Речевые разминки на уроках обучения грамоте
учебно-методическое пособие по чтению (1 класс)

Коваленко Лариса Валериевна

развивать творческую инициативу, интонационную выразительность, отрабатывать навыки чёткого произгошения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obuchenie_gramote_rechevye_razminki.docx372.13 КБ

Предварительный просмотр:

                  Речевые разминки для детей

                     (в период обучения грамоте)

       

Цель:  развивать творческую инициативу, интонационную выразительность, отрабатывать навыки четкого произношения.

    Ребёнку интересно выполнять речевые задания на темы, доступные его пониманию, небольшие по объёму, лёгкие для запоминания.

    Короткие стихотворения, потешки тренируют детей в произношении тех или иных звуков, способствуют запоминанию букв, заставляют активно работать, развивают воображение, память, позволяют быстро переключить внимание на различные формы работы с текстом.

    Подобранные стихи предлагают их многократное повторение.

    Чистоговорки, скороговорки направлены на развитие органов артикуляционного аппарата и помогают отработке произношения, какого – то звука при регулярном их повторении.

    Произносить их целесообразно сначала медленно, чётко артикулируя каждый звук, словно говоришь глухому человеку, который умеет читать по губам. А затем темп следует увеличивать, но не снижая качества произношения. Можно проговаривать чистоговорки сначала шёпотом, стараясь при этом активно работать губами и языком, а затем – громко, с такой же активностью органов артикуляции. Или можно произносить текст вначале со сжатыми зубами, активизируя работу губ, а потом повторить фразы с разжатыми зубами.

Добукварный период

1. Дидактические упражнения

Цель: Разыграть диалог спорящих и поссорившихся героев с интонацией, злости, обиды, непонимания, четко проговаривая слова.

Разговор с пчелой

 - Меня ужалила пчела.

Я закричала «Как ты могла?!»

Пчела в ответ: А как ты мог

Сорвать любимый мой цветок?

Ведь он мне был уж-жасно нужен:

Я берегла его на уж-жин!

                              Марина Бородицкая

2. Поиграем - угадаем

Цель:  Учить детей произносить слова с разной силой голоса, с контрастным произношением первой и второй частей.

Произнести слова «Поиграем - угадаем»

 - Что вы знаете ребятки

Про предметы, про загадки?

В общении они помогают

А наши ребята их отгадают.

а)        дети произносят слова тихо, громко еще громче.

б)        начало - устало медленно, а конец быстро.

в)        начало тихо, грустно, а конец громко весело.

3. Запомни и расскажи

Цель:  Развивать речь, память, учить проговаривать чистоговорку четко, громко,

согласовывая с движениями.

Учитель:

Кто хочет разговаривать,

Тот должен выговаривать.

Все правильно и внятно,

Чтоб было всем понятно.

           До города дорога в гору,

           А от города с горы.

До города дорога в гору (дети идут медленно имитируя подъем в гору с трудом поднимая ноги)

А из города с горы (дети идут быстро ускоряя темп ходьбы или бегут с горы)

4. Дикционное упражнение со звукоподражанием «Лягушки»

Цель:  Учить звукоподражанию, слова произносить четко и громко.

На болоте две подружки,

Две зеленые лягушки,

Под лопух на кочку сели,

Свою песенку запели.

- Какую песенку запели лягушки? (дети протяжно квакают)

- Как запоют веселые лягушки? (дети весело громко квакают)

Проговаривание тихо с жалобной интонацией:

На болоте две подружки,

Две зеленые лягушки,

Под лопух на кочку сели,

Свою песенку запели.

- Как будут петь печальные лягушки?

5. Повтори без запинки

Цель:  Развитие зрительной памяти, активизация мыслительной деятельности

На доске четыре предметные карточки.  Например: олень, тюлень, морж, песец. Дети называют их с открытыми глазами, а затем с закрытыми.

6. Что с чем

Цель:  Развитие логического мышления, умение правильно употреблять предлоги с существительными, активизировать звук в речи.

Для игры можно использовать картинки из лото.

Скамейка со спинкой, сом с усами, краски с кистью, кастрюля с рисунком, куст с листьями, сахарница с песком, совок с мусором, автобус с колесами, лиса с хвостом, лестница со ступеньками.

7. Речевая гимнастика «Сосчитай до пяти»

Цель:  Согласование числительных с существительными: палец, рука, ухо, глаз, нос...

«Речевая подвижная игра. Импровизация движений»

Левой ручкой по плечу,

Правой ручкой по кругу,

На носочки и на пятки,

Вот и кончилась зарядка.

«Выполнение многоступенчатых инструкций педагога»

Понюхай носом,

Постучи кулачком,

Подними плечики,

Подними руки,

Похлопай в ладоши,

Сядь на корточки.

Расскажи по порядку,  что ты делал.

8. Лексико грамматические игры и упражнения

Один - много, лоб - лбы, рот - рты, локоть - локти, глаз - глаза, ухо - уши, щека - щёки, бровь - брови, бок - бока, ноздря - ноздри, палец - пальцы.

«Найди ошибку»

Руками прыгают, а ногами трогают.

Глазами нюхают, а носом смотрят.

Ушами едят, а ртом слушают.

Ногами хлопают, а руками топают.

Ногтями берут, а руками царапают.

«Он и я»

Преобразование глаголов третьего лица единственного числа в форму первого лица.

Он говорит - я говорю

Он слушает - я слушаю

Он ест - я ем

Он молчит - я молчу и т.д.

9. Артикуляционная гимнастика

Для языка - развитие дикции, темпа, ритма речи

        Учитель:   Жил был Шум

    Его звали Шум-шум-шум

    Ел шум:
         
Дети:           хрум, хрум, хрум.

        Учитель:   Ел суп:

          Дети:        хлюп, хлюп, хлюп.

       Учитель:    Спал так:
         
Дети:        храп, храп, храп.

       Учитель:      Шел Шум:
       
Дети:        бум, бум, бум.

       Учитель:      Хлопал так:
         Дети:         хлоп, хлоп, хлоп.

       Учитель:      А топал так:
        Дети:         топ, топ, топ.

                                                Э. Машковская

Дети проговаривают слова и имитируют движения

10. Скажи в рифму

Цель:  Учить придумывать рифму к словам, пополнять запас слов у детей новыми понятными словами «рифма»

                             Игра «Рифма»

Подушка        Дорожка        Карандаш

Лягушка        Картошка        Ералаш

Плюшка        Ладошка        Шалаш

Подружка        Лукошко        Гуашь

Зверюшка        Обложка        Мираж

Клюшка        Окрошка        Экипаж

Перушка        Крошка        Вояж

Букварный период

Звук и буква А

   Сказочный, волшебный дом.

   Азбука – хозяйка в нём.

   Дружно в доме том живёт

   Славный буквенный народ.

                    Аня в роще потерялась,

                    Аня в роще растерялась,

                    Аня крикнула: «Ау!

                    Дом никак я не найду!»

Анатолий и Андрей

Наловили карасей.

Аня и Алиса

Варят суп из риса.

Звук и буква Б

    Твёрдый знак с окна упал,

    Руку он себе сломал.

Ба – ба – ба,                          

     На избе была труба.                     Бу – бу  – бу,                            

      Побелили мы трубу.                    

Бе – бе – бе,                            

      Белый голубь на трубе.                

Бы – бы – бы,                          

      Голубь улетел с трубы.                  

Ба-ба-ба,

  - Мама, мама, вон труба!

Бу-бу-бу,

   - Ты и мне купи трубу!

Бе-бе-бе,

    - Потрубил я на трубе.

Ба-ба-ба,

    - Не нужна уже труба!

Боря на базаре был,

Там арбуз большой купил.

Звук и буква В

Вова снежный ком слепил,

Влас свой сверху положил.

Чтоб комы те не упали,

Слева палочку вкопали.

Валя мальчикам сказала,

Что букву В она узнала.

Палочку ты начерти,

К ней вплотную -  цифру три.

Ва – ва – ва,

    Во дворе растёт айва.

Ву – ву – ву,

    Я полью свою айву.

Вы – вы – вы,

    Вкусны ягоды айвы.

Ви-ви-ви,

   - Только много их не рви!

Ву-ву-ву,

   - Я тебе не вру!

                   Витя с Вовой у ворот

Рисовали вертолёт.

Из окошка видит Вова:

Подошла к пруду корова.

И нахмурил брови Вова,

Глаз не сводит он с пруда:

Выпьет воду всю корова-

Где купаться мне тогда?

Звук и буква Г

    Нам шлагбаум путь домой

    Перекрыл своей рукой.

   Га – га – га,                          

   Вышли гуси на луга.                

   Го – го – го,                          

   Ходит солнце высоко.              

   Гу – гу – гу,                          

   Много пчёлок на лугу.              

Ги-ги-ги, -  испекли мы пироги.

Га-га-га, - Хочешь, Галя пирога?

Ги-ги-ги, - Не нужны мне пироги.

Гу-гу-гу, - Есть их больше не могу.

Гу-гу-гу, - И я тоже не могу.

Га-га-га, - Где же оба пирога?

Гена, Галя два Олега

Горку сделали из снега.

Скороговорки на звук [Г]

На дворе галка, на берегу галька.
Нес Григорий пирог чере порог. Стал на горох и упал на порог.
Наш голова вашего голову головой переголовал, перевыголовил.

Звук и буква Д

Две полоски наклонили,

Снизу третью начертили,

А теперь согнём немножко

Две коротенькие ножки.

Да – да – да,                            

             В ручейке бежит вода.                  

Ду – ду – ду,                            

За водой сейчас пойду.                

Ды – ды – ды,                          

Принесу домой воды.                

Ди – ди – ди,                          

             Каждый день идут дожди.            

Дя – дя –дя,                            

             Зонтик нужен от дождя.                  

Да-да-да, - Не ходи, Вадим, туда!

Ду-ду-ду, -  Все равно туда пойду.

Ди-ди-ди, - Ты ж одетый, не ходи!

Да-да-да, - Ой! Холодная вода!

Де-де-де, - Вот беда! Вадим, ты где?

Ды-ды-ды, - Только слышно из воды.

         Дед Демьян домой идёт,

         Лошадь под уздцы ведёт.

Звук и буква Е

   Буква Е, смотрите, всё же

   Так на полочку похожа.

Еле – еле, еле – еле,

От вокзала поезд едет.

Средь лесов и средь полей

Поезд едет всё быстрей.

Звук и буква Ё

Е и Ё – у мамы дочки,

Но у Ё – ещё две точки.

Ёж под ёлкою сидит,

Ёж ежихе говорит:

«Ежевики дай ежонку,

Если нарисует ёлку».

Звук и буква Ж

Много ножек у жука,

У буквы Ж их много тоже.

Буква Ж жужжит всегда,

На жука она похожа.

Жа – жа – жа,

    Есть иголки у ежа.

Жу – жу – жу,

    Молока дадим ежу.

Жи – жи – жи,

     Под кустом лежат ужи.

Же – же – же,

     Уползли ужи уже.

Жу-жу-жу,  - В зоопарк пришли к моржу

Жа-жа-жа, - Испугались мы моржа.

Же-же-же, - Сидят птички на морже.

Жу-жу-жу, - Ближе подошли к моржу.

Жи-жи-жи, - Повернулись к нам моржи.

Жу-жу-жу, - Рыбку бросили моржу.

Жи-жи-жи, - Очень мирные моржи.

            У Серёжи в гараже

            Жору Женя ждёт уже.

Скороговорки на звук [Ж]

Поезд мчится скрежеща: жэ, че, ша, ща.
                             Хожу – твержу, сижу – твержу, лежу – твержу:
Жи, же, жа, жу. У ежа – ежата, у ужа – ужата.
                            Ужа ужалила ужица.
                            Ужу с ужицей не ужиться.
                            Уж уж от ужаса стал уже –
                            ужа ужица съест на ужин.

Звук и буква З

Буква З и цифра три,

Как родные две сестры.

Ты внимательно смотри:

Пишем З, как цифру три.

За – за – за,

      На лугу коза.

Зу – зу – зу,

      Привели козу.

Зы – зы – зы,

       Колокольчик у козы.

За-за-за, - здесь привязана коза.

Зы-зы-зы, - мало травки у козы.

Зу-зу-зу, - отвязали мы козу.

За-за-за, - залезает в сад коза.

Зу-зу-зу, - привязали мы козу.

Зи-зи-зи, - Обезьянку привези!

Зя-зя-зя, - Обезьянам здесь нельзя.

Зи-зи-зи, - Раз нельзя-не привози.

      Зоя азбуку взяла,

      Букву З в ней назвала.

Звук и буква И

Инна, Нина и Марина,

Лида, Игорь и  Ирина

Вышли в прятки поиграть,

Букву И в совах искать.

Звук и буква Й

Этот звук зовём мы кратким,

«И» доводится он братом.

За водой идти в ручей

Брат зовёт с собой друзей.

Голосистый соловей

Спрятался среди ветвей.

Серый юркий воробей

Искупаться влез в ручей.

Бродит серый волк худой,

Он голодный, старый, злой.

Звук и буква К

Два столба стояли рядом,

Вдруг один переломился

И к другому прислонился.

Ка – ка – ка,

      Наша речка широка.

Ко – ко – ко,

       По теченью плыть легко.

Ке – ке – ке,

       Загораем на песке.

Ка-ка-ка, - вот течет река Ока,

Ко-ко-ко, - там рыбак недалеко.

Ке-ке-ке, - ловит рыбу на Оке.

Ку-ку-ку,- нет удачи рыбаку.

Ки-ки-ки, - помогите,рыбаки!

Ку-ку-ку, - вот подмога рыбаку.

Ко-ко-ко, -  рыба ловится легко.

Ка-ка-ка, - есть улов у рыбака.

Звук и буква Л

Ла – ла – ла, - Клава видела осла.

Ле – ле – ле, - Лёва ехал на  осле.

Лу – лу – лу, - Хлеба дали мы ослу.

***

Лы-лы-лы, - забивали мы голы.

Лу-лу-лу, - возле окон на полу.

Ла-ла-ла, - не заметили стекла.

Лу-лу-лу, - мы не били по стеклу.

ла-ла-ла, - только нет в окне стекла.

Ля-ля-ля, - все мы любим тополя.

Лю-лю-лю, - тополя и я люблю.

Ля-ля-ля, - но от них в пуху земля.

Ли-ли-ли, - тополя видны вдали.

Ле-ле-ле, - много их у нас в селе.

Ле-ле-ле, - веселей от них в селе.

                     Оля, Лена и Альбина

Лепят льва из пластилина.

Клавдия весло взяла,

Села в лодку, поплыла.

Скороговорки на звук [Р и Л]

Была у Фрола, Фролу на Лавра наврала, пойду к Лавру, Лавру на Фрола навру.
В пруду у Поликарпа три карася, три карпа.
Все бобры добры для своих бобрят.
Карл у Клары украл кораллы, Клара у Карла украла кларнет.
Клара у Вали играет на рояле.
Королева кавалеру подарила каравеллу.
Летал перепел перед перепелицею, перед перепелятами.
На горе Арарат рвала Варвара виноград.
Орел на горе, перо на орле.
Съел молодец тридцать три пирога, да все с творогом.
Тридцать три корабля лавировали, лавировали, лавировали, да не вылавировали.

Звук и буква М

    К двум столбам мы кое-как

    Привязали свой гамак.

Ма – ма – ма, - За окном метёт зима.

Ме – ме – ме, - Много песен о зиме.

Мы – мы – мы, - Не боимся мы зимы.

Ме-ме-ме – конец зиме.

Ми-ми-ми – пальто сними.

Му-му-му- пальто сниму.

Мо-мо-мо – емэскимо.

Ам-ам-ам – тебе не дам.

Маша в чаще заблудилась,

К трём медведям в дом явилась.

Суп у мишки похлебала,

Стульчик маленький сломала.

Звук и буква Н

    Буква Н, сказать всем можно,

    Очень на кровать похожа.

На – на – на, - Наступила вновь весна.

Но – но – но, - Настежь распахнём окно.

Не – не – не,  - Очень рады мы весне.

Но-но-но – светит солнышко в окно.

Он-Он-Он – вот такой купил батон.

«Надо», «можно» и «нельзя» –

Всем знакомые слова.

Надо маме помогать,

Можно с папой погулять.

Но нельзя без разрешенья

На дорогу выбегать.

Звук и буква О

О – на огурец похожа:

Он овальный, буква – тоже.

Слова «Оля, огурец, окно»

Начинаются на «О»,

Звук и буква П

Буква П на мост похожа,

По мосту идёт прохожий,

А внизу, через проход,

Проплывает пароход.

Па – па – па,

На по сыпется крупа.

Пу – пу – пу,

Подметём сейчас крупу.

Пы – пы – пы,

Больше нет у нас крупы.

Петя позвонил Петру:

«Я на пляж с тобой пойду»,

Звук и буква Р

Букву Р писать несложно:

Справа к палке осторожно

Подрисуем все кружок

И получится флажок.

Ру – ру – ру,

     Встали рано по утру.

Ра – ра – ра,

     В школу нам идти пора.

Ре – ре – ре,

     Хорошо там детворе.

Ра-ра-ра, - во дворе у нас гора.

Ру-ру-ру, - собирайте детвору.

Ры-ры-ры, - покатаемся с горы.

Ра-ра-ра, - очень рада детвора.

       В огороде старика

       Репка выросла крепка.

Деревянный Буратино

Карабаса победил.

Дверь в коморке под картиной

Золотым ключом открыл.

Скороговорки на звук [Р]

В бору бобёр и брат бобра работают без топора.
В грозу от груза арбузов развалился кузов.
В огороде у Федоры – помидоры. За забором у Федоры – мухоморы.
В поле Фрося полет просо, сорняки выносит Фрося.
Дал Макар Роману карамельку, а Роман Макару – карандаш.
Дали карапузу кукурузу, а карапуз просит арбуз.
Ждут воробьи у кормушки кормёшки, несёт им Маркушка в кармашке морошки.
За тараканом с барабаном, за комаром с топором.
Кавалеры королевы плыли к ней на каравелле.
Карл украл у Поликарпа полкарася, полкарпа.
Мудрый ворон проворно рвал во рву мухоморы.
На корабль прокрался краб, караси украли трап.
Один рой комаров – за горой, а второй рой – под горой.
Открывай, Увар, ворота, дров несём невпроворот мы.
По травке тропа протоптана.
Прыгают скороговорки как караси на сковородке.

Звук и буква С

    Часть кружочка потерялась -  

    Буква С у нас осталась.

Са – са – са,

Летела оса.

Су – су – су,

Поймали осу.

Сы – сы – сы,

У осы усы.

За-за-за,

Уходи скорей гроза.

Са-са-са,

 После дождика роса.

Зу-зу-зу,

 Моем Катю мы в тазу.

Су-су-су,

 Кате вымоли косу.

Снег сегодня шёл с утра.

Рада снегу детвора.

Снег в беседке,

Снег на листьях,

Снег у Светы на ресницах.

Звук и буква Т

Буква Т, наверняка,

Тень большого молотка.

Буква Т на стол похожа,

На ноге стоит он тоже.

Та – та – та,

Хвост пушистый у кота.

Ту – ту – ту,

Привязали бант коту.

От – от – от,

Под столом играет кот.

Та-та-та,

У нас дома чистота.

Ти-ти-ти,

 Кашу съели всю почти.

Звук и буква У

Буква У кричит: «Ура!»,

Руку тянет вверх она.

                      Та-та-та – у нас дома чистота.

                      Ти-ти-ти – кашу съели всю почти.

Кукле Уля улыбнулась,

К кукле ручкой потянулась.

Звук и буква Ф

Сначала нарисуй кружок,

А рядышком ещё другой.

Теперь, старайся, мой дружок,

Их разделить прямой чертой.

Фа – фа – фа,

Взял фуражку Мустафа.

Фы – фы – фы,

Флажок в руках у Мустафы.

Фе – фе – фе,

Пришёл Федя к Мустафе.

Фу-фу-фу,

 Вот купили мы софу.

Аф-аф-аф,

А ещё купили шкаф.

Феня, Филя и Фаина

В море видели дельфина.

Звук и буква Х

    Рядом два столба стояли.

    Друг на друга вдруг упали.

Ха – ха – ха,

Нам купили петуха.

Ух – ух – ух,

Машет крыльями петух.

Хи-хи-хи,

Сочиняем мы стихи.

Ха-ха-ха,

Где же рифмы у стиха?

Сухари купил Захар,

Харитон орехи взял,

Полкило халвы Зухра

Тёте Хильде принесла.

Звук и буква Ц

Букву П с тобой мы сами

Вверх ногами написали.

Справа, маленький дружок,

Подрисуем ей крючок.

Ца – ца – ца,

Варит мама три яйца.

Цо – цо – цо,

Папа съест яйцо.

Цу – цу – цу,

Нам с братишкой по яйцу.

Це-це-це,

Царь с царицей во дворце.

Ец-ец-ец,

Шла принцесса под венец.

Нам к обеду пригодится

               Перец,

                    Огурец,

                          Горчица.

Звук и буква Ч

    Кто-то взял обычный стул,                             Букву Ч или «четыре»

    Вверх ногами повернул.                                Мы с тобою начертили?

                                                              Меж собой ты их сравни –

                                                              Одинаковы они.

Ча – ча – ча, - На столе горит свеча.

Чу – чу – чу, - Погасили мы свечу.

Чи – чи – чи, - Больше нет у нас свечи.

Чиж к Чиполлино невзначай

Заскочил вчера на чай.

Скороговорки на звук [Ч]

У четырёх черепашек по четыре черепашонка.
Четыpе чёpненьких чумазеньких чеpтёнка чеpтили чёpными чеpнилами чеpтёж.

Чрезвычайно чисто.
Птичку напичкали спичками.
Наша дочь речистая, речь у неё чистая.

Звук и буква Ш

Три столба красиво в ряд,

Как солдатики, стоят.

Ша – ша – ша,

На столе стоит лапша.

Шу – шу – шу,

Мы поели всю лапшу.

Ши – ши – ши,

И теперь сидим в тиши.

Наша Саша на опушке

С Лушей слушала кукушку.

Скороговорки на звук [Ш]

Смешные шутки у Саши и Мишутки.
Стеша спешила, рубашку сшила, да поспешила - рукав не дошила.
Шакал шагал, шакал скакал. Шашки на столе, шишики на сосне.
Шесть мышат в шалаше шуршат.
Шлепают гуськом гусак а гусаком.

Звук и буква Щ

Есть родня у буквы Ц:

Три сестрицы на крыльце.

Ща – ща – ща,

Щука смотрит на леща.

Щу – щу – щу,

Надо уплывать лещу.

Ощ-ощ-ощ,

Мы готовим вкусный борщ.

Ща-ща-ща,

Все отведают борща.

Щё-щё-щё,

Вкуснотища! Мне ещё!

    Щука говорит лещу:

«Я обиду не прощу».

Скороговорки на звук [Щ]

Два щенка щека к щеке щиплют щётку в уголке.
Тщетно тщится щука ущемить леща.

Буква Ь

Мягкий знак – волшебник добрый,

Очень верный и надёжный.

Он дружить всегда готов,

Не имеет он врагов.

Звук и буква Ы

Буква Ы на лыжи встала,

Вниз под горку побежала.

Невысокая хоть горка,

Всё же ей нужна подпорка.

Буква Ъ

Твёрдый знак – волшебник злой,

Он имеет нрав крутой.

Злой, как  сам Кащей Бессмертный.

Буква Б с окна упала,

Руку вдруг себе сломала.

Звук и буква Э

Букву Э встречаем редко,

Но запомним её крепко.

В словах «эхо», «этот», «эй»

Букву Э найди скорей.

      Электричество в домах,

      Свет горит на этажах.

      Экономить надо свет,

      Ты запомнил или нет?

Звук и буква Ю

Чёрточку я проведу,

В середине – поясок.

Чтобы вышла буква Ю,

Нарисую я кружок.

                            Ю – ю – ю,

                            Песню я пою.

                            Ю – ю – ю,

                            Я друзей своих люблю.

Юра, Юля и Анюта

Любят прыгать с парашютом.

Звук и буква Я

Руку в бок, вперёд нога –

Вот какая буква Я.

Я – я – я,

Песня кончилась моя.

Я – я – я,

Есть у каждого друзья.

Яша, Зоя и Илья – мои верные друзья.

Яша ялик смастерил,

Илья якорь начертил.

Вот уже команда вся

Едет в дальние края.

Послебукварный период

Осень

Ветер с листьями играет,

Листья с веток обрывает,

Листья жёлтые летят

Прямо на руки ребят.

      Кто где живёт

Зимой в берлоге мишка спит,

Под крышей воробей сидит.

Лиска рыжая – в норе,

Жучка – в тёплой конуре.

            В логове лежит волчиха,

            Под кустом дрожит зайчиха.

            Белка спряталась в дупле,

            Ёжик спит в сухой траве.

             Кто как передвигается

Птица над рекой летит,

Лошадь, фыркая, бежит.

По тропинке уж ползёт,

А карась в реке плывёт.

Кошка прыгает с забора,

Скачет серый воробей.

Гусь по лугу ходит гордо,

В магазин идёт Андрей.

Наш Андрей умеет плавать,

Ползать, прыгать и летать,

По деревьям ловко лазать,

Бегать, в озере нырять.

           

Кто что любит

Всыплем зёрен петушку,

Бросим косточку Дружку,

Кролику – листок капусты,

А корове – травки вкусной.

      Мышке мы оставим корку,

       Пойло вынесем телёнку.

       Сварим каши всем цыплятам,

       Яблоко дадим ежатам.

Отнесём овса коню,

Нарвём овцам лебеду.

Молока нальём мы кошке,

Купим шоколад Алёшке.

     У кого что есть

Длинный хобот у слона,

Есть иголки у ежа,

Хвост пушистый у лисы,

Жало жжётся у осы.

Уши длинные у зайки,

Крылья сильные у чайки.

У верблюда два горба,

Гребешок у петуха.

Пятачок у поросёнка,

Ручки-ножки у ребёнка,

Чудо-грива у коня,

Мама с папой у меня.

У кого кто есть

У верблюда есть горбатый верблюжонок.

У серой мышки – маленький мышонок.

У кошки – пушистые котята.

У белки – рыжие бельчата.

У крольчихи – пуховые крольчата.

У собаки – шаловливые щенята.

У коровы – ласковый телёнок.

У свиньи – зубастый поросёнок.

У лошади есть жеребёнок,

У козы – смешной козлёнок.

У овсы – кудрявые ягнята.

А у мамы – конопатые ребята.

Кто как голос подаёт

Лает громко пёс мохнатый,

Во дворе свистят ребята,

Жук над головой жужжит,

Тёлка рыжая мычит.

Прочирикал воробей

Песенку про сто червей,

Промурлыкал в кресле кот,

А медведь в лесу ревёт.

Квакает в пруду лягушка,

На суку кричит кукушка,

В луже хрюкает свинья,

Собралась её семья.

Кукарекает петух,

В дудочку дудит пастух.

Конь неудержимо ржёт,

Рыба голос бережёт.

На лугу мычит корова,

Воет волк в овраге снова.

Белый гусь гогочет,

Оленька хохочет.

Вчера, сегодня, завтра

Вчера я с мамой в парке был,

За хлебом в магазин ходил,

А с папой в шахматы играл,

С сестрёнкой домик рисовал.

Сегодня в зоопарк идём,

С Наташей песенку поём,

Из снега лепим бабу,

Коту бинтуем лапу.

Завтра в школу мы пойдём,

Орехов белке занесём,

С собакой будем мы гулять,

Поедем бабушку встречать.

Цветы

Колокольчик и левкой,

Георгин, шар золотой,

Василёк, ромашка, астры,

Ландыш с запахом прекрасным.

Мак, тюльпан, табак душистый,

Одуванчик золотистый,

Роза, мальва и ирис,

Незабудка и нарцисс.

Хорошо запомни ты,

Как называются цветы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Речевые разминки на уроке

Для развития внимательности, воображения, ассоциативности часто использую на уроках речевые разминки.Отвожу на них не более 5 минут, но это хорошая подготовка к постановке учебной задачи...

Речевая разминка на уроках литературного чтения

Речевая разминка предназначена для уроков литературного чтения. проводится разминка в начале урока....

Короткие стишки для речевой разминки на уроках английского языка в начальных классах

Презентация, где представлен небольшой подбор коротких стихотворений на английском языке, позволяющий разнообразить речевую разминку на уроках в начальной школе....

Урок обучения грамоте по теме "Роль слова в устном общении. Слова речевого этикета и их роль в общении".

Урок обучения грамоте в 1 классе по теме: "Роль слова в устном общении. Слова речевого этикета и их роль в общении" ставит следующие задачи:   практическое знакомство с целями и ср...

Фонетические и речевые упражнения на уроках обучения грамоте.

В данной презентации приведены примеры упражнений, которые можно использовать на уроках в период обучения грамоте. Данные упражнения помогают развивать фонематический слух, тренировать артикуляционный...

Звуковые разминки на уроках обучения грамоте в первом классе.

Здесь представленны небольшие звуковые разминки в виде презентаций для использования на уроках обучения грамоте в первом классе.Главной особенностью является то, что каждый слайд - это вопрос с выборо...