчитана на 102 часов  (3 часа в неделю).

Литературное чтение — один из основных предметов в начальной школе, объединяет два основных направления в обучении, отражённые в его названии, — изучение литературно-художественных произведений и освоение речевых навыков и умений. Особая роль предмета связана с формированием коммуникативно-речевого навыка чтения. Чтение как общеучебный навык является основой развития всех остальных речевых умений, и от его качества зависит развитие ребёнка и его успешность обучения по другим школьным дисциплинам.

Отмеченные особенности предмета определяют основные цели обучения литературному чтению:  

§  развитие навыков сознательного, правильного, беглого и выразительного чтения, а также коммуникативно - речевых умений при работе с текстами литературных произведений; формирование навыка чтения про себя; приобретение умения работать с разными видами информации;

§  приобщение младших школьников к чтению художественной литературы и восприятию её как искусства слова; развитие эмоциональной отзывчивости;

§  обогащение личного опыта учащихся духовными ценностями, которые определяют нравственно-эстетическое отношение человека к людям и окружающему миру;

§  введение учащихся в мир детской литературы; формирование у начинающего читателя интереса к книге, истории её создания и потребности в систематическом чтении литературных произведений, навыков работы с книгой и текстом, читательской самостоятельности и познавательной активности при выборе книг; овладение первоначальными навыками работы с учебными и научно-познавательными текстами.

Литературное чтение способствует развитию интеллектуально-познавательных, художественно-эстетических способностей младших школьников, а также формированию жизненно важных нравственно-этических представлений (добро, честность, дружба, справедливость, красота поступка, ответственность) в доступной для данного возраста эмоционально-образной форме

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literaturnoe_chtenie_4_klass_perspektiva.docx78.21 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение» для 4 класса составлена на основании следующих нормативно-правовых документов

  • Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Минобразования России от 6 декабря 2009 г. № 373 (с учетом внесенных изменений: приказ №1576 от 31.12.2015);
  • Федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность, утверждённого приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 20.05.2020 № 254 (с изменениями и дополнениями от 23.12.2020);
  • Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 7»;
  • Учебного плана МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 7» на 2021/2022 учебный год;
  • Положения о рабочей программе по учебному предмету (курсу) МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 7»;
  • Литературное чтение. Примерные рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Перспектива». 1- 4 классы: / Л. Ф. Климанова, М. В. Бойкина. – М.: Просвещение, 2019.

Рабочая программа рассчитана на 102 часов  (3 часа в неделю).

Литературное чтение — один из основных предметов в начальной школе, объединяет два основных направления в обучении, отражённые в его названии, — изучение литературно-художественных произведений и освоение речевых навыков и умений. Особая роль предмета связана с формированием коммуникативно-речевого навыка чтения. Чтение как общеучебный навык является основой развития всех остальных речевых умений, и от его качества зависит развитие ребёнка и его успешность обучения по другим школьным дисциплинам.

Отмеченные особенности предмета определяют основные цели обучения литературному чтению:  

  • развитие навыков сознательного, правильного, беглого и выразительного чтения, а также коммуникативно - речевых умений при работе с текстами литературных произведений; формирование навыка чтения про себя; приобретение умения работать с разными видами информации;
  • приобщение младших школьников к чтению художественной литературы и восприятию её как искусства слова; развитие эмоциональной отзывчивости;
  • обогащение личного опыта учащихся духовными ценностями, которые определяют нравственно-эстетическое отношение человека к людям и окружающему миру;
  • введение учащихся в мир детской литературы; формирование у начинающего читателя интереса к книге, истории её создания и потребности в систематическом чтении литературных произведений, навыков работы с книгой и текстом, читательской самостоятельности и познавательной активности при выборе книг; овладение первоначальными навыками работы с учебными и научно-познавательными текстами.

Литературное чтение способствует развитию интеллектуально-познавательных, художественно-эстетических способностей младших школьников, а также формированию жизненно важных нравственно-этических представлений (добро, честность, дружба, справедливость, красота поступка, ответственность) в доступной для данного возраста эмоционально-образной форме.

Отличительной особенностью курса является включение в содержание интегрирующего понятия культура, которое нацеливает учащихся на изучение литературы в тесной взаимосвязи с музыкальным и изобразительным искусством, на понимание книги как культурно-исторической ценности, развивает чувство сопричастности с великой духовно-нравственной культурой России.

Положение о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся 1-4 классов, утвержденного приказом МБОУ СОШ № 7 от 09.06.2020г.  № 74.

Фонды оценочны средств:         

  • Л.Ф. Климанова, Л.А. Виноградская, В.Г. Горецкий. В. Г. Литературное чтение: Учебник. 4 класс. В 2 ч: Ч 1, Ч 2.— М.: Просвещение, 2020.
  • М. В. Бойкина Литературное чтение: Методические рекомендации: 4 класс — М.: Просвещение, 2019


ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ 

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

К окончанию 4  класса будут сформированы:

  • внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к уроку литературного чтения и к процессу чтения; ориентация на содержательные моменты школьной действительности; выстраивание индивидуальных маршрутов для достижения образовательных целей;
  • мотивация обращения к художественной книге как источнику эстетического наслаждения, к справочной и энциклопедической литературе как источнику получения информации; умение осознавать роль книги в мировой

культуре; рассматривать книгу как нравственную, эстетическую, историческую ценность;

  • первоначальные представления о нравственных понятиях (тщеславие; гнев, самообладание; поступок, подвиг), отражённых в литературных произведениях;
  • умение отвечать на вопросы: «Что такое поступок?», «Какой поступок можно назвать героическим?», «Всякого ли героя можно назвать героем?»;
  • осознание ответственности человека за благополучие своей семьи, своей малой родины, своей страны;
  • способность к самооценке своей работы на основе самостоятельно выбранных критериев; способность адекватно оценить работу товарища, одноклассника.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • эмпатии как осознанному пониманию чувств других людей и сопереживанию им, выражающимся в поступках.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕРЕЗУЛЬТАТЫ

Регулятивные УУД

Учащиеся научатся: 

  • планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
  • оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
  • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.

Познавательные УУД 

Учащиеся научатся: 

  • использовать разные виды чтения: изучающее, просмотровое, ознакомительное — и выбирать вид чтения в соответствии с поставленным заданием;
  • преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
  • строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
  • пользоваться справочником и энциклопедией.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • осуществлять расширенный поиск с использованием ресурсов библиотек и интернет-ресурсов;
  • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Коммуникативные УУД 

Учащиеся научатся: 

  • участвовать в коллективной работе; планировать работу группы в соответствии с поставленными задачами;
  • самостоятельно готовить проекты;
  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи; создавать письменное высказывание с обоснованием своих действий.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
  • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёрами;
  • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую помощь;
  • адекватно использовать все речевые средства для решения коммуникативных задач.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Виды речевой и читательской деятельности 

Учащиеся научатся: 

  • осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения; понимать цель чтения (читательский интерес, поиск возможной информации, приобретение читательского
  • опыта, поиск аргументов);
  • осознанно воспринимать содержание различных видов текста, их особенности (специфику); определять самостоятельно тему и главную мысль произведения;
  • составлять рассказы на тему; представлять свои рассказы в группе;
  • сравнивать произведения разных жанров; группировать их по заданным признакам; определять отличительные особенности;
  • сравнивать произведения художественной и научнопознавательной литературы; находить необходимую информацию в научно-познавательном тексте для подготовки сообщения;
  • сравнивать произведения живописи и литературы; готовить рассказ о картине.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • воспринимать литературу как искусство;
  • осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста.

Круг детского чтения

Учащиеся научатся:

  • ориентироваться в книге по названию, оглавлению; отличать сборник произведений от авторской книги; самостоятельно осуществлять поиск книги в библиотеке по заданному параметру, по собственному желанию;
  • составлять самостоятельно краткую аннотацию;
  • писать самостоятельно отзыв на выбранную книгу;
  • самостоятельно пользоваться алфавитным и систематическим каталогами, соответствующими возрасту словарями и справочной литературой.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • ориентироваться в библиотечном пространстве; пользоваться интернет-каталогом для поиска необходимой литературы.

Литературоведческая пропедевтика

Учащиеся научатся:

  • определять конкретный смысл понятий: притчи, былины, мифы, литературная сказка;
  • различать виды устного народного творчества; выявлять особенности каждого из них;
  • сравнивать пословицы и поговорки разных народов;
  • группировать пословицы и поговорки по темам;
  • сравнивать былину и сказочный текст;
  • сравнивать поэтический и прозаический тексты былины;
  • определять ритм стихотворения;
  • сравнивать, сопоставлять различные виды текста; называть 2—3 особенности текста;
  • создавать собственный прозаический или поэтический текст, используя средства художественной выразительности.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • использовать в речи литературоведческие понятия.

Творческая деятельность

Учащиеся научатся:

  • делать творческий пересказ; рассказывать от лица разных героев произведения;
  • создавать свой собственный текст.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • самостоятельно делать инсценировки по прочитанным произведениям.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

ВИДЫ РЕЧЕВОЙ И ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аудирование. Восприятие на слух звучащей речи (высказываний собеседника, различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию услышанного произведения, определение последовательности событий, осознание цели речевого высказывания, умение задавать вопросы по услышанным учебному, научно-познавательному и художественному произведениям.

Чтение вслух. Сознательное, правильное чтение слов, предложений и текстов без пропусков и перестановок букв и слогов в словах. Постепенный переход от слогового чтения к осмысленному, плавному чтению целыми словами, интонационное объединение слов в словосочетания; увеличение от класса к классу скорости чтения, позволяющей читающему осмыслить текст. Установка на смысловое чтение, позволяющее связать звучащее слово (словосочетание и предложение) с его значением. Выразительное чтение небольшого текста: соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения; понимание цели чтения, использование интонации, передающей отношение читающего к прочитанному произведению, и темпа чтения, при этом замедлять его или ускорять в соответствии с речевой задачей и целями общения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов.

Чтение про себя. Постепенный переход от чтения вслух к чтению про себя произведений, доступных по объёму и жанру. Осознание смысла прочитанного текста, использование приёмов контроля и коррекции путём воспроизведения его содержания и ответов на вопросы.

 Умение находить информацию в учебном или научно - познавательном тексте, используя различные виды чтения: изучающее, выборочное, просмотровое.

Понимание особенностей разных видов чтения: факта, описания, дополнения высказывания и др.

Работа с разными видами текста. Общее представление о разных видах текста: художественном, учебном, научно-популярном — и их сравнение. Определение целей со- здания этих видов текста. Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений.

Самостоятельное определение темы и главной мысли текста; установление причинно-следственных связей; деление текста на смысловые части. Определение главной мысли каждой части и всего текста, их озаглавливание; составление плана в виде назывных предложений из текста, в виде вопросов или самостоятельно сформулированного высказывания. Пересказ текста (подробно, выборочно, кратко) по опорным словам или самостоятельно составленному плану. Соблюдение при пересказе логической последовательности и точности изложения событий. Составление текстов разного типа: описание, рассуждение, повествование (по аналогии с прочитанным текстом, по предложенному образцу). Определение целей использования их в общении. Умение работать с разными видами информации.

Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Справочные и иллюстративно-изобразительные материалы.

Воспроизведение содержания текста с элементами описания (природы, внешнего вида героя, обстановки) и рассуждения, с заменой диалога высказыванием (о чём говорили собеседники, основная мысль беседы).

Сравнение художественных и научно-познавательных произведений. Наблюдение и различение целей их использования в общении (воздействовать на чувства читателя и сообщить что-то, объяснить читателю).

Библиографическая культура. Книга как особый вид искусства. Книга как источник знаний. Первые книги на Руси и начало книгопечатания (общее представление). Книга учебная, художественная, справочная. Элементы книги: содержание или оглавление, обложка, титульный лист, аннотация, иллюстрации. Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги, её справочно-иллюстративный материал).

Типы книг (изданий): книга-произведение, книга-сборник, собрание сочинений, периодические издания (журналы, газеты), справочные издания (справочники, словари, энциклопедии).

Выбор книг на основе рекомендованного списка, картотеки, открытого доступа к детским книгам в библиотеке. Алфавитный каталог. Самостоятельное пользование соответствующими возрасту словарями и справочной литературой.

Определение (с помощью учителя) особенностей учебного (передача информации) и научно-популярного текстов (сообщение, объяснение).

Работа с художественным произведением. Понимание содержания художественного произведения, умение эмоционально откликаться на него. Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием.

Определение особенностей художественного текста, понимание цели его создания (воздействовать на читателя с помощью изображённых картин и выразительных средств языка). Анализ слова со стороны звучания и его значения, прямое и переносное значение слов. Умение мысленно нарисовать (воссоздать) картины, созданные писателем.

Самостоятельное воспроизведение текста художественного произведения (эпизода) с использованием выразительных средств языка. Составление рассказа по рисункам и иллюстрациям; нахождение в художественном произведении фрагментов, созвучных иллюстрациям. Словесное рисование по эпизодам и фрагментам прочитанных текстов.

Характеристика героя произведения (портрет, характер, поступки, речь), анализ его поступков и мотивов поведения. Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный и краткий (передача основных мыслей). Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту; нахождение в тексте соответствующих слов и выражений. Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста (с помощью учителя); понимание главной мысли произведения.

Выбор фрагментов текста: описание природы, места действия, поступка героя. Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту, отбор слов и выражений в тексте, позволяющих составить рассказ.

Сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев; их обобщение и формулировка выводов.

Заучивание наизусть небольших стихотворений и произведений игрового фольклора (потешек, скороговорок, песенок, загадок).

Осознание понятия Родина, представления о проявлении любви к ней в литературных произведениях разных народов России. Схожесть тем, идей, героев, нравственных оценок в фольклоре разных народов. Приобщение к культурным, духовно-нравственным традициям России.

Осмысление нравственно-этических понятий, раскрытых в литературно-художественных произведениях: добро, честность, смелость, дружба, вражда, зло, достоинство, справедливость. Обсуждение и толкование значения этих понятий на примере поступков и отношений литературных героев к людям, природе, окружающему миру.

Размышление о законах нравственно-духовного общения людей: не делай другому того, чего не желаешь себе, люби другого человека, как самого себя; умение применить их в повседневном общении. Схожесть сюжетов, поступков литературных персонажей, доказывающих неэффективность общения, основанного на вражде, агрессии, эгоизме, неуважении к личности и жизни другого человека.

Умение приводить примеры общения героев из рассказов и сказок, которые строят свои отношения с друзьями (близкими и родными) на позитивной модели общения, на чувстве любви, терпения, взаимопомощи, сострадания и милосердия, умеют выручить из беды, держат своё слово, избегают нечестности и обмана.

Понимание хороших и плохих поступков героев произведений, умение обосновывать своё мнение (с помощью учителя). Анализ своих собственных поступков, желание подражать любимым положительным героям литературных произведений.

Работа с учебными, научно-познавательными и другими видами текстов. Понимание заглавия произведения, адекватное соотношение с его содержанием. Определение особенностей учебного и научно-популярного текстов (передача информации). Понимание отдельных, наиболее общих особенностей текстов былин, легенд, библейских рассказов (по отрывкам или небольшим текстам). Знакомство с простейшими приёмами анализа различных видов текста: установление причинно-следственных связей. Определение главной мысли текста. Деление текста на части. Определение микротем. Ключевые (опорные) слова. Построение алгоритма деятельности по воспроизведению текста. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Подробный пересказ текста. Краткий пересказ текста (выделение главного в содержании текста).

Умение говорить (культура речевого общения). Осознание диалога как вида речи, в которой говорящие обмениваются высказываниями. Особенности диалогического общения: понимать его цель, обдумывать вопросы и ответы, выслушать, не перебивая, собеседника, поддерживая разговор с ним вопросами и репликами; в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемой теме или произведению с опорой на текст и личный опыт. Использование норм речевого этикета. Знакомство с особенностями национального этикета на основе фольклорных произведений.

Осознание монолога как формы речевого высказывания. Умение строить речевое высказывание небольшого объёма с опорой на текст (заданную тему или поставленный вопрос), отражение в нём основной мысли и её доказательство (объяснение). Передача прочитанного или прослушанного с учётом специфики научно-популярного, учебного и художественного текстов.

Самостоятельное построение плана собственного высказывания (что скажу вначале, затем и чем закончу своё высказывание); отбор речевых средств языка в соответствии с целью высказывания. Составление устного короткого рассказа по рисункам, прочитанному тексту или заданной теме с соблюдением последовательности и связности изложения, культурных норм речевого высказывания.

Письмо (культура письменной речи). Соблюдение норм письменной речи: соответствие содержания заголовку, отражение в нём темы (места действия, характера героя). Использование в письменной речи выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнения). Контроль и корректировка письменного текста.

Написание сочинений-миниатюр (на заданную тему, по наблюдениям или прочитанному произведению), отзывов о книге, небольших рассказов (повествований о случаях из жизни) с использованием приёмов описания и рассуждения.

КРУГ ДЕТСКОГО ЧТЕНИЯ

Произведения устного народного творчества разных народов. Произведения классиков отечественной (с учётом многонационального характера России) и зарубежной литературы XIX—XX вв., классиков детской литературы, произведения современных писателей народов России и зарубежных стран, доступные для восприятия младшими школьниками. Книги художественные, научно-популярные, исторические, приключенческие, справочно-энциклопедическая литература, детские периодические издания. Жанровое разнообразие произведений, предназначенных для чтения и слушания в классе, самостоятельного и семейного чтения, для совместного обсуждения детьми и родителями в кругу семьи (русские народные сказки, сказки народов России; загадки, песенки, скороговорки, пословицы; рассказы и стихи; мифы и былины).

Основные темы детского чтения: фольклор разных народов, произведения о Родине, её истории и природе; о детях, семье и школе; братьях наших меньших; о добре, дружбе, справедливости; юмористические произведения.

ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКАЯ ПРОПЕДЕВТИКА

(практическое освоение)

Нахождение в тексте и практическое различение средств выразительности, используемых в художественной речи: синонимов, антонимов; эпитетов, сравнений, метафор, олицетворений (с помощью учителя).

Ориентировка в литературных понятиях: художественное произведение, искусство слова, автор (рассказчик), тема, герой (его портрет, поступки, мысли, речь); отношение автора к герою (с помощью учителя).

Общее представление о композиционных особенностях построения повествования (рассказ), описания (пейзаж, портрет, интерьер), рассуждения (монолог героя, диалоги героев).

         Прозаическая и стихотворная речь, выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма).

Жанровое разнообразие произведений. Историко-литературные понятия: фольклор и авторские художественные произведения (различение).

Малые фольклорные жанры (колыбельные песни, потешки, пословицы и поговорки, загадки) — узнавание, различение, определение основного смысла.

 Сказки (о животных, бытовые, волшебные). Художественные особенности сказок: сказочные герои, выразительные средства, построение. Литературная (авторская) сказка.

Рассказ, стихотворение, басня — общее представление o жанре, особенностях построения и выразительных средствах.

Творческая деятельность 

Придумывание сказок и составление рассказов по аналогии с прочитанным произведением, включение в рассказ элементов описания или рассуждения; придумывание возможного варианта развития сюжета сказки (с помощью вопросов учителя).

Интерпретация текста литературного произведения: чтение по ролям, инсценирование; выразительное чтение, устное словесное рисование; использование различных способов работы с деформированным текстом (установление причинно-следственных связей, последовательности событий, соблюдение этапов в выполнении действий); изложение с элементами сочинения, создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии), репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта.


ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ*

№ п/п

Наименование разделов, тем

Количество часов

Количество

проектов

Количество

р/р

Количество проверочных работ

Количество контрольных работ

1

Книга в мировой культуре

5

1

2

Истоки литературного творчества

13

3

1

3

О Родине, о подвигах, о славе

12

1

1

1

4

Жить по совести, любя друг друга

10

2

1

5

Литературная сказка

14

1

1

6

Великие русские писатели

38

1

2

1

7

Литература как искусство слова.

10

1

Итого:

102

2

9

3

4

_____________________________________________________________________________

*Литературное чтение. Методические рекомендации. 4 класс: учебн. пособие для общеобразоват. организаций / М. В. Бойкина. – М.: Прсовещение, 2019


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Наименование разделов и тем

Кол-во часов

Сроки проведения

1

Книга в мировой культуре (5 ч)

Вводный урок по курсу литературного чтения. Обращение авторов. Вводный урок раздела. Основные понятия раздела: библиотека, каталог, аннотация. Слово о книге и её читателе. Высказывания известных людей о книге. Устное сочинение на тему «Книга в нашей жизни»

1

01.09 – 03.09

Из Повести временных лет. О книгах. Летописец Нестор М. Горький. О книгах. Рассказ о своей домашней библиотеке

1

06.09 – 10.09

История книги. Подготовка сообщения на тему «Как родилась книга», «Какой книга была раньше», «Из истории книги» Удивительная находка. Пересказ текста

1

06.09 – 10.09

Рубрика «Мы идем в библиотеку». Экскурсия в библиотеку. Подготовка сообщений о старинных и современных книгах

1

06.09 – 10.09

Рубрика «Секреты страны Литературии. Проверь себя». Проверь себя. Проведение тематической проверочной работы

1

13.09 – 17.09

2

Истоки литературного творчества (13 ч)

Вводный урок раздела. Основные понятия раздела: притча, былина, миф. Виды устного народного творчества Пословицы разных народов. Сочинение на тему «Пословицы о дружбе», «Пословицы о труде», «Пословицы о добре». Загадки. Сравнение загадки и отгадки

1

13.09 – 17.09

Былины. Особенности былинных текстов. Устное сочинение по картине. В. Васнецов. Гусляры

1

13.09 – 17.09

Исцеление Ильи Муромца. Былина. Сравнение былины со сказочным текстом. Палех. Лаковая миниатюра. Устное сочинение по картине. В. Васнецов. Богатыри

1

20.09 – 24.09

Ильины три поездочки. Сравнение поэтического и прозаического текстов былины. Устное сочинение по картине В. Васнецова «Богатырский скок»

1

20.09 – 24.09

Что такое миф? Особенности славянского мифа

1

20.09 – 24.09

Мифы Древней Греции. Деревянный конь. Мифологический словарь Е. В. Мелетинского

1

27.09 – 01.10

Библия — главная священная книга христиан. Милосердный самарянин (из Нового Завета). Смысл притчи. Из книги Притчей Соломоновых. Из Ветхого Завета. Обсуждаем смысл высказываний. Устное сообщение на основе высказывания

1

27.09 – 01.10

Рубрика «Мы идём в библиотеку». Произведения устного народного творчества. Устное сообщение о книге. Составляем план рассказа

1

27.09 – 01.10

Рубрика «Самостоятельное чтение». Сказки о животных. Рассказываем сказку в группе. Тайская народная сказка Болтливая птичка. Создание сказки по аналогии

1

04.10 – 08.10

Немецкая народная сказка. Три бабочки. Подготовка к спектаклю

1

04.10 – 08.10

Рубрика «Семейное чтение». Царь и кузнец. Шрамы на сердце. Притча

1

04.10 – 08.10

Рубрика «Наш театр». Выбор сказки для постановки. Подготовка спектакля

1

11.10 – 15.10

Рубрика «Секреты страны Литературии. Проверь себя». Обобщение по разделу. Проведение тематической проверочной работы

1

11.10 – 15.10

3

О Родине, о подвигах, о славе (12 ч)

Вводный урок раздела. Основные понятия раздела: Родина, подвиг, слава. Составляем карту понятий. Наше отечество. Дискуссия на тему: что такое Родина? А.С. Пушкин. Как часть в горестной судьбе…. В. Песков. Отечество. Пословицы о Родине. И. Ильин. О России. Сравнение текстов о Родине: тема, главная мысль

1

11.10 – 15.10

Н. Языков. Мой друг! Что может быть милей... А. Рылов. Пейзаж с рекой. С. Романовский. Русь. Сравнение произведений литературы и живописи

1

18.10 – 22.10

Великие люди и события. Александр Невский. А. Корин. Александр Невский. Сообщение об Александре Невском. В. Серов. Ледовое побоище. Въезд Александра Невского в Псков. Н. Кончаловская. Слово о побоище ледовом

1

18.10 – 22.10

Дмитрий Донской. И. Глазунов. Дмитрий Донской. Куликовская битва. А. Кившенко. Преподобный Сергий Радонежский благословляет Дмитрия Донского. А. Бубнов. Утро на Куликовом поле. М. Авилов. Поединок Пересвета с Челубеем на Куликовом поле. Подготовка сообщения о Дмитрии Донском. Устное сообщение. Михаил Кутузов. Историческая песня. Ф. Глинка. Солдатская песнь. Бородинская битва

1

18.10 – 22.10

Великая Отечественная война 1941—1945 годов. Р. Рождественский. Реквием. А. Дейнека. Оборона Севастополя. Н. Бут. Защитники Бреста

1

25.10 – 29.10

Подробный пересказ. A. Приставкин. Портрет отца. B. Костецкий. Возвращение. Сравнение произведения живописи и литературы

1

25.10 – 29.10

Е. Благинина. Папе на фронт. В. Лактионов. Письмо с фронта. Сравнение произведений литературы и живописи. Сочинение: письмо на фронт. А. Дементьев. Весть о победе…

1

25.10 – 29.10

Рубрика «Семейное чтение». Обсуждаем традиции семьи. Семяновский. Фронтовое детство. Фотография — источник получения информации

1

08.11 – 12.11

Мы идём в библиотеку. Историческая литература для детей

1

08.11 – 12.11

Рубрика «Самостоятельное чтение». Ю. Энтин. Прекрасное далеко. В. Орлов. Разноцветная планета

1

08.11 – 12.11

Рубрика «Секреты страны Литературии. Проверь себя». Обобщение по разделу. Проведение контрольной работы. Анализ контрольной работы

1

15.11 – 19.11

Творческий проект на тему «Нам не нужна война». А. Дементьев. Баллада о матери

1

15.11 – 19.11

4

Жить по совести, любя друг друга (10 ч)

Вводный урок раздела. Основные понятия раздела: ответственность, совесть, дружелюбие, взаимопонимание. Чудесная пора детства. А. Толстой. Детство Никиты. Смысл произведения

1

15.11 – 19.11

А. Толстой. Детство Никиты. Герои произведения. Устное сочинение: характеристика героев произведения А. Толстого. И. Суриков. Детство. Сравнение прозаического и поэтического текстов

1

22.11 – 26.11

Быть человеком. А. Гайдар. Тимур и его команда. Смысл повести

1

22.11 – 26.11

М. Зощенко. Самое главное. Смысл рассказа. Устное сочинение рассуждение на тему: какие черты характера ценю в людях

1

22.11 – 26.11

Н. Носов. Дневник Коли Синицына. Создание собственного дневника

1

29.11 – 03.12

Смысл произведения. Соотнесение с пословицей. Ю. Нагибин. Заброшенная дорога

1

29.11 – 03.12

Рубрика «Мы идём в библиотеку». Создание выставки «Писатели — детям». Рубрика «Семейное чтение». Б. Емельянов. Мамины руки

1

29.11 – 03.12

Рубрика «Самостоятельное чтение». И. Пивоварова. Смеялись мы — хи-хи. Оценка чтения и понимания текста

1

06.12 – 10.12

Рубрика «Наш театр». Н. Носов. Витя Малеев в школе и дома. Инсценирование

1

06.12 – 10.12

Рубрика «Секреты страны Литературии. Проверь себя». Обобщение по разделу. Проведение тематической проверочной работы

1

06.12 – 10.12

5

Литературная сказка (14 ч)

Вводный урок раздела. Основные понятия раздела: отзыв на книгу, переводная литература. Определение учебных задач раздела

1

13.12 – 17.12

Собиратели народных сказок: А. Афанасьев, В. Даль, К. Ушинский, Л. Н. Толстой, А. Толстой. Подготовка устного сообщения о собирателях русских народных сказок

1

13.12 – 17.12

Вильгельм и Якоб Гримм — собиратели немецких народных сказок. Восстанавливаем сюжет немецкой народной сказки (по выбору).

1

13.12 – 17.12

Братья Гримм. Белоснежка и семь гномов. Особенности зарубежной литературной сказки. Герои литературной сказки

1

20.12 – 24.12

Шарль Перро — собиратель народных сюжетов. Сказки Ш. Перро. Готовим выставку книг Ш. Перро. Шарль Перро. Мальчик-с-пальчик. Особенности зарубежного сюжета

1

20.12 – 24.12

Шарль Перро. Спящая красавица. Представление книги. Восстановление сказки на основе сюжетной линии

1

20.12 – 24.12

Сказки Г.-Х. Андерсена. Создание выставки книг. Рассказываем сказку (по выбору).

1

27 12 – 28.12

Г.-Х. Андерсен. Дикие лебеди. Сравнение с русской литературной сказкой. Отзыв на книгу Г.-Х. Андерсена Дикие лебеди

1

27 12 – 28.12

Г.-Х. Андерсен. Пятеро из одного стручка. Смысл сказки

1

10.01 – 14.01

Г.-Х. Андерсен. Чайник. Смысл сказки. Создание сказки по аналогии со сказкой Г.-Х. Андерсена «Чайник»

1

10.01 – 14.01

Рубрика «Мы идём в библиотеку». Сказки зарубежных писателей. Готовим выставку книг на тему. Устное сочинение: книга, которую хотелось бы прочитать

1

10.01 – 14.01

Рубрика «Самостоятельное чтение». И. Токмакова. Сказочка о счастье. Оценка чтения и понимания текста

1

17.01 – 21.01

Рубрика «Семейное чтение». С. Аксаков. Аленький цветочек. Знакомство с произведением

1

17.01 – 21.01

Рубрика «Наш театр». Э. Хогарт. Мафин печёт пирог. Инсценирование. Рубрика «Секреты страны Литературии. Проверь себя». Обобщение по разделу Проведение итоговой контрольной работы

1

17.01 – 21.01

6

Великие русские писатели (38 ч)

Вводный урок раздела. Основные понятия раздела: средства художественной выразительности — метафора, олицетворение, эпитет, сравнение

1

24.01 – 28.01

Великие русские писатели. А. С. Пушкин. Стихотворения и сказки. Конкурс чтецов

1

24.01 – 28.01

К. Паустовский. Сказки А. С. Пушкина. Подготовка сообщения на основе статьи

1

24.01 – 28.01

Устное сочинение на тему «Что для меня значат сказки А. С. Пушкина»

1

31.01 – 04.02

А. С. Пушкин. Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях. Сравнение с народной сказкой

1

31.01 – 04.02

А. С. Пушкин. Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях. Особенность литературной сказки

1

31.01 – 04.02

А. С. Пушкин. Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях. Герои

1

07.02 – 11.02

А. С. Пушкин. Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях. Волшебные предметы в сказке

1

07.02 – 11.02

А. С. Пушкин. Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях. Волшебные помощники в сказке

1

07.02 – 11.02

А. С. Пушкин. Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях. В. Жуковский. Спящая красавица. Сравнение литературных сказок

1

14.02 – 18.02

Секреты поэтического мастерства. А. С. Пушкин. Осень. Е. Волков. Октябрь. Сравнение произведения литературы и живописи

1

14.02 – 18.02

А. С. Пушкин. Гонимы вешними лучами... Средства художественной выразительности для создания образа весны

1

14.02 – 18.02

Ф. Тютчев. Ещё земли печален вид... А. Куинджи. Ранняя весна. Сравнение произведений литературы и живописи

1

21.02 – 25.02

И. Козлов. Вечерний звон. Томас Мур. Вечерние колокола. Сравнение поэтических текстов. И. Левитан. Вечерний звон. Сравнение произведений живописи и литературы

1

21.02 – 25.02

Сочинение по картине И. Левитана. Вечерний звон

1

28.02 – 04.03

М. Ю. Лермонтов. Рождение стихов. Подготовка сообщения о М. Ю. Лермонтове.

1

28.02 – 04.03

М. Ю. Лермонтов. Горные вершины. Гёте. Перевод В. Брюсова. Сравнение текстов

1

28.02 – 04.03

М. Ю. Лермонтов. Тифлис. Дары Терека. Сравнение произведений литературы и живописи

1

07.03 – 11.03

М. Ю. Лермонтов. Крестовая гора. Утёс. Сравнение произведений литературы и живописи

1

07.03 – 11.03

М. Ю. Лермонтов. Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова. Особенности исторической песни

1

14.03 – 18.03

М. Ю. Лермонтов. Бородино. Особенности художественного и исторического текстов

1

14.03 – 18.03

Подготовка сообщения о Л. Н. Толстом

1

14.03 – 18.03

Л. Н. Толстой. Maman (из повести «Детство»). Герои рассказа

1

21.03 – 25.03

Л. Н. Толстой. Ивины. Герои рассказа

1

21.03 – 25.03

Русские поэты XIX века. И. Никитин. Вечер ясен и тих…. Средства художественной выразительности для создания картины

1

21.03 – 25.03

И. Никитин. Когда закат прощальными лучами. И. Левитан. Тишина. Сравнение произведений литературы и живописи

1

04.04 – 08.04

И. Бунин. Гаснет вечер, даль синеет. Подготовка вопросов к стихотворению

1

04.04 – 08.04

И. Бунин. Ещё и холоден и сыр... Выразительное чтение

1

04.04 – 08.04

Н. Некрасов. Мороз, Красный нос. Сравнение со сказочным текстом

1

11.04 – 15.04

Проект. Мы идём в музей. Подготовка к экскурсии

1

11.04 – 15.04

Рубрика «Самостоятельное чтение». Л. Н. Толстой. Смерть Олега. Сравнение с произведением А. С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге»

1

11.04 – 15.04

Басни Л. Н. Толстого. Кто прав? Мудрый старик. Обсуждаем смысл басни. Специфические особенности басни как жанра

1

18.04 – 22.04

Рубрика «Семейное чтение» Л. Н. Толстой. Петя Ростов. Обсуждаем смысл рассказа

1

18.04 – 22.04

Л. Н. Толстой. Петя Ростов. Пересказ

1

18.04 – 22.04

Рубрика «Наш театр». И. Крылов. Ворона и Лисица. Инсценирование

1

25.04 – 29.04

Рубрика «Секреты страны Литературии. Проверь себя». Обобщение по разделу

1

25.04 – 29.04

Проведение итоговой контрольной работы

1

25.04 – 29.04

Обобщение по курсу литературного чтения. Анализ контрольной работы

1

02.05 – 06.05

7

Литература как искусство слова (10 ч)

7.1 – 7.2

Ведение в тему «Литература как искусство слова». Оценочный лист: что я знаю и умею. Постановка учебных задач при повторении

2

02.05 – 06.05

02.05 – 06.05

7.3 – 7.4

Сравнение поэтических и прозаических текстов. Особенности поэтического текста: рифма, ритм

2

10.05 – 13.05

10.05 – 13.05

7.5 – 7.6

Понятие «Искусство слова». Художественная литература: особенности жанров литературы. Средства художественной выразительности: эпитет, сравнение, олицетворение, метафора. Определение средств художественной выразительности в поэтическом и прозаическом тексте

2

16.05 – 20.05

16.05 – 20.05

7.7 – 7.8

Подготовка к анализу текста. И. Тургенев. Воробей. Самостоятельная работа по тексту Н. Рубцова «Воробей». Анализ ошибок. Контрольная работа. Саша Черный. Воробей

2

16.05 – 20.05

23.05 – 27.05

7.9 – 7.10

Анализ контрольной работы. Определение учебных задач на следующий учебный год. Обобщение по курсу литературного чтения

2

23.05 – 27.05

23.05 – 27.05

Итого:

102


ЛИСТ ВНЕСЕНИЯ КОРРЕКТИРОВКИ

№ п/п

 Класс

Дата изменений

Причина изменений

Форма корректировки

Согласование с курирующим зам.директора


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебного предмета «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ» 2 класс на 2012-2013 учебный год учителя Жучковой Надежды Владимировны УМК «Школа России»

Рабочая   программа    учебного   предмета   «ЛИТЕРАТУРНОЕ   ЧТЕНИЕ»   2   класс   на   2012 - 2013  учебный  год...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ 1 КЛАСС, НАЧАЛЬНАЯ СТУПЕНЬ Срок реализации программы 2013-2014 учебный год

Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. Ю. Свиридовой, Н. А. Чураковой «Литературное чтение 1 класс», «Система Л.В.Занкова», Самара: Издательство «Учебная литература»...

Рабочая программа Учебного предмета «Литературное чтение», 2 класс

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта, начального общего образования,  на основе программы  «Литературное чтение», а...

Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение» 3 класс УМК «Перспективная начальная школа»,

Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение» составлена на основе УМК «Перспективная начальная школа», авторской программы Чураковой Н.А., Малаховской О.В. «Литературное чтение»...

Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение» 3 класс

Рабочая программаучебного предмета  «Литературное чтение» 3  класс...

Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение», 4 класс начального общего образования для УМК «Перспективная начальная школа» на 2016 – 2017 учебный год

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования,  на основе примерной рабочей  программы по ...

Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение», 4 класс начального общего образования для УМК «Перспективная начальная школа»

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования,  на основе примерной рабочей  программы по ...