Литературный урок-праздник "Бессмертные творения Крылова" для 3 класса в рамках Недели начальной школы
план-конспект занятия по чтению (3 класс)

Живчин Юлия Васильевна

Литературный праздник - урок-КВН "Бессмертные творения Крылова " проводится в День рождения великого баснописца. 13 февраля 2019 года исполняется 250 лет со Дня рождения И.А.Крылова.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

КВН по басням И.А. Крылова

для третьеклассников

(в рамках Недели начальной школы)

Задачи:

Образовательные: закрепить знания о И.А. Крылове и его произведениях басенного жанра, полученных на уроках литературы.

Развивающие: развивать творческие способности учащихся, формировать установку на личностное понимание творчества баснописца, закрепить навыки работать в группе.

Воспитательные:  воспитывать любовь к литературному творчеству, интерес к сатире, воспитывать стремление к самовыражению.

Оборудование: портреты Крылова, высказывания, выставка детских рисунков-иллюстраций к басням, костюмы детей, таблички с цитатами: «Книга мудрости самого народа»… (Н.Гоголь), «Его басни переживут века…» (К.Батюшков),  «жетоны-сыр».

ТСО: мультимедиа.

Ход  КВН:

СЛАЙД 1.

Ведущий. Великого русского баснописца И.А.Крылова наш народ издавна зовёт дедушкой Крыловым. У его памятника в Летнем саду, в Петербурге, всегда на площадке играет детвора, рассматривает с большим вниманием сидящего в кресле задумавшегося поэта, искусно изображённых героев его басен – разных зверей и птиц, знакомых каждому ребёнку.

Басни писали и до Крылова – Сумароков, Дмитриев, но, пожалуй, у Крылова они получались лучше. Он писал так просто, так доходчиво, что легко запоминается их чудесный русский язык, русский характер, мог расслышать, как разговаривают между собой звери, птицы, рыбы… Оказывается, они говорят стихами, да еще пословицами и поговорками свою речь пересыпают.  Плохое или хорошее изображено в этих баснях кратко, сильно, с такой ясностью, что видишь всех, кто выведен в басне. Сегодня мы вспомним героев басен Крылова и проверим, насколько вы знакомы с произведениями великого баснописца. Сегодня 13 февраля исполняется 245 лет со дня его рождения.

Итак, мы начинаем нашу игру-КВН.  (звучит музыка)  

Сегодня у нас присутствуют три команды третьеклассников.

Просим команды представиться.

Конкурс «Представление и приветствие».

Каждая команда представляет себя, своё название, эмблему и исполняет приветствие другой команде.  

Ведущий. За каждое выполненное задание команда будет получать баллы. Команда, набравшая большее количество баллов, получит призы. Призываем вас быть активными. Самому активному участнику игры будет вручен приз «Лучшего знатока басен».

Как видите, на иллюстрации Ворона не расстается со своим любимым сыром. Мы найдем  ему оригинальное применение: сегодня эти сырки будут нам вместо жетонов. За правильные ответы Ворона будет одаривать вас своими сырками.

Ведущий. Очередность определим в результате быстрого ответа на следующие вопросы:

  1. Ответьте одним словом: Небольшое иносказательное повествование, обычно в стихах, нравоучительного характера. (Басня)
  2. Назовите родственные басне жанры. (Притча, сказка, пословица, загадка) 

  1. Кто такой Эзоп? (Древнегреческий баснописец, мудрец-раб)

Ведущий. Вашему вниманию предлагается презентация о творчестве И.А.Крылова.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ

Конкурс «Разминка».

Команды по очереди отвечают на вопросы ведущего.

В случае если первая команда не знает ответа, отвечает другая команда, получая  балл.

  1. Узнайте басню по ее началу

-Когда в товарищах согласья нет,

На лад их дело не пойдет,

А выйдет из него не дело, только мука….

-По улицам Слона водили,

Как видно напоказ –

Известно, что Слоны в диковинку у нас –

Так за Слоном толпы зевак ходили…

-Проказница Мартышка,

Осел,

Козел

Да косолапый Мишка

Затеяли сыграть квартет…

- Уж сколько раз твердили миру,

Что лесть гнусна, вредна: но только

все не впрок,

И в сердце льстец всегда отыщет уголок…

  1. Кого Крылов в басне назвал вещуньей? (Ворону из басни «Ворона и Лисица»)
  2. … попрыгуньей? (Стрекозу – «Стрекоза и Муравей»)
  3.  проказницей? (Мартышку – «Квартет»)
  4. … бедняжкой? (Чижа – «Чиж и Голубь»)
  5. Что такое мораль басни? (Поучение, которое даётся в её начале или конце)

Ведущая: Человек и зверь живут у писателя в одном прекрасном мире сказки, разговаривают они на одном языке, великолепно понимая друг друга, по- одинаковому думают, хитрят, обманывают, вызывая наш негодование, сочувствие, жалость, смех.

Конкурс «Кто сказал такие слова?»

Каждой команде предлагается вопрос. К данным фразам надо подобрать соответствующего персонажа. (просигналить карточкой) (За каждый правильный ответ – по  баллу)

1. «Голубушка, как хороша!
Ну что за шейка, что за глазки» (Лисица, 
«Ворона и Лисица)

2. «Все про очки мне лишь налгали;
А проку на волос нет в них» (Мартышка, 
«Мартышка и очки»)

3. Ничуть меня то не тревожит;

В нём проку мало вижу я;

Хоть век его не будь, ничуть не пожалею,

Лишь были б жёлуди: ведь я от них жирею. (Свинья, «Свинья под дубом»)

4. «Друзья! К чему весь этот шум?

Я, ваш старинный сват и кум,

Пришёл мириться к вам…(Волк, «Волк на псарне») 

5. «Погодите! Как музыке идти?
Ведь вы не так сидите» (Мартышка, 
«Квартет»)

6. «Соседка, перестань срамиться,-
Тебе ль со Слоном возиться?!» (Шавка, 
«Слон и Моська»)

7. «Ведь кошка, говорят, попалась в когти льву?
Вот отдохнуть и нам пора настала!» (Мышь, 
«Мышь и Крыса»)

8. «Не стыдно ль средь бела дня попался!
Не провели бы так меня:
За это я ручаюсь смело» (Голубь, 
«Чиж и Голубь»)

9. Не оставь меня, кум милой!

Дай ты мне собраться с силой

И до вешних только дней

Прокорми и обогрей! (Стрекоза, «Стрекоза и Муравей») 

10. Ну, что ж!

На взгляд-то он хорош,

Да зелен – ягодки нет зрелой:

Тотчас оскомину набьёшь. (Лисица, «Лисица и Виноград»)

11. Что это там за рожа?

Какие у неё ужимки и прыжки!

Я удавилась бы с тоски,

Когда бы на неё хоть чуть была похожа. (Обезьяна, «Зеркало и Обезьяна»)

12. Когда светлейший Волк позволит,

Осмелюсь я донесть, что ниже по ручью

От Светлости его шагов я на сто пью…(Ягнёнок, «Волк и Ягнёнок»)

 

Ведущий. Героями басен Крылова обычно бывают животные, но под образами зверей и птиц мы угадываем людей, узнаём человеческие отношения. Это называется АЛЛЕГОРИЕЙ.

У каждого героя басни свой характер и, может быть, свой порок, который они позаимствовали у людей, и с узнаваемыми чертами характера они встречаются в разных баснях. Попробуйте их узнать.

Конкурс «Отыщи пару».

Командам выдаются карточки с именами героев басен. Нужно сложить верные пары. Побеждает команда, которая сделает это быстрее. (На каждой карточке одно имя).  

Волк

Журавль

Свинья

Дуб

Моська

Слон

Повар

Кот

Ворона

Лисица

Ягнёнок

Волк

Кукушка

Петух

Муравей

Стрекоза

Чиж

Голубь

Мартышка

Медведь

Конкурс для болельщиков  «Найди пару»

 Задача игроков - найти конец фразы, назвать басню (за каждый правильный ответ жетон-сыр).

  • А Васька слушает… (да ест). «Кот и повар»
  • Да только воз… (и ныне там). «Лебедь, Рак и Щука»
  • А ларчик просто… (открывался). «Ларчик»
  • Ты виноват уж тем… (что хочется мне кушать). «Волк и Ягненок»
  • Оглянуться не успела… (как зима катит в глаза). «Стрекоза и Муравей»
  • Чтоб музыкантом быть…(так надобно уменье) «Квартет»
  • А вы, друзья, как ни садитесь… (все в музыканты не годитесь) «Квартет»
  • Кукушка хвалит Петуха (за то, что хвалит он Кукушку) «Кукушка и Петух»
  • Чем кумушек считать, трудиться… (не лучше ль на себя, кума, оборотиться?) «Зеркало и Обезьяна»
  • Ай, Моська! знать, она сильна… (что лает на Слона) «Слон и Моська»

Конкурс капитанов. (Звучит музыка, приглашаются капитаны)

 Ведущая 2: Величайший знаток русского слова И.А.Крылов обогатил наш литературный язык многими образными выражениями, ставшими пословицами, поговорками. Используя некоторые фразы, мы даже не задумываемся, что эти слова произнесли впервые герои Крылова.

«Крылатые выражения». АФОРИЗМЫ.

СМОТРИМ ПРЕЗЕНТАЦИЮ.

Многие выражения из басен Крылова стали пословицами. Капитаны по очереди называют крылатые выражения. Проигрывает капитан, который остановится.

(Например: Слона-то я и не приметил; А ларчик просто открывался; Ты всё пела? Это дело: так поди же попляши; А вы, друзья, как ни садитесь, всё в музыканты не годитесь; Вперед чужой беде не смейся, Голубок… ; Кукушка хвалит Петуха за то, что хвалит он Кукушку;  У сильного всегда бессильный виноват; Чем кумушек считать, трудиться …; Да только воз и ныне там; А Васька слушает да ест; Недаром говорится, что дело мастера боится  и др.)  

Конкурс «Угадай басню по иллюстрации».

Сейчас на экране появятся фрагменты иллюстраций из басен. Игроки команд по нескольким фрагментам должны определить, какая басня изображена на иллюстрации.     

Конкурс «Инсценировка».

Команды показывают домашнее задание: инсценировку басни Крылова. Оценивается артистичность, оригинальность, творчество, костюмы.

Ведущий. Каждой команде в качестве домашнего задания было предложено инсценировать любую понравившуюся басню И.А. Крылова.

Подготовка к данной части КВН была проведена заранее. Дети сами выбрали басни, распределили роли, подготовили выразительное чтение и придумали наряды. Давайте посмотрим, что придумали наши участники. Просим артистов 1-й (название) команды на сцену. (Первая команда выступает, вторая готовится, потом выступает вторая, третья  команда)

Команды показывают домашнее задание. Оценивается артистичность, оригинальность, творчество, костюмы. Максимальное количество баллов за это задание — 5. Рекомендуем поставить командам равное количество очков, т.к. наверняка вее команды очень старались при подготовке этого конкурса. Самый лучший «актер» получает «Медаль артиста».

Ведущий. Поблагодарим наших уважаемых актеров за их выступление (все аплодируют).

«Угадай кроссворд»

Представители команд должны по очереди подходить и заполнять кроссворд. ( Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.)
(Вниманию детей предоставляется кроссворд, выполненный на ватмане, который висит на доске).

Кроссворд «И.А.Крылов»

Слова в кроссворде пишем в именительном падеже.

1. «На ту беду… близехонько бежала» (Лиса)
2. «Проказница Мартышка, Осел, Козел да косолапый Мишка затеяли сыграть… 
(Квартет)
3. «Знать она сильна, что лает на Слона.» Кто она? 
(Моська)
4. «Голубушка, как хороша! Ну что за шейка, что за глазки!» Кто это?
(Ворона)
5. «Вороне где- то бог послал кусочек…» 
(Сыр)
6. «По улицам … водили, как видно на показ». 
(Слон)
7. «Мартышка тут с досады и с печали о камень так хватила их, что только брызги засверкали». Что это? 
(Очки)
8. «Ягненок в жаркий день зашел к ручью напиться: И надо же беде случиться,
Что около тех мест голодный рыскал …» 
(Волк)

http://festival.1september.ru/articles/560018/img1.gif

Ведущий:  Я хочу поблагодарить вас всех за игру, интересную, напряжённую. И ещё раз повторить, что произведения И.А.Крылова не просто оригинальны, высокохудожественны, но они не потеряли своего значения и в наши дни. Потому что это подлинно народный писатель, художник огромной силы. На протяжении полутора веков басни Крылова пользуются горячим признанием все новых и новых поколений читателей. «Книгой мудрости самого народа» назвал Гоголь крыловские басни, в которых, как в бесценной сокровищнице, сохраняется народная мудрость пословиц и поговорок, богатство и красота русской речи.

Подсчёт очков. Объявление победителей.    

Награждение победителей и участников игры.

(Дети награждаются призами, проигравшие команды награждается «за участие».)

А сейчас, уважаемые ребята, приглашаем вас посетить нашу выставку. (Дети, гости идут смотреть выставку детских рисунков.)