Методы и приемы формирования навыков смыслового чтения
статья по чтению

Ахременко Ольга Григорьевна

Методы и приемы формирования навыков смыслового чтения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prilozhenie_problemy_i_puti_resheniya.docx18.5 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение

 Из личного опыта работы на уроках обучения грамоте

 Проблема: ребенок правильно прочитал все слова в предложении, но не понял его смысла.

 Одна из вероятных причин: читая предложение, он встретился с трудным для восприятия словом и переключил свое внимание на него. Процесс же понимания на момент прервался.

 На своих уроках я предлагаю следующий вид работы. Перед чтением текста обучающиеся прочитывают столбик слов, имеющих одинаковое начало или конец (при этом читают его несколько раз: медленно, убыстряя темп, громко, тихо и т.д.). Предвидя, какое слово станет для детей «затруднительным», я сначала даю его полное описание, а затем прошу найти это слово в столбике.

 Например: аэроплан, аэробус, аэросани, аэростат, аэропорт, аэродром.

 Летательный аппарат с корпусом, наполненным газом, который легче воздуха. (аэростат)

 Ответ обучающихся можно подтвердить картинкой

 Поняв значение слова, дети приступают к прочтению текста и его осмыслению.

Из личного опыта работы на уроках литературного чтения

 Основным приемом, обеспечивающим развитие читательской компетентности является многократное обращение к тексту, перечитывание его каждый раз с новым заданием. Вот тогда ребенок откроет в нем что-то новое, чего не заметил при первом чтении. Виды работ с текстом делю на два этапа прочтения: первичный и вторичный. Например, после первичного прочтения использую чтение - «спринт». На максимальной скорости, читая «про себя», обучающиеся ищут ответы на заданные вопросы. Использование на уроках чтения разнообразных видов работ над текстом влияет на развитие интереса к чтению.

Из личного опыта работы на уроках русского языка

 Проблема: обучающиеся «забывают» выполнить задание к упражнению, останавливаются на этапе списывания текста.

 Обратившись к стратегиям смыслового чтения, нашла решение проблемы следующим образом: ввести шкалу самоконтроля, которая  называется «Шаг за шагом». Дети читают текст упражнения со всеми заданиями к нему. Далее определяют количество глаголов, побуждающих к выполнению действий, не забывая просмотреть внутри текста особые значки (цифры). Если заданий 3, то дети чертят шкалу и отмечают на ней 3 точки. Во время пошагового выполнения заданий, точки превращаются в крестики. Если обучающийся ставит крестик, а задание не выполняет, мне легко определить номер невыполненного задания, а значит и номер крестика. В таком случае обвожу крестик красными чернилами, т.е. «сигнализирую». Получив тетрадь, обучающийся сам легко определяет, какое по счету задание не было выполнено. Важно, чтобы предложенная работа по разрешению проблемы давала положительные результаты. Дети стали относиться более внимательно к выполнению домашних работ, тем самым  повысили свою успеваемость. А с моей точки зрения, это еще один шаг к овладению навыками смыслового чтения.

На уроках русского языка сама создаю проблемную ситуацию, которая требует от обучающихся поискового чтения, которое осуществляется на основе выборочного и просмотрового чтения.

 Так, при изучении темы «Запись географических названий» ставлю перед обучающимися проблему: найти среди данных слов (Ж/ж игули, В/в олга, Г/г олубое) имена собственные. Ребята выбирают только 2 слова (Жигули, Волга), т.к. им понятна смысловая сторона этих слов. Но затем я даю детям текст, из которого узнают, что слово «Голубое» тоже может стать именем собственным. Вывод о том, когда это может произойти, делают самостоятельно. Читая текст, обучающиеся не только разрешают поставленную проблему, но и знакомятся с информацией о своем родном крае.

Из личного опыта работы на уроках математики

Проблема: ученик не понимает текстовую задачу, неверно ведет рассуждение в процессе решения.

Предлагаю разрешение проблемы следующим образом. В первом классе предлагаю родителям в помощь алгоритм действий при работе над разными видами задач (с вопросами и словами для рассуждения). Систематическое использование этого алгоритма приводит к его запоминанию и самими учениками. В третьем классе при решении задач в два действия и более мои ученики используют чертежный инструмент, линейку, которая помогает им правильно вести ход рассуждения и выбирать нужный знак действия в решении. Рассуждение всегда ведется от главного вопроса, который сигнально выделяется красным карандашом. На уроках активно используем работу в парах. При такой работе ученики рассуждают вместе, учат друг друга, исправляют. Результатом станет снижение количества обращений за помощью ко взрослым, т.к. дети приучат себя к самостоятельному рассуждению. А также увеличится количество обучающихся, которые перестанут бояться решать задачи повышенной трудности.

Из личного опыта работы на уроках окружающего мира

Самым важным явлением в школе, самым поучительным предметом,

самым живым примером для ученика является сам учитель.

А. Дистервег

 Материал к урокам я обязана готовить так, чтобы мои ученики слушали его с интересом и вниманием. В проведении урока мне помогают сами дети, подбирая информацию по предстоящей теме в различных книгах и энциклопедиях, а я, часто путешествуя, могу дополнить ее лично прочитанной информацией и впечатлениями от увиденного.

На уроках ознакомления с окружающим миром  использую прием составления кластера  из опорных слов, которые дети находят в тексте по ходу чтения материала учебника.  На первых порах кластер составляется с помощью учителя, на уроках повторения и обобщения предлагаю детям сделать это в парах или группах и воспроизвести материал. Помогает запомнить изученное план (в начальной школе  используются самые простые виды плана). Полученные навыки обязательно пригодятся детям при обучении конспектированию в среднем звене.

Проблема. Работа по формированию навыков смыслового чтения не должна ограничиваться только уроком и многократным обращением к одному и тому же тексту.

Шаги: Ребёнок должен иметь возможность самостоятельно работать с текстом, а далее сопоставить свою работу с работой других обучающихся. УМК «Школа России» имеет тетради для самостоятельной работы на печатной основе. Их активное использование  способствует формированию навыков смыслового чтения. Ребёнок имеет возможность самостоятельно работать с незнакомым текстом дома или в классе индивидуально, в паре, в малой группе. Разнообразие видов заданий к текстам способствует выбору соответствующего вида и механизма чтения. Например, дать ответ на поставленный вопрос кратко или полно; выбрать правильный ответ и подтвердить свой выбор фрагментом текста (цитатой), используя цветные карандаши; высказывание своей точки зрения и краткое её изложение; приведение доводов, как в поддержку высказывания, так и его опровержения; объяснение различных ситуаций с помощью текста и пр. При этом происходит речевое развитие ребёнка.

Проблема. Использование в процессе обучения лишь традиционных технологий и методов обучения.

Шаги: Изучение и использование учителем инновационных педагогических технологий. Например, технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо» (РКМЧП). Её приёмы (INSERT, тонкие - толстые вопросы, чтение с остановками, волшебный мешочек, зигзаг, приём ЗХУ, двучастный дневник и др.) как нельзя лучше работают на формирование навыков смыслового чтения.

Проблема. Узкий круг самостоятельного детского чтения. Преимущественно школьники для самостоятельного чтения выбирают художественные тексты: сказки, весёлые шуточные стихи, юмористические рассказы, детские детективы и мало читают научно-познавательную литературу, произведения русских классиков.

Шаги: Использовать возможности урока развития речи для знакомства детей с текстами разных стилей, раскрыть особенности их построения, черты отличия от художественных текстов, показать приёмы работы с такими текстами. Предлагать школьникам читать не только «сплошные тексты», но и «несплошные». Содержание учебников требует, чтобы школьники уже в начальной школе умели вычитывать и обобщать информацию из таблиц, графиков, диаграмм, рекламных материалов и т.п., т.е. смысловую сторону чтения можно и нужно развивать не только на уроке чтения, но и на любом другом.

Коллективное посещение библиотеки, библиотечные уроки, совместные внеклассные мероприятия  способствуют расширению читательского кругозора, формированию читательской культуры.

Проблема: ученик не понимает текстовую задачу, неверно ведет рассуждение в процессе решения.

Предлагаю разрешение проблемы следующим образом: родителям  в помощь предлагается алгоритм действий при работе над разными видами задач (с вопросами и словами для рассуждения). Нашла в интернете пособие по математике Смолеусовой. Систематическое использование этого алгоритма приводит к его запоминанию самими учениками. Рассуждение всегда ведется от главного вопроса, который сигнально выделяется красным карандашом.

На уроках активно используем работу в парах. При такой работе ученики рассуждают вместе, учат друг друга, исправляют. Результатом стало снижение количества обращений за помощью к взрослым, т.к. дети приучают себя к самостоятельному рассуждению. А также увеличилось количество обучающихся, которые перестали бояться решать задачи повышенной трудности.

Ребята с удовольствием выполняют предложенные задания, работают в парах, помогая друг другу. Но в реализации намеченных планов есть и определенные трудности.  Отдельной работы требуют дети, имеющие трудности в обучении. Их индивидуальные особенности, уровень развития речи,  внимания, памяти  не позволяют достичь желаемого результата при фронтальной работе в классе. Достаточно большой объем программного материала не оставляет времени на подобную работу, а ведь обучение структурированию материала и его осмысления необходимо на всех без исключения предметах. Хорошим выходом было бы введение подобного курса по обучению смысловому чтению во внеурочную деятельность.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

формирование навыков смыслового чтения на уроках литературного чтения в начальной школе

Статья содержит методику работы по навыку формирования смыслового чтения...

Методы и приемы формирования навыка чтения у детей с задержкой психического развития

В работе дана характеристика детей с ЗПР, описаны основные ошибки, которые дети допускают при чтении. Даны методы и приемы формирования навыка чтения....

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКА ЧТЕНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ (ТНР).

     Одна из целей начального образования - научить школьников полноценному навыку чтения, т.к. это основа для дальнейшего обучения всем школьным предметам, базовый источник полу...

Технология смыслового чтения и работа с текстом. Формирование навыков смыслового чтения на уроках литературного чтения.

Технология смыслового чтения и работа с текстом. Формирование навыков смыслового чтения на уроках литературного чтения. Цель смыслового чтения — максимально точ­но и полно понять с...

Приемы работы над формированием навыков смыслового чтения на коррекционных занятиях учителя-логопеда с обучающимися с ОВЗ

Овладение навыком чтения – одно из основных условий успешности обучения в школе. Понятие «уметь читать» включает в себя умение складывать слоги в слова, читать и осознавать прочитанн...

Формирование навыка смыслового чтения с использованием активных методов и приёмов обучения в начальной школе по ФГОС

Использование в работе активных приёмов и методов обучения позволяет повысить познавательную деятельность обучающихся, формировать навыки смыслового чтения...