Урок литературного чтения 4 класс
план-конспект урока по чтению (4 класс)

Канина Ольга Анатольевна

Открытый урок по теме А.С.Пушкин "Сказка о царе Салтане..." ( знакомство с первой частью произведения)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: Литературное чтение

Класс: 4

 Учитель: Канина Ольга Анатольевна

Тема: А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане ...»

Тип урока: ОНЗ

Цель: Познакомить с произведением А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане…»

Задачи:

Образовательные: познакомить учащихся с произведением А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане…», углубить знания о жизни и творчестве поэта;

Развивающие: развитие творческого воображения, творческой активности учащихся, обогащать словарный запас детей.

Воспитательные: воспитывать любовь к своей Родине, родному краю; воспитывать уважительное отношение к одноклассникам.

Планируемые предметные результаты урока:

Знают биографию писателя и сказку А.С Пушкина «Сказка о царе Салтане ...»

Метапредметные ууд:.

Познавательные УУД

1. Умение перерабатывать полученную информацию: находить ответы на вопросы в тексте. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

Коммуникативные УУД

1. Развивать умение слушать и понимать речь других.

2. Выразительно читать текст.

3. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

4. Умение работать в паре

Регулятивные УУД

1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

2. Проговаривать последовательность действий на уроке.

3. Учиться работать по предложенному учителем плану.

Личностные результаты.

1.Развивать умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности

Ход урока:

Орг момент

«Спешу приветствовать вас я,

Мои весёлые друзья!

Мы собрались сегодня в классе!

Верней не в классе, а в лесу.

Случайно волка не видали?

А, может, встретили лису?

Всё это присказка, не сказка,

Ведь сказка будет впереди.

Но мало времени осталось.

Готовы вы со мной идти?

Постановка цели и задач урока.

Мотивация учебной деятельности учащихся.

Прием ТРКМ «Дерево предсказаний»

- А вот и сказочный дуб, на листьях которого я предлагаю написать, что вы ожидаете от сегодняшнего урока. (Дети коротко записывают и прикрепляют листья к нарисованному дубу). Можете начать словами:

Я научусь…

Я узнаю…

Мне будет…

А в конце урока мы проверим оправдались ли ваши ожидания

-Как вы уже поняли сегодня мы идём в гости к сказке

- Давайте вспомним на какие две большие группы мы можем разделить сказки? (Авторские и народные)

А вот с какой именно сказкой мы сегодня познакомимся, вы узнаете, отгадав загадку:

Только этот царь родился,

Сразу в море очутился.

В бочке плыл по морю он,

Звался этот царь ….(Гвидон)

-Как же называется сказка?

Правильно, тема сегодняшнего урока «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»

- Кто автор этой сказки

Сегодняшний урок мы посвящаем одной из пяти авторских сказок А.С. Пушкина, которую можно назвать «симфонией русской души»

-Какие задачи мы перед собой поставим? (познакомимся со сказкой, научимся выразительно читать, анализировать, отвечать на вопросы.) А еще мы будем говорить о чудесах, вспомним некоторые факты из биографии писателя и поработаем в паре)

III Актуализация знаний

-Мы с вами готовили проект «Жизнь и творчество А.С.Пушкина, скажите

- В каком городе родился А.С. Пушкин?

(А.С. Пушкин родился в Москве.)

- К какому роду принадлежала семья Пушкиных?

(Семья Пушкиных принадлежала к старинному дворянскому роду.)

- Чем больше всего интересовались в этой семье?

(В этой семье интересовались литературой и театром.)

- На каком языке, в то время, было принято разговаривать в дворянском обществе?

(В дворянском обществе было принято разговаривать на французском языке.)

- Кто в семье занимался воспитанием и образованием детей?

(Воспитанием и образованием занимались иностранцы – гувернёры, бабушка Мария Алексеевна няня Арина Родионовна)

-Кто привил любовь к сказкам маленькому Саше?

Эта простая русская женщина знала много народных песен, былин, пословиц, сказок, замечательно их рассказывала.

Маленький Саша очень любил сказки.

Пушкин-ребёнок: Нянюшка, голубушка, как приятно слушать твои певучие сказки. Расскажи ещё, я слушал бы их, слушал, мамушка моя!

Арина Родионовна: Ангел мой, любезный друг мой, слушай

Учитель: И он, как заворожённый, слушал

Многие сказки Арины Родионовны Пушкин использовал впоследствии как сюжеты собственных сказок в стихах, в том числе и сюжет «Сказки о царе Салтане…»

IV . Первичное усвоение новых знаний

Учитель: - Послушайте начало народной сказки:  «Некоторый царь задумал жениться, но не нашёл по своему нраву никого. Подслушал он однажды разговор трёх сестёр. Старшая хвалилась, что государство одним зерном накормит, вторая – что одним куском полотна оденет, третья — что родит 33 сына.

Инсценировка

1 девица: Кабы я была царица, (говорит одна девица)

То на весь крещёный мир приготовила б я пир

2 девица: Кабы я была царица, (говорит её сестрица)

То на весь бы мир одна наткала я полотна

3 девица: Кабы я была царица, (третья молвила сестрица)

Я б для батюшки царя родила богатыря.(все охают)

Учитель: Только вымолвить успела, дверь тихонько заскрипела

И в светлицу входит царь, стороны той государь.

Во все время разговора он стоял позадь забора;

Речь последней по всему полюбилася ему. (кланяется третьей сестре)

Царь Салтан: Здравствуй, красная девица, (говорит он)

Будь царица и роди богатыря

Мне к исходу сентября.

Вы ж, голубушки-сестрицы, выбирайтесь из светлицы,

Поезжайте вслед за мной, вслед за мной и за сестрой.

Будь одна из вас ткачиха, а другая повариха (сёстры охают)

- А вот какое начало написал А.С.Пушкин

- Почему же царь не выбрал первых 2 сестриц? (важны не еда и одежда, а продолжение рода – царю нужен наследник)

- А сейчас мы узнаем, что было дальше

Чтение учителем (с первой ночи понесла…)

Чтение детьми (и вышел вон…)

- Словарная  работа

- В сказке встречаются слова, которые мы не употребляем в речи

-Как они называются? (устаревшие – архаизмы)

- Давайте посмотрим на их значение

Молвить – говорить

Крещёный мир- в то время все люди верили в бога и принимали обряд крещения

Позадь забора - за забором

К исходу сентября - к концу сентября

Светлица- светлая парадная комната в доме

Сени-  входная часть традиционного русского дома; неотапливаемое помещение, которое разделяло жилое помещением с улицей.

Красная девица – красивая

Аршин- старорусская единица измерения длины

Гонец- вестник, посыльный, курьер.

ФИЗМИНУТКА

Ветер по морю гуляет

(поднимают руки через стороны вверх)

И кораблик подгоняет;

Он бежит себе в волнах

(руки в замок – наклоны в сороны)

На поднятых парусах

(руки в замок – наклоны в сороны)

Мимо острова крутого,

(присесть)

Мимо города большого:

(встать)

Пушки с пристани палят,

(хлопают)

Кораблю пристать велят.

(топают)

V Первичная проверка понимания.

- Куда после свадьбы отправился царь Салтан? (На войну) Найдите эти строчки и прочитайте.

-Какой вы представляете царицу? (доброй женой, заботливой матерью)

- Какие слова передают то, что она заботливая мать? (Как орлица над орленком) найдите в тексте.

- Какими были сестры царевны? (злыми, лживыми, завистливыми и коварными)

- Почему сестры решили извести сестру?

- Найдите строчки, где говорится о том, как они завидуют сестре. Строчки, где они извести ее хотят.

- Как вы относитесь к поступкам сестер?

VI. Первичное закрепление

 Работа в паре

А сейчас поработаем в паре, составим картинный план

На столах у вас лежат иллюстрации, вам нужно расставить их по порядку и подобрать нужный пункт плана

Проверка на доске

- Произведения А.С.Пушкина можно читать и слушать много раз, каждый раз наслаждаясь изяществом их языка.

VI.Стадия рефлексии.

Прием ТРКМ «Дерево предсказаний».

- Поднимите руку, чьи высказанные в начале урока предположения подтвердились?

- Покажите, как вам сегодня работалось на уроке?

7. Подведение итогов урока

- Сегодня на уроке мы познакомились с 1 частью сказки, на следующем уроке наше знакомство продолжится

8. Домашнее задание по выбору учащихся

1. Выучить наизусть отрывок из сказки.

2. Выразительное чтение понравившегося эпизода.

А я хочу закончить наш урок такими словами:

Читайте Пушкина, друзья!

Читайте сказки!

И будет жизнь тогда полна

Тепла и ласки!

Читайте Пушкина всегда –

Вот вам подсказка,

И пронесете сквозь года

Вы радость сказки.

Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ

Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...

Урок литературного чтения (класс-комплект 2-3 классы)

Урок литературного чтенияв классе-комплекте2-3 классыУчитель:  Щербак Л.И.Тема: М.Пришвин  «Золотой луг» (2 класс)           М.Пришвин «Моя ...

Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе ( литературное чтение, музыка, изобразительное искусство). Тема "К.Г. Паустовский "Скрипучие половицы".Обобщающий урок.

Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе .                (Литературное чтение, музыка, изобразительн...

Календарно- тематическое планирование уроков литературное чтение класс,"Школа России"

Календарно- тематическое планирование уроков литературное чтение  класс,"Школа России"...