«К. Чуковский. Путаница. Небылицы» конспект урока литературного чтения 2 класс
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Глумова Елена Николаевна

Конспект урока литературного чтения во 2 классе "К. Чуковский. "Путаница. Небылицы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл k._chukovskiy._putanitsa._nebylitsy.docx33.89 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока литературного чтения.

Тема урока «К. Чуковский. Путаница. Небылицы»

УМК «Перспектива». Учебник «Литературное чтение» . 2 класс. Часть 1. Л. Ф. Климанова, Л. А. Виноградская, В. Г. Горецкий.

Задачи:

 Образовательная:  познакомить детей с биографией и творчеством К.И. Чуковского; повторить знание малых жанров фольклора, литературоведческой    терминологии.

 Развивающая: развивать образное и ассоциативное мышление, память и внимание; продолжить развитие умений работать с текстом; работать над выразительностью, беглостью чтения, умением передавать настроение героев интонацией.

 Воспитательная: воспитывать внимательное отношение к литературному слову, умение работать в группе,  продолжать воспитывать  любовь к чтению, расширять читательский  кругозор.

Формы работы: фронтальная и групповая.

УУД

Предметные: Находить вопросы, на которые предстоит ответить при чтении;  работать в группе, договариваться друг с другом; различать понятия: закличка, небылица и др. виды устного народного творчества; находить нужный материал на основе книг, статей;  читать выразительно небылицы ; проверять  себя и самостоятельно  оценивать  свои достижения; учащиеся должны уметь прогнозировать

содержание произведения; воспринимать на слух художественный слух, читать выразительно, передавая настроение стихотворения; объяснять лексическое значение некоторых слов на основе словаря учебника; читать по ролям; выражать своё отношение к прочитанному; определять особенности юмористического произведения

Личностные: развивать этические и эстетические чувства.

Познавательные: определять отличительные признаки малых жанров  устного народного творчества.

 Регулятивные: принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства их осуществления.

Коммуникативные: слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения

Оборудование:

Учителя: компьютер, интерактивная доска, презентация ( мультфильм «Путаница», аудиозапись сказки «Путаница», музыка для физминутки), выставка книг К. Чуковского.

В группах: карточки (виды устного народного творчества) - 3 комплекта, пазлы - 3 шт., листы для оценивания – 3шт., карточки  с заданиями и заготовками ответов, книги Чуковского.

У каждого ребёнка – учебники, ручки, дневники, конверты с кружочками для теста и оценивания)

Ход урока

  1. Орг. момент. (слайд)

-Как называется раздел учебника, который мы заканчиваем изучать?

Весёлый хоровод. (слайд)

Возьмитесь за руки в своих группах.

- Как сделать наш хоровод весёлым?

Друг другу улыбнуться и с хорошим настроением начать наш урок!

  1. Актуализация знаний.

работать мы будем в группах

Напомните  правила работы в группах. (слайд)

  • говорить спокойно и ясно;
  • говорить только по делу;
  • не говорить всем сразу;
  • реагировать жестами и знаками;
  • обращаться друг к другу по имени.

- Какие виды устного народного творчества мы изучали в этом разделе? (слайд)

- На парте у вас карточки с их названиями. Я буду читать вам строчки из разных жанров устного народного творчества, а вы должны отгадать и поднять нужную карточку.

Дети поднимают нужную карточку.

1).Дождь, дождь, дождень,

Поливай весь день

На наш ячмень! Закличка

2). Водичка, водичка,

Умой моё личико,

Чтобы глазоньки блестели,

Чтобы щёчки краснели. Приговорка

3). Ай, дуду, дуду, дуду,

Сидит ворон на дубу.

Он играет во трубу

Во серебряную. Потешка

4). Аты-баты,

Шли солдаты.
Аты-баты,

На базар… Считалка

5).  Сшит колпак не - поколпаковски. Скороговорка

6). Делу время, потехе час. Поговорка

Проверка домашнего задания.

-Какие стихи вы готовили самостоятельно в подразделе «Самостоятельное чтение»

- Чтение стихов Д. Хармса «Весёлый старичок» (3чел. по 1 куплету)

Оцените чтение ребят (кружочками)

3.Определение темы и целей урока.

- Прочитав множество различных произведений,  вы убедились, что писатели играют с детьми, но только по-своему – стихами.

-А играть, я думаю, любят все!  Я  тоже предлагаю вам  игру,  в результате которой вы должны самостоятельно открыть тему нашего урока.

(в каждой группе дети собирают картинку-пазл)

Какие герои у вас получились? ( Муха-Цокотуха, Мойдодыр,  Айболит)

-Что объединяет всех их? (Автор К. Чуковский)

(Чтение слайдов детьми)

-Сделайте вывод – произведение какого автора мы сегодня читаем?

Чуковский

-Какие книги  написал Чуковский - давайте вспомним.  (слайд)

- Название какого произведения Чуковского в толковом словаре объясняется :

Нечто запутанное, неясное, бестолковое  (Путаница) (слайд)

- Какое второе слово в теме урока?  Путаница.

-Предположите, к какому жанру литературы мы можем отнести это произведение?

Небылица – лживое сообщение. В народном творчестве: шуточный рассказ о том, чего не может быть, не бывает. (слайд)

-Читали мы небылицы раньше. Какие? (русские народные)

- Сегодня мы прочитаем небылицу авторскую. Как вы думаете, что будет отличать её от народных? (У неё есть автор).

- Сделаем вывод. Какова будет тема нашего урока? (Подсказка -3 слова)

Чуковский. Путаница. Небылица. (слайд)

Много ли вы читали и слушали сказок Чуковского? Да.

Значит, я могу назвать вас знатоками творчества Чуковского?

Что бы вам хотелось узнать о нём?

Сколько всего написал Чуковский?

Как он стал писателем?

Для кого написал первые стихи?

Кем работал в течение жизни?

Сколько лет прожил?

Значит,  какие задачи мы ставим перед собой на уроке?

4.Новый материал.

 -Откройте учебник на с. 104. В конце каждого раздела мы видим подраздел «Семейное чтение». Почему он так назван?  

«Путаница» - одна из любимейших детских сказок. Я думаю, что это произведение вы или вам читали еще в раннем детстве ваши родители.

Предлагаю вспомнить её содержание и послушать аудиозапись.

«Путаница» (аудиозапись)

- Работа над произведением «Путаница».

-К какому жанру отнесём это произведение? (сказка, стихотворение, небылица)

-Нравится ли  вам стихотворение?

-Что в нем необычного?

-Чем «Путаница» похожа на небылицу?

-Что показалось самым смешным?

-Что запомнилось сразу?

-Назови персонажей сказки?

-Кто из них самый серьезный?

-Как его называет автор? (паинька)

-Что означает это слово?

-Почему им надоело говорить своими голосами?

-Что им сказал зайка? О чем он их предупреждал? Прочитайте.

-Что случилось с героями произведения?

-К чему привела их шалость?

-Как звери восприняли пожар? Испугались ли они?

-Смогли бы они потушить море? Почему?

-Кто потушил море?. Почему ей удалось затушить? Зачитайте

-Как веселились звери?

-Прочитайте, как автор передал радость зверей?

-Какими строчками заканчивается сказка? Прочитайте.

-Предположите, кто такая  Мурочка?

- Словарная работа.

-Есть ли непонятные для вас слова? (слайды)

Ковш - округлый сосуд с ручкой для зачерпывания жидкости, сыпучего.

Ушат – небольшая кадка с ушами.

Кадка – бочка с прямыми боками и одним дном.

ФИЗМИНУТКА

Работа в группах.

1 группа. Исследуют биографию К. Чуковского.(слайд)

Каждому участнику выдается биография Чуковского. (приложение 1)

 После чтения дети выбирают нужные ответы и вписывают их в карточку. (приложение 2)

2 группа.  Изучают  произведение «Путаница» (слайд)

3 группа. Творческая. Готовятся озвучить фрагмент мультфильма «Путаница» (слайд)

Проверка работы.

Старшие группы отчитываются  о проделанной работе.

Старшие в группе отвечают по плану, остальные –дополняют.

Для творческой группы подготовлен мультфильм «Путаница» (1982 г.).

Учитель выключает звук, дети «озвучивают» героев.

Итог.

 Вернемся к началу урока. Как он назывался ?

Давайте проверим, что вы узнали по теме урока.

С помощью зеленого, желтого и красного кружочков дети сигнализируют правильный ответ.  (на слайдах ответы написаны разным цветом)

Тестирование. (слайды)

  1. Какое настоящее имя  у автора «Путаницы»?
  • Николай Корнейчук
  • Николай Чуковский

       Корней Чуковский

  1. Произведение К. Чуковского «Путаница» относится к жанру:
  • потешка
  • небылица
  • закличка

   3.  Кто потушил море в произведении «Путаница»?

  • Кит
  • Крокодил
  • Бабочка

4. Какого героя вы не встретите на страницах «Путаницы»?

  • ерши
  • ужи
  • лягушата

5. Кому посвящено произведение «Путаница»?

  • внучке Мурочке
  • дочке Мурочке
  • сестре Мурочке

Рефлексия.

Как вы считаете - раскрыли мы тему урока? Выполнили мы поставленные задачи?

Каждый ребёнок оценивает свою работу на уроке (приложение 4) зеленым, желтым или красным кружочком.

Старшие в каждой группе оценивают работу цветными кружочками.

Учитель подводит итог работы. Выставляет отметки за урок.

-Продолжите фразу (слайд)

«На уроке мне было….»

«Самое интересное было…»

«Хотелось бы подробнее узнать о….»

«Я хотел бы посоветовать…»

Домашнее задание: (слайд)

1).По выбору: подготовиться читать по ролям или выучить понравившийся отрывок из «Путаницы»,

2). Нарисовать к нему рисунок,

3).Советую – прочитать отрывок из  книги «От двух до пяти»

 сделать свою страничку неё

- Отрывок из сказки «Айболит и воробей»

-В конце урока я предлагаю вам послушать «взрослые» стихи К. Чуковского. Представьте, что с вами говорят ваши дедки и бабушки… (слайд)

«Никогда я не знал, что так радостно быть стариком,

Что ни день – мои мысли добрей и светлей.

Возле милого Пушкина, здесь, на осеннем Тверском,

Я с прощальною жадностью долго смотрю на детей.

И, усталого, старого, тешит меня

Бесконечная их беготня и возня.

Да к чему бы и жить нам на этой планете,

В круговороте кровавых столетий,

Когда б не они, не вот эти    

Глазастые, звонкие дети….

-Дорогие мои дети! Я прочитала  эти стихи, чтобы еще раз вам сказать, что ваши родители, бабушки и дедушки любят вас, живут ради вас. Будьте добрыми и светлыми, радуйте своих близких. И, конечно же,  - читайте хорошие, добрые книги, такие, как написал для вас К. Чуковский.

-Спасибо всем за работу!

Приложение 1

Настоящее имя   Корнея Чуковского Николай Васильевич Корнейчуков.

      Родился он 1 апреля 1882 г. Учился в гимназии, дружил с Борисом Житковым. Из 5 класса его отчислили за низкое происхождение. Стал учиться сам. Получил аттестат.

      Он был очень трудолюбивым. Добивался в жизни всего сам. Выучил английский язык. Поехал работать в Лондон. Женился. У него было 4 детей.

      С ранних лет стихи его приносят всем нам радость. Не только вы, но и ваши родители, бабушки и дедушки читали и слушали в детстве его произведения: «Айболит», «Тараканище», «Федорино горе», «Бармалей», «Муха – Цокотуха», «Телефон».

        Корней Иванович Чуковский отличался большим трудолюбием. «Всегда, - писал он, - где бы я ни был: в трамвае, в очереди, в приемной зубного врача, - я, чтобы не тратилось попусту время, сочинял загадки для детей».

       Детским поэтом и сказочником Чуковский стал случайно. А вышло это так. Заболел его маленький сынишка. Корней Иванович вез его в ночном поезде. Мальчик капризничал, стонал, плакал. Чтобы хоть как-нибудь его развлечь, отец стал рассказывать ему сказку:

                        Жил да был крокодил,

                        Он по улицам ходил.

       Мальчик вдруг затих и стал слушать. Наутро, проснувшись, он попросил, чтобы отец рассказал ему вчерашнюю сказку. Оказалось, что он запомнил ее всю, слово в слово. .

       Самое первое детское произведение «Крокодил» в 34 года.

      Работал переводчиком, критиком, литературоведом. Был поэтом, публицистом, журналистом, детским психологом.

      Был доктором филологических наук, доктором литературы Оксфордского университета, награжден орденом Ленина

       В старости жил в поселке Переделкино. Любил устраивать детские праздники, куда приглашал до 1,5 тысяч детей. Построил для детей библиотеку, потому что понимал, что дети мало читают.

      Умер в возрасте 87 лет в 1969 году.

Приложение 2.

Группа 1.  «Учёные»

Корней Чуковский родился _______________________________.

Настоящее его имя______________________________________________________

Он написал множество детских стихов и сказок

Самое первое его произведение______________________________________________

Чуковский написал его, когда ему было 34 года.

Детские сказки он стал писать случайно, чтобы развлечь своих детей, которых было у него четверо.

Чуковский в течение жизни занимался многими профессиями

_____________________________________________________________________________________

В старости он жил в посёлке Переделкино,  много общался с детьми,  построил для них библиотеку, устраивал праздники.

Чуковский прожил долгую жизнь  - 87 лет.

Приложение 3.

2 группа.    «Внимательные читатели».

Наша задача: изучить произведение «Путаница»

Автор:_____________________________________________________

Дата написания:________________________________________

Герои:

__________________________________________________________

тема: _____________________________________________________

главная мысль: ___________________________________________

Приложение 4.

1 группа

Фамилия, имя

самооценка

Оценка старшего группы

Оценка учителя

2 группа

Фамилия, имя

самооценка

Оценка старшего группы

Оценка учителя

1

2

3

4

5

6

7

8

9

3 группа

Фамилия, имя

самооценка

Оценка старшего группы

Оценка учителя

1

2

3

4

5

6

7


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературного чтения 1 класс ( « Школа России») по теме « Обобщение по разделу «Сказки, загадки, небылицы»

Конспект урока-обобщения  в 1 классе по разделу «Сказки, загадки, небылицы».Групповая работа, прием   драматизации - делают урок необычным и запоминающимся. Данный конспект урока будет ...

Конспект урока литературного чтения "Небылицы"

Сценарий урока содержит эффективные формы педагогической работы по организации самостоятельной деятельности учащихся на уроке как средства повышения их познавательной активности. Урок  направлен ...

Конспект урока литературного чтения по теме: Устное народное творчество. Считалки и небылицы.

Конспект урока литературного чтения.Тема: Устное народное творчество.Считалки и небылицы.УМК "Школа России" ,2 класс....

Конспект урока литературного чтения «Сказка, загадки, небылицы» (УМК «Школа России», 1 класс)

Цели деятельности учителя: совершенствование и углубление знаний о жанрах устного народного творчества: сказках, загадках, небылицах; формирование интереса к устному народному творчеству; совершенство...

Конспект урока литературного чтения Тема: Загадки, песенки потешки, небылицы. Н.Пикулева «Загадки», 1 класс, Школа России

Конспект урока литературного чтенияТема: Загадки, песенки потешки, небылицы. Н.Пикулева «Загадки» Цели деятельности учителя: формирование представлений учащихся о жанрах устного народ...

Конспект урока литературного чтения «Знакомство с творчеством К.И. Чуковского. К.И. Чуковский «Телефон»» (УМК "Школа России" 1 класс)

Цель: познакомить учащихся с произведениями К.И. Чуковского; развивать речь, навыки чтения по ролям, диалогическую и монологическую речь, творческие способности учащихся, внимание, память; продолжить ...