Рабочая программа по предмету «Литературное чтение на родном (русском) языке» для 2 класса
рабочая программа по чтению (2 класс)

Бобкова Людмила Сергеевна

Данная рабочая программа разработана для обучающихся 2 класса по УМК «Школа России» НОО, и рассматривает работу по учебнику «Литературное чтение 2 класс» Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого, М.В. Головановой и др.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл liter._chtenie_na_rodnom_russkom_2_klass.docx39.36 КБ

Предварительный просмотр:

                        Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Лисянская средняя общеобразовательная школа

Рассмотрено на                                       Согласовано:                                 Утверждаю:                                                                                    

заседании МО учителей                зам. директора по УВР                      директор  МКОУ                    

начальных классов                           _____Деревянкина С.Е.                 Лисянская СОШ                     Протокол№__от                                    «28»августа 2021 г                   _____Кириченко Е.В                                                                                                «28»августа 2021 г                                                                                       Приказ №      от                                                                                                                                                        

                                                                                                                  «28»августа 2021 г

                                                                                                   

                           Рабочая программа учебного предмета

 «Литературное чтение на родном (русском) языке»

УМК «Школа России» Литературное чтение 2 класс. Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова и др. – М.: «Просвещение», 2018 г.

                                              2  класс

                                2021-2022 уч. год.

                                                        Бобкова Людмила Сергеевна –

                                                   учитель начальных классов.                                                                                                                                      

                                           

                                                     

                                                             с. Лиски

  Планируемые результаты изучения учебного предмета  (ФГОС)

Личностные результаты:

  • формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентации многонационального российского общества;
  • формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
  • воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;
  • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
  • формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;
  • овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;
  • принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;
  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;
  • наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.

Метапредметные результаты:

  • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
  • освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;
  • формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
  • формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
  • использование знаково-символических средств представления информации о книгах;
  • активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
  • использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;
  • овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;
  • овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;
  • готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения иоценку событий;
  • умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;
  • готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.

Предметные результаты:

  • понимание родной литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни, как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
  • осознание значимости чтения на родном языке для личного развития; формирование представлений о мире, национальной истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; формирование потребности в систематическом чтении на родном языке как средстве познания себя и мира;
  • использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
  • достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, то есть овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
  • осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений культуры своего народа, умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.

Требования к уровню подготовки учащихся

К концу обучения во втором классе ученик научится:

Личностные

- на основе художественных произведений определять основные ценности взаимоотношений в семье (любовь и уважение, сочувствие, взаимопомощь, взаимовыручка);

- с гордостью относиться к произведениям русских писателей-классиков, известных во всем мире.

Учащиеся получат возможность научиться:

- понимать, что отношение к Родине начинается с отношений к семье, находить подтверждение этому в читаемых текстах, в том числе пословицах и поговорках;

- с гордостью и уважением относиться к творчеству писателей и поэтов, рассказывающих в своих произведениях о Родине, составлять рассказы о них, передавать в этих рассказах восхищение и уважение к ним;

- самостоятельно находить произведения о своей Родине, с интересом читать; создавать собственные высказывания и произведения о Родине.

Метапредметные

Регулятивные УУД

Учащиеся научатся:

- сопоставлять цели, заявленные на шмуцтитуле с содержанием материала урока в процессе его изучения;

- формулировать вместе с учителем учебную задачу урока в соответствии с целями темы; понимать учебную задачу урока;

- читать в соответствии с целью чтения (выразительно, целыми словами, без искажений и пр.);

- коллективно составлять план для пересказа литературного произведения;

- оценивать результаты работы сверстников по совместно выработанным критериям;

- выделять из темы урока известные знания и умения, определять круг неизвестного по изучаемой теме в мини-группе или паре;

 - осознавать смысл и назначение позитивных установок на успешную работу, пользоваться ими в случае неудачи на уроке, проговаривая во внутренней речи. Учащиеся получат возможность научиться:

- формулировать учебную задачу урока в мини-группе, принимать её, сохранять на протяжении всего урока, периодически сверяя свои учебные действия с заданной задачей;

- читать в соответствии с целью чтения; - составлять план работы по решению учебной задачи урока в мини-группе или паре, предлагать совместно с группой (парой) план изучения темы урока;

 - оценивать свои достижения и результаты сверстников в группе;

- фиксировать причины неудач в устной форме в группе или паре;

- осознавать смысл и назначение позитивных установок на успешную работу, пользоваться ими в случае неудачи на уроке, проговаривая во внешней речи.

Познавательные УУ

Учащиеся научатся:

 - отвечать на вопросы учителя и учебника, придумывать свои собственные вопросы;

- понимать переносное значение образного слова, фразы или предложения, объяснять их самостоятельно, с помощью родителей, справочных материалов;

- сравнивать лирические и прозаические произведения, басню и стихотворение, народную и литературную сказку;

- создавать небольшое высказывание (или доказательство своей точки зрения) по теме урока из 5—6 предложений;

- понимать смысл русских народных и литературных сказок, басен И. А. Крылова;

- соотносить пословицы и поговорки с содержанием литературного произведения;

 - определять мотив поведения героя с помощью вопросов учителя или учебника и рабочей тетради;

 - понимать читаемое, интерпретировать смысл читаемого.

Учащиеся получат возможность научиться:

- определять информацию на основе различных художественных объектов, например литературного произведения, иллюстрации, репродукции картины, музыкального текста, таблицы, схемы и т. д.;

- анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника), выявлять основную мысль произведения;

- сравнивать мотивы поступков героев из одного литературного произведения, выявлять особенности их поведения в зависимости от мотива;

- находить в литературных текстах сравнения и эпитеты, использовать их в своих творческих работах;

 - самостоятельно определять с помощью пословиц (поговорок) смысл читаемого произведения;

- понимать смысл русских народных и литературных сказок, рассказов и стихов великих классиков литературы (Пушкина, Лермонтова, Чехова, Толстого, Крылова и др.); понимать значение этих произведения для русской и мировой литературы;

- предлагать вариант решения нравственной проблемы, исходя из своих нравственных установок и ценностей;

- сравнивать сказку бытовую и волшебную, сказку бытовую и басню, басню и рассказ; находить сходства и различия;

 - соотносить литературное произведение или эпизод из него с фрагментом музыкального произведения, репродукцией картины художника; самостоятельно подбирать к тексту произведения репродукции картин художника или фрагменты музыкальных произведений.

Коммуникативные УУД

Учащиеся научатся:

- вступать в общение в паре или группе, задавать вопросы на уточнение;

- прислушиваться к партнёру по общению (деятельности), фиксировать его основные мысли и идеи, аргументы, запоминать их, приводить свои;

- употреблять вежливые формы обращения к участникам диалога;

- находить примеры использования вежливых слов и выражений в текстах изучаемых произведений, описывающих конфликтную ситуацию;

- оценивать поступок героя, учитывая его мотив, используя речевые оценочные средства;

- оценивать по предложенным учителем критериям поступки литературных героев, проводить аналогии со своим поведением в различных ситуациях;

- находить нужную информацию через беседу со взрослыми, через учебные книги, словари, справочники, энциклопедии для детей, через Интернет;

Учащиеся получат возможность научиться:

- высказывать свою точку зрения (7—8 предложений) на прочитанное или прослушанное произведение, проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы;

- понимать цель своего высказывания;

- пользоваться элементарными приёмами убеждения, мимикой и жестикуляцией;

- участвовать в диалоге в паре или группе, задавать вопросы на осмысление нравственной проблемы;

- отбирать аргументы и факты для доказательства своей точки зрения;

- опираться на собственный нравственный опыт в ходе доказательства и оценивании событий;

- формулировать цель работы группы, принимать и сохранять её на протяжении всей работы в группе, соотносить с планом работы, выбирать для себя подходящие роли и функции;

- определять критерии оценивания поведения людей в различных жизненных ситуациях на основе нравственных норм;

- объяснять причины конфликта, возникшего в группе, находить пути выхода из создавшейся ситуации; приводить примеры похожих ситуаций из литературных произведений;

- находить нужную информацию через беседу со взрослыми, через учебные книги, словари, справочники, энциклопедии для детей, через Интернет, периодику (детские журналы и газеты);

Предметные

Виды речевой и читательской деятельности

Учащиеся научатся:

- читать целыми словами со скоростью чтения, позволяющей понимать художественный текст; при чтении отражать настроение автора;

- ориентироваться в учебной книге, её элементах;

- находить сходные элементы в книге художественной;

- осознавать нравственное содержание пословиц, поговорок, мудрых изречений русского народа, соотносить их нравственный смысл с изучаемыми произведениями;

 - соотносить заголовок текста с содержанием, осознавать взаимосвязь содержания текста с его заголовком (почему так называется);

Учащиеся получат возможность научиться:

- читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно, передавая своё отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы между предложениями и частями текста;

- понимать смысл традиций и праздников русского народа, сохранять традиции семьи и школы, осуществлять подготовку к праздникам; составлять высказывания о самых ярких и впечатляющих событиях, происходящих в дни семейных праздников, делиться впечатлениями о праздниках с друзьями;

- наблюдать, как поэт воспевает родную природу, какие чувства при этом испытывает;

- пользоваться элементарными приёмами анализа текста с помощью учителя;

- осуществлять переход от событийного восприятия произведения к пониманию главной мысли; соотносить главную мысль произведения с пословицей или поговоркой; понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, находить этому доказательства в тексте;

- задавать вопросы по прочитанному произведению, находить на них ответы в тексте; находить эпизод из прочитанного произведения для ответа на вопрос или подтверждения собственного мнения;

- делить текст на части; озаглавливать части, подробно пересказывать, опираясь на составленный под руководством учителя план;

- осознанно выбирать виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое) в зависимости от цели чтения;

- находить книги для самостоятельного чтения в библиотеках (школьной, домашней, городской, виртуальной и др.);

- при выборе книг и поиске информации опираться на аппарат книги, её элементы; делиться своими впечатлениями о прочитанных книгах, участвовать в диалогах и дискуссиях;

Творческая деятельность

Учащиеся научатся;

- пересказывать текст подробно на основе коллективно составленного плана или опорных слов с помощью учи теля;

- составлять собственные высказывания на основе произведений, высказывая собственное отношение к прочитанному.

Учащиеся получат возможность научиться:

- сочинять свои произведения малых жанров устного народного творчества в соответствии с жанровыми особенностями и индивидуальной задумкой;

- творчески пересказывать содержание произведения от автора, от лица героя.

Литературоведческая пропедевтика

Учащиеся научатся:

- различать потешки, небылицы, песенки, считалки, народные сказки, осознавать их культурную ценность для русского народа;

- находить различия между научно-познавательным и художественным текстом; приводить факты из текста, указывающие на его принадлежность к научно-познавательному или художественному; составлять таблицу различий;

- особенностях юмористического произведения в своей литературно-творческой деятельности.

Учащиеся получат возможность научиться:

- понимать особенности стихотворения: расположение строк, рифму, ритм; - определять героев басни, характеризовать их, понимать мораль и разъяснять её своими словами;

- находить в произведении средства художественной выразительности;

- понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, находить доказательство этому в тексте.

Основное содержание учебного предмета

Литературное чтение на родном (русском) языке

родном

     2класс

Устное народное творчество

 на родном  языке

Творчество поэтов и писателей на родном  языке

13ч

Детская публицистика на родном  языке

Проверим и оценим свои достижения

Итого

17ч

Проекты

 Промежуточная итоговая аттестация

2 класс – 17 часов

Устное народное творчество на родном языке- 1ч

Русская народная сказка « Морозко». Характеристика героев сказки. Рассказывание сказки

Творчество поэтов и писателей на родном языке-15ч

Времена года-2ч

К. Д. Ушинский « Четыре желания»

М. Пришвин «Этажи леса»

О братьях наших меньших-3ч.

 Рассказы о животных. М. Пришвин « Ёж»

В. Бианки « Лесные домишки»

 Е. Чарушин « Про Томку»( « Рябчёнок»).  Герои рассказов. Нравственный смысл поступков.

Русские писатели-3ч.

К. Д. Ушинский «Ветер и Солнце»

Л. Н. Толстой « Липунюшка». Герои произведений. Характеристика героев. Пересказ.

В. И. Даль « Старик –годовик» Проект « Карусель сказок»

Писатели – детям- 7ч.

К. Чуковский « Краденое солнце», « Бармалей»,

С. Я. Маршак « Багаж», « Вот какой рассеянный»

С. Михалков « Как медведь трубку нашёл», « Дядя Стёпа»        Авторское отношение к изображаемому.

Н. Носов « Фантазеры». Юмористические рассказы. Герои юмористического рассказа.

Детская публицистика на родном языке -

По страницам детских журналов. Произведения из детских журналов.

Проверим и оценим свои достижения-2ч

Что узнали. Чему научились. Итоговый контроль

Презентация творческих проектов учащихся

              Календарно - тематическое  планирование

№ п/п

Тема урока

Кол-во часов

Дата

по

плану

Дата

по

факту

1.

Вводный урок. Великий, могучий русский язык – родной язык русского народа.

Русская народная сказка « Морозко»

1

2.

К. Д. Ушинский « Четыре желания»

1

3.

М. Пришвин « Этажи леса»

1

4.

М. Пришвин « Ёж»

1

5.

В. Бианки « Лесные домишки»

1

6.

Е. Чарушин « Про Томку» « Рябчёнок»

1

7.

К. Д. Ушинский «Ветер и Солнце»

1

8.

Л. Н. Толстой « Липунюшка»

1

9.

В. И. Даль « Старик –годовик».

Проект « Карусель сказок»

1

10.

К. Чуковский « Краденое солнце»,  « Бармалей»

1

11.

С. Я. Маршак « Багаж», « Вот какой рассеянный»

1

12.

С. Михалков  « Дядя Стёпа»        

1

13.

С. Михалков « Как медведь трубку нашёл»

1

14.

Н. Носов « Фантазеры»

1

15.

Что узнали. Чему научились. Промежуточная итоговая аттестация. Проверочная работа

1

16.

По страницам детских журналов  

1

1

17.

Презентация творческих проектов учащихся


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по предмету «Литературное чтение на родном русском языке», 1 класс, УМК "Перспективная начальная школа"2018 – 2019 учебный год

Рабочая программа по литературному чтению на родном русском языке для 1 класса разработана на основе Примерной программы начального общего  образования  по русскому языку, соответствующей Фе...

Рабочая программа учебного предмета "Литературное чтение на родном (русском) языке" 1-4 класс

Рабочая программа учебного предмета "Литературное чтение на родном (русском) языке" 1-4 класс...

Рабочая программа по предмету «Литературное чтение на родном (русском) языке» для обучающихся 3 класса на 2020-2021 учебный год составлена в соответствии следующей нормативно-правовой базы:

Рабочая программа по предмету «Литературное чтение на родном (русском) языке» для обучающихся 3 класса   на 2020-2021 учебный год составлена в соответствии следующей нормативно-п...

Рабочая программа по предмету " Литературное чтение на родном русском языке" 4 класс

Рабочая программа по предмету " Литературное чтение на родном русском языке" 4 классСоставлена на основеОбразовательной программы НОО МБОУ СОШ №3 г. Пушкино, авторской программыО. М. Алексан...

Рабочая программа по предмету " Литературное чтение на родном русском языке" 2 класс

Рабочая программа по предмету " Литературное чтение на родном русском языке" 2 классСоставлена на основеОбразовательной программы НОО МБОУ СОШ № 3 г. Пушкино, авторской программыО. М. Алекса...

Рабочая программа по предмету: «Литературное чтение на родном русском языке» 2 класс

Рабочая   программа по предмету: «Литературное чтение на родном русском языке» 2 класс 2021 – 2022 учебный год...