План - конспект урока литературного чтения в 4 классе по теме "Знакомство с разделом "Родина"
план-конспект урока по чтению (4 класс)

План - конспект урока литературного чтения в 4 классе по теме "Знакомство с разделом "Родина"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл znakomstvo_s_razdelom_rodina.docx21.81 КБ

Предварительный просмотр:

I.  Оргмомент

- Сегодня на уроке литературного чтения у нас присутствует много гостей. Поприветствуем гостей  и друг друга  доброй улыбкой, ибо человек только с хорошим настроением может начинать доброе дело.

II.  Речевая разминка

(на столах учащихся стихотворение)

  1. - Прочитайте стихотворение самостоятельно («птичий базар»)

 Т.Бокова                  

                        Родина

Родина – слово большое-большое!

Пусть не бывает на свете чудес,

Если сказать это слово с душою,

Глубже морей оно, выше небес!

В нём умещается ровно полмира:

Мама и папа, соседи, друзья,

Город родимый, родная квартира,

Бабушка, школа, котёнок и … я.

Зайчик солнечный в ладошке,

Куст сирени за окошком.

И на щёчке родинка –

Это тоже Родина!

- Кому понравилось стихотворение?

- Какое настроение оно вызывает?

  1. Чтение стихотворения разными способами

а)  по слогам (все вместе);

б)  медленно;

в) с ускорением;

г) с замедлением;

д) быстро;

е) выразительно (сначала про себя, 2 человека вслух)

III. Проверка домашнего задания

  1. беседа

- Можно ли включить это стихотворение в раздел «Поэтическая тетрадь 3»?

- Почему?

- Какие стихотворения вы хотели бы включить еще в изученный раздел?

  1. Чтение стихотворений наизусть

- Какие сочинения по теме раздела вы подготовили? (3-4 сочинения)

  1. Чтение мини-сочинений

IV. Актуализация знаний. Сообщение темы, постановка целей урока.

- Какой раздел мы закончили изучать?

- Я предлагаю вам объединиться в 2 большие группы – мальчики и девочки.

- У вас на столах карточки с буквами, которые помогут вам определить название нового раздела литературного чтения. Соберите это слово и наклейте на лист.

(дети собирают слова «Родина», «родина» и помещают на доску)

- В какой раздел учебника мы сегодня откроем дверь?

- Какие цели вы хотите поставить перед собой?

- Но сначала давайте разберёмся, почему одно и то же слово написано по-разному. В каком из этих слов допущена ошибка?

(слайд 1)

(слайд 2)

V. Работа по теме урока

1)  беседа

    (слайд 3)

- Прочитайте тему нового раздела.

- Какие произведения могут быть помещены в этот раздел?

2)  работа с учебником (с.127)

- Прочитайте, с чем вы познакомитесь в этом разделе.

- Чему вы научитесь?

- Чему будете учиться?

- Есть ли здесь что-то, чего вы еще никогда не пробовали делать?

- Скажите хором, как называется новый раздел?

- Прочитайте на слайде эпиграф к уроку и объясните его смысл.

3) беседа

- Что человек называет своей Родиной?

- Как вы думаете, от какого слова образовалось слово «Родина»?

- Слово «Родина» произошло от древнего слова «Род», которое обозначает группу людей, объединённых кровным родством (Родня).

а) работа в группах

- Придумайте как можно больше однокоренных слов с корнем «род» (записывают на листочках)

(Учащимся предлагается назвать как можно больше слов с корнем «род» (слайд 4).
РОДИТЕЛИ – отец и мать, у которых рождаются дети. 
РОДИЧ – родственник, член рода.
РОДНЯ – родственники.
РОДОСЛОВНАЯ – перечень поколений одного рода. Люди гордятся своей родословной, изучают её
РОДИНА – это и Отечество, страна, и место рождения человека.
НАРОД – нация, жители страны.

4) повторное чтение стихотворения из речевой разминки

- Почему это стихотворение называется «Родина»?

- О какой родине рассказывает автор этого стихотворения?

- Попробуйте продолжить этот ассоциативный ряд (в тетради).

- Можно ли включить это стихотворение  в новый раздел учебника?

5) чтение стихотворения Г.Ладонщикова (у каждого на листочках)

а) «жужжащее чтение»

б) чтение в парах

в) выразительное чтение (парами)

 Г.Ладонщиков

Холмы, перелески,

Луга и поля –

Родная, зелёная

Наша земля,

Земля, где я сделал

Свой первый шажок,

Где вышел когда-то

К развилке дорог

И понял, что это

Раздолье полей –

Частица великой

Отчизны моей.

- Как бы вы озаглавили это стихотворение?

- О какой Родине говорит нам автор?

- Почему автор называет её Отчизной?

- Какой еще синоним можно подобрать к слову «Родина»?

(слайд 5)

- Можно ли это стихотворение поместить в новый раздел?

- Почему?

6) знакомство с произведениями раздела «Родина»

- Познакомимся с произведениями, которые уже есть в новом разделе. (содержание, с.222)

- Произведения каких авторов вам предстоит прочитать?

- Фамилия какого автора вам уже знакома?

- Чем схожи названия новых стихотворений?

7) создание выставки книг (работа в группе)

- У вас на столах лежат книги. Найдите среди них те, которые вы хотели бы разместить на выставке книг в соответствии с сегодняшней темой урока.

(учащиеся объясняют свой выбор)

8) беседа о нашем государстве

(слайд 6)

- Глядя на карту мира, что вы можете сказать о размерах нашей страны по сравнению с другими странами?

- Как называется государство, в котором мы живём? 
- Назовите столицу России. 

- У каждого народа есть множество пословиц о своей Родине. Немало их и у русских людей.

9) работа с пословицами (тетрадь, работа в парах)

- Прочитайте пословицы и объясните их смысл.

10) игра «Доскажи словечко»

(работа в группе, дети читают, ищут недостающее слово, один читает вслух, хором произносят пропущенное слово)

Подрасту, и вслед за братом

Тоже стану я солдатом,

Буду помогать ему

Охранять мою … (страну).

Брат сказал: «Не торопись –

В школе лучше ты учись!

Будешь там отличником –

Станешь … (пограничником).

Моряком ты можешь стать,

Чтоб границу охранять

И служить не на земле,

А на военном … (корабле).

Самолёт парит, как птица,

Там – воздушная граница.

На том посту и днём и ночью

Наш офицер – военный … (лётчик).

Можешь ты солдатом стать,

Плавать, ездить и летать,

А в строю ходить охота –

Что же ждёт тебя? … (пехота).

Любой профессии военной

Учиться нужно непременно,

Чтоб быть опорой для страны,

Сберечь Россию от … (войны).

11) беседа о г.Старый Оскол

- Понятие «Родина» широкое и ёмкое. В мыслях сразу возникают необъятные просторы России с широтой её полей, рек и озёр, лесов и пашен (слайд 7).

Но есть место в нашей стране, где мы родились и растем – это наш родной край, это наша малая Родина (слайд 8).

- Кому знакомо это место нашего города? (слайд 9)

- Как называется это место?

- Почему в нашем городе не так давно появилась площадь Победы?

- Когда  г. Старый Оскол было присвоено звание города Воинской Славы?

- А сколько лет нашему городу?

12) выразительное чтение стихотворения о г. Старый Оскол (после самостоятельной подготовки)

Старый Оскол, милый Оскол,                            За новые школы,
Ты особенный город!                                          Больницы и парки.
Старым напрасно назвали тебя:                         Всё это, мой город,
Ты так прекрасен и молод!                                 Твой почерк яркий!
Город мой милый, город мой славный,             Ты – созидатель,
К тебе обращаюсь я с буквы заглавной…         Ты – счастья творец,
Сегодня тебе говорю я спасибо,                         Ты – наш вдохновитель,
За то, что ты есть,                                                 Наш мудрый отец.
Что дерзаешь красиво!                                         В ответ разрушителям 
За грохот веселый                                                 Родины нашей 
Вбиваемых свай,                                                   Ты стал ещё лучше!
Что быстро и звонко                                             Ты стал ещё краше! 
Мчит нас трамвай,                                                                               Тамара Ярошенко.

VI. Итог урока

- Какой раздел учебника вы начинаете изучать?

- Какие произведения включены в этот раздел?

- Что для вас значит слово «Родина»?

VIII. Рефлексия

VII. Дом. задание

С.140-141 (выбрать тему проекта)




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План- конспект урока литературного чтения (4 класс)

Тема: Как Христофор Колумб открыл Америку....

план - конспект урока литературного чтения 1 класс "Буква С,звуки[c] [сь]

Подробный план - конспект урока литературного чтения с презентацией. Урок составлен по стандартам второго поколения....

план - конспект урока литературного чтения 1 класс "Буква С,звуки[c] [сь]

Подробный план - конспект урока литературного чтения с презентацией. Урок составлен по стандартам второго поколения....

План-конспект урока литературного чтения. 1 класс. УМК «Начальная школа XXI века» Тема. В. Сутеев «Под грибом»

Цели и задачи урока: 1. Образовательные: познакомить с произведением В.Г. Сутеева “Под грибом”, его содержанием; формировать систему читательских умений (реагировать на поступки героев, давать им оцен...

План-конспект урока литературного чтения 3 класс.Тема,,Собирай по ягодке- наберешь кузовок\'\' ,,Школа России\'\'

Урок- конкурс предполагает использование ИКТ. Различные виды деятельности обучающихся помогают оценить усвоение изученного раздела учебника....

План-конспект урока «Литературное чтение» 4 класс система развивающего обучения Л.В.Занкова Тема урока: Чудесные истины (по произведению Мориса Метерлинка «Синяя Птица»).

Наблюдая за путешествием, проанализировать поиск героев произведения Синей птицы. Это поможет обучающимся никнуть в суть многих прописных истин. открывая "неизвестное в известном".  С помощью это...

План-конспект урока литературного чтения 3 класс на тему "Сочинение и рассказывание литературных сказок с использованием «карт Проппа»"

В данном план-конспекте приведён прмер работы с "картами Проппа" на уроке литературного чтения в 3 классе....