Ю.Я. Яковлев «О нашей Родине»
классный час по чтению (4 класс)

Аксенова Валентина Аркадьевна

Яковлев Юрий Яковлевич (1922 – 1996) - писатель и сценарист, автор книг для детей. Основная тема его произведений – жизнь школьников, почитание памяти героев, поисковые отряды, авиация и «штурм небес», сценическое искусство, дружба между человеком и животным.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл открытый урок29.68 КБ

Предварительный просмотр:

Отдел образования  и по делам молодежи администрации МО "Мари-Турекский  муниципальный район"

МБОУ "Мари-Биляморская средняя общеобразовательная школа им.Н. П. Венценосцева"

Тема: Ю.Я. Яковлев «О нашей Родине»

(Программа «Гармония», автор О.В. Кубасова)

Открытый урок литературного чтения

4 класс

Работа учителя начальных классов

Аксеновой Валентины Аркадьевны

с. Мари-Билямор

2018г

Тема: Ю.Я. Яковлев «О нашей Родине» (Программа «Гармония», автор О.В. Кубасова)

Место и роль урока в изучаемой теме: Раздел 10. «Когда, зачем и почему?» Познавательная литература, урок 92.

3. Тип урока: Открытие  нового знания.

4. Цель: Ознакомление учащихся с понятием Родина на основе произведения Ю.Я. Яковлева «О нашей Родине».

5. Задачи:

* учить анализировать литературное произведение, выделять смысловые единицы и графически их оформлять, строить предположения и собственные высказывания;

* воспитывать чувство патриотизма, гордости и любви к своей малой и Великой Родине.

6. Ожидаемый результат: умение демонстрировать понимание прочитанного произведения, отвечая на вопросы по содержанию; умение задавать вопросы по прочитанному тексту.

7. Метапредметные результаты.

 Регулятивные: умение удерживать цель деятельности до получения её результата; умение формулировать тему урока и ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и того, что ещё неизвестно.

Познавательные: поиск и выделение информации в тексте; преобразование объекта из чувственной формы в графическую (кластер); осознанное построение речевого высказывания в устной форме; смысловое чтение; установление причинно-следственных связей.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками; умение задавать вопросы по содержанию текста; умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Личностные результаты: соотносить себя с родным селом, государством; проявлять уважение и интерес к культуре и истории своего народа, родной страны; сравнивать разные точки зрения, считаться с мнением другого человека; оценивать свою учебную деятельность.

8. На уроке применяется технология продуктивного чтения.

9. Методы, способы  и приёмы: подводящий к теме диалог, фронтальная, групповая и парная работа, приём составления кластера, приём «Пометки на полях», приём «Кубик Блума», приём «Задай вопрос».

Оборудование: Аудио запись "О, моя Россия"( муз. и сл. А. Стихарёвой),презентация PowerPoint., видеофильм "Чудо-мастерица"

Ход урока

  1. Организационный момент.

Добрый день, ребята!  Давайте поприветствуем друг друга и гостей улыбкой и начнем наш урок.

  1. Актуализация знаний.

- Ребята, прослушайте музыкальное произведение и определите, о чём пойдёт речь в этом произведении?

( Говорится о России, о природе нашей страны, о том какая она красивая)

- Что такое Россия для нас с вами?                                      Это наша страна, государство.

- Как по-другому можно назвать нашу страну?                Родина, Отечество, Отчизна 

- Подберите однокоренные слова к слову Родина.            Род, родной, родимый, родственник.

 

Что у них общее?                                                                   - Корень-род. Что они близкие,                                                                                                                                

                                                                                                              родные

- Подберите однокоренное слово к слову Отечество.                      отец

- Как мы назовём слова Родина, Отечество, Отчизна?                         Слова синонимы

3. Формулирование темы урока.

- Предположите, о чём пойдёт речь на уроке?

-  Попробуйте сформулировать тему урока     (Мы сегодня будем говорить о нашей Родине)

(Тема урока будет звучать «О нашей Родине»)

- Попробуем поставить учебную задачу на урок. С какой целью мы будем рассматривать тему о Родине?   (Выяснить, что такое Родина)

-  Давайте вспомним, что вы знаете по данной теме. Поработайте в паре, сообщите друг другу, что вы знаете о Родине. Используйте знания по окружающему миру. Обменяйтесь информацией.

- А сейчас повернитесь к соседям и обменяйтесь информацией в группе, договоритесь и расскажите,  что вы знаете о своей Родине.

  1. Это  самая большая страна на планете Земля. Она занимает девятую часть всей суши. Россия расположена сразу в двух частях света: в Европе и в Азии. Её территория так велика, что требуется почти неделя, чтобы проехать на поезде с запада на восток.
  1. Двенадцать морей трех океанов омывают берега России. В ней много лесов, рек, морей. Есть горы и степи, тайга и тундра.  
  2.  Наша страна очень богатая. Она богата лесом, нефтью, газом, углем и другими полезными ископаемыми.

  1.  А еще  наша страна богата  памятниками архитектуры.

 В России много красивых сел, деревень, городов, храмов, церквей.

  1. Богата Россия своей природой: лесами, реками, озерами. В лесах много растений, животных, а в водоемах – рыбы.

  1. Не только природными ресурсами богата наша страна, главное ее богатство – люди, которые в ней живут. В России живут много людей разных национальностей. Это русские, украинцы, белорусы, татары, черкесы, якуты, ненцы, мордва, калмыки и др.  У всех народов свой язык, культура, национальная одежда, кухня. Но все они проживают на территории одной страны в мире и согласии.

  1. Открытие нового знания

        - Сегодня мы с вами будем читать эссе. О том, что такое эссе прочитайте сноску снизу после текста. Выделите главные слова, которые помогут вам запомнить, что такое эссе. (словарная работа).

(Небольшое произведение, в котором выражаются впечатления и раздумья  автора.)

- Перед вами произведение. Прочитайте про себя название произведения. О чём оно должно быть?

- прочитайте самостоятельно

- Понравился рассказ?

- Написал это произведение замечательный писатель Яковлев Юрий Яковлевич.        

Яковлев Юрий Яковлевич (1922 – 1996) - писатель и сценарист, автор книг для детей. Основная тема его произведений – жизнь школьников, почитание памяти героев, поисковые отряды, авиация и «штурм небес», сценическое искусство, дружба между человеком и животным.

 Юрий Яковлевич является сценаристом таких мультфильмов, как «Умка», «Умка ищет друга», «Мальчик  с коньками» и многих других.

- Кто такой сценарист? (Сценарист-автор сценария для кинофильма, мультфильма, спектакля, компьютерной игры. Сценарист занимается тем, что прописывает,  что актеры будут говорить, в каких условиях, что в это время будут делать )

Вернемся к теме урока,

Сейчас вам предстоит выяснить, верны ли ваши предположения о том, что такое Родина?

- Внимательно изучите текст, карандашом оставляйте пометки на поля.

v “- «знал»- этим значком пометьте те фрагменты текста, которые вам были известны.

«+» - «узнал новое» - а этим значком пометьте фрагменты, о которых узнали из текста.

- Обобщить ответы детей, подвести итог по этой части урока.

- Давайте вернёмся к учебной задаче урока. Выяснили мы, что такое Родина?

-Малая родина -место, где вы родились, растете, учитесь, где живут ваши родители. Великая наша Родина — Россия состоит из таких сёл, деревень, городов.

Перечитывание текста

Чтение текста хорошо читающими детьми.

Обсуждение после чтения

-. Как вы понимаете мысль, выраженную  в последнем предложении? А любить Родину — значит жить с ней одной жизнью.( Любить Родину, значит жить с ней одной жизнью. Радоваться, когда у неё праздник, и страдать, когда ей тяжело. И главное - беречь Родину, беречь как свою мать. Не давать в обиду врагам, которые идут на неё с оружием. Не давать в обиду всем, кто думает только о себе и забывает, о Родине).

- С чем сравнивается в этом эссе Родина? Как вы думаете почему?

Родина – мать своего народа, она гордится……..

- Каково отношение автора к Родине? Мы любим Родину

- Сейчас вы поработаете в группах. Каждой группе предстоит составить вопрос по тексту для других групп. Вам нужно перечитать  текст и выделить то, о чём хотите спросить.

Приём «Кубик Блума». Начало вопросов написано на гранях кубика: «Почему...», «Объясни...», «Предложи...», «Придумай...», «Поделись...», «Назови».

- Подвести итог по данной работе.

Ответ

Назови главный город Марий Эл.

 Почему малая родина всегда в памяти человека, где бы он ни жил? (У каждого она одна , как мама.)

Объясни, что , значит,  родина начинается на пороге твоего дома? (1-й абзац)

Предложи, как каждый из нас может помочь нашей Родине. (Заботиться о родителях, значит,  быть     заботливым, оказывать посильную помощь другим – быть милосердным, читать хорошие книги – быть умным, заботиться о своем здоровье, вы можете сделать нашу страну крепкой и могучей, если будете любить своих друзей и близких, не будете ссориться)

Поделись своими впечатлениями о природе нашего края.

Придумай своё эссе на тему «Моя Родина».

- Я тоже хочу вам задать вопрос. Скажите, за какие дела своего народа может гордиться Родина?  (За подвиги, открытия, изобретения)

- Вы знаете таких знаменитых людей?

- Я вас познакомлю с некоторыми известными личностями, которые внесли огромный вклад в развитие нашей страны.

Само название «Россия» официально закрепил за нашей Родиной Петр I, основав империю со столицей в Петербурге. С этого времени начался один из самых замечательных периодов в истории Отчизны. Так возникла Великая Россия – одно из сильнейших государств того времени. Зарождением его славы и мощи мы обязаны именно Петру I.

        - Александр Невский — русский князь, в 1240 году разбил шведов на реке Ижоре, впадающей в реку Неву. За что и получил прозвище Невский, а в 1242 году одержал победу над немецкими рыцарями, тем самым обезопасил западные границы Руси.

- Михаил Васильевич Ломоносов — гениальный русский учёный: философ, поэт, историк.

- Георгий Константинович Жуков, маршал Советского Союза, четырежды Герой Советского Союза, в Великую Отечественную войну проявил себя как талантливый полководец.

- Юрий Алексеевич Гагарин — советский лётчик — космонавт, первый человек в мире, совершивший полёт в космическое пространство 12 апреля 1961 года.

- Но как говорят — большое начинается с малого. Поэтому мы прежде всего должны знать известных людей своего села, района. Вы знаете таких людей?

Сообщения детей о знаменитых  людях нашего села

  1. Герои Советского Союза Иван  Ильич Марьин.  За время войны совершил 793 боевых вылета, два раза был ранен в воздухе. Уничтожил 8 складов с боеприпасами, 2 железнодорожных моста, 9 самолетов, много орудий, автомашин. После войны окончил военную академию, служил на Дальнем Востоке, на Украине. Полковник. Награжден орденами и медалями.
  2. Вячеслав Николаевич  Ардашев-  доктор медицинских наук, профессор, который долго время работал заместителем начальника военного госпиталя имени Бурденко.  А его сын сегодня – ведущий нейрохирург России.
  3. Ершов Василий Григорьевич- начальник отдела городского дизайна и 
    ландшафтной архитектуры, главный художник г. Йошкар-Олы.

  1. Иван Иванович Меркушев-Герой Советского Союза,  родился в деревне Верхняя Сенда. Хотел стать полеводом, окончил Нартасский сельхозтехникум, но началась война. Во время войны был  командир минометной роты. За проявленное мужество ему присвоили это высокое звание.
  2. Зинаида Николаевна Маякова – 28 лет проработала дояркой на молочно-товарной ферме колхоза «Путь Ленина». За добросовестный труд Зинаиду Николаевну наградили медалью, затем орденом «Знак Почета». Имя ее заносили на районную Доску почета,   дважды принимала участие на совещании животноводов в городе Йошкар-Оле. Вырастила и воспитала 5 детей. Все они работают в родном колхозе. Сейчас Зинаида Николаевна на заслуженном отдыхе.
  3. Фоминых Сергей Федорович  - журналист районной газеты «Знамя», поэт. Первый сборник стихов и рассказов»Тени прошлого был опубликован в 2003году.Вторая книга »От часовни до Божья храма вышла в свет в 2011г.

Рефлексия

- А теперь подведём итог нашей деятельности на уроке. Составим кластер.

       - Обратимся к теме урока. (О нашей Родине)

- У каждого человека есть какая родина? (малая и страна).

- Что отнесём к малой родине? (дом, село, улица, мама, папа).

- С кем автор сравнивает Родину? (с матерью).

- Что говорит автор о нашей Родине?(огромная, бескрайняя, прекрасная).

Домашнее задание:    Напиши свое эссе на тему: "Моя малая Родина"


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Россия – наша Родина.

Формировать общие представления о нашей стране - России,на отдельных примерах показать разнообразие природы России, формировать первоначальные умения, связанные с чтением карты, расширять...

Урок "Наша Родина-Россия"

Цель урока - познакомить учащихся  с понятием «Родина», с государственной символикой России. Урок представляет собой форум, в ходе которого проходит обзорное знакомство с нашей страной, с е...

Тема: Ю. Яковлев «О нашей родине».

Цели:  познакомить учащихся с произведениями о Родине, дать понятие слова «Родина» на их основе.Задачи: учить анализировать литературные произведения, выделять смысловые единицы и гра...

Ю. Яковлев. О нашей родине.

Презентация по литературному чтению. 4 класс....

Тема: Ю. Яковлев «О нашей родине», М. Пришвин «Моя Родина».

Конспект урока по литературному чтению....

Методическая разработка к внеурочному занятию для 1 класса по теме: "Наша Родина. Главный город нашей страны".

Цель – познакомить с достопримечательностями Москвы.Задачи.Воспитательные:·       воспитывать патриотические чувства, интерес к своей стране;·...