Осень. Осенние загадки. Стихи Ф. Тютчева, К. Бальмонта, А. Плещеева об осени.
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Павлова Мария Владиславовна

Создать условия для ознакомления со стихотворениями русских поэтов об осени; способствовать развитию речи, памяти, навыков чтения, образного мышления; содействовать воспитанию бережного отношения к природе

Комбинированный

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): научатся: читать стихотворения, передавая
с помощью интонации настроение поэта; сравнивать стихи разных поэтов на одну тему; выбирать понравившиеся; объяснять свой выбор; получат возможность научиться: наблюдать за «жизнью» слов в художественном тексте, слушать звуки осени в лирическом тексте, наблюдать за рифмой стихотворения.

Метапредметные: познавательные: находят и выделяют информацию, выбирают вид чтения в зависимости от цели; регулятивные: ставят новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем, адекватно используют речь для планирования и регуляции своей деятельности; коммуникативные: координируют и принимают различные позиции во взаимодействии.

Личностные: осуществляют самооценку на основе критериев успешности учебной деятельности

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Литературное чтение26.28 КБ

Предварительный просмотр:

Подготовила: учитель начальных классов МБОУ «Черноморская СШ№3» Павлова М.В.

Урок

Литературное чтение

Класс

2-А

Дата

30.09.2021

Тема

Осень. Осенние загадки. Стихи Ф. Тютчева, К. Бальмонта, А. Плещеева об осени.

Цели деятельности учителя

Создать условия для ознакомления со стихотворениями русских поэтов об осени; способствовать развитию речи, памяти, навыков чтения, образного мышления; содействовать воспитанию бережного отношения к природе

Тип урока

Комбинированный

Планируемые
образовательные
результаты

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): научатся: читать стихотворения, передавая
с помощью интонации настроение поэта; сравнивать стихи разных поэтов на одну тему; выбирать понравившиеся; объяснять свой выбор;
получат возможность научиться: наблюдать за «жизнью» слов в художественном тексте, слушать звуки осени в лирическом тексте, наблюдать за рифмой стихотворения.

Метапредметные: познавательные: находят и выделяют информацию, выбирают вид чтения в зависимости от цели; регулятивные: ставят новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем, адекватно используют речь для планирования и регуляции своей деятельности; коммуникативные: координируют и принимают различные позиции во взаимодействии.

Личностные: осуществляют самооценку на основе критериев успешности учебной деятельности

Методы и формы
обучения

Формы: фронтальная, индивидуальная. Методы: словесный, наглядный, практический

Оборудование

Интерактивная доска (экран), компьютер, проектор

Структура урока

Этапы
урока

Обучающие
и развивающие компоненты, задания и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность

учащихся

Формы

организации взаимодействия

на уроке

Промежуточный

контроль

I. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению нового материала

Приветствует учащихся, проверяет готов-ность класса и оборудования; эмоционально настраивает на учебную деятельность под звучание песни «Осень постучалась к нам» (И. Смирнова, Т. Прописнова)

Слушают учителя. Принимают участие в диалоге с учителем. Демонстрируют готовность к уроку

Фронталь-ная, индивиду-альная

Устные ответы, наблюдения учителя

II. Актуализация знаний

1.Загадки. С.64-65.

2.Речевая разминка.

2. Определение темы, целей урока

Осень постучалась к нам золотым дождем,

И с, увы, не ласковым солнечным лучом.

Затянул печальную песню листопад,

И под эту песенку засыпает сад.

А рябина-ягода словно огонек

Согревает, радует пасмурный денек.

В лужицах, как лодочки, листики кружат,

Серые, холодные тучи вдаль спешат.

Птицы песни звонкие больше не поют.

В стаи собираются и летят на юг.

Вечерами тихими дождик моросит,

Песню колыбельную по стеклу стучит.

– Понравилась вам песня?

– О чем рассказывает нам автор?

– 1-й ряд: читает первый куплет с удивлением; 2-й ряд: с вопросительной интонацией; 3-й ряд: с восхищением.

– Назовите приметы осени, описанные в тексте песни

Читают и отгадывают загадки.

У учащихся текст песни.

Отвечают на вопросы, выполняют задания.

Формулируют тему и учебные задачи совместно с учителем

Фронталь-ная, индивиду-альная

Устные ответы, наблюдения учителя, выполненные задания

III. Работа по теме урока

1. Знакомство с творчеством поэтов.

2. Чтение стихотворений

Краткое знакомство с творчеством Ф. Тютчева, К. Бальмонта, А. Плещеева (см. ресурсный материал).

Первичное восприятие стихотворений: чтение учителем (или слушание аудиозаписи).

– Какие чувства испытали, слушая стихи? Почему? Найдите подтверждение своим словам в произведениях

Внимательно слушают.

Выполняют задания

Фронталь-ная, индивиду-альная

Устные ответы

Физкультминутка

См. Приложение

Выполняют движения согласно инструкции

Фронталь- ная

Выполнение движений

IV. Закрепление знаний и способов действий

Работа над стихотворениями

Ф. Тютчев «Есть в осени первоначальной…».

1) Словарная работа.

Лучезарный – сверкающий, сияющий.

Серп – орудие труда в виде изогнутого полукругом ножа для срезания хлебных колосьев.

Праздная – отдыхающая.

Лазурь – синева; светло-синий цвет.

2) Работа над выразительным чтением.

– С какой интонацией надо читать стихотворение?

К. Бальмонт «Осень» («Поспевает брусника…»).

1) Словарная работа.

Благовонье – запах, аромат.

– О ком можно сказать «проснется и заплачет»? К кому поэт относит эти слова? Как вы представляете себе эту картину?

2) Работа над выразительным чтением.

А. Плещеев «Осень» («Осень наступила…»).

1) Словарная работа.

Озимь – зерновые, которые высаживаются
на полях в зиму (осенью).

2) Работа над выразительным чтением

Читают стихотворение про себя.

Работают со словарной статьей.

Отвечают на вопрос.

Читают стихотворение про себя.

Работают со словарной статьей.

Отвечают на вопросы.

Читают стихотворение про себя. Работают со словарной статьей.

Выразительно читают

Фронталь-ная, индивиду-альная

Устные ответы

V. Итоги урока.

Рефлексия

Обобщение полученных на уроке сведений. Заключительная беседа. Выставление оценок

– Как называется раздел, который начали изучать?

– Кто авторы стихотворений?

– Как ещё можно озаглавить стихотворения?

– С каким настроением вы заканчиваете урок? Почему?

– За что бы вы себя похвалили сегодня?

Отвечают на вопросы

Фронтальная, индивидуальная

Устные ответы

Домашнее задание

Инструктаж по выполнению домашнего задания

Выразительное чтение стихотворений,

с. 66–70

Задают уточняющие вопросы

Фронтальная, индивидуальная


Ресурсный материал

Федор Иванович Тютчев (1803–1873) родился в старинной дворянской семье, в имении Овстуг Брянского уезда Орловской губернии.

Юные годы Тютчев провел в Москве. Первоначальное образование получил дома под руководством поэта-переводчика С. Е. Раича. В 1821 г. блестяще закончил словесный факультет Московского университета. Вскоре поступил на службу в министерство иностранных дел, в 1822 г. уехал за границу, получив назначение на скромную должность в русское посольство в Мюнхене – столице тогдашнего Баварского королевства. Служил также в Турине (Сардиния).

Стихи Тютчев начал писать еще подростком, но выступал в печати редко и не был замечен ни критикой, ни читателями. Настоящий дебют Федора Тютчева состоялся в 1836 г.: тетрадь стихотворений Тютчева, переправленная из Германии, попадает в руки Александра Пушкина, и тот, приняв тютчевские стихи с изумлением и восторгом, опубликовал их в своем журнале «Современник». Однако признание и известность приходят к Тютчеву гораздо позднее, после его возвращения на родину, в 50-х годах, когда о поэте восхищенно отозвались Некрасов, Тургенев, Фет, Чернышевский и когда вышел отдельный сборник его стихотворений (1854 г.).

И все же Федор Тютчев не становится профессиональным литератором, до конца жизни будучи на государственной службе. В 1858 г. он был назначен председателем комитета иностранной цензуры и занимал этот пост до самой смерти. Умер в Царском Селе, похоронен в Петербурге.

Константин Дмитриевич Бальмонт (1867–1942) свою первую, юношескую, книгу стихов выпустил в 1890 году. Вслед за ней вышли сборники: «Под северным небом» (1894), «В безбрежности» (1895), «Тишина» (1898), «Горящие здания» (1900), «Будем как солнце» (1903) и прочие, сделавшие имя Бальмонта одним из самых популярных среди поэтов 1890–1900-х годов – вершинную пору его творчества. Поэт выступал и как автор статей о  литературе  (книги «Горные вершины» (1904), «Белые зарницы» (1908) и другие. Разнообразной и очень активной была также переводческая деятельность Бальмонта – он переводил Шелли, Кальдерона, Уитмена, По, Верлена, Руставели, Исаакяна и других.

Бальмонт – поэт старшей плеяды русских символистов, выразитель импрессионистических тенденций в символизме. Лирический герой его поэзии движим стремлением окунуться в «безбрежность» мира, в бесконечное его разнообразие, поклониться всем богам и стихиям, изведать высшую полноту и интенсивность переживания каждого мгновения, каждой «мимолетности» жизни. «Стихийничество» Бальмонта было связано с культом красоты, безразличием к этическим ценностям, равнодушием к социальным проблемам и попыткой возвысить безусловную свободу демонической, все преступающей личности. Поэтике Бальмонта присущи импрессионистическая красочность образов, музыкальность.

В 1921 году Константин Бальмонт эмигрировал за границу.

Алексей Николаевич Плещеев родился 22 ноября (4 декабря) 1825 г. в Костроме в семье, принадлежавшей к старинному дворянскому роду. Детские годы его прошли в Нижнем Новгороде, где служил отец, рано умерший. Под руководством матери Плещеев получил хорошее домашнее образование.

В 1839 г. вместе с матерью переселяется в Петербург, учится в Школе гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров, затем в университете, из которого ушел в 1845 г. В студенческие годы определился интерес Плещеева к литературе и театру, а также к истории и политической экономии. Тогда же сблизился с Ф. Достоевским,  Н. Спешневым и Петрашевским, социалистические идеи которого он разделял.

В 1844 г. в «Современнике» появились первые стихотворения Плещеева («Сон», «Странник», «На зов друзей»), благодаря которым его стали воспринимать как поэта-борца.

В 1846 г. выходит первый сборник стихов, в котором было исключительно популярное в кругу петрашевцев стихотворение «Вперед! без страха и сомненья...».

В 1870–1880 гг. Плещеев много занимался переводами.

Интерес к театру особенно усилился в 1860-е, когда Плещеев подружился с А. Островским и сам начал писать пьесы («Что часто бывает», «Попутчики», 1864).

В 1870–1880 гг. был секретарем редакции «Отечественных записок», после их закрытия – одним из редакторов «Северного вестника».

В 1890 г. Плещеев получил огромное наследство. Это позволило ему избавиться от многолетней борьбы за существование. На эти деньги он оказывал помощь многим литераторам и внес в литературный фонд значительную сумму, учредив фонды имени Белинского и Чернышевского для поощрения талантливых писателей.

Музыкальность стихотворений Плещеева привлекала внимание многих композиторов: песни и романсы на его тексты писали Чайковский, Мусоргский, Варламов, Кюи, Гречанинов, Глиэр, Ипполитов-Иванов.

Умер А. Плещеев 26 сентября (8 октября н. с.) 1893 г. в Париже. Похоронен в Москве.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Стихи Федора Тютчева о весне.

Презентация для урока литературного чтения во 2 классе по теме :"Стихи Федора Тютчева о весне".В презентации представлены иллюстрации к стихотворениям с вопросами к стихам.Данные материалы призваны со...

конспект урока литературного чтения с презентацией " Стихи А.К.Толстого и А. Плещеева о природе" 4 класс программа "2100"

Конспект урока литературного чтения с презентацией по теме " Стихи А. К. Толстого и А. Плещеева о весне" в 4 классе по учебнику Р. Н. Бунеева....

Презентация: "Осень в загадках"

Презентация предназначена для внеклассной работы в начальной школе....

Конспект урока по литературному чтению «Образ осени в произведении Ф. И. Тютчева «Есть в осени первоначальной…»,2 класс

Конспект урока по литературному чтению «Образ осени в произведении Ф. И. Тютчева «Есть в осени первоначальной…»,2 класс...

Обобщение по разделу «Устное народное творчество» «Осень в загадках, потешках, песенках, пословицах и поговорках».

Тип урока: урок - обобщение.Цели: обобщить знания учащихся по разделу; развивать творческие способности, фантазию, наблюдательность, умения сравнивать, сопоставлять жанры устного народного творчества,...

Литературное чтение 2 класс Тема: Повторение по разделу устно-народное творчество. Люблю природу русскую. Осенние загадки, образ осени в загадках.

Тема: Повторение по разделу устно-народное творчество. Люблю природу русскую. Осенние загадки,  образ осени в загадках....