Конспект урока по чтению 1 класс по теме Стихи-загадки писателей И. Токмаковой, Л. Ульяницкой, Л. Яхнина, Е.Трутневой
план-конспект урока по чтению (1 класс)

Воронова Виктория Александровна

Конспект урока по чтению 1 класс  по теме Стихи-загадки писателей И. Токмаковой, Л. Ульяницкой, Л. Яхнина, Е.Трутневой

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Дата: 15.04.2021

Школа: МБОУ « Трубчевская СОШ №1»

Учебный предмет: Литературное чтение

ОС: Школа России

Класс: 1а 

Учитель:  Левченкова Наталья Александровна

Студент: Воронова Виктория Александровна

Тема: «Стихи-загадки писателей И. Токмаковой, Л. Ульяницкой, Л. Яхнина, Е.Трутневой»

Тип урока: открытие новых знаний

Цели:

Содержательная: познакомить со стихотворениями-загадками о весне И. Токмаковой, Л. Яхнина, Е. Трутневой.

Деятельностная:  учить разгадывать и составлять загадки; развивать память, речь, мышление, воображение.

Задачи:

Образовательные:

  1. Формировать умение читать по слогам и целыми словами с постепенным увеличением скорости чтения, понимать смысл прочитанного;
  2. Формировать умение называть действующих лиц прочитанного или прослушанного произведения;
  3. Формировать умение анализировать с помощью учителя (о каком предмете идёт речь, как догадались) загадки, сопоставлять их с отгадками.

Развивающие:

  1. Формировать умение  отвечать на вопрос учителя или учебника по теме урока из 2—4 предложений;
  2. Формировать умение  проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении загадок, песенок, потешек, сказок, в процессе чтения по ролям и инсценировании, при выполнении проектных заданий;
  3. Формировать умение понимать, с какой целью необходимо читать данный текст (вызвал интерес, для того чтобы ответить на вопрос учителя или учебника);
  4. Формировать умение фиксировать по ходу урока и в конце его удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью смайликов, разноцветных фишек и пр.), позитивно относиться к своим успехам, стремиться к улучшению результата;
  5. Формировать умение отвечать на вопросы учителя по теме урока;
  6. Формировать умение понимать общую цель деятельности, принимать её, обсуждать коллективно под руководством учителя;
  7. Формировать умение признавать свои ошибки, озвучивать их, соглашаться, если на ошибки указывают другие.

Воспитывающие: 

  1. Формировать умение сочинять свои загадки в соответствии с представленными тематическими группами, используя средства художественной выразительности;
  2. Формировать умение различать малые фольклорные жанры (загадка, песенка, потешка) и большие фольклорные жанры (сказка);
  3. Формировать умение использовать знания о рифме, особенностях стихотворения, сказки, загадки, небылицы, песенки, потешки, юмористического произведения в своей творческой деятельности.

Планируемые результаты:

Предметные:

  1. Умение читать по слогам и целыми словами с постепенным увеличением скорости чтения, понимать смысл прочитанного;
  2. Умение называть действующих лиц прочитанного или прослушанного произведения;
  3. Умение анализировать с помощью учителя (о каком предмете идёт речь, как догадались) загадки, сопоставлять их с отгадками.

Личностные: 

Умение с гордостью относиться к произведениям русских писателей-классиков, известных во всем мире.

Метапредметные:        

Познавательные: 

  1. Умение отвечать на вопрос учителя или учебника по теме урока из 2—4 предложений;
  2. Умение проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении загадок, песенок, потешек, сказок, в процессе чтения по ролям и инсценировании, при выполнении проектных заданий.

Регулятивные: 

  1. Умение понимать, с какой целью необходимо читать данный текст (вызвал интерес, для того чтобы ответить на вопрос учителя или учебника);
  2. Умение фиксировать по ходу урока и в конце его удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью смайликов, разноцветных фишек и пр.), позитивно относиться к своим успехам, стремиться к улучшению результата.

Коммуникативные: 

  1. Умение отвечать на вопросы учителя по теме урока;
  2. Умение понимать общую цель деятельности, принимать её, обсуждать коллективно под руководством учителя;
  3. Умение признавать свои ошибки, озвучивать их, соглашаться, если на ошибки указывают другие.

Оборудование: презентация.

Образовательный ресурс: Чтение1 класс в 1 ч. / В. Г. Горецкий,          В.А. Кирюшкин,       Виноградская,      М.В. Бойкина (М.: Просвещение, 2014 г.),  «Литературное чтение» Учебник  для учащихся  общеобразовательных учреждений / Л. Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М. В. Бойкина  (М.: Просвещение, 2018 г.)

План урока:

1.Этап мотивации

           1.1Приветствие

           1.2. Этический заряд

2.Этап актуализации и пробного учебного действия

           2.1. Проверка домашнего задания

           2.2. Речевая разминка.

3. Этап выявления места и причины затруднение

4. Этап построения проекта выхода из затруднения

           4.1. Самостоятельное формулирование темы урока учащимися

           4.2. Самостоятельное формулирование цели урока учащимися

           4.3. Планирование своей деятельности

5. Этап реализации построенного проекта

5.1. Работа со стихотворением «Ручей». (И. Токмаковой.)

5.2. Работа со стихотворением  Л. Ульяницкой

5.3. Работа со стихотворением  Л. Яхнина

6. Этап анализа произведения

6.1. Работа со стихотворением  Е. Трутневой

6.2. Работа со стихотворением  Е. Трутневой

7. Этап обобщения и интерпретации

8. Этап рефлексии учебной деятельности

8.1. Рефлексия

8.2.  Подведение итогов урока

Ход урока

Этапы урока, их задачи

Деятельность учителя

Деятель-ность учащихся

Формы контроля

Планиру-емые результаты

1. Этап мотивации

Задача: создание условий для возникновения у уч-ся  потребности включения в УД

  1. Приветствие

-Здравствуйте, ребята. Меня зовут Виктория Алексеевна, и сегодняшний урок литературного чтения у вас проведу я.

1.2. Этический заряд

Дорогие ребята, сядьте правильно.

Начинается урок

На уроке будь старательным,
Будь спокойным и внимательным.

Говорите четко, внятно,
Чтобы все было понятно.
Если хочешь отвечать,
Надо руку поднимать.
Если друг стал отвечать,
Не спеши перебивать.
А помочь захочешь другу,
Подними спокойно руку. 

- Проверьте, все ли у вас готово к уроку чтения?

Отвечают на вопросы.

Фронтальная

2. Этап актуализации и пробного учебного действия

Задача: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания»,  подготовка мышления уч-ся, организация осознания ими внутренней потребности к построению УД и фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии.

  1. Проверка домашнего задания

- Ребята, какое сейчас время года? (Весна)

- А вы любите весну?

- А, как поэты выражают свою любовь к весне?(С помощью стихотворений)

- Давайте откроем страницу 66-67.

- Давайте проведем «Конкурс чтецов».  

- Кто хочет прочитать  выразительно?

- Чтение наизусть стихотворений Т. Белозерова «Подснежники» и С. Маршака «Апрель».

2.2. Речевая разминка.

— Прочитайте скороговорку медленно. (СЛ.)

Кукушка кукушонку купила капюшон.

Надел кукушонок капюшон,

Как в капюшоне он смешон.

— А сейчас прочитайте ее с вопросительной интонацией, с утвердительной интонацией, удивленно, сердито, весело.

— Прочитайте, начав шепотом и постепенно увеличивая громкость.

— А сейчас наоборот: начинаем громко, затем голос затихает.

— Прочитайте с ускорением.

— А теперь прочитайте всю скороговорку быстро.

Отвечают на вопросы, вспоминают

Фронтальная

3. Этап выявления места и причины затруднения

Задача: организация анализа уч-ся возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения, осознать то, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей.

Актуализация знаний

— Прочитайте сверху вниз слово, составленное из первых букв слов, и снизу вверх — из последних букв. (СЛ.)

ЗОЛА

АВТОМЕХАНИК

ГОД

АНГИНА

ДОЛГ

КОРА

АЛМАЗ

— Какое получилось слово? (Загадка.)

Отвечают на вопросы.

Фронтальная

Л1

Л2

П2

К1

4. Этап построения проекта выхода из затруднения

Задача: постановка целей учебной деятельности и на этой основе – выбор способа и средств их реализации.

4.1. Самостоятельное формулирование темы урока учащимися

- Какова же будет тема нашего урока?

- Давайте  проверим ваши предположения. (СЛ.)

-Обратите внимание на слайд. (Стихи-загадки писателей И. Токмаковой, Л. Ульяницкой, Л. Яхнина, Е.Трутневой)
4.2. Самостоятельное формулирование цели урока учащимися

- Так какую цель мы поставим перед собой? ( Познакомится со стихами-загадками, Познакомится с списателями И. Токмаковой, Л. Ульяницкой, Л. Яхнина, Е.Трутневой) (СЛ.)

4.3. Планирование своей деятельности

- Что мы будем для этого делать? (Читать, отвечать на вопросы, внимательно слушать)

Сегодня на уроке мы будем с вами читать стихи-загадки замечательных писателей. С некоторыми из них мы уже встречались, А с кем-то познакомимся во время урока. А еще мы будем пробовать себя в роли авторов загадок.

Фронтальная

П2

К1

К2

5. Этап реализации построенного проекта

Задача: обеспечить восприятие текста, осмысление событий

5.1. Работа со стихотворением «Ручей». (И. Токмаковой.)

— Откройте учебник на с. 68.

- Посмотрите, какая красивая страничка. Какой фон у этой страницы?

- Да, все верно, это поздняя весна, она наступает, когда листья на деревьях полностью раскрываются, на лугах цветет очень много ярких цветов, а солнце светит очень ярко.

- Но весной не всегда бывает солнце, может и пройти дождик.

- А что, можно увидеть на земле после дождя? (Ручей)

- Правильно, один автор посветил ручью целое стихотворение.

- Прочитайте, кто написал стихотворение «Ручей». (И. Токмакова.)

— Может вы помните, какое произведение И. Токмаковой вы изучали на уроках литературного чтения? («Аля, Кляксич и буква "А"».)

— Прочитайте стихотворение самостоятельно.

- Кто хочет прочитать красиво с выражением

(После этого стихотворение читает один ученик вслух, а остальные прислушиваются к ритму повторяющихся слов.)

— Что вы почувствовали при чтении? (Как звонко и весело звучал, ручей.)

— Прочитайте стихотворение выразительно.

5.2. Работа со стихотворением Л. Ульяницкой

— Кто автор следующего стихотворения-загадки? (Л. Ульяницкая.)

— Прочитайте стихотворение-загадку. Отгадайте, что это. (Одуванчик.) (СЛ.)

— Как вы догадались?

— Прочитайте стихотворение выразительно.

- Послушайте, какое стихотворение про одуванчик написал Тимофей Белозеров.

Одуванчик .

Отчего прохладно стало

Одуванчику в бору?

Оттого, что прошлой ночью

Облысел он на ветру!

- В Европе одуванчик считают сорняком, а в Китае — овощем. ( писем молоденькие, нежные листья одуванчика идут на приготовление салатов. В старину одуванчик называли «одуван» от сломи «дуть», что значит «обдуть». В этом названии отражается особенность растения — его опушенные семена разносятся легким дуновением ветра.

5.3. Работа со стихотворением  Л. Яхнина

Прочитайте, кто автор следующего стихотворения-загадки. (Л. Яхнин.)

Леонид Львович Яхнин русский поэт, писатель, драматург, переводчик сказок югославских писателей.

Прочитайте стихотворение-загадку. Назовите отгадку. (Ромашка.) (СЛ.)

Как вы догадались? Прочитайте стихотворение выразительно.

Физкультминутка

Мы ладонь к глазам приставим,

Ноги крепкие расставим.

Поворачиваясь вправо,

Оглядимся величаво.

И налево надо тоже

Поглядеть из-под ладошек.

И направо! И еще

Через левое плечо!

Фронтальная

Пр1

Пр2

Пр3

Л1

Л2

П1

П2

Р1

К1

 К2

К3

6. Этап анализа произведения

Задача: углубление восприятия прочитанного, постижение художественной идеи.

6.1. Работа со стихотворением  Е. Трутневой

- Прочитайте на с. 70, кто автор следующего стихотворения. (Е. Трутнева.)

-  Прочитайте стихотворение «жужжащим» чтением.

- Объясните, как вы понимаете подчеркнутые выражения.

(Выражение «льдинки — кружева» даёт представление снежинок, узоры которых напоминают кружева. (Сравниваются снежинки со льдинками — кружевами). Выражение «ситцевый платок» можно понимать, как лёгкий, нежный, гладкий.)

- Нравятся ли вам такие сравнения?

- Я прочитаю стихотворение, а вы следите за моим чтением.

- Понравилось вам стихотворение?

- Отгадайте загадки, заключенные в стихах. (Выразительное чтение стихотворений Е. Трутневой учащимися.)

6.2. Работа со стихотворением  Е. Трутневой

- Кто автор следующего стихотворения? (Я. Токмакова.)

- Я прочитаю стихотворение, а вы следите за моим чтением.

-Выразительное чтение стихотворения учащимися.

7. Этап обобщения и интерпретации

Задача: уточнение идеи произведения и  помощь в осмыслении их читательской позиции

Самостоятельное составление загадок учащимися

— Ребята, а сейчас мы с вами будем продолжать учиться составлять загадки. Откройте учебник на с. 69.

-Прочитайте план.

- Если вам что-то не понятно, поднимите руку.

- А теперь в парах придумайте загадку.

- А теперь, ребята, загадайте ваши загадки одноклассникам.

Дети читают план. Ученики в парах составляют загадки.

Загадывают их одноклассникам.

Л2

П2

К2

8. Этап рефлексии учебной деятельности

 Задача: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия.

8.1. Рефлексия

— Что вас на уроке радовало?

— Что огорчало? Почему?

8.2.  Подведение итогов урока

— Произведения каких поэтов мы сегодня читали?

— Какие произведения читали?

— Какое из них вам больше всего понравилось?

— Что нового вы узнали на уроке?

— Чему мы учились на уроке?

- Молодцы! Вы хорошо поработали сегодня на уроке. Спасибо за урок!

Фронтальная

Р2

П2

К2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературного чтения по теме: Писатели о детях. Произведение К.М. Станюковича "Максимка"

В разработке приводится материал по работе над прочитанным материалом....

Урок литературного чтения по теме "Великие русские писатели".

Конспект урока соответствует УМК "Школа России". Урок проведен в форме КВН по теме «Великие русские писатели». Проведению урока предшествовала определённая подготовка детей: дети выполняли рисунки по ...

Презентация к уроку литературного чтения по теме «Сказки зарубежных писателей. Проверь себя»

Презентация к уроку литературного чтения по теме «Сказки зарубежных писателей. Проверь себя»...

Презентация к уроку литературного чтения по теме "Стихи-загадки" 1 класс

Презентация к уроку литературного чтения по теме "Стихи-загадки" 1 класс...

Конспект урока литературного чтения по теме "А.С.Пушкин - великий, русский писатель" (4 класс, УМК "Перспектива")

Конспект урока по литературному чтениюТема:  А.С. Пушкин – великий, русский писатель Цели деятельности учителя: формирование читательской компетенции в процессе изучения произведения К...

Урок литературного чтения по теме "Как становятся писателями".

Знакомство с творчеством Б.С.Житкова и его произведениями....