Конспект урока по литературному чтению "Закрепление изученного по теме: «Части речи»." 3 класс
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Гень Оксана Владимировна

 Конспект урока по литературному чтению для обучающихся с ЗПР, вариант 7.2

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon chasti_rechi.gen_o.v.doc138 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Закрепление изученного по теме: «Части речи». 3 класс

Цель: систематизировать имеющиеся у детей знания о частях речи (имени существительном, имени прилагательном, глаголе), учить определять части речи

Задачи: - Формирование УУД

1. Личностные УУД

• включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне;

• осознание ответственности ученика за общее благополучие класса;

- воспитание  любви  к родному краю.

2. Регулятивные УУД

Ученик развивает навыки:

• принимать и сохранять заданную учебную цель;

• учитывать, выделенные учителем, ориентиры действия в учебном материале;

• осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

• вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок;

• адекватно понимать оценку взрослого;

• взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности.

3. Познавательные УУД

Школьник учится:

• осуществлять учебно-познавательный интерес к обучению в школе;

• обобщать полученные знания;

• осознано и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.

4. Коммуникативные УУД

Школьник учится:

• слушать собеседника,

• задавать вопросы,

• контролировать действия партнёра,

• эмоционально позитивно относиться к процессу сотрудничества.

Планируемые результаты

Личностные: принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения, развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.

Метапредметные: способность к самопроверке, самооценке, проверке по образцу и корректировке, взаимопроверке и взаимооценке, умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, умение анализировать и выстраивать доказательство своих взглядов, проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве (убеждать, доказывать, оценивать правильность выполнения действий, осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Предметные: повторить, обобщить, систематизировать знания о частях речи; закрепить умение определять части речи в связном тексте. Развивать умение подбирать к существительным подходящие по смыслу прилагательные. Формировать представления об основных грамматических признаках существительных, прилагательных, глаголов.

Формы работы:

• фронтальная

• самостоятельная

• групповая

Методы работы:

• наглядный

• диалог

Оборудование:

1. Презентация PowerPoint “Части речи”

2. Компьютер, проектор.

3. Раздаточные листы для обучающихся.

4.Смайлики для рефлексии

5. Цветные карандаши

6. Таблицы «Признаки частей речи»

7.Учебник

Ход урока

1 слайд

1.Организационный момент

- Добрый день! Прозвенел звонок на урок!.Давайте улыбнемся друг другу и нашим гостям.  Пусть этот день несёт вам только хорошее

-Я желаю вам, чтобы сегодня на уроке вы все были внимательными, активными, аккуратными, трудолюбивыми, любознательными.

- Повернитесь друг к другу в паре, возьмитесь за руки, улыбнитесь, поприветствуйте друг друга.

(Дети произносят хором, приветствуя друг друга в паре:)

Привет, сосед!

Улыбнись мне в ответ.

Я хочу, чтоб ты не грустил,

Всем улыбки сегодня дарил.

Наш девиз

не говори не умею

а говори научусь

 Кто поляны красит белым

           И на стенах пишет мелом,

          Шьет пуховые витрины,

          Разукрасил все витрины?   (зима)

 Красивое время года – зима   Какое время года у нас длится больше всего?

2 слайд, 3 слайд, 4 слайд

- Коррекция кратковременной памяти

На слайде  картинки  на тему «Зима», которые необходимо  запомнить  и воспроизвести

Посмотрите на картинки, почему они собрались вместе? Какое это  время года? Посмотрите внимательно на экран и постарайтесь запомнить названия картинок.(слайд закрываю) Что вы запомнили (опрос) Проверим (включаю слайд)

        Перед вами листы с заданиями, которые мы будем выполнять сегодня на уроке русского языка. Задания вы будете выполнять по моей команде. В левом верхнем углу таблица, в которую впишите свои фамилию и имя ( показываю на своём экземпляре) Свою работу оценивать будете самостоятельно. Для этого, раскрасите кружок в соответствующий цвет. Критерии оценок:

- Было легко–зелёный

- Было трудно, но я справился-жёлтый

 - Было трудно-красный

5 слайд

Урок русского языка учит нас  красивому письму. Спишите красиво число с доски в тетрадь, выделите орфограммы

Проведем минутку чистописания, а перед ней пальчиковую гимнастику

6 слайд.

Пальчиковая гимнастика

Мы ладошкой потрясём,

Каждый пальчик разомнём.

Раз, два, три, четыре, пять

Мы начнём опять писать.

Чтоб красиво написать

Надо пальчики размять

Раз, два, три, четыре, пять

За письмо получим пять!

 Минутка чистописания  7 слайд.

  • Какой звук первый в слове зима? Звук з на письме обозначается буквой «зэ» Дайте характеристику звуку з (согласный,звонкий парный,мягкий парный)

Эту букву будем прописывать на минутке чистописания.

Записываем число,классная работа

И так, буква З. Повторим, как она пишется. Напишем в воздухе букву З.

1 ребёнок пишет на доске

-Пропишите букву Зз всю строчку. Подчеркните красным карандашом ту букву, которую вы написали красивее остальных. Какую букву вы писали? Пропишите слоги зи,за чередуя их.

9 слайд

- Словарная работа.

 Назовите словарные слова, связанные с зимней темой. Записываем в тетрадь.

  • Мороз, метель,север, коньки,декабрь,январь

Дети читают слова, делят на слоги, ставят знак ударения, называют безударную гласную.

10, 11 слайды

- Гимнастика для глаз

2. Актуализация знаний по теме «Части речи»

Отправимся мы сегодня в путешествие в одну удивительную страну.слайд 12

 

 У этой страны совершенно волшебное название, оно похоже на журчанье ручейка: «Речь».

Как называются жители этой страны? (Части речи)слайд 13

Какие части речи вы уже знаете? Слайд 15

Сегодня на уроке мы будем закреплять наши знания по теме «Части речи» Ребята, для чего нужны знания о частях речи. Чтобы украсить и обогатить нашу речь.

15 слайд Части речи

Сейчас мы отправимся в гости к одной из частей речи, ну а к какой, вы узнаете, послушав внимательно небольшое стихотворение.

Чтение учеником стихотворения.Слайд 16

Приведите примеры имени существительного.

17 слайд Познакомьтесь — это дедушка Существительное

18 слайд А сейчас мы проверяем,что умеем и что знаем

1 ребёнок выходит к доске. Нужно собрать таблицу «Части речи» . Назовите признаки имени существительного.

-Имя существительное.  На какие вопросы отвечает? Что обозначает? Проверим.

( 19слайд)

Лексическое значение имен существительных  Лексические значения имен существительных разнообразны :предметы и вещи,явления природы,люди и животные,события,чувства. Приведите свои примеры

20 слайд  

Задание: уберите в каждом столбике лишнее слово. Почему это слово лишнее? Задание по рядам. Запишите  на листок зимние слова.

На какие вопросы отвечают существительные? Что обозначают?

2 1 слайд  Вспомните Имена существительные ,отвечающие на вопрос (кто?) и называют людей,животных -  одушевленные и имена существительны, которые отвечают на вопрос что?  И называют неживые предметы -  неодушевленные  имена существительные

22 слайд Игра «Распределите слова в два столбика (одушевленные и неодушевленные) Найдите одушевленные и неодушевленные имена существительные, поставьте к ним вопрос и выпишите в два столбика 1 уровень, выписать только одушевленные 2 уровень

Физминутка.    слайд 23

Имя существительное
Очень удивительное.
На вопросы кто? и что?
Отвечать оно должно.

Кто? – руки вверх, что? – вперед, другие части речи – присесть.

Люстра, мальчик, бегать, гроза, карась, окно, зеленый, ученица, прыгать, книга.

Орфографическая минутка  24 слайд

(На следующей строке записаны слова. город  Москва,  кукла Маша, кот Мурзик.)

- Прочитайте какие слова записаны с заглавной буквы?

- К какой части речи относятся слова?

-Что общего у этих слов?

- К какой группе имен существительных  они относятся?

- Найдите орфограммы в словах, подчеркните

Спишите красиво слова с доски в тетрадь.

-Имя прилагательное

 Еще одна жительница страны Речь-  это фея Имя Прилагательное(26 слайд)

1 ребёнок выходит к доске: имя прилагательное, На какие вопросы отвечает? Что обозначает? Проверим.(27 слайд)

28 слайд Поиграем «Кто это?»

Бурый, мохнатый, косолапый.

 Зелёный, сладкий, сахарный.

 Спелое, круглое, сочное.

 Хитрая, рыжая, пушистая.

 Вкусная, сочная, синяя.

 Маленький, желтый, пушистый.

 Умные, активные, дружелюбные.

Запишите 3 понравившихся описания(1 уровень) 1 описание (2 уровень)

Заметили,что все изменения в окочании имени прилагательного зависят от имени существительногос каким оно связано

Слайд 29 Подбери противоположные понятия (антонимы)

Большой - …

Грустный - …

Храбрый - …

Сладкий - …

Молодой - …

Длинный - …

Быстрый - …

Мягкий - …

Ребята, запишите антонимы

Молодцы, оцените свою работу, учитывая степень участия в выполнении задания.

30 слайд игра «Оживи картинку»  Рассмотрите рисунки ,составьте предложения о том,что делает Вова. Вова (что делает?) спит. Вспомните как называются эти слова?

31   слайд

- Глагол  

1 ребёнок выходит к доске. Глагол, На какие вопросы отвечает? Что обозначает? Проверим.(32,33 слайд)

 Послушайте рассказ про глагол:

 Любит ДЕЙСТВИЯ глагол:
Встал, умылся и пошёл.

Что же делает предмет?
Даст такой глагол ответ:
Смотрит, думает, читает,
Любит, знает, сострадает.

СОСТОЯНИЯ души
Ты в глаголы запиши

Выпишите все глаголы 1 уровень, 5 глаголов (2 уровень)

 Объясните, почему эти слова являются глаголоми? На какие вопросы отвечает, что обозначает.?

25 слайд3.Обобщение

Восстановление деформированного предложения.

На доске слова для предложения Закружились,крупные,воздухе,снежинки,в

Прочитайте слова. Это предложение? Составьте предложение. Что получилось. Прочитайте.  Запишите. Выделите главные члены предложения Определите какой частью речи является каждое слово.

 

Проверьте, правильно ли вы выполнили задание. Что вы делали, чтобы определить какой частью речи является слово?  Составим алгоритм действий 34 слайд

Оцените свою работу( взаимопроверка) 

1 уровень

 Из данных слов  составьте  предложение и  определи, какой частью речи является каждое слово.

2уровень

 Из данных слов  составьте  предложение и определи, какой частью речи является каждое слово.Составить однокоренные слова к слову снежинки

- Рефлексия

Наше путешествие  подходит к концу. Спасибо вам за работу.

С помощью смайликов оцените себя.

• Было легко– зелёный

• Было трудно, но я справился - жёлтый

• Было трудно- красный

Сегодня мы повторили всё, что знаем о частях речи. Слова делают нашу речь красивой, выразительной.

Пожелания от жителей страны «Речь»  36 слайд

Сегодня на уроке хотелось бы отметить работу……………………….

- Мне  с вами было  очень приятно работать.

Домашнее задание

Восстановление деформированного  текста (части текста на парте)

В выходной день Сережа с папой сделали кормушку. Папа повесил её на ветку большого дерева.

Наступила зима. Выпал пушистый, белый снег. Пришли настоящие морозы. Пора подумать о пернатых друзьях.

По  утрам  Сережа сыпал в кормушку разные зерна, семечки для снегирей и воробьёв. Для синичек подвесили кусочек несолёного сала. Сытая птица легко переносит холод.

Беседа.

- Прочитайте, пожалуйста.

- Это текст?- Почему?

- Подумайте, в каком порядке происходили события. Что было сначала? Потом? В конце? Обсудите это в паре и расположите части текста в нужном порядке. (самостоятельная работа в парах)

- Прочитайте получившийся текст (читают по схеме: зачин, основная часть, концовка)

Домашнее задание  дифференцированное (ниже)

Домашнее задание.

Прочитать. Составить текст. Подписать части текста (1,2,3)

Выписать:

 из 2 части текста слова, которые являются именем существительным;

Домашнее задание.

Прочитать. Составить текст. Подписать части текста (1,2,3)

Выписать:

из 1 части текста слова, которые являются именем существительным;

из 3  части текста слова, которые являются именем прилагательным  

Домашнее задание.

Прочитать. Составить текст. Подписать части текста (1,2,3)

Выписать:

 из 2 и 3 частей  текста слова, которые являются именем прилагательным;

из всего  текста слова, которые являются глаголом

3. Физкультминутка.

На улице мороз,

Ну-ка взялись все за нос!

Ни к чему нам бить баклуши,

Ну-ка взялись все за уши!

Покрутились, повертелись,

Вот и уши отогрели.

По коленкам постучали,

Головою покачали,

По плечам похлопали,

И чуть-чуть потопали.

Вот и погрелись.

_____________________________________________________________________________________1._____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2.____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3.____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ИМЯ

СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ИМЯ

ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ГЛАГОЛ

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

7.______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

8.________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку "Определение глагола как части речи".3 класс УМК "ШКОЛА 2100"

Урок повторения и закрепление изученногоЦель урока: сформировать грамматическое понятие «глагол»,развитие  умений определять значение глаголов, задавать к ним вопросы, познакомить с основны...

Конспект урока русского языка с презентацией по теме "Части речи"

Урок проводился в рамках методического семинара по теме "УУД в учебном процессе"На этом уроке дети учились: 1. отличать имена существительные от имён прилагательных.2. Узнавать разные части речи.3. Со...

Конспект урока по русскому языку "Самостоятельные и служебные части речи" 3 класс

Урок русского языка на тему "Самостоятельные и служебные части речи" в 3-м классе по программе "Начальная школа XXI века"....

Конспект урока по русскому языку "Самостоятельные и служебные части речи" 3 класс

Урок русского языка по теме "Самостоятельные и служебные части речи" в 3-м классе по программе "Начальная школа XXI века"....

Конспект урока по русскому языку :«Имя числительное как часть речи».4 класс

Урок проведён в 4А классе согласно рабочей программе. По счету это первый урок в системе уроков по теме "Имя числительное как часть речи". Следующий за ним урок: «Простые и соста...

Интегрированный урок русского языка и технологии по теме: "Части речи", 2 класс

Формирование ценностного отношения к совместной познавательной деятельности по определению частей речи и значению частей речи в русском языке....

Конспект урока по русскому языку " Обобщение знаний о частях речи." ( 2 класс)

Конспект урока + карточка по русскому языку " Обобщение знаний о частях речи." ( 2 класс)...