Конспект урока по литературному чтению "Особенности волшебного мира в авторской сказке Э.Т.А. Гофмана "Щелкунчик и мышиный король"
план-конспект урока по чтению

Гуданцева Елена Григорьевна

Цель:

  • обучение учащихся внимательному и осмысленному чтению литературного произведения;
  • введение детей в атмосферу сказки Гофмана, воплощение волшебства с помощью средств музыкальной выразительности в балете П.И.Чайковского «Щелкунчик»;
  • закрепление представления о сказке как о сокровищнице мудрости;
  • пробуждение интереса к созданию собственной сказки.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок внеклассного чтения по сказке Э. Гофмана

«Щелкунчик и мышиный король»

Цель:

  • обучение учащихся внимательному и осмысленному чтению литературного произведения;
  • введение детей в атмосферу сказки Гофмана, воплощение волшебства с помощью средств музыкальной выразительности в балете П.И.Чайковского «Щелкунчик»;
  • закрепление представления о сказке как о сокровищнице мудрости;
  • пробуждение интереса к созданию собственной сказки.

Задачи:

 1. Познакомить учащихся с главными героями повести - сказки, отметить черты их характеров; выявить особенности жанра волшебной сказки в этом произведении для создания автором образа предчувствия чуда.

 2. Развивать у учащихся:

 • исследовательские умения и навыки анализа прозаического сказочного текста, обогащать представление о художественной детали;

 • выразительное интонационное чтение;

 • умение анализировать язык музыкального произведения;

  • эмоциональность исполнительства;
  •  культуру общения;
  •  формировать творческую активность школьников;

 3.Воспитывать:

  • потребность общения друг с другом, учителями;
  • заинтересованность в изучении произведений мировой литературы и музыкальной культуры; чувства доброты, чуткого отношения к окружающим людям;
  • фантазию, воображение.

Тип урока: урок внеклассного чтения

Формирование УУД

Познавательные УУД

1. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

2. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

3. Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.

Коммуникативные УУД

1.  Умение слушать и понимать речь других.

2. Выразительно читать и пересказывать текст.

3. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

4. Умение работать в паре и в группах.

Регулятивные УУД

1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

2. Проговаривать последовательность действий на уроке.

3. Учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией.

4. Учиться работать по предложенному учителем плану.

Личностные результаты

1.  Уметь выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции.

2. Оценивать поступков в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Материал к уроку:

 1) Э.Т. Гофман. Щелкунчик и Мышиный король;

  2) иллюстрации и рисунки к сказке;

  3) элементы костюмов;

  4) карточки с заданиями;

  5) читательские дневники;

  6) магнитофон (отрывок из балета П.И.Чайковского «Щелкунчик»);

  7) презентация

Ход урока

  1. Оргмомент

Я очень счастлива и рада
Войти в приветливый наш класс
И для меня уже награда
Вниманье ваших умных глаз.
Я знаю: каждый в классе гений.
Но без труда талант не впрок.
Скрестите шпаги ваших мнений
Мы вместе сочиним урок!

Сегодня на уроке гости,

Мы поприветствуем вас дружно,

Свои заботы все отбросьте.

Встречаем мы гостей радушно.

  1. Основная часть

1. Ведение в тему урока

- Сегодня 24 декабря на уроке литературного чтения нас ждёт встреча со сказкой. А какие события в истории происходили в этот день?

24 декабря 1790 году русские войска под командованием генерала Суворова захватили крепость Измаил. Покорение Измаила способствовало быстрому и успешному окончанию войны с Турцией.

24 декабря 1801 года в промышленном городке Камборн на юго-западе Англии механик-конструктор Ричард Тревитик продемонстрировал первый паровой автомобиль.

24 декабря 1982 года в Киеве совершил свой первый полет крупнейший в мире военно-транспортный самолет Ан-124 «Руслан».

24 декабря - Сочельник у западных христиан — день накануне Рождества Христова.

  1. Канун великий Рождества...

Темнеют краски небосвода...

Все тихо... близость торжества

Невольно чувствует природа.

  1. Как будто менее тревог,

Как будто менее страданья -

В подлунный мир Младенец-Бог

Приносит сладость упованья.

3. На пушистых лапах ели
Тут развешены игрушки,
Новогодние хлопушки
И бенгальские огни!

4. Но пока закрыты двери
До начала карнавала,
Чтобы ваша грусть пропала,
Сказка в гости к нам лети!

На доске эпиграф: «Нет сказки причудливей, чем сама жизнь!» (Г.-Х. Андерсен), который нужно прочитать с разной расстановкой логического и интонационного ударения. Слово, которое нужно выделить, подчеркнуто. Итак, начнем! (Читают хором)

Интонационная разминка

Нет сказки причудливей, чем сама жизнь!

Нет сказки причудливей, чем сама жизнь!

Нет сказки причудливей, чем сама жизнь!

Нет сказки причудливей, чем сама жизнь!

- Как сказал Г.-Х. Андерсен: «Нет сказки причудливей, чем сама жизнь!».

- К кому приходят сказки? (К добрым, ласковым людям.)

- Чему учат сказки? (Не мириться со злом, а стремиться наказать его, торжествовать должно только добро.

- В этот волшебный мир поведет вас замечательный сказочник - Эрнст Теодор Амадей Гофман.

2. Работа над биографией писателя

  1. 24 января 1776 года родился Эрнст Теодор Амадей Гофман – писатель, композитор, художник, отец Щелкунчика и лучший друг кота Мурра.
  2. Настоящее имя Гофмана – Эрнст Теодор Вильгельм. Но впоследствии, став большим поклонником музыки Моцарта, он изменил одно из своих имён на - Амадей.
  3. Эрнст хорошо играл на музыкальных инструментах – к двенадцати годам он свободно играл на гитаре, органе, скрипке и даже арфе.
  4. У Гофмана жил очень любимый им кот Мурр. Писатель утверждал, что пушистый друг не только спит на его рукописях, но и любит лазить за ними в ящик его стола, чтобы читать вслух.
  5. Первый русский перевод повести Гофмана «Щелкунчик и Мышиный король» (1816 г.) имел название «Сказка о Щелкуне» (1834 г). Второй перевод назывался «Кукла г-н Щелкушка» (1835 г).
  6. Писатель верил в волшебство и магию, часто работал по ночам. Нередко, напуганный собственными вымыслами, будил жену и просил посидеть с ним рядом, пока он напишет. Он очень любил людей, умел делать разные чудеса.

  1. Составление словесного портрета

Г – гениальный

О – остроумный

Ф – фанатичный

М – мудрый

А – артистичный

Н - необыкновенный

ГОФМАН

Одну минуточку, я что хотел спросить:

Легко ли Гофману три имени носить?

О, горевать и уставать за трех людей

Тому, кто Эрнст, и Теодор, и Амадей.

Эрнст - только винтик, канцелярии юрист,

Он за листом в суде марает новый лист,

Не рисовать, не сочинять ему, не петь -

В бюрократической машине той скрипеть.

Скрипеть, потеть, смягчать кому-то приговор.

Куда удачливее Эрнста Теодор.

Придя домой, превозмогая боль в плече,

Он пишет повести ночами при свече.

Он пишет повести, а сердцу все грустней.

Тогда приходит к Теодору Амадей,

Гость удивительный и самый дорогой.

Он, словно Моцарт, машет в воздухе рукой...

  1. Разгадывание ребусов в читательских дневниках

- Как называется самая знаменитая рождественская история Э. Гофмана, вы узнаете, разгадав ребусы в тетрадях.

C:\Users\Олег-компьютер\Desktop\0efed1a4c32058b1c52694f3994c23ca.jfifC:\Users\Олег-компьютер\Desktop\c4ea265f88258a0cd59379502ccc61c7.jfif

  1. Определение жанра сказки

-

- Ребята, к какому литературному жанру относится произведение «Щелкунчик и Мышиный король»? (Волшебная сказка).

- Вспомните особенности жанра волшебной сказки.

1.Мир волшебной сказки делится на свой и чужой

2.В волшебной сказке есть чудесные превращения

3.У главных героев есть волшебные помощники

4.Магические числа

5.Трудные испытания для главных героев

6.Победа добра над злом.

5. Работа в группах (составление аннотации)

– Ребята, представьте, что кто-то не знаком с этой удивительной сказкой. А вы её давно прочитали и можете порекомендовать произведение своим друзьям. Как вы коротко опишите сказку? Сумеете ли заинтересовать читателей? Составьте аннотацию к сказке в группах по опорным словам.

1 группа: фильмы, спектакли, мультфильмы, балет П.И Чайковского

2 группа: приключения девочки, превращение и преображение человеческой души, любовь

3 группа: верность, любовь, отвага, справедливость, коварство

Самая известная сказка Гофмана. По ней снимали фильмы, ставили спектакли, создавали мультфильмы. Но самым известным использованием этой сказки стал балет Петра Ильича Чайковского «Щелкунчик». И по сей день это одна из самых ярких и поражающих воображение постановок.

Всемирно известная, самая рождественская сказка Эрнста Теодора Амадея Гофмана. Она рассказывает не только о приключениях маленькой девочки и ее оживших игрушек, но и о превращении и преображении человеческой души с помощью любви. Только любовь превратит Щелкунчика из немой деревянной куклы в прекрасного принца и приведет его спасительницу в сказочный конфетный мир.

«Щелкунчик и Мышиный Король» — одна из самых знаменитых сказок о верности, любви и отваге. Немецкий писатель Эрнст Теодор Амадей Гофман создал поистине волшебную историю о том, как справедливость торжествует над коварством, а вера в чудеса позволяет преодолеть все препятствия.

- Мы очень заинтересовались и спешим на встречу с героями сказки. Узнайте их.

6.  Встреча с главными героями

Щелкунчик: Вначале я был уродливой игрушкой, приспособленной для раскалывания орехов. У меня огромная голова, маленькие тоненькие ножки. Когда – то я был человеком, но меня заколдовали. Чтобы опять превратиться в человека, я должен одержать победу над Мышиным королем.

Мари: Я - маленькая дочь Штальбаумов. Мне 7 лет. Меня считают доброй, отзывчивой девочкой, романтической мечтательницей. Я всегда борюсь за справедливость, очень чуткая и тактичная. Из всех подаренных игрушек на Рождество мне больше всего понравился Щелкунчик.

Мышиный король: Я - отрицательный персонаж сказки, предводитель мышей. Я большой шантажист, выпрашиваю у Мари различные сладости, игрушки и книжки, но храбрый и непобедимый воин. Опасаюсь только сабли Щелкунчика.

- С самым главным героем мы ещё не познакомились. Э. Гофман умел превращать унылую действительность в волшебную сказку, привычные предметы – в чудесные вещи, обыкновенных людей – в магов и чародеев. Многие герои Гофмана – чудаки, не понимаемые окружающими. Они или живут в придуманном ими мире, или что-то выдумывают, ищут, творят чудеса… Таким был и сам писатель… Таким был и герой его сказки «Щелкунчик и Мышиный Король» старший советник суда Дроссельмейер.

-Найдите и прочитайте его портрет.

7. Выборочное чтение первой главы (портретная характеристика Дроссельмейера)

 Портрет главного героя (чтение). Глава «Ёлка»

«Старший советник суда Дроссельмейер не отличался красотой: это был маленький, сухонький человечек с морщинистым лицом, с большим чёрным пластырем вместо правого глаза и совсем лысый, почему он и носил красивый белый парик…»

- Привлекателен ли этот портрет? Почему же Дроссельмейера так любили и взрослые, и дети?

(Он был очень добрым, любил дарить людям радость. Он не был красивым внешне, но красота его души не оставалась незамеченной. Он умел творить чудеса).

-  Какое чудо мог совершить Дроссельмейер? (чтение)

«… Когда у Штальбаумов начинали капризничать и переставали петь какие-нибудь часы, всегда приходил крёстный Дроссельмейер…, тыкал часы колючими инструментами…, но вреда часам не причинял, наоборот – они снова оживали и сейчас же принимались весело тик-такать, звонить, петь, и все этому очень радовались. И всякий раз у крёстного в кармане находилось что-нибудь занимательное для ребят…»

-  В нашей повседневной жизни часы просто ходят или тикают. А крёстный Дроссельмейер «слышит» их иначе. Как?

(Часы тик-такают, могут капризничать, петь)

- Как вы думаете, всякий ли человек в ходе обычных часов может услышать такую музыку? Что можно сказать о человеке, который умеет так воспринимать мир?

(Рассуждаем о том, что порою самые незаметные люди оказываются необыкновенными, тонкими, способными своими руками сотворить чудо. И очень важно уметь за некрасивой или заурядной внешностью разглядеть красивые души и сердца.).

  1. Составление синквейнов

- Мы вспомнили главных героев сказки и сможем их охарактеризовать. А для этого составим синквейны. Напомните правила составления синквейнов.

I – Мари, II ряд – Щелкунчик, III ряд- Дроссельмейер

•        Мари

Романтичная, добрая

Помогает, заботится, спасает

Силой своей любви снимает черное колдовство.

Принцесса

•        Щелкунчик

Мужественный, храбрый

Сражается, влюбляется, побеждает

Сразил Мышиного короля своей саблей.

Юноша

•        Дроссельмайер

Таинственный, сказочный

Мастерит, рассказывает, хитрит

Подсказывает Мари что делать.

Волшебник

  1. Составление ассоциативного куста со словом «Рождество»

ёлка   ёлка                               угощения

                           подарки                                            праздник     

- Какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите волшебное слово «Рождество»?

  1. Прослушивание музыкального фрагмента (музыка П. И. Чайковского к балету «Щелкунчик»» Украшение и зажигание ёлки»)

- Рождественская ночь… Какое настроение передаёт эта музыка?

11.  Работа над главой «Подарки». Описание ёлки.      

- Главное украшение на Рождество – ёлка. Прочитайте главу «Подарки» и расскажите, как выглядела ёлка в доме Штальбаумов.

Большая елка посреди комнаты была увешана золотыми и серебряными яблоками, а на всех ветках, словно цветы или бутоны, росли обсахаренные орехи, пестрые конфеты и вообще всякие сласти. Но больше всего украшали чудесное дерево сотни маленьких свечек, которые, как звездочки, сверкали в густой зелени, и елка, залитая огнями и озарявшая все вокруг, так и манила сорвать растущие на ней цветы и плоды. Вокруг дерева все пестрело и сияло. И чего там только не было! Не знаю, кому под силу это описать! 

- А какие подарки получили ребята на Рождество, мы узнаем из инсценировки.

  1. Инсценировка

Сказочник:
Все началось в праздничный вечер в канун Рождества на улочках Германии,
Уже совсем стемнело, и опустели улицы, только снег пушистый и мягкий продолжал падать на землю. В доме советника медицины Штальбаума шли веселые праздничные приготовления. Маленьким Мари и Фрицу подарили много новогодних подарков.
На сцену к елке выходят Мари и Фриц
Фриц:
- А где же подарки?
- Так вот же они!
Мари:
- Мой шарик любимый, Фриц милый, взгляни!
(показывает на елку, любуется елочными игрушками)
Фриц:
- Какая коробка! 
(заглядывает внутрь)
- Солдатиков ряд! Завтра устрою военный парад!
- Ой, что за подарок, скорей посмотри! 
(обращается к Мари)
- Нарядная кукла для крошки Мари! 
(отдает ей коробку)
Мари:
- Вот замок от крестного, как настоящий, наполнен он жизнью кукол изящных!
- Много игрушек нам подарили, а эту коробку мы не открыли.
(Мари достает из коробки Щелкунчика)
- Это щелкунчик! 
(восторженно)
Фриц (разглядывая Щелкунчика):
- Какой некрасивый!
Мари:
- Зато он отважный,
Зато самый сильный!
Не дам я его никому обижать,
Он будет у елочки нашей стоять.
Сказочник:
- Ну, полно шуметь, спать пора, детвора!
А ваши игрушки дождутся утра!

- Как вы думаете, почему автор показывает Щелкунчика после прекрасных подарков?

(Некрасивый Щелкунчик не сразу привлекает к себе внимание. Но ведь и Дроссельмейер был внешне неприятен, а Мари и Фриц сумели понять, что у него доброе сердце).

13. Физкультминутка

- Какая игрушка более всего заинтересовала Мари? Как называется глава, в которой об этом говорится? Прочитайте.

14.  Выборочное чтение главы «Любимец»

А на самом деле Мари потому не отходила от стола с подарками, что только сейчас заметила что-то, чего раньше не видела: когда выступили гусары Фрица, до того стоявшие в строю у самой ёлки, очутился на виду замечательный человечек. Он вёл себя тихо и скромно, словно спокойно ожидая, когда дойдёт очередь и до него. Правда, он был не очень складный: чересчур длинное и плотное туловище на коротеньких и тонких ножках, да и голова тоже как будто великовата. Зато по щегольской одежде сразу было видно, что это человек благовоспитанный и со вкусом. На нём был очень красивый блестящий фиолетовый гусарский доломан, весь в пуговичках и позументах, такие же рейтузы и столь щегольские сапожки, что едва ли доводилось носить подобные и офицерам, а тем паче студентам; они сидели на субтильных ножках так ловко, будто были на них нарисованы. Конечно, нелепо было, что при таком костюме он прицепил на спину узкий неуклюжий плащ, словно выкроенный из дерева, а на голову нахлобучил шапчонку рудокопа, но Мари подумала: «Ведь крёстный Дроссельмейер тоже ходит в прескверном рединготе и в смешном колпаке, но это не мешает ему быть милым, дорогим крёстным». Кроме того, Мари пришла к заключению, что крёстный, будь он даже таким же щёголем, как человечек, всё же никогда не сравняется с ним по миловидности. Внимательно вглядываясь в славного человечка, который полюбился ей с первого же взгляда, Мари заметила, каким добродушием светилось его лицо. Зеленоватые навыкате глаза смотрели приветливо и доброжелательно. Человечку очень шла тщательно завитая борода из белой бумажной штопки, окаймлявшая подбородок, — ведь так заметнее выступала ласковая улыбка на его алых губах.

-  Как появился Мышиный король в комнате Мари?


15. Инсценировка

(Звучит бой курантов)
Сказочник:
Часы глухо и хрипло пробили 12 раз. И тут отовсюду послышалось странное хихиканье и писк, и за стеной началась беготня и топот, будто бы тысячи крошечных лапок и тысячи крошечных огонечков глянули сквозь щели в полу. Но это были ни огоньки, нет, а маленькие блестящие глазки мышей. К нам пожаловал сам Мышиный король!
Под музыку китайского танца на сцену выходит Мышиный Король
Мышиный Король:
- Вы видели юрких моих малышей?
Мышиный Король я – отец всех мышей!
Испорчу вам праздник, скажу не шутя –
Надолго запомните вы короля!
Я съем все конфеты, я вам отомщу!
И к вашим подаркам я вас не пущу!
Даже Щелкунчик мне по зубам,
Я разгрызу его в миг пополам!
Ну-ка, мышки, скорее сюда,
Щелкунчика ждет большая беда!
(Под музыку мыши подбегают к Королю)
Грозная мышь:
- Сгрызем угощенье!
Сломаем игрушки!
И елку захватим
До самой макушки!
Хоть Щелкунчик и храбрец,
Но ему придет конец!
Сказочник:
Отважный Щелкунчик не спит, не боится,
Он тут же с мышами желает сразиться!
Под марш  выходит Щелкунчик (без сабли)
Щелкунчик:
Солдаты мои, выходите скорей,
Разгоним по норам противных мышей!
Их место должно быть в подвале сыром!
За мной! Неприятеля мы разобьем!

- Изменилось ли отношение Мари к Щелкунчику после того, как она узнала о том, что он заколдованный юноша?

С тех пор как Мари узнала, что Щелкунчик на самом деле молодой Дроссельмейер, племянник советника суда, она перестала носить его и баюкать, перестала ласкать и целовать, и ей даже было как-то неловко слишком часто до него дотрагиваться…

Тем не менее она его по-прежнему любит, уважает и очень хочет помочь.

- В чём особенность сюжета сказки?

События рассказываются автором не последовательно, они словно перемешаны. Так, сначала повержен Мышиный король, и только после мы узнаём историю вражды кукол и мышей, а также историю превращения юного Дроссельмейера в Щелкунчика.

- Зачем автору понадобилось в сказку вставлять сказку?

В сказке о Кракатуке объясняется ,кто такие Щелкунчик, Дроссельмейер, как юноша стал куклой. Кроме того, становится понятным, что нужно для спасения юноши.

- В сказке о Кракатуке – главная героиня Мышильда. Это положительный или отрицательный персонаж?

16. Литературный суд

- Нам предстоит разобраться в этом вопросе с помощью литературного суда.

В чём цель суда?

(рассмотреть нравственный поступок Мышильды)

- Призываю вас к дисциплине и порядку на суде. Работать старайтесь активно, вести диалог и быть готовым к сотрудничеству.

Судебный процесс (систематизация знаний)

-Слово предоставляется секретарю.

Секретарь: Встать! Суд идёт!

- Слушается дело о поступке Мышильды в сказке Э.Гофмана «Щелкунчик», Судебный процесс будет вести судья- Каплий Денис! Прошу садиться!

Судья: Выслушаем сторону обвинения!

Д.: Мышильда считает себя королевой.

Наступил самый важный момент: пора было разрезать на ломтики сало и поджаривать его на золотых сковородах. Придворные дамы отошли к сторонке, потому что королева из преданности, любви и уважения к царственному супругу собиралась лично заняться этим делом. Но как только сало начало зарумяниваться, послышался тоненький, шепчущий голосок:

- Дай и мне отведать сальца, сестрица! И я хочу полакомиться - я ведь тоже королева. 

Д.: Мышильда – гордая и высокомерная

 Мышильда уже много лет проживала в королевском дворце. Она утверждала, будто состоит в родстве с королевской фамилией и сама правит королевством Мышляндия.

Д.: Мышильда имела многочисленно количество прожорливых родственников

Но тут нахлынули все кумовья и тетушки Мышильды и даже ее семь сыновей, отчаянные сорванцы. Они набросились на сало.

Д.: Мышильда угрожала королеве загрызть Пирлипат.

Мои сыновья, кумовья и тетушки убиты. Берегись, королева: как бы королева мышей не загрызла малютку принцессу! Берегись!

Д.: Мышильда совершила скверный поступок: заколдовала принцессу Пирлипат

Что сталось с хорошеньким нежным младенцем! На тщедушном, скорчившемся тельце вместо кудрявой головки румяного херувима сидела огромная бесформенная голова; голубые, как лазурь, глазки превратились в зеленые, тупо вытаращенные гляделки, а ротик растянулся до ушей.
Судья: Выслушаем сторону  защиты!

Д.: Мышильда-бедный проголавшийся зверёк.

Мыши живут в жилых домах круглый год, но особенно заметными они становятся с приближением холодов. Живущие вблизи человека виды могут мигрировать ближе к теплу и источником легко добываемой пищи.

Д.: Мышильда – вежливая в обращении.

- Дай и мне отведать сальца, сестрица!

Д.: Мышильда не заколдовала бы принцессу, если бы не потеряла множество родственников.

Мышильда с небольшой кучкой уцелевших родичей покинула эти места скорби и плача. Горе, отчаяние, жажда мести клокотали у нее в груди.

Д.: Мышильда – умная и дальновидная мышь.

Дроссельмейер  изобрел весьма искусные машинки, в которых на ниточке было привязано поджаренное сало, и расставил их вокруг жилища госпожи салоежки.
Сама Мышильда была слишком умудрена опытом, чтобы не понять хитрости Дроссельмейера.

Д.: Мышильда – добрая мышь. Она не погубила принцессу, а лишь заколдовала её.

- Слава богу, - воскликнули нянюшки, - она жива!

Судья: Присяжные заседатели! Вы заслушали обе стороны, а теперь составьте сводную таблицу характеристики подсудимой! Вы должны ответить на вопрос – Отрицательный или положительный персонаж Мышильда?

(У ребят карточки которые они крепят по двум сторонам доски и комментируют: столбик с отрицательными чертами героя больше.)

Положительные черты

Отрицательные черты

Любит общество людей

высокомерная

вежливая

гордая

умная

Имеет многочисленную прожорливую родню

умеет колдовать

жестокая

злая

мстительная

       Секретарь: Встать! Суд и присяжные удаляются для вынесения приговора! Прошу садиться!

-Ребята, каких качеств у Мышильды больше, положительных или отрицательных? 

Секретарь: Встать! Суд идёт!

Судья: Оглашается приговор!

- Мышильда – мудрая, пользуется авторитетом и уважением в обществе мышей, доведённая до отчаяния королева. Однако эти черты характера не снимают ответственности с Мышильды за совершённое колдовство над принцессой Пирлипат. Мышильда признаётся отрицательным персонажем.

17. Просмотр отрывка из балета П.И.Чайковского»

В главе «Кукольное царство» Мари совершает с Щелкунчиком удивительное и волшебное путешествие по Апельсиновому лугу, Рождественскому лесу, Пряничному селу, знакомится с их необыкновенными жителями, встречает фею Дроже.

И принц взял по́д ру́ку Мари,

В сказочное царство двинулись они,

Весело вдвоём там танцевали,

Солдатиков всех в царство зва́ли!

Какое это сказочное ца́рство –

Человечки из сахара и шоколада!

Там места нет для колдовства, коварства,

Там апельсиновый ручей и ре́ки лимона́да!

Давайте сейчас окунёмся в мир музыки и волшебства и посмотрим отрывок из балета «Щелкунчик П.И.Чайковского в исполнении воспитанницы балетной школы. «Танец феи Дроже»

Танец феи Драже

«Танец феи Драже» - вызвал всплеск восхищенья.

Это волшебные феи ножкой движенья.

Это чудо искусство - дыханье его!

Она неземная - она вся божество!

Балерина на сцене творит чудеса,

Неземная таинственна  в ней красота.

Изящество, грация, фантазии взрыв,

Находка Чайковского и сердца посыл!

16. Викторина «Крепкий орешек»

- Орех Кракатук расколдовал принцессу Пирлипат.

- Ответив на вопросы викторины, мы сможем собрать целую корзину самых разнообразных и полезных орехов. Вспомним содержание сказки!

18. Главный вывод.

- Почему Мари удалось спасти Щелкунчика?

Она оказалась достойной этого самоотверженного, любезного, благовоспитанного и храброго героя. Её чуткость, доброта, умение разглядеть истинную красоту под уродливой оболочкой вернули Щелкунчику его прежний облик. Горячая любовь, искреннее сострадание, отвага оказались сильнее волшебных чар.

19. Творческий пересказ сказки с изменением финала

- Э. Гофман создал счастливый финал превращения Щелкунчика в прекрасного юношу. А если бы вы были авторами, как бы вы по-другому завершили сказку.

  1. Во время битвы Щелкунчика и Мышиного короля оба противника оказались сильными и славными воинами. Ни один из них не мог победить другого. Соперники признали силу, ловкость и смелость друг друга. Эти качества их так привлекли, что они решили подружиться. Королевство Щелкунчика и Мышиного короля дружат и по сей день.
  2. Мари и Щелкунчик очень подружились. Но Щелкунчику так нравился образ деревянной игрушки, а Мари ни за что не хотела расставаться с храбрым воином и бесстрашным защитником, что девочка попросила волшебника Дроссельмейера превратить её в куклу. С тех пор Щелкунчик и Мари живут в игрушечном мире и никогда не расстаютс

III. Заключительная часть

1. Рефлексия

- Возьмите на столах картинки с изображением орехов. Если вам не очень понравился урок, положите в лукошко зелёный орех, если понравился, но вы что-то хотели бы в уроке изменить или добавить – коричневый, если после урока вы смогли лучше понять содержание и смысл сказки, и урок вам понравился – картинку с изображением ядра ореха.

(сбор орехов)

2.Чтение стихотворений

  1. Повержено зло, любовь победила -

В волшебную сказку нам двери открыла,

Там крепкая дружба в награду дается,

Что чары ломает, врагу не сдается.

  1. Отважный Щелкунчик окажется принцем,

Малышка Мари им станет гордиться.

А как заскучаете вы по героям –

Садитесь удобней и сказку откройте!

Там замок игрушечный вновь оживет,

В страну волшебства вас с собой позовет…

- Героев круг очерчен нами

А что же ждет их, знаешь ты?

Вперед, вперед за чудесами

Зовут нас книжные листы…

- Урок окончен.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Четыре книги и карандаш 1302191137 Романтическая сказка Э.Г.А . Гофмана «Щелкунчик и Мышиный король»

Слайд 2

ПЛАН 1. Биография 2. Произведения 2.1 Музыкальные 2.2 Литературные 3. Романтическая сказка 3.1 Сюжет 3.2 История создания 3.3 Герои 4. Нравственные уроки сказки 5. Произведения Гофмана в мировой культуре

Слайд 3

БИОГРАФИЯ 24 сентября 1776 года в семье прусского адвоката Кристофа Людвига Гофмана рождается второй сын — Эрнст Теодор Вильгельм Гофман , однако когда мальчику было три года, его родители разошлись, и он воспитывался в доме бабушки под влиянием своего дяди-юриста, человека умного и талантливого, склонного к фантастике и мистике. Эрнст - фантазер и озорник - являл собой возмутителя спокойствия в доме. Бабушка, очень религиозная, была добра ко всем поколениям в семье, но любимицей Эрнста была его тетя Иоганна. Она не заменила ему мать, а стала, скорее, другом. Иоганна Софи Дерффер была остроумной, веселой, и совсем не похожей на остальных членов семьи. Даже в юношеские года Гофман доверял ей свои тайны и в более поздние года вспоминал ее как своего ангела-хранителя в этом доме. Гофман рано продемонстрировал способности к музыке и рисованию. Но, не без влияния дяди, Гофман выбрал себе стезю юриспруденции, из которой всю свою последующую жизнь пытался вырваться и зарабатывать искусствами. 24.09.1776 - 25.06.1822

Слайд 4

В 1800году Гофман прекрасно окончил курс юридических наук в Кёнигсбергском университете и связал свою жизнь с государственной службой. В этом же году он покинул Кёнигсберг и до 1807 года работал в разных чинах, в свободное время занимаясь музыкой и рисованием. 1802 — Гофман создаёт карикатуры на некоторых лиц познаньского высшего общества. В результате последовавшего за этим скандала Гофман переводится в порядке наказания в Плоцк . В начале марта Гофман разрывает помолвку с Минной Дёрфер и женится на польке Михалине Рорер-Тжчиньской (он нежно зовёт её Мишей). Летом юные супруги переезжают в Плоцк . Здесь Гофман остро переживает свою вынужденную изоляцию, он ведёт замкнутый образ жизни, пишет церковную музыку и произведения для фортепиано, изучает теорию композиции. Впоследствии попытки его зарабатывать на жизнь искусством приводили к бедности и бедствиям, лишь после 1813 года дела его пошли лучше после получения небольшого наследства. Автопортрет

Слайд 5

Место капельмейстера в Дрездене ненадолго удовлетворило его профессиональные амбиции; после 1815 он потерял это место и принуждён был снова поступить на ненавистную службу, уже в Берлине. Однако новое место давало и заработок, и оставляло много времени для творчества. В 46 лет от роду Гофман был окончательно истощён своим образом жизни. Приблизительно 18 января 1822 Гофман тяжело заболевает. 23 января по распоряжению прусского правительства конфискованы рукопись и уже отпечатанные листы «Повелителя блох», а также переписка писателя с издателем. 31 января Кампц решает вопрос доказанности выдвинутых против Гофмана обвинений относительно насмешек над чиновниками и нарушения служебной тайны; он требует применить к Гофману строгое наказание. По ходатайству Гиппеля допрос Гофмана откладывается. 26 марта Гофман составляет завещание, вслед за чем у него наступает паралич. 25 июня в 11 часов утра Гофман умирает. Он похоронен на Иерусалимском кладбище Берлина в районе Кройцберг . Автопортрет-карикатура

Слайд 6

Если ли­те­ра­тур­ные ра­бо­ты, ка­ри­ка­ту­ры, ре­цен­зии Гоф­ма­на дос­та­точ­но из­вест­ны в куль­тур­ном по­ле ро­ман­тиз­ма, то на­сле­дие Гоф­ма­на-музыканта, композитора не поль­зу­ет­ся та­кой же по­пу­ляр­но­стью. Между тем Гофман прекрасно пел, играл на органе, скрипке и фортепиано, с 18 лет сам давал уроки музыки. В начале 1800-х годов появились его первые музыкальные сочинения: фортепианные сонаты, квинтет для двух скрипок, альта, виолончели и арфы, целый ряд произведений для музыкального театра. Вы­ска­зы­ва­ние Гоф­ма­на рас­кры­ва­ет его тяготение к му­зы­каль­но­му те­ат­ру: «Я счи­таю ро­ман­ти­че­скую опе­ру един­ст­вен­но ис­тин­ной, по­то­му что му­зы­ка мо­жет чув­ст­во­вать се­бя до­ма толь­ко в цар­ст­ве ро­ман­тиз­ма ». Гофман - музыкант

Слайд 7

Из музыкальных сочинений Гофмана наибольшей известностью пользовалась опера Ундина по сюжету сказки его друга барона Фридриха де ла Мотт Фуке (1777-1843)., впервые поставленная в 1816; среди его сочинений – камерная музыка, месса, симфония. Как музыкальный критик он проявил в своих статьях такое понимание музыки Л.Бетховена , каким могли похвастать немногие из его современников. Гофман так глубоко почитал Моцарта, что в 1805 году даже переменил одно из своих имен, Вильгельм, на Амадей. Он признал, что никогда не будет значимым композитором и его талант лежит, скорее, в области литературной. Поэтому «Ундина» стала венцом его композиторской деятельности, он называет ее жанр «волшебной оперой». «Ундина», Дж. У. Уотерхаус

Слайд 8

Музыкальные произведения Гофмана зингшпиль «Веселые музыканты» (нем. Die lustigen Musikanten ) (1804) музыка к трагедии Захариаса Вернера «Крест на Балтийском море» ( нем. Bühnenmusik zu Zacharias Werners Trauerspiel Das Kreuz an der Ostsee ) (1805) сонаты для фортепиано : A- Dur , f-moll, F- Dur , f-moll, cis -moll (1805—1808) балет «Арлекин» ( нем. Arlequin ) (1808) Miserere b- moll (1809) «Большое трио для фортепиано, скрипки и виолончели» ( нем. Grand Trio E-Dur ) (1809) мелодрама « Дирна . Индийская мелодрама в 3-х актах» ( нем. Dirna (1809) опера «Аврора» ( нем. Aurora ) (1812) опера «Ундина» ( нем. Undine ) (1816)

Слайд 9

Гофман-писатель В 1795 году он начинает писать свои первые романы, которые позже и принесли ему всемирную известность. Блистательная фантазия в сочетании со строгим и прозрачным стилем и философской глубиной обеспечили Гофману особое место в немецкой литературе и определили его значительное влияние на мировую и, в частности, русскую литературу. В его произведениях причудливо переплетены романтика, мистика, неудержимая фантазия с картинами и образами реальными, а то и сатирическими. Как писал советский литературовед И.В. Миримский , «стиль Гофмана можно определить как романтико-фантастический. Смех Гофмана отличался необыкновенной подвижностью своих форм, он колеблется от добродушного юмора сострадания до озлобленной разрушительной сатиры, от безобидного шаржа до цинически уродливого гротеска». Иллюстрация к повести Гофмана «Повелитель блох».

Слайд 10

Как художник и мыслитель Гофман преемственно связан с йенскими романтиками , с их пониманием искусства как единственно возможного источника преобразования мира. Писатель Гофман близок к практическому осуществлению идеи синтеза искусств. В . Соловьёв так охарактеризовал творчество Гофмана: Существенный характер поэзии Гофмана… состоит в постоянной внутренней связи и взаимном проникновении фантастического и реального элементов, причем фантастические образы, несмотря на всю свою причудливость, являются не как привидения из иного, чуждого мира, а как другая сторона той же самой действительности, того же самого реального мира, в котором действуют и страдают живые лица, выводимые поэтом.

Слайд 11

В фантастических рассказах Гофмана все лица живут двойною жизнью, попеременно выступая то в фантастическом, то в реальном мире. Вследствие этого они или, лучше сказать, поэт — через них — чувствует себя свободным, не привязанным исключительно ни к той, ни к другой области. Герой Гофмана старается вырваться из оков окружающего его мира посредством иронии, но, понимая бессилие романтического противостояния реальной жизни, писатель сам посмеивается над своим героем. Романтическая ирония у Гофмана меняет свое направление, она, в отличие от йенцев , никогда не создает иллюзии абсолютной свободы. Гофман сосредоточивает пристальное внимание на личности художника, считая, что он более всех свободен от корыстных побуждений и мелочных забот. Иллюстрация к произведению Э.Т.А.Гофмана "Счастье игрока"

Слайд 12

Романтическая сказка Романти́зм ( фр. romantisme ) — явление европейской культуры в XVIII — XIX веках , представляющее собой реакцию на Просвещение и стимулированный им научно-технический прогресс; идейное и художественное направление в европейской и американской культуре конца XVIII века — первой половины XIX века . Характеризуется утверждением самоценности духовно-творческой жизни личности, изображением сильных (зачастую бунтарских) страстей и характеров, одухотворённой и целительной природы. Распространилось на различные сферы деятельности человека. В XVIII веке романтическим называли всё странное, фантастическое, живописное и существующее в книгах, а не в действительности. В начале XIX века романтизм стал обозначением нового направления, противоположного классицизму и Просвещению .

Слайд 13

Сюжет Сказка "Щелкунчик и Мышиный король" Гофмана - одно из самых ярких произведений автора, которое называют шедевром детской сказочной прозы. Эта музыкально-художественно-поэтическая история о девочке Мари, Щелкунчике и Мышином короле заставляют поверить в то, что искренность и самоотверженность получают великую награду, а любовь и доброе, отзывчивое сердце могут воплотить в жизнь самые заветные мечты.

Слайд 14

История создания Гофман написал сказку «Щелкунчик и мышиный король» в 1816 году для первого тома издания «Сказки для детей», задуманного им вместе с друзьями – Фридрихом Генрихом Карлом де ла Мотт Фуке и Карлом Вильгельмом Салисом Контессой . История, развертывающаяся в сказке, была вдохновлена общением Гофмана с семейством криминалиста и издателя Юлиуса Эдуарда Хитцига , с которым литератор был в дружеских отношениях. Прототипами героев сказки - Мари и Фрица стали дети Хитцига - семилетняя Мари и ее младший брат, пятилетний Фриц.

Слайд 15

Герои Главная героиня "Щелкунчика и Мышиного короля" - это семилетняя Мари. Она поражает своей находчивостью, смелостью, отвагой и решимостью. Но самое главное то, что она - добрая и отзывчивая. Мари сумела разглядеть в Щелкунчике благородное, страдающее сердце, и смогла полюбить его таким, каким он есть. Ведь изначально Щелкунчика девочке подарил ее крестный Дроссельмайер - в виде игрушки, смешной и нелепой. Мари

Слайд 16

Щелкунчик Забавная игрушка, которую подарил на Рождество маленькой девочке Мари ее крестный Дроссельмайер . У Щелкунчика оказались добрые глаза и ласковая улыбка . Щелкунчик — просто злосчастная жертва обстоятельств. Щ. был заколдованным племянником господина Дроссельмайера ; чтобы вернуть человеческий облик, он должен был победить Мышиного Короля.

Слайд 17

Дроссельмейер Дроссельмейер – центральная фигура сказки, соединяющая разные пространства и времена. Он – давний друг семьи Штальбаумов , старший советник суда, крестный Мари и Фрица; и в то же время королевский часовщик и чудодей; а еще великий искусник в изготовлении замысловатых игрушек – мастер, достигший в своем искусстве такого совершенства, что сделанное его руками оживает. Дроссельмейер внешне не симпатичен, строг и требователен, беспристрастен.

Слайд 18

Принцесса Пирлипат Противоположность Мари. Злая фея Мышильда превратила красавицу Пирлипат в уродливое чудище. Молодой Дроссельмейер расколол для принцессы орех Кракатук , съев ядрышко которого, она возвратилась в свой облик красавицы. По обещанию короля, отца принцессы, герой, который расколдует Пирлипат , должен был получить её руку и королевство. Однако, когда бедный юноша предстал перед спасенной принцессой во всём своём безобразии, «принцесса закрыла лицо обеими руками и закричала: – Вон, вон отсюда, противный Щелкунчик!»

Слайд 19

Как было уже замечено в литературо-ведческих работах, сказка «Щелкунчик и Мышиный король» представ- ляет собой затейливые вариации на тему знаменитого сказочного мотива – красавица и чудовище». В рамках сюжетной схемы «красавица и чудовище » обычно действуют три персонажа: героиня-красавица , отец, из-за которого красавица вовлекается в историю, и чудовище, которое оказывается заколдованным принцем и спаса- ется красавицей ..

Слайд 20

В «Щелкунчике» первая сюжетная линия строится вокруг Мари, её крёстного-советника Дроссельмейера и Щелкунчика, заколдованного молодого Дроссельмейера . Во второй сюжетной линии – сказке об орехе Кракатук – действуют принцесса Пирлипат , её отец-король (из-за которого завязывается вся история и который перекладывает её развитие на придворного чудодея Дроссельмейера )

Слайд 21

Нравственные уроки сказки Как и любая сказка, "Щелкунчик и Мышиный король" несет в себе особый нравственный и моральный урок. Прежде всего, его необходимо усвоить детям, которые все еще верят в чудо и волшебство. Через сказочный сюжет легче всего преподносить уроки детям, так они будут лучше понимать истинные жизненные ценности и добродетели.

Слайд 22

Мари - наглядный этому пример. Ведь она полюбила Щелкунчика, несмотря на его непрезентабельную внешность - она сумела разглядеть его доброту, благородство и внутреннюю красоту. Мари совершила поступок - помогла бедному Щелкунчику избавиться от мучений.

Слайд 23

А сам Щелкунчик показывает детям, что надо верить в лучшее, мы видим, как невероятная смелость и отвага помогают ему вернуть человеческий облик. Таким образом, сказка Т. Гофмана "Щелкунчик и Мышиный король" преподносит детям ценные нравственные уроки, через волшебство и счастливый финал.

Слайд 24

Произведения Гофмана в мировой культуре Балеты по произведениям Э. Т. А. Гофмана Балет П. И. Чайковского « Щелкунчик » (первая постановка в 1892 году ). Коппелия ( Коппелия , или Красавица с голубыми глазами, фр. Coppélia ) — комический балет французского композитора Лео Делиба . Либретто написано по новелле Э. Гофмана «Песочный человек» Ш. Нюитером ( Charles Nuitter ) и балетмейстером спектакля А. Сен-Леоном). Балет С. М. Слонимского «Волшебный орех» (первая постановка в 2005 году ).

Слайд 25

Произведения Гофмана в мировой культуре Экранизации Щелкунчик (мультфильм, 1973) Орех Кракатук , 1977 — фильм Леонида Квинихидзе Щелкунчик и мышиный король (мультфильм) , 1999 год Щелкунчик (мультфильм, 2004) « Гофманиада » Щелкунчик и Крысиный Король ( фильм в формате 3D ), 2010 год Гофман - главный герой мультфильма Гофманиада

Слайд 26

Источники http:// ru.wikipedia.org http:// etagofman.narod.ru http:// www.21israel-music.com http ://biopeoples.ru

Слайд 27

Презентацию выполнила Андреева А.В Учитель начальных классов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению "Волшебный мир игрушек".

Конспект урока по литературному чтению "Волшебный мир игрушек".Список произведений об игрушках....

Урок литературного чтения "Особенности волшебного мира в авторской сказке"

Урок разработан в соответствии с ФГОС НОО для 4 класса по системе развивающего обучения Л.В.Занкова...

Урок литературного чтения по теме «Особенности волшебного мира в авторской сказке Г.Х. Андерсена «Чайник».

Урок  литературного  чтения  проведён  в  4  классе по системе развивающего обучения Л.В. Занкова. Сказки не оставляют равнодушными детей никогда, они очень поучительны и...

Урок литературного чтения на тему: «Особенности волшебного мира в авторской сказке Э.Т.А.Гофмана «Щелкунчик и мышиный король»

На данном уроке в группах проходит исследование и изучение особенностей жанра волшебной сказки в произведении Э.Т. Гофмана «Щелкунчик и Мышиный король»....

Реальный и волшебный миры в авторской сказке Э.Т.А.Гофмана«Щелкунчик и Мышиный Король»

Комбинированный урок литературного чтения в 4 классе по учебнику Н.А. Чураковой....

Урок литературного чтения в 4 классе по теме Особенности волшебного мира в авторской сказке Г. Х. Андерсена "Чайник".

Урок литературного чтения в 4 классе по теме Особенности волшебного мира в авторской сказке Г. Х. Андерсена "Чайник".Сказки не оставляют равнодушными детей никогда, они очень поучительны и и...