Формирование читательской самостоятельности младших школьников на уроках как один из компонентов ФГОС
учебно-методический материал по чтению

Юрлова Светлана Анатольевна

Воспитание всесторонне развитой личности в соответствии с новыми требованиями ФГОС невозможно без чтения. Другими словами, чтобы развиваться и быть успешным, уметь видеть и ценить прекрасное, расширять кругозор, иметь нравственные ориентиры, чтобы быть эмоционально развитым - необходимо читать.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_chitatelskoy_samostoyatelnosti.docx26.41 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование читательской самостоятельности младших школьников

на уроках как один из компонентов ФГОС

                                                                        

                                                                        Юрлова Светлана Анатольевна,

                                                                        учитель начальных классов

                                                                        МБОУ «СОШ №9», г. Зимы

        Воспитание всесторонне развитой личности в соответствии с новыми требованиями ФГОС невозможно без чтения. Другими словами, чтобы развиваться и быть успешным, уметь видеть и ценить прекрасное, расширять кругозор, иметь нравственные ориентиры, чтобы быть эмоционально развитым - необходимо читать.  Развитие речевой деятельности и культуры речи учащихся происходит при изучении всех без исключения предметов.  Учащиеся должны осуществлять поиск информации, выделять и фиксировать нужную информацию, систематизировать, сопоставлять, анализировать и обобщать информацию, интерпретировать и преобразовывать ее. А умение работать с информацией учащиеся получают посредством чтения.

        Однако, едва научившись читать, дети теряют интерес к чтению. Медленный темп чтения, «нелюбовь» к чтению приводят к замедлению интеллектуальных процессов. Ребенок получает большой объем информации, но не может справиться - медленно читает условие задачи или упражнения, забывает его смысл прежде чем начнет выполнять, многие понятия, правила остаются не понятыми. Поэтому одной из самых важных дидактических задач является обучение приемам работы с текстом, которые закладывают основу для формирования навыка самостоятельной учебной работы, читательской самостоятельности.

        В начальной школе закладываются основы устойчивого интереса к книге и к чтению. Умственная работоспособность развивается в процессе чтения (совершенствуются память и устойчивость внимания). Все что учащиеся читают, учат, пересказывают - это текст, поэтому чтение стоит на первом месте, будь это математика или окружающий мир, русский язык. С текстом нужно работать. Поэтому, чтобы воспитать сознательного читателя, умеющего работать с информацией, необходимо решать следующие задачи:

- развивать интерес к чтению, расширять круг чтения младшего школьника, его начитанность;

- воспитывать средствами чтения у ребёнка гражданские чувства и активное отношение к читаемому;

- сформировать у всех учащихся навык чтения на уровне, позволяющем осваивать систематические курсы в среднем звене школы;

- обеспечить полноценное восприятие художественных и научно-познавательных текстов в их специфике;

- научить работать с учебной и детской книгой.

        В этом эффективно помогает осуществление на уроках деятельностного подхода, где главным является самостоятельная деятельность учащихся на каждом этапе урока, вовлечение ребенка в учебный процесс в соответствии со способностями и возможностями.

        В своей работе использую специальные упражнения, помогающие совершенствовать навык чтения: осмысление, технику, выразительность. Упражнения занимают не больше 5 минут. Здесь очень важно не длительность, а частота использования тренировочных упражнений.

        В постановке дыхания и развития чёткости произношения помогает артикуляционная разминка (чем глубже дышим, тем сильнее воздействие упражнения).

  • упражнение «Самолет»:

а) «самолёт летит» - руки вверху на голове, сделайте вдох, на выдохе произнесите звук [м]: [м-м-м-м] (кто дольше);

б) «самолёт идёт на посадку» -  руки вверху на голове, сделайте вдох, на выдохе произнесите звук [м] с постепенным понижением тона, показывая голосом, что самолёт идёт на посадку и приземляется, одновременно покачивая головой влево - вправо.

  • упражнение «Шарик»: надуть щеки. Сдуть щеки;
  • работа с чистоговорками, скороговорками, чтение пословиц;

        Упражнения, развивающие память, помогающие правильному чтению – упражнения со словами и его частями:

  • «Слова наоборот». Учащиеся читают слова наоборот: ецнлос, оверед, ансев    и т.п;
  • «Кто спрятался?»: среди случайного набора букв надо найти и прочитать слова, узнать, кто спрятался: звери, птицы, насекомые и т.д. Эта игра помогает пополнять словарный запас, развивает внимание, зоркость при чтении. Задания можно использовать на уроках русского языка (орфограммы), окружающего мира и др.

        Упражнения, развивающие оперативное поле чтения и память:

  • «Слова»: назвать как можно больше слов, относящихся к определённой теме, например: школа, город и т.д.;
  • «Кто больше?»: один назвал любое слово, другой его повторил и сказал своё слово и т.д.;

        Упражнения, развивающие гибкость и скорость чтения вслух и про себя, умение угадывать последующий текст:

  • «Губы»: используется детьми для разграничения чтения про себя и чтения вслух. По команде читать про себя прикладывают к губам указательный палец;
  • «Угадай». (Развитие смысловой догадки – антиципации слов, предложений.) Тексты выбираются из известных детям произведений, например, «Репка»: ПО… де… ре… . Вы… ре… бо… - пре… . Ста… де… ре… тя.. . Тя… - потя… , вы… не мо…;
  •  «Финиш». Называется текст по учебнику, указывается слово, до которого дети должны как можно быстрее дочитать. Дочитав, поднимают руку. Учитель выборочно проверяет правильность, задавая вопросы. Тем самым предупреждает скольжение по тексту.

Упражнения, направленные на развитие понимания прочитанного:

  • «Абракодабра» - прочитать слова, найти слова, не имеющие значения: кот, дома, пенал, каблук, коридор, банжикос, перемена.
  • «Поиск смысловых несуразиц» - прочитать предложения и найти смысловую ошибку: Ель – лиственное дерево. Зимой дети собирали в лесу ягоды. Над большим деревом была глубокая яма.

        Во 2 – 4 классах чтению на уроках литературного чтения отводится 30 – 35 минут. На уроке идет формирование у детей правильного типа читательской деятельности. Учащиеся читают заглавие, ключевые слова и рассматривают иллюстрации к тексту. На основании ключевых слов, заглавия и иллюстрации дети высказывают предположения о содержании текста. После прочтения проверяют свои предположения.

        При отработке навыка чтения использую упражнения: «жужжащие чтение», чтение вслух по «цепочке», чтение с комментированием, чтение за диктором, чтение в парах, чтение молча.

        На занятиях внеурочной деятельности «Чтение. Работа с текстом» использую тексты из электронного пособия «Обучение школьников эффективному чтению. 2–6 классы» серии «ФГОС. Универсальные учебные действия» (содержит систематизированный материал для организации индивидуальных и групповых занятий по изучению методов работы с учебным, научно-популярным, публицистическим и художественным текстом) и текстами из пособия О.Н. Крыловой.   В работах разное количество заданий, задания сформулированы по-разному. В каких-то работах больше тестовых заданий, в других предполагаются самостоятельные ответы. К каждому тексту прилагаются разнообразные задания:

  • с выбором ответа (проверяются знания учащихся и понимание изученного);
  • на завершение (продолжение) работы (проверяется умение выделять закономерности, зависимости, причины явлений и т. д.);
  • выраженные в рисунчатой форме или заполнение таблицы на основании содержания прочитанного текста (позволяют за короткое время проверить большой объем учебного материала);
  • со свободным ответом (используются для проверки умений воспроизводить и применять знания, понимания изученного материала);
  • составление плана, выделение абзацев (позволяют проверить умение видеть структуру текста, его составляющие части);
  • подбор синонимов и антонимов к словам, определение сравнений и олицетворений в тексте (помогают проверить словарный запас и знания, полученные на уроках русского языка и литературного чтения).

На уроках литературного чтения (в том числе и внеклассного чтения), окружающего мира, использую приемы технологии критического мышления: диалог с автором текста, обсуждение идеи, поступков героев или различных точек зрения, обобщение, предугадывание продолжения чтения, комбинирование чтение, прерывистое с паузами для короткой беседы, комментированное чтение (с объяснением трудных слов, эпизодов), переключение текста на иллюстрацию и наоборот. В работе обязательно использую проведение литературных игр:

  • «Пин-понг»: называем героя произведения и его пару (Волк-Красная Шапочка или Семеро козлят,  Сивка Бурка-Иванушка-дурачок и т.д.);
  • «Да-нет»: из учеников выбирается ведущий, и он загадывает в уме героя из изученного литературного произведения. Задача учеников – задавать ведущему такие вопросы, которые предусматривают только ответы «да» или «нет». Необходимо догадаться, кого загадал ведущий. У учащихся идет актуализация знании об изученном произведении, учатся формулировать и задавать вопросы, развивается интерес к художественным произведениям.

Большую помощь в развитии читательского интереса оказывает работа школьного библиотекаря: в библиотеке проводятся различные литературные конкурсы, игры, викторины, обсуждение книг, ознакомление детей с периодической печатью, с современными детскими журналами.

Метод проектов также помогает в становлении читательской самостоятельности младших школьников. В третьем классе на уроке литературного чтения - сочинение волшебной сказки, а на математике - математических сказок. В проекте по русскому языку «Тайна имени» умение найти необходимую информацию и интересно рассказать о своем имени, почему родители выбрали именно это имя.

Ведение читательского дневника помогает запомнить автора произведения, высказывать свое отношение к прочитанному, к поступкам героев с помощью словарика настроений и характеристик. Учимся писать аннотацию к произведению. Организуем «книжный аукцион», где дети представляют по одной ранее прочитанной книге так, чтобы у присутствующих появилось желание ее прочитать.

Таким образом, развитие читательской самостоятельности невозможно без развития:

  • техники чтения: осознанное, правильное, выразительное, целыми словами;
  • интереса к книге: положительное отношение к чтению, высокая частота чтения, потребность в чтении, знание собственных жанровых предпочтений, высокая потребность в чтении; читательский кругозор; знание авторов прочитанных произведений, ориентирование в героях прочитанных книг;
  • библиографических знаний: знание основных элементов книги, знание сути выходных данных книги;
  • умения работать с книгой: ориентирование в жанрах, в содержании книги, умение самостоятельно пользоваться условными обозначениями в книге, умение работать с каталогом библиотеки [6].

        Главная цель школьного обучения - формирование личности ученика, а читательская самостоятельность представляет собой личностное свойство школьника и проявляется в устойчивой потребности обращаться к книгам, в осознанном выборе материала для чтения, в способности эффективно применить в процессе чтения приобретенные знания, умения и навыки. [3] Развитие читательской самостоятельности учеников начальных классов особенно актуально в наше время и определено в качестве одного из главных планируемых результатов освоения основной образовательной программы в условиях внедрения Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения.

Литература

  1. Крылова О.Н. Чтение.  Работа с текстом:3класс ФГОС // М.: Издательство «Экзамен», 2016г.
  2. Лифинцева Н.И. Самостоятельная читательская деятельность младших школьников. Программа развития читательского опыта //Начальное образование. – 2004. - № 3.
  3. Светловская, Н. Н. Обучение чтению и законы формирования читателя // Начальная школа. – 2003. – № 1.
  4. Соболева О.В. Беседы о чтении // Начальная школа до и после. -2007. - №8.
  5. Соколова Л.А. О некоторых приемах обучения навыкам чтения // Начальная школа до и после. -2007.- №8.-с.29-33
  6. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская работа по самообразованию на тему " Формирование читательской самостоятельности младших школьников через умения и навыки работы с книгой на уроках по ФГОС"

В авторской работе размещены методические рекомендации по формированию читательской самостоятельности младших школьников....

Обобщение опыта работы по теме самообразования: «Формирование читательской самостоятельности младших школьников через умения и навыки работы с книгой на уроках по ФГОС»

Полноценный навык чтения - это база для дальнейшего обучения всем другим школьным предметам, основной источник получения информации и даже способ общения. С научной точки зрения, значимость процесса ч...

Формирование читательской самостоятельности младших школьников через умения и навыки работы с книгой на уроках по ФГОС.

Чтение - это окошко, через которое дети видят и познают мир и самого себя. Чтение - это и то, чему обучают младших школьников, посредствам чего их воспитывают и развивают.Полноценный навык чтения - эт...

«Формирование читательской самостоятельности младших школьни-ков через умения и навыки работы с книгой на уроках по ФГОС»

laquo;Формирование читательской самостоятельности младших школьни-ков через умения и навыки работы с книгой на уроках по ФГОС»...

Формирование читательской самостоятельности младших школьников через умения и навыки работы с книгой на уроках по ФГОС

Обучение чтению является неотъемлемой частью общего образования человека. Цель этой работы в начальной школе - заложить основы грамотного чтения. На уроках литературного чтения, внеурочной деятельност...